Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Якорная» техника. 3 страница




Виталий: Все.

С. Горин: Если ты будешь запоминать все, или сойдешь с ума. Зачем тебе запоминать, что перед тобой находится девять стульев и один диван? Или что урожайность зерновых в соседнем районе составила этой осенью 27 центнеров с гектара? Пос­тавить перед собой глобальную задачу — это все равно, что не ставить никакой задачи. Что ты кон­кретно хочешь запомнить сегодня, поскольку тебе это вскоре понадобится?

Виталий: Ну, мне скоро предстоит сдавать экза­мены в техникуме, и я подумал, что для этого нужна хорошая память...

С. Горин: Давай сразу сделаем твою цель- кон­кретной: «Я хочу легко запомнить содержание од­ного учебника — так, чтобы я его легко воспроизвел во время экзамена». Какие цели были у других участников семинара?

Олег: Я хочу не курить.

С. Горин: Это тоже не цель. Вместо того, чтобы говорить о том, чего вы не хотите делать, скажите о том, что вы хотите делать. Вы же знаете, что внушения с отрицанием не выполняются.

Олег: Я хочу спокойно смотреть на сигареты, равнодушно относиться к курению других.

С. Горин: Теперь намного лучше. В формули­ровке результата есть определенные правила, два из которых мы уже применили.

Правило первое: ваша цель должна быть очень конкретной (если цель конкретна, то конкретен и результат). Если вы ставите перед собой большую цель и считаете, что именно она вам нужна — раз­бейте ее для начала на цепочку маленьких целей, достижение каждой из которых по очереди приведет вас к этой большой цели.

Правило второе: цель должна быть конструк­тивной (формулируйте ее в терминах «я хочу делать X», а не «я не хочу делать Y»).

Правило третье: формулируя цель, обязательно определите, как вы узнаете о том, что вы ее достигли. Просто задайте себе вопросы: «Как я узнаю о том, что результат получен? Что будет внешним подтвер­ждением результата?» Как вы себя будете вести, когда получите результат? Что вы при этом увидите? Услышите? Почувствуете?

Правило четвертое: определите контекст, в ко­тором вы хотите иметь результат. (И, соответственно, контекст, в котором вы не хотите его иметь). Обычно это правило иллюстрируют мифом о царе Мидасе, который пожелал обращать в золото все, к чему прикоснется... Он просто не сформулировал нужный контекст для результата, который хотел иметь. Чтобы не оказаться на месте Мидаса, задайте себе вопросы: «Где, когда, по отношению к кому я хотел бы получить результат? Где, когда и по отношению к кому не хотел бы?..».

Правило пятое: обращаясь за помощью к под­ сознанию, определите, тем не менее, что вы можете сознательно сделать для достижения цели. Спросите себя: «На что я могу опираться для получения результата? Что я могу приобрести дополнительно, чтобы опираться на это для получения результата? Что я могу сделать уже сегодня для получения результата? Что я уже делаю для этого, и могу только продолжать это делать?».

Правило шестое: определите, не помешает ли достижение одной цели достижению других. Спро­сите себя: «Что случится, если я получу результат? Как достижение результата повлияет на другие аспекты моей жизни? Как изменятся мои отношения со значимыми для меня людьми? Есть ли во мне силы, которые будут стремиться разрушить этот ре­зультат?».

Эти простые правила могут показаться скучными или излишними, но их исполнение гарантирует нам правильный ответ на окончательный вопрос: «Хочу ли я того, чего хочу?» Сиюминутное намерение может оказаться очень далеким от того, что сам действительно нужно. У Генри Форда есть интерес­ное высказывание: «Человек имеет два мотива по­ ведения — один настоящий, и второй, который кра­сиво звучит». Если при работе с партнером вы можете опираться на «красиво звучащий» мотив, то при работе с собой лучше бы знать настоящий. Еще одно соображение, касающееся уточнения ваших целей. Подумайте о том, как вы обычно ре­шаете задачу. Я не ошибусь, наверное, если пред­положу, что вы выясняете условия задачи, пытаетесь создать цепочку действий, которые, как вам кажется, приведут к ответу...

Реплика из зала: Для того чтобы решить задачу, надо начать ее решать!

С. Горин: А вот и нет. Прежде всего надо под­умать: а есть ли задача? Тысячи людей, не задавших себе этот вопрос, тратят тысячи часов и уйму энергии на упорное решение задач типа: «Установить, яв­ляется яблоко большим или красным». Если после длительных поисков человек приходит к выводу, что «яблоко и большое, и красное» — это не является правильным ответом, потому что правильный ответ в данном случае: «Здесь нет задачи». В нейролингвистическом программировании су­ществует так называемая «Мета-Модель» — система вопросов, позволяющая отделить форму высказыва­ния от содержания, и тем самым позволяющая уз­нать истинные проблемы или цели человека. Хоро­шее описание Мета-Модели можно прочитать в книге Л. Камерон-Бэндлер «С тех пор они жили счастливо». Мне кажется, что лучше всего можно подвести итог данной теме с помощью метафоры. Итак, в одну из стран «третьего мира» приезжает энергич­ный американец и видит туземца, который валяется под пальмой. Американец подходит к туземцу и говорит: «Чего ты лежишь просто так? Залезь на пальму, стряхни несколько орехов, отнеси их на базар и продай». Тот спрашивает: «А зачем мне это нужно?». «Ну, ты продашь орехи, у тебя поя­вятся деньги, ты сможешь нанять трех работников, которые вместе с тобой будут лазить на пальмы. Вместе вы сорвете больше орехов, ты их продашь, и получишь больше денег». Туземец опять спрашива­ет: «А зачем мне это нужно?». Терпеливый амери­канец объясняет: «Ты сможешь нанять работников, они за тебя будут лазить на пальмы, срывать орехи, продавать их на базаре, а ты будешь только получать деньги и валяться под этой пальмой». Туземец от­вечает: «А я и так валяюсь!». Вспомните эту исто­рию, когда решите серьезно измениться...

Обсуждение.

Вопрос: Насколько эффективен самогипноз при болезненных операциях?

С. Горин: Применение самогипноза и гипноза при операциях имеет давнюю историю; уже в про­шлом веке были люди, готовые поставить гипноти­ческое обезболивание «на поток». Например, в 1843 году Эллиот провел более 300 хирургических опе­раций, применяя для обезболивания гипноз. Знаете, для обыденных походов к стоматологу самогипноз, пожалуй, и не нужен. Мы можем вос­пользоваться тем, что с определенной проблемой свя­зано определенное направление взгляда. Острая боль, которая бывает при стоматологических мани­пуляциях, соответствует кинестетической модальнос­ти, то есть, направлению взгляда вправо вниз. Пе­реведите взгляд вверх — и боль наполовину ослаб­нет, это уже проверено. Неважно даже, будете ли вы конструировать для себя какие-то приятные кар­тинки, чтобы отвлечься, или просто закатите глаза вверх. Есть простая техника работы с головной болью, основанная на связи направления взгляда с опреде­ленной проблемой. Можете применять ее для экспресс-помощи знакомым (или для создания репутации колдуна).

Попросите человека подумать о головной боли, а потом предложите ему смотреть на ваш палец, ко­торый вы будете двигать в разных направлениях — и уведите взгляд партнера от того направления, в котором он чувствовал боль. Боль исчезает мгно­венно (правда, ненадолго). В сексологической практике я рекомендую жен­щинам, у которых есть трудности с достижением оргазма, смотреть во время полового акта вправо вниз. Оргазм — это кинестетическая модальность, так что уход взгляда в кинестетику многим женщи­нам помогает.

Вопрос: Меня часто беспокоит бессонница, может ли самогипноз здесь помочь?

С. Горин: Разумеется. Вы можете погружать себя в сон, пользуясь техниками самонаведения транса. Но для облегчения засыпания тоже есть более про­стая техника. Подумайте о том, как вы узнаете о том, что вы уже спите? Как вы вообще отличаете состояние сна от состояния бодрствования? По каким признакам? Ответив на эти вопросы, вы узнаете собственную стратегию засыпания, и вам останется только ис­пользовать ее. Приведу собственный пример: я узнаю о том, что уже сплю, по возникновению сно­видений. Значит, стараясь сконструировать яркие зрительные образы, я могу ускорить засыпание — так оно и происходит. Самогипноз, кстати, хорошо применять для заказа определенных сновидений (с определенным сюжетом, действующими лицами), и у многих это получается довольно легко.

Вопрос: Мне иногда приходится выпивать с де­ловыми партнерами, но я хотел бы сохранять при этом трезвый ум. Может мне помочь в этом какая-то техника самогипноза?

С. Горин: Этот вопрос обозначает несколько про­блем. Во-первых, что значит «мне приходится»? Слова типа «приходится», «должен», «вынужден» — это любимые слова советского сознания, которые не всегда имеют смысл. И для того чтобы выяснить, есть ли смысл в вашем «должен» или «приходится», попробуйте задать себе вопросы: «Что меня вынуж­дает? Что произойдет, если я этого не сделаю?». В каждом «должен» подразумевается «иначе» («до­лжен сделать это, иначе будет то») — подумайте, есть ли «иначе» в ваших «должен». Во-вторых, с помощью самогипноза вы можете организовать ваше поведение так, чтобы можно было достигать цели без опьянения — то есть, вы можете задействовать самогипноз для повышения эффек­тивности своего трезвого общения. И в-третьих, был вопрос о том, как не подда­ваться опьянению. Мы можем использовать вашу стратегию опьянения. Как вы узнаете о том, что вы — в опьянении?

Ответ: У меня кружится голова и становится горячо в желудке.

С. Горин: В какую сторону кружится голова?

Ответ: По часовой стрелке.

С. Горин: Значит, для борьбы с чувством опь­янения вам надо ощутить вращение головы против часовой стрелки (между прочим, это легче сделать, чем кажется на первый взгляд), одновременно вспом­нив, как мороженое холодит желудок. Использова­ние собственной стратегии позволит вам за пятнад­цать минут выйти даже из глубокого опьянения.

Реплика: Меня удивляет, что вы преподаете са­могипноз, и тут же говорите о том, что в большом числе случаев он не нужен. Так где же он все-таки нужен?

С. Горин: Есть достаточно общее правило — если можно чего-то достигнуть простым путем, не ищите сложных. Для достижения многих целей, о которых вы говорите, есть более простые методики, чем самогипноз. Например, такая цель, как повыше­ние творческой активности... Один из моих знако­мых достигал ее очень оригинальным способом. Когда ему нужно было решить сложную математи­ческую задачу, он это делал в постели с женщиной: дожидался ощущения огромного подъема, прилива энергии — и направлял эту энергию на решение задачи. Понятно, что такая методика относится к психологическому садизму, но, в принципе, человек все сделал верно — взял ощущение в одном кон­тексте и перенес в другой. Вот этот навык, навык переноса чувств из контекста в контекст, является хорошей альтернативой самогипнозу (разумеется, приведенный мною конкретный пример я вам не рекомендую.,.). Другая альтернатива самогипнозу — работа с собственной стратегией определенного действия или создания определенной проблемы. Узнайте свою стратегию — и либо делайте так всегда, чтобы по­высить эффективность действия, либо делайте на­оборот, чтобы избавиться от проблемы. Что касается конкретных целей для самогипноза, то их достаточно много. Вы можете серьезно помочь себе оставаться здоровыми с помощью самогипноза, можете помочь себе выздороветь от многих заболе­ваний (начиная с простудных и заканчивая онколо­гическими — описаны и такие случаи). Можете повысить эффективность своих действий или своего поведения в деловом общении, для этого даже су­ществует отработанная схема:

Шаг 1. Попросите подсознание вспомнить все те случаи (или один-единственный случай), когда вы действовали или вели себя очень эффективно.

Шаг 2. Попросите подсознание выделить главное в вашем поведении или ваших действиях, от чего зависел успех.

Шаг 3. Попросите подсознание воспроизводить эти главные моменты ваших действий или поведения каждый раз, когда для этого имеется подходящий контекст, и пусть подсознание делает это автомати­чески. Думаю, на первое время вам этого хватит.

Вопрос: Я читал книжку о колдунах, и там го­ворилось, что колдуном может стать только тот, кто сможет смотреть в глаза человеку пять минут, не моргая. Есть ли в этом смысл?

С. Горин: Не знаю, какой тут смысл с «колдов­ских» позиций... Возможно, это просто желание ог­радить свои навыки от непосвященных. Ведь «смот­реть, не моргая» — это инструкция с отрицанием, и выполнить ее сложно; такая инструкция может служить заменой слову «отвяжись!» Я могу сказать кому-то из вас, что он сможет стать великим чело­веком, если сможет в течение пяти минут не думать про белого медведя. Вы поймите: есть белый медведь, он большой и лохматый, но думать о нем нельзя!

Реплика: Я от него теперь до завтра не отвя­жусь...

С. Горин: Успокойтесь, вы сможете стать вели­кими людьми, продолжая думать про белого мед­ведя. Я не могу оставить вас без выбора... По-моему, система колдовства должна походить на наш семи­нар в переводе на древнеславянский...

Вопрос: По-вашему, порчи и сглаза нет?

С. Горин: По-моему, этот вопрос является типич­ной несуществующей задачей. В рамках диалекти­ческого материализма, которого мы придерживаемся, вопрос не имеет смысла.

Напутствие.

Семинары вроде нашего принято заканчивать тем, что ведущий наводит транс на группу и дает набор постгипнотических инструкций. Но вы очень много занимались трансами, я боюсь вызвать у вас пере­дозировку, поэтому попробую сформулировать на­путствие так, чтобы его воспринимало только ваше сознание (а вы попробуйте не впадать при этом в транс).

Мне бы не хотелось, чтобы вы считали, что пол­учили на семинаре новое мировоззрение и пакет стропроцентных истин в придачу. Я думаю, что вы получили набор гипотез, более или менее объясня­ющих то, что иногда происходит в человеческом общении. Если где-нибудь когда-нибудь вы будете настаивать на предыдущей версии, я объявлю все, сказанное мною до сих пор, ложью от начала до конца. Какой гипноз, в самом деле? Кто из вас держал его в руках, измерял линейкой? Вы пол­учили набор инструментов и узнали, как ими пол­ьзоваться, вы поняли, что они могут работать — но почему они работают, я не знаю и сам.

И я не знаю, почему все эти вещи начинают работать только тогда, когда вы начинаете их ис­пользовать. Учебник, руководство, самоучитель — это самые обманчивые вещи на свете: они дают иллюзию умения и иллюзию знания. Мне иногда кажется, что люди платят за учебник, чтобы отку­питься от необходимости что-то делать или что-то узнавать. Поэтому держите свои конспекты (или эту книжку) под рукой, читайте их за обедом, оставляя на них пятна, читайте за прилавком, немилосердно перегибая переплет — и проверяйте в действии все, что прочитаете. Можно купить сотню книг про обу­чение плаванию, но чтобы научиться плавать — надо плавать...

Есть люди, которые испытывают трудности при любом выборе. Они не могут рещить, в какую дверь автобуса войти, не знают, с чего начать изложение дела... Если вам покажется, что вы готовы применять в работе гипнотические техники, но не знаете, с чего начать — я разрешаю вам воспользоваться моей стратегией принятия решений, стратегией выбора. Я долго держал ее в секрете, используя только в особо важных случаях. Она очень эффективна и столь же проста: сделайте выбор между орлом и решкой и бросьте монетку...

Я сожалею, что у нас мало времени для того, чтобы вы научились притворяться. Милтон Эриксон говорил: «Вы можете притвориться мастером какого угодно дела — и справиться с этим делом. Совер­шенно неважно, умете ли вы гипнотизировать пли нет. Вернувшись домой, просто притворитесь гипно­тизером. Люди пойдут за вами и начнут притво­ряться, что они погружаются в транс. И через не­которое время им надоест притворяться, и они за­будут, что всего лишь притворяются... Но не давайте себя одурачить, и не забывайте, что вы всего лишь притворяетесь».

Я был рад познакомиться с вами и кое-чему научиться от вас. До свидания.

 

 

ГЛАВА 8. ПОСТСКРИПТУМ (ПОСЛЕ НАПИСАННОГО)

 

В человеческом общении нет ошибок, есть только результаты. Весь смысл общения состоит в его ре­зультате: если вы получили не тот ответ, значит, вы задали не тот вопрос. Если вы сказали кому-либо комплимент, а человек оскорбился, то смысл ва­шего сообщения — оскорбление. Если вы захотите еще раз оскорбить этого человека, то вы знаете, как это сделать, но если вы решите все же похвалить его — попробуйте сказать что-нибудь другое. Этот постулат нейролингвистического програм­мирования кажется мне хорошей метафорой о не­обходимости получения обратной связи при обще­нии. В самом деле — когда я обучаю людей гипнозу, то мне нужно знать, чему же они научились в дей­ствительности. Группа, с которой я занимался (и занятия с которой послужили основой для предыду­щих семи глав), дала мне обратную связь, пригласив меня провести занятие через три недели. Теперь я могу утверждать, что знаю те вопросы, которые ос­таются после семинара у начинающих гипнотизе­ров... Я, правда, не уверен, что в точности знаю ответы на эти вопросы. Настоящая глава состоит, как и прежние, из во­просов и ответов, но на самом деле это — «фило­софская» глава.

Неудача и успех (стенограмма семинара).

Юра: У меня возникла проблема с удержанием транса — в течение трех минут я могу удерживать партнера в трансе, но дольше — не получается.

С. Горин: А зачем его удерживать дольше в твоей работе? Ты ведь не занимаешься обезболива­нием хирургических операций. Ты общаешься с ре­альными или возможными покупателями. Мне ка­жется, что твоя проблема — в том, что ты заранее не обдумываешь, как использовать полученный транс. Мне иногда интересно слушать людей, которые признаются в своих неудачах. Одна женщина, ле­чившаяся ранее по поводу ожирения, о своей не­удаче говорила так: «Я полтора года держалась в хорошей форме, а потом опять растолстела. Навер­ное, лечение на меня не действует». Вы только пред­ставьте себе: полтора года человек пользовался пол­ученным результатом, но расценил это как неудачу! Эта женщина совершенно не учла, что она меняется, и меняются обстоятельства вокруг нее — просто работа, проведенная полтора года назад, перестала удовлетворять изменившуюся личность.

Юра: Нет, у меня была другая ситуация. Я задавал вопросы человеку, погруженному в транс... Знаете, я заметил, что этот человек любит разгова­ривать сам с собой; я это использовал — подстро­ился к нему незаметно и стал задавать вопросы. В течение трех минут он мне отвечал, а потом перестал.

С. Горин: Твои вопросы были рассчитаны на ответы типа «да-нет»?

Юра: Да.

С. Горин: Тогда, скорее всего, дело тут не в поддержании трансового состояния, а в поддержании раппорта. И даже не обязательно, что раппорт здесь был утерян: возможно, ты слишком углубил транс у партнера, и у него оказались заторможенными речевые навыки. Он продолжал отвечать тебе — головой, телом, руками — тебе просто следовало заранее позаботиться о том, чтобы научиться разли­чать несловесные ответы партнера. Есть хорошее упражнение для этого.

Упражнение № 21. Выполняется в парах. Парт­нер А задает партнеру Б три вопроса, на которые вероятно получить ответ «да» («Тебя зовут Юра? Ты живешь на правом берегу? Тебе 25 лет?» и т. п.). Затем партнер А задает три вопроса, на которые вероятен ответ «нет». («Ты ходишь в детский сад? Ты получаешь пенсию?» и т. п.). Задача партнера Б — давать достаточно искренние ответы. Задача партнера А — внимательно следить за несловесными характеристиками положительного и отрицательного ответов: интонация, движения головы, мимика, дви­жения рук, движения глазных яблок, цвет кожи лица. На втором этапе упражнения партнер А задает партнеру Б три случайных вопроса, ответа на кото­рые не может предполагать. Партнер Б может от­вечать (на словах) неискренне. Задача партнера А: определить по ранее полученным несловесным ха­рактеристикам ответов, на какие из вопросов второго этапа он получил положительный ответ, и на какие — отрицательный. После этого партнеры меняются ролями.

С. Горин: Поскольку вы все справились с уп­ражнением, мне остается только рассказать о воз­можном использовании этого навыка. В любых встречах с деловым партнером дайте ему несколько «установочных» вопросов, чтобы определить его не­словесные ответы «да» и «нет». После этого вы будете точно знать, что он подразумевает фразой «Мы обдумаем ваше предложение» или «Я посове­туюсь с акционерами». Вы будете знать сразу же, какой ответ получили, и вам не нужно будет ждать, когда он «обдумает» или «посоветуется» — можно действовать, исходя из полученного ответа. Если он согласен — можно подождать, если несогласен — ищите другого партнера, не дожидаясь отказа на словах. Этот же навык используется в гадании. Данте партнеру очень неопределенное описание, а потом детализируйте описание, используя несловесное со­гласие или несогласие партнера с тем, что вы гово­рите. В любом гадании есть предварительная беседа, в ходе которой задаются «установочные» вопросы. И вот вы говорите что-то вроде: «У тебя в прошлом было важное событие...». Это очень неопределенное описание, с которым партнер, скорее всего, согласится (в самом деле, у кого же из нас в прошлом не было важного события?). Затем вы осторожно продвига­етесь вперед: «Это событие было связано с женщи­ной...». Если вы сразу получили ответ «да», то вы просто угадали, если ответ «нет», то срочно ис­правьте положение: «Нет, оно было связано с мужчиной». И дальше вы движетесь в том же направлении: «Он был старше тебя — младше тебя, он был блондином — брюнетом» и т. д. Когда вы подойдете к предсказаниям будущего, раппорт будет достаточно прочным для того, чтобы партнер сам впоследствии выбирал из происшедших событий те, которые соответствуют вашим «предска­заниям». Конечно, и предсказания должны быть достаточно неопределенными. Вот, скажем, «казенный дом и встреча в нем»: к описанию подходит вокзал, гостиница, тюрьма, учебное заведение и тысяча дру­гих вещей. Что означает «червонная дама»? Это сверхобобщенное понятие, и если ваш партнер — не гомосексуалист, то какая-то дама у него будет, и он сам выберет, которая из дам подходит к описа­нию. Если вы когда-нибудь в шутку решите «погадать» знакомым, обратите внимание, что в ходе этого дей­ствия они сами погружаются в транс (просто потому, что им приходится все время обращаться к внут­реннему опыту, а не внешнему миру) — и это можно использовать в своих интересах.

Наташа: У меня есть трудности с подстройкой. Не всегда удается хорошо подстроиться к партнеру заранее, поэтому мне кажется, что и потом у меня ничего не получится.

С. Горин: «Мне кажется» — значит, «я не про­бовала», так? Попробуй! Вы почему-то считаете, что подстройка — это что-то очень долгое, нудное, скуч­ное, но ведь это не так! (С. Горин посмотрел на часы). Одно мое движение — и вы подстроились! Ищите такие шаблоны для быстрой подстройки — здесь сам шаблон вызывает подстройку партнера. Посмотреть на часы, поправить прическу, поправить галстук... Если кто-то из вас считает, что подстройка у него получается плохо — используйте чаще разрыв шаб­лонов. Ваши покупатели это делают постоянно и мастерски. Вспомните один из диалогов М. Задорнова: «Почем помидоры? — Двадцать. — А за тридцать отдашь?» — и продавец в трансе. В обы­денной жизни таких примеров масса, магазин — это своего рода музей этих примеров. «Девушка, у вас ноги есть? Вчера у вас печень была, а сегодня я ее что-то не вижу... Я хотел взять языка, а кассирша выбила мне мозги» — будни одного только мясного отдела! Можно накопить для использования обороты речи, изменяющие прямой и переносный смысл. Если мы говорим про кого-то, что он «протянул ноги», мы имеем в виду, что человек умер. Но в этом выражении есть и прямой смысл, который можно использовать, как инструкцию партнеру — «расслабиться и вытянуть ноги вперед». Подобных выражений, имеющих разный смысл для сознания и подсознания, много в любом языке. «Взять себя в руки», «тащить себя за волосы»... Думаю, что их тоже можно как-то обыграть в контексте делового общения.

Наташа: А если неудача все же произошла?

С. Горин: Я намеренно не буду конкретизировать это высказывание о неудаче и поговорю предельно неопределенно. Любой психотерапевт—специалист по неудачам, располагающий своим набором страте­гий выхода из них. Если неудача все же произошла, то можно при­твориться, что ее не было. Можно прокомментиро­вать то, что случилось («Итак, вам не стало лучше. Итак, вы этого не хотите»). Комментарий помогает убрать эмоциональное отношение к неудаче, рас­сматривать ее как базу для дальнейшей работы. Можно сделать непроницаемое лицо и дать неопре­деленные инструкции с кучей предположений о том, что в будущем нужные изменения появятся. И, наверное, самый существенный момент в вос­приятии неудачи: надо понять, что ваш партнер не умеет читать мысли. Он не знает, к какому резуль­тату вы стремились — и не знает, достигли вы его или нет. Не думайте за партнера — и не приписы­вайте ему свои мысли. Мы с вами много говорили о неудачах, но я хотел бы предостеречь вас еще и от успеха. Пусть ваш успех будет только вашим, уберите на время куда-нибудь свое тщеславие. Один из мифов советского сознания, все еще сохраняющий актуальность — «коллективное должно преобладать над личным» — имеет интересное следствие: эффект черной зависти. «Если ты живешь лучше меня — значит, ты хуже меня, и я это докажу». Мне понадобилось довольно много времени, чтобы понять, что о моих успехах должны знать пациенты, но не коллеги. Люди гораздо охотнее прощают кому-либо преступление, чем успех...

Виталий: Я хотел применить в рекламе отдельные речевые стратегии использования транса, но это уве­личивает объем объявления, и, соответственно, его стоимость. Честно говоря, я сомневаюсь, что нужно идти на лишние затраты. Мне не верится, что такие простые вещи работают.

С. Горин: Не хочу никого обидеть, но все же приведу высказывание одного американского редак­тора газеты. Он говорил своим сотрудникам: «Счи­тая своих читателей идиотами, не забывайте, что читательницы — еще глупее». Любая гипнотическая техника в рекламе сработает.

Глубокие изменения личности.

С. Горин: Теперь я хотел бы поговорить о вашем почти общем желании глубоко измениться, стать со­вершенно другими. С восторгом новичков вы бро­саетесь в самогипноз и ставите перед собой глобаль­ные задачи! Хорошо, конечно, что ни у кого из вас нет язвы желудка или гипертонической болезни, ко­торыми и стоило бы заняться на первых порах. Но, по-моему, вы подходите к переделке своей личности так же, как к ремонту телевизора, деталь­ных принципов работы которого вы не знаете в той же степени, в какой не знаете принципов работы психики. У дилетанта есть два подхода к ремонту телевизора: или ударить по нему кулаком, или пок­рутить все ручки подряд; причем и то, и другое делается на всякий случай. Я не могу особо упрекать вас в этом, потому что переделка личности в психиатрии производится по­хожим способом: личность сильно встряхивается, все части личности приходят в движение, а потом, по­добно игрушечным кубикам, собираются в другом порядке.

Реплика: Психиатр их собирает?..

С. Горин: Нет, психиатр как раз подбрасывает (смех в зале), собираются они сами. Если плохо собрались — подбрасывает еще раз. Дело даже не в методике изменений личности, дело в том, что надо соблюдать правила «хорошо сформулированного результата». Многие ли из вас это делали? Любая поставленная вами цель должна вписываться в контекст других целей, поэтому есть еще один важный вопрос: что я буду делать после того, как достигну первой цели?

...Одна из экспедиций к Северному Полюсу окон­чилась очень печально. Люди пришли к полюсу, осмотрелись... и им стало грустно. Ну, мы сюда пришли, цель достигнута, вот мы здесь, среди льдов, на морозе... Ну и что? Моральный дух участников экспедиции резко упал, обратно вернулись единицы. Мне много приходилось работать с алкоголиками. Все они ставят перед собой цель: «Хочу быть трез­вым». И всех их ставит в тупик простой вопрос: «Что вы будете делать, когда станете всегда трез­вым?» Поскольку поведение после достижения цели не было разработано, эта цель кажется никчемной: никто алкоголика не награждает, мир вокруг не изменился... Более того, он теряет часть своих дру­зей — им неинтересно с ним общаться, он всегда трезв. Итак, работая с собой, всегда различайте ваше намерение («Чего мне хочется?») и вашу истинную цель («Чего я хочу?»). Американцы говорят: «Мы покупаем не апельсины, а здоровье, не автомобили, а престиж». Определите, что вы покупаете! И еще одно соображение о желанных целях и способах их достижения. Из предварительных раз­говоров с вами я понял, что вы по-прежнему сбива­етесь на обычную стратегию: «если что-то не пол­училось — делай то же самое, только сильнее». Если выбудете делать то же самое, то вы и получать будете то же самое! Но люди обожают биться об одни и те же грабли несколько раз... Я хотел бы сформировать у вас другую стратегию: «если что-то не получается — попробуй сделать что-нибудь дру­гое». А если в результате применения чего-то дру­гого цель все равно не достигнута с трех попыток — подумайте о целесообразности достижения имен­но этой цели. Может быть, вам нужна другая? Из предварительных бесед с вами я понял, что есть еще одна достаточно общая для вас проблема, что и неудивительно, если учесть ваш возраст. Я говорю о чувстве ревности, которое многим из вас отравляет жизнь. Поскольку тема ревности — «лю­бимая» тема психиатров, я и поработаю с ней в качестве психотерапевта, используя полученные вами знания и «семинарскую» терминологию. Типичная внутренняя стратегия ревнивца — «вижу-чувствую». Когда человек ревнует, этот про­цесс начинается с конструирования зрительных об­разов: человек выдумывает и рассматривает картин­ки о том, что его сексуальный партнер находится в объятиях другого (другой). Далее, ревнующий поз­воляет этой сцене логически развиваться, создавая целый фильм по своему сценарию, и когда приходит черед самой неприкрытой порнографии, он испыты­вает чувство неудовлетворенности по этому поводу, называемое «ревностью». При встрече с сексуаль­ным партнером в реальной жизни ревнующий отно­сится к партнеру так, будто все содержание его «внутреннего фильма» происходило на самом деле — и меняет свое реальное отношение к партнеру (это закономерно — внутренний опыт часто не де­лает различий между выдуманными и реальными событиями, для него все события реальны). Если вы пользуетесь этой типичной стратегией, то я вам предлагаю запомнить некоторую последова­тельность действий и пройти через эту последова­тельность. Вы начинаете процесс ревности как обыч­но — создаете картину «Партнер в объятиях дру­гого». (Обратите внимание на то, что вы всегда были только зрителем своих внутренних фильмов, а не действующим лицом). Когда картинка стала филь­мом и вы подошли к самому интересному — уберите из кадра «соперника» и поставьте на его место себя! Делайте так каждый раз, когда вам захочется по­чувствовать ревность. Такой подход более конструк­тивен, вы можете не менять своих чувств и своего отношения к реальному партнеру; кроме того, вы можете при встрече с партнером повторить в реаль­ной жизни то, что вам дала ваша фантазия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.