Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания. При изучении раздела 1 «Введение к курсу «Мировая культура и искусство»




При изучении раздела 1 «Введение к курсу «Мировая культура и искусство». Теоретический аспект» необходимо внимательно изучить основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях, принципы организации научно-исследовательской работы, особенности научной организации музейных фондов, их комплектования, учета и хранения. Необходимо иметь представление о методах построения экспозиций, основных формах культурно-образовательной деятельности. Особое внимание необходимо уделить специфике разных видов искусства.

Тема 3. Первобытная культура

Миф, ритуал и магия – сквозные реальности первобытной культуры. Первобытное представление л пространстве и времени. Главные образы первобытной культуры. Теории о происхождении искусства. Интерпретация первобытного искусства. Синкретический характер первобытного искусства, художественного творчества. Искусство и другие виды человеческой деятельности на этом этапе. Основные этапы развития первобытного искусства — Палеолит, мезолит, неолит, бронза, раннее железо. Образ человека и зверя в искусстве первобытности. Мифологический период в истории культуры. Теории мифа. Роль мифологии в развитии искусства Древности.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Дайте периодизацию первобытности.

2. Назовите особенности первобытного искусства.

3. Каковы ранние формы верований?

4. Какие памятники первобытной эпохи вы знаете?

Литература: основная [3, 4, 8], дополнительная [1, 2, 4, 5].

Тема 4. Искусство Древнего Востока

Древний Египет. Фараон – царь-бог. Пирамида – главный символ Древнего Египта. Изображение рабов и животных. Реформы Эхнатона. Тема смерти в египетской скульптуре. «Книга мертвых».

Шумеро-вавилонская культура. Кодекс Хаммурапи. Сокровища библиотеки в Ниневии. Сады Семирамиды и Вавилонская башня. Тема смерти и бессмертия в «Песне о Гильгамеше»

Древняя Индия. Варны и кастовый строй. «Веды» ‑ ядро древнеиндийской культуры. «Упанишады» Индуизм. Сансара, карма, нирвана. Буддизм и его влияние на культуру Юго-Восточной Азии, Тибета, Японии.

Древний Китай. Конфуцианский идеал и канонизированные стереотипы поведения. Лао-цзы – основатель даосизма. Понятие Дао как великого пути.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Каковы основные черты искусства Древности?

2. Какова периодизация искусства Древности?

3. Как повлияло на развитие искусства разложение первобытного синкретизма?

4. Назовите величайшие памятники культуры древности в Египте, в Китае, в Шумерах и т.п.

Литература: основная [1, 3, 4, 8], дополнительная [1, 3]

Тема 5. Античное искусство.

Древнегреческий полис. Космоцентризм античной культуры. Телеснопластическое постижение мира. Гармония, мера, ритм – важнейшие параметры античной культуры. Древнегреческая мифология, эпос и лирика. Тема рока в античной культуре. Древнегреческая трагедия. Герой как идеальный образ человека. Завоевание Римом эллинистических центров. Воздействие греческого искусства на римское. Искусство Рима периода ранней Империи. Римский классицизм времени правления Августа. Колизей, Арка Тита — шедевры римского зодчества. Конструктивное и декоративное решение этих памятников. Римская пластика. Динамичность портретных образов. Рельеф. Тема побед, прославления императора, определяющая идейное содержание ведущих произведений римского искусства эпохи Флавиев, Помпеи, Геркуланум, Стабии. Их значение для изучения античного искусства. Искусство Римской империи II в.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Дайте периодизацию древнегреческого искусства.

2. Назовите особенности каждого периода развития культуры Древней Греции и Рима.

3. Какие памятники культуры были созданы в античную эпоху?

4. В чем отличие культуры Греции и Рима?

Литература: основная [3, 4, 5], дополнительная [1, 2, 3, 13, 14]

Тема 6. Искусство Средневековья

Византия. «Симфония» христианского государства и Церкви. Византийское искусство VI века.

Расцвет византийского искусства при Юстиниане I. Светские и культовые сооружения Константинополя. Храм Святой Софии — купольная базилика нового типа, где наиболее последовательно выражены тенденции, характерные для византийского зодчества VI века. Храм Апостолов как пример развития крестово-купольной системы в Константинополе. Особенности архитектурных сооружений в Равенне (базилика, Сант Аполлинаре Нуово; базилика Сант Аполлинаре ин Классе; церковь сан Витале).

Развитие монументальной мозаики, специфика византийской мозаичной техники, ее отличие от античной. Знаменитые мозаики церквей Сан Витале, Сант Аполлинаре Нуово (характер образного строя, особенности художественных приемов и т. д.).

Декоративно-прикладное искусство — важное дополнение парадного официального искусства (резьба из слоновой кости, изделия из эмали; художественные ткани). Развитие книжной миниатюры.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Каковы основные черты искусства Средневековья?

2. Какова периодизация Средневековья?

3. Каков характер творческого процесса, произведение искусства и его воздействие на зрителя в средние века?

4. В чем заключается роль идеала и идеализации в культуре Средних веков?

5. Каковы особенности знаменитых памятников искусства эпохи Средневековья?

6. В чем особенности крестово-купольных церквей в Константинополе и на территории Греции, а также мозаик храма святой Софии в Константинополе?

7. Каковы правила иконографии в искусстве Византии?

Литература: основная [ 3, 4, 5, 8], дополнительная [1, 3, 12, 14, 20].

Тема 7. Искусство эпохи Возрождения

Антропоцентризм возрожденческой модели мира. Возрожденческий гуманизм. Титаны Возрождения. Основные этапы развития культуры в эпоху Возрождения: проторенессанс, треченто, кватроченто, Высокое Возрождение, Венецианское возрождение. Особенности северного Возрождения.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Какова судьба архитектуры в эпоху Возрождения?

2. Расскажите о Ренессансе, гуманизме и гуманистах.

3. Какие ведущие идеи эпохи Возрождения и как они проявились в культуре?

4. Творчество Леонардо да Винчи.

5. Творчество Рафаэля.

6. Творчество Микельанджело.

Литература: основная [3, 4, 5, 8], дополнительная [1, 3, 4, 12, 14, 20]

Тема 8. Искусство Нового времени

Смена ценностей и общая секуляризация культуры. Распространение научной картины мира. Идеология эпохи: Декарт, Паскаль, Локк, французские энциклопедисты. Эпоха барокко в Европе. Смена стилей (барокко, рококо, классицизм, реализм). Формирование национальных школ искусства в Италии, Испании, Голландии, Фландрии, Франции.

Историческая характеристика стран Западной Европы в XVIII в.

Эпоха Просвещения и французская буржуазная революция. Основные направления в искусстве XVIII в.: рококо, реализм, классицизм.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Каковы особенности искусства Франции в 17-18 вв.?

2. Каковы особенности развития искусства Голландии в 17 в.?

3. Каковы особенности развития искусства Англии 17-18 вв.?

4. Каковы особенности развития искусства Италии в 17-18 вв.?

5. Какие памятники архитектуры, живописи, скульптуры 17-18 вв. вы знаете?

6. В чем их стилистические особенности?

7. Какие черты классицизма XVII века? В чем состоит проблема барокко и классицизма?

8. В чем состоит проблема реализма в истории искусства Нового времени?

9. Дайте характеристику основных этапов развития искусства в Западной Европе в Новое время.

Литература: основная [1 -5, 8], дополнительная [6, 11, 14, 15]

Тема 9. Европейское искусство 19 – 20 веков

Особенности национальных культур в 19 века. Смена стилей: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Главные представители художественных стилей.

Конец XVIII века во Франции ознаменован расцветом классицизма. Выразителем революционных идей по праву считается Жак Луи Давид.

Романтическая живопись во Франции возникла как оппозиция классицистической школе Давида. Это был протест и против мещанства, тусклой повседневности, реакция на крушение идеалов молодого поколения. Жерико, Делакруа, барбизонцы обращаются к новым способам отражения мира. Реалистическое направление обращается к теме труда и жизни простого человека, выдвигает на первый план темы справедливости и судьбы.

Впервые художники – импрессионисты вышли на пленэр, поэтому первые импрессионистические работы создавались в пейзажном жанре. Э.Манэ, К. Моне, О. Ренуар, Э.Дега и др. Способы изображения воздуха в живописи были разнообразны, что привело к появлению пуантилизма - живописи раздельными укороченными мазками чистых цветов спектра. Художники, которых в истории искусства именуют постимпрессионистами – Сезанн, Ван Гог, Гоген.

Стиль модерн. Модерн по-разному назывался в разных странах: флореальное направление в Бельгии, Ар Нуво – во Франции, Югендстиль – в Германии и др. Самым ярким архитектором модерна в Испании был А. Гауди. Модерн стал ярким стилистическим направлением конца XIX века и заложил основу для функциональной и урбанистической архитектуры XX века, получил продолжение в стиле ар-деко.

Архитектура начала столетия отражает идеи нового стилистического направления, которое появилось после парижской выставки в 1925 году – ар-деко. Значительным направлением в архитектуре 20-х годов становится функционализм. Начало века – время расцвета творческого гения Ле Корбюзье. Он стал сторонником урбанистической теории строительства, ввел облицовочный бетон, что стало лейтмотивом стиля «нового брутализма». Наравне с урбанистической теорией существовала дезурбанистическая. Сторонникам этого метода градостроительства была близка идея городов – садов, которая нашла свое применение в Англии, где еще с XIX века существовало загородное строительство.

Живопись XX века. Современная западная культура. Технократическое конструирование культуры. Культура как товар. Модернизм и постмодернизм. Масскульт. Экзистенциализм – одно из ведущих направлений культуры 20 века. Кризисные явления в современной культуре. Зарубежное искусство начала XX века. Художественные группировки начала XX века во Франции. Одним из первых направлений в живописи стал фовизм (дикий). Лидером этого движения является Анри Матисс, в творчестве которого основным был цвет. Альберт Марке. Творчество Дерена, Вламинка. Ранний Дюфи.

«Кубизм» — первое последовательно формалистическое направление в зарубежном искусстве. Теория и практика кубизма. Ж. Брак. Пабло Пикассо. Ранний этап творчества. Голубой и розовый периоды. Кубистический период.

Творчество Анри Руссо и развитие примитивизма. Художники-одиночки: М. Утрилло, Ж. Руо, А. Модельяни и формирование понятия «Парижская школа». Развитие скульптуры во Франции. А. Бурдель. «Стреляющий Теракт», «Памятник Альвеару», портреты. Школа Бурделя. А. Майоль. «Памятник Бланки», «Памятник Сезанну» и др. Пластические приемы Майоля. Портреты и статуи Ш. Деспио. Художественная жизнь Германии начала XX века. Сецессионы в Берлине и Мюнхене. Группа «Мост». Ее важнейшие представители: Э. Кирхнер, К. Шмидт-Ротлуф, Э. Геккель, Э. Нольде и другие. Группа «Синий всадник». Роль теории и практики В. Кандинского, Ф. Марк. Характер и особенности немецкого экспрессионизма. Тяготение к абстракции. Творчество О. Кокошки, П. Клее. Художественная жизнь Италии. Теория и практика «футуризма». Футуристические манифесты. Балла, Боччони, Северини, Карра. Образование в годы первой мировой войны группы «Метафизическая живопись». Д. Де Кирико.

Западноевропейская живопись и скульптура 1920–1930-х гг. «Неопластицизм» П. Мондриана. Группа «Дада» и зарождение сюрреализма. Критики теории сюрреализма. М. Дюшан, И. Танги, Х. Миро, А. Массон и другие. Роль Сальвадора Дали в развитии сюрреализма 1930-х гг. Эволюция экспрессионизма в Германии. Состояние искусства в период фашистской диктатуры.

С приходом к власти фашистов центры абстракционизма перемещаются в Америку. В 1937 г. в Нью-Йорке создается музей беспредметной живописи, основанный семьей миллионера Гугенхейма, в 1939 г. – Музей современного искусства, созданный на средства Рокфеллера. Во время Второй мировой войны и после ее окончания в Америке собрались вообще все ультралевые силы художественного мира.

В послевоенный период волна абстракционизма была поддержана огромным размахом рекламы, организованным успехом. В произведения абстрактной живописи вкладывают капитал. Причины такого успеха беспредметного искусства, прежде всего, социально-психологические. Искусство становится языком знаков, и не случайно целое направление абстракционизма называется абстрактной каллиграфией. «Звездой» американского абстракционизма послевоенного периода по праву считается Джексон Поллок, который ввел термин «дриппинг» – разбрызгивание красок на холст без применения кисти.

В Америке возникло новое течение поп-арт, как реакция на беспредметное искусство, оп-арт, смысл которого заключался в эффектах цвета и света, проведенных через оптические приборы на сложные геометрические конструкции. В 70-х – 80-х годах, также как и в архитектуре, в живописи главенствует постмодернизм и концептуальное искусство.

Новейшие течения модернизма: актуальное искусство, миниискусство, гиперреализм и т. д. Философия прагматизма, экзистенциализма, теория обесчеловечивания искусства, как основа мировоззрения модернистских художественных течений.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Искусство XIX века и его основные особенности.

2. Дайте характеристику и назовите представителей: Романтизма — реализма — импрессионизма.

3. Каковы основные проблемы искусства ХХ века? Дайте периодизацию искусства ХХ века.

4. Искусство ХХ века и проблема традиций.

5. Что такое модернизм? Перечислите основные особенности и периоды развития декоративно-прикладного искусства в ХХ веке.

6. Скульптура, ее особенности как вида искусства в ХХ веке.

7. Живопись и графика в ХХ веке. В чем особенности положения художника в ХХ веке. (Выставочная деятельность и арт-рынок).

8. Как вы понимаете «народность и общечеловеческое значение искусства».

Литература: основная [1 -5, 8], дополнительная [6, 11, 14, 15, 17-21]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.