Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационное управление технологической реструктуризацией предприятий промышленности




Выбор оптимальных моделей технологической реструктуризации промышленных предприятий.

Инновационное управление технологической реструктуризацией предприятий промышленности.

Тема 8. Моделирование технологической реструктуризации предприятий промышленности и ее особенности

Технологическая реструктуризация представляет собой составную часть комплексной реструктуризации предприятия. Подавляющее большинство предприятий Украины диверсифицировано, различные виды их продукции технологически не связаны между собой. Активы таких предприятий формировались при административно-командной системе. Нынешние трудности со сбытом продукции приводят к росту накладных расходов, а значит к снижению ценовой конкурентоспособности. Комплексы вспомогательных и обслуживающих производств характеризуются неудовлетворительным техническим уровнем, поэтому их услуги основному производству не эффективны, а само их существование служит причиной увеличения непроизводительных расходов. Технико-технологическая отсталость многих предприятий, отсутствие инвестиционных возможностей, высокий уровень концентрации производства обуславливают несоответствие технологий, объема и структуры активов предприятий требованиям внешней среды и необходимости в продукции. Устранить эти факторы можно путем технологической реструктуризации, в ходе которой внедряются новые технологии, улучшаются существующие.

Для возможной реализации разработаны модели технологической реструктуризации действующего производственного процесса.

Технологическая реструктуризация характеризуется длительностью осуществления технологических изменений, их сложностью, стоимостью и необходимостью в НИОКР и инновациях. Эти критерии определяют вероятность успеха технологической реструктуризации. С практической точки зрения при реструктуризации предприятия, его структурных подразделений для того, чтобы решить вопрос, «как» реформировать, необходимо проанализировать технические возможности предприятия.

Анализ нынешнего экономико-правового, технического состояния предприятий промышленности позволил выделить основные аспекты моделирования, которые характеризуют его как объект реформирования и определяют экономическую эффективность его технологической реструктуризации.

Технологическая реструктуризация предприятия предусматривает:

разработку оптимальных моделей организации производства с учетом объемов производства ориентированных на спрос, и видов продукции, а также технического состояния имеющихся агрегатов;

привлечение инвесторов для ввода его в эксплуатацию технологически новых производственных мощностей (для осуществления указанной цели предлагается создать совместные предприятия в виде АО, не имеющее обязательств перед государством и кредиторами);

выделение из уставного фонда излишних производственных мощностей с дальнейшей их приватизацией как отдельных объектов, консервацию или ликвидацию;

выделение из уставного фонда объектов незавершенного капитального строительства, не имеющих первостепенного значения, а также неустановленного оборудования, для дальнейшей их приватизации как отдельных объектов в соответствии с действующим законодательством;

реализация объектов промышленного и непромышленного назначения, не связанных с основной производственной деятельностью;

Модели процессов реструктуризации предлагаются на основе технического состояния агрегатов, привлекательности для инвесторов и анализа финансово–экономического состояния, который позволил установить, что экономические показатели и показатели эффективности производства структурных подразделений не одинаковы. Это необходимо учесть при реструктуризации и определении ее этапов. Необходимо отметить также, что непромышленная группа цехов в основном работает за счет дотации от основного производства и их затраты увеличивают стоимость продукции.

Модель 1. Строительно-монтажный трест ОАО «ММК», предлагается выделить в самостоятельное структурное подразделение. В настоящий момент в состав строительно-монтажного треста входят: строительно-монтажное управление №1; строительно-монтажное управление №2; цех товаров народного потребления; кирпичный завод; бетонорастворный узел; участок механизации; столярный участок; асфальтный участок.

По сравнению с 2000 годом в 2003 году значительно уменьшились объемы строительно–монтажных работ, увеличилась кредиторская задолженность с 2,8млн.грн. до 6,1млн.грн. Как положительный фактор следует отметить опережение темпов роста реализации (К=1,19) над темпами роста товарной продукции (К=1,15), что связано с улучшением расчетов по реализованной продукции цехом товаров народного потребления. Экономико-правовая деятельность строительно-монтажного треста в составе комбината в кратком виде сводятся к следующему:

имущество строительно-монтажного треста является собственностью комбината. За строительно-монтажным трестом закреплены в пользование основные фонды и объекты незавершенного строительства (которые могут иметь инвестиционную привлекательность). Основные фонды и оборотные средства будут передаваться согласно предложенной методике по разделительному балансу;

строительно-монтажный трест от имени комбината заключает договоры с потребителями продукции и с поставщиками сырья, материалов, оборудования. Расчеты осуществляются через текущий счет строительно-монтажного треста за счет получаемых средств от реализации продукции и услуг;

строительно-монтажный трест согласовывает с комбинатом потребность в продукции по видам и ассортименту с учетом бартерных сделок, капитальных ремонтов и выполнения подрядных работ на комбинате;

комбинатом планируются показатели объемов производства в натуральном выражении, суммы плановой прибыли от товарной продукции, затраты на 1 грн. товарной продукции в целом по строительно – монтажному тресту, средняя зарплата работающих, предельная численность, планирование себестоимости осуществляется непосредственно строительно – монтажным трестом;

строительно-монтажный трест ежемесячно разрабатывает финансовый план с отражением объемов поступления денежных средств по текущему счету, объемов взаимозачетов;

цены на готовую продукцию строительно-монтажный трест устанавливает самостоятельно. Отпуск готовой продукции на сторону производится с начислением НДС на основании действующих нормативных документов. Отпуск готовой продукции по внутреннему перемещению производится по фактической себестоимости.

Из этого следует, что строительно-монтажный трест, численность трудящихся которого превышает 500 человек, весьма ограничен в принятии экономических решений, а доля его самостоятельности уравнена с другими подразделениями, экономически менее эффективными.

В итоге, противоречивый характер динамики объемных и качественных показателей работы комбината, различие в сортаменте готовой продукции (услуг) подразделений, а значит и различие в рынках сбыта, необходимость повышения экономической самостоятельности и ответственности свидетельствуют о целесообразности проведения реструктуризационных мероприятий, направленных на повышение конкурентноспособности продукции, снижение издержек производства, повышение самостоятельности и ответственности структурных подразделений, производств, входящих в состав строительно-монтажного треста.

Важнейшим положительным фактором, который следует учесть, является самостоятельность строительно-монтажный треста, как юридического лица, в результате чего он получит возможность более широкого привлечения инвесторов.

ЛІТЕРАТУРА

1. Амоша О.І. Економічні та соціальні напрями комплексної реструктуризації промисловості України. – Донецьк: ІЕП НАН України,1997.-96с.

2.Амоша О.І., Новак І.М. Соціальні аспекти реструктуризації підприємств.- Донецьк: ІЕП НАН України, 1999.-75с.

3. Булеев И.П., Брюховецкая Н.Е. Проблемы реструктуризации предприятий // Экономика промышленности.-1999.-№3-С.79-90.

4. Булеев И.П., Брюховецкая Н.Е. Антикризисное управление предприятием.-Донецк: ИЭП НАН Украины, 1999.-174с.

5..Бухгалтерський облік та фінансова звітність в Україні. -Дніпропетровськ: ТОВ «Баланс–клуб». –2000. -768с.

6.Голобоков С. Децентрализация управления предприятием// Проблемы теории и практики управления.-1991.-№5-6.-С. 129.

7. Горловский З.И. Опыт реструктуризации ОАО «Электромаш»// Государственный информационный бюллетень о приватизации.-2000.-№3.-С.66.

8.Елекоев С., Зондхоф Г., Кролл Х. Реструктуризация промышленных предприятий// Вопросы экономики. –1997.-№9.-С.13.

9.Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 30 июня 1999г.№ 784-ХIV// Баланс. -2000.- март.-С.3-38.

10.Закон Украины «О приватизации имущества государственных предприятий»// Ведом. Верховного Совета Украины.-1992.-№24.-ст.348.

11.Закон Украины «О собственности»// Відомості Верховної Ради.-1991.-№20.- ст.249.

12. Закон Украины «О хозяйственных обществах»// Ведомости Верховного Совета Украины.-1991.-№49.-ст.682.

13.Закон України “ Про державну програму приватизації”// Відомості Верховної Ради.-2000.-№33-34.-ст.272.

14.Закон України «Про передачу об’єктів права державної та комунальної власності// Український інвестиційний журнал“WELCOME”.-1998.-№11-12.-С.63.

15.Закон України «Про підприємства в Україні»// Відомості Верховної Ради.-1991.-№24.- ст.272.

16.Закупень В., Злобин Б. Эффективность реструктуризации отрасли// Экономист.-2000.-№4.-С.7.

17.Кальниченко Л., Мендрук А. Реструктуризация предприятия в условиях становления рыночной среды// Экономика Украины.-2000. -№10.-С.27.

18.Карлик А., Гришпун Е. Реструктуризация в стратегии развития промышленных предприятий// Проблемы теории и практики управления.-2000.-№6.- С.87.

19.КеранчукТ.Финансовая стабильность предприятия и методические аспекты ее оценки// Экономика Украины.-2000.-№1.-С82-85.

20.Керимов В.А. Опыт реструктуризации предприятий в Автономной республике Крым// Государственный информационный бюллетень о приватизации.-2000.-№5.-С.13-15.

21.Козаченко В.Г., Воронкова А.Е., Коренев Е.Н. Основы корпоративного управления. –Луганск: ВНУ.-2001.-480с.

22.Козаченко С., Лузин А. Человеческий фактор в реструктуризации предприятия// Бизнес - Информ.-1997.- №22. - С.32.-33.

23.Козляковская О.И. Банкротство как форма реструктуризации// Український інвестиційний журнал“WELCOME”. –1998.-№11-12.-С.28-29

24.Концепция реформирования предприятий// Вопросы Экономики.-1997.-№9.-С.4-12

25.Концепція роздержавлення та приватизації підприємств України// Урядовий кур’єр.-1991.-№25-26. (Орієнтир).

26.Концепція державної промислової політики України / Чумаченько, О.І.Амоша, М.І.Іванов та ін. –Донецьк: ІЄП НАН України,2000.-424с.

27.Конча Л. Никопольский пивденнотрубный: реструктуризация продолжается// Металл.-2000.-№7.-С.63-66.

28.Красько И. Правовая природа разделительного баланса// Гражданское право.-1996.-сентябрь.-С.20.

29.Кузьменко Л.М., Ращупкина В.Н. Формирование конкурентной системы управления промышленным предприятием/ Економіка, менеджмент, підприємство. Збір. наук. праць. Східноукраїнський національний університет. - Луганськ: -2001.-№4. -С.160-165.

30.Лексин В.Н., Шевцов А.Н. Незаметная реформа. Передача социальных объектов предприятий в муниципальную собственность// Российский экономический журнал.-1998.-№1.-С.34- 43.

31.Макаров Л. Распродажа в пользу госбюджета// Металлы Евразии.- 1998.-№1- С. 24-30.

32. Мамутов В.К.Хозяйственное право // К.: Юринком интер, 2002-910с.

33. Мендрук А., Кальченко Л., Технологическая реструктуризация// Экономика Украины.-1998.-№8.-С.15.

34.Мессенгиссер М. Проблемы организационных структур управления российским рынком// Вопросы экономики. –1997. -№6.-С.48.

35.Методика интегральной оценки привлекательности предприятий и организаций// Державний інформаційний бюлетень про приватизацію. –1998.-№7.-С.18-28.

36.Методические указания по проведению реструктуризации государственных предприятий// Державний інформаційний бюлетень про приватизацію. –1998.-№7.-С.15-17.

37.Мизерная Т.О. О реструктуризации предприятий// Экономика Украины.-1999.-№6 -С.86-

38.Мильнер Б.З. Теория организаций. -М.: ИНФРА-М, 1998.-326с.

39. Методика проведения углубленного анализа финансово-хозяйственного состояния неплатежеспоособных предприятий и организаций// Государственный информационный бюллетень о приватизации.-1997.-№7.-С.41-51.

40.Одинцов М., Ежкин Л. Реструктуризация - пути повышения конкурентоспособности производства// Экономист.-2000.-№10.-С.58-65.

41.Положение о порядке приватизации структурных подразделений (единиц) предприятий (объединений). Приказ ФГИ Украины и Антимонопольного комитета Украины. №265 от 04.05.94г // Государственный информационный бюллетень о приватизации.-1994.-№9.-С.28-

42.Положение о порядке раздела предприятий и объединений и отделения от них структурных подразделений и единиц. Приказ Министерства экономики. Украины, Министерства статистики Украины, Антимонопольного комитета Украины - №43 / 79 / 5. от 20.04.1994р. // Бюлетень законодавства і юридичної практики України.-2001.-№1: Антимонопольне законодавство України.-С.153-158.

43.Положение о холдинговых компаниях, которые создаются в процессе корпоратизации и приватизации// Бизнес.-1994.-№20.-С.1-7.

44.Положення про передприватизаційну підготовку підприємств// Український інвестиційний журнал“WELCOME”.-1998.-№11-12.-С.70.

45.Пор затвердження Положення про порядок реструктуризації підприємств: Наказ ФДМУ від 21 серпня 2000р.№1741// Офіційний вісник України.-2000.-№36.-Ст.1562.

46.Постанова Кабінету Міністрів України «Про Український центр реструктуризації підприємств та розвитку приватного сектору» від 3 листопада 1998р №1736 // Офіційний вісник України”.-1998.- №44-Ст.1633.

47.Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении положения О Порядке проведения санации государственных предприятий» №67от 08.02.94г.№6.-Ст.141.

48.Постановление Кабинета Министров Украины “ О поэтапной передаче в коммунальную собственность объектов коммунальной инфраструктуры, которые принадлежат субъектам предпринимательской деятельности” от 19.02.1996г. №222//Зібрання постанов Уряду України.-1994.-№7-Ст.222.

49.Постановление Кабинета Министров Украины “О проведении индексации основных фондов и определении размеров амортизационных отчислений на полное их восстановление в 1995 году” от 17.01.95г. №34 // Государственный информационный бюллетень о приватизации.-1995.-№3.—С.12-18.

50.Постановление Кабинета Министров Украины “ Про заходи щодо реалізації діяльності Кабінету Міністрів України” №1396 от 18.11.1996г.// Нормативні акти України.-1999.

51.Рязанова Н.С Реструктуризація й ефективність економіки// Фінанси України.-1999.- №9.-С.71-76.

52. Ращупкіна І.А., Ращупкіна В.М. Структурна перебудова в металургійній промисловості// Управління економікою перехідного періоду. - Донецьк: НАН України.-2000. -С.216-230. (Особистий внесок автора: конкретизація програми структурної перебудови металургійної промисловості Донбасу).

53. Кузьменко Л.М., Ращупкіна В.М. Формування конкурентної системи управління промисловим підприємством/ Економіка, менеджмент, підприємство. Зб. наук. праць. Східноукраїнський національний університет. - Луганськ. -2001.-№4.-С.160-. (Особистий внесок автора: рекомендації з удосконалення формування конкурентної системи управління промисловим підприємством).

54. Ращупкіна В.М. Організаційна структура як стратегія розвитку підприємства// Управління економікою перехідного періоду. - Донецьк: НАН України.-2001. С.213-224.

55.Ращупкіна В.М. Реструктуризація і новий тип організаційних структур металургійних підприємств// Наукові праці. Сер.: Економіка: - Луганськ: СНУ.- 2001. Вип. №6. –С.103-109.

56. Ращупкіна В.М. Тенденції організаційних перетворень на підприємствах металургійного комплексу// Економічні проблеми і перспективи стабілізації економіки України. - Донецьк: ІЕП НАН України.-2001. С. 295-302.

57. Ращупкіна В.М. Методичне положення по складанню розділового балансу в процесі реструктуризації підприємств промисловості// Продуктивність:- Краматорськ.-2002. -№2- С.9-12.

58. Ращупкіна В.М. Оцінка ефективності функцій управління на промислових підприємствах// Теорія та практика управління у транформаційний період”: Тези доп. всеукраїнської наук.-практ. конф. (Донецьк, 4-6 жовтня 2001р.).-Т.3. Промислові підприємства в умовах економічної трансформації.-Донецьк: ІЕП НАН України.-2001. -С.263-267.

59. Ращупкіна В.М. Про методику складання положень про підрозділи, посадових і робочих інструкцій// Матеріали наук-практ. конф. «Шляхи прискорення фінансово-економічного розвитку регіону».(23 листопада 2001р.).- Сімферополь: Кримська академія природоохранного і курортного будївництва.-2002. -С.113-115.

60. Ращупкіна В.М. Дослідження ефективності реструктуризації підприємств промислового комплексу// Зб. наук. праць за матеріалами ХШ міжнародної науково-практичної конференції. Вип.II. Економічні науки.-Чернівці: Ант. Лтд.-2002-Ч.II.- С.393-397.

61. Ращупкіна В.М. Реструктуризація – імператив економічного розвитку промислових підприємств// Соціально-економічні аспекти промислової політики: регіональна політика організаційний та економічні механізми: Матеріали доп. всеукраїнської наук - прак.конф.- Т-2:. Сучасні проблеми соціально економічного

розвитку регіонів України. Зб. наук. пр. ІЕП НАН України.-2002.-С.225-230.

62.Реструктуризация и санация предприятий. Учебное пособие / Ращупкина В.Н.- Донецк: Норд-Пресс, МЄГИ,2005.-317с.

63.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: 2-е изд., перераб. и доп.-Минск.:ИП «Экоперспектива».-1998.-498с.

64.Свешнікова М.С. Стратегія управління фінансовою стійкістю підприємства// Фінанси України.-1999.-№8.-С.148-151.

65.Указ Президента Украины «О корпоратизации предприятий» от 15.06.1993. №210// Государственный информационный бюллетень о приватизации.-1993.-№7.-С.36-37.

66.Указ Президента Украины «О холдинговых компаниях, создаваемых в процессе корпоратизации и приватизации» от. 11.05.1994.- №224 / 94.// Государственный информационный бюллетень о приватизации.-1994.-№7-С.6.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.