Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания. При изучении данного раздела необходимо уделить пристальное внимание проявлению стилей в художественных системах разных стран и эпох




При изучении данного раздела необходимо уделить пристальное внимание проявлению стилей в художественных системах разных стран и эпох, особенностям творческого метода творцов. Главным в подходе к изучению культуры разных регионов должен стать системный анализ, понимание закономерностей эволюции видов искусств, дифференциации жанров, трактовки новых тем и сюжетов.

Тема 10. Древнерусское искусство

Культура и искусство Киевской Руси X–XI вв. Взаимоотношения искусства Киевской Руси с Византийским искусством. Восприятие от Византии основных форм и типов архитектуры и живописи. Приспособление их к местным традициям. Торжественный стиль искусства Киевской Руси. Синтез архитектуры и живописи. Десятинная церковь. Церковь Софии Киевской, Церковь Софии Новгородской. Мозаика Софии Киевской и Михайловского монастыря.

Культура и искусство периода феодальной раздробленности в XII–XIII вв. Распад Киевского государства, ослабление единства Руси. Краткие сведения об искусстве западных княжеств. Развитие отдельных художественных школ. Искусство Черниговской земли. Проблема взаимоотношений черниговского и киевского зодчества. Церковь Параскевы Пятницы. Декоративная скульптура Черниговских храмов. Искусство Переяславской земли. Собор Михаила и его раскопки.

Искусство Новгорода и его особенности. Новый характер церковной архитектуры. Ее эволюция. Собор Антониева монастыря. Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Спаса на Нередице.

Культура и искусство Полоцкой и Смоленской областей. Полоцкая архитектура XII в. Церковь Благовещения в Витебске. Церковь Спаса в Полоцке. Смоленская архитектура XII в. Церковь Бориса и Глеба, церковь Спаса, церковь Петра и Павла, церковь Михаила в Свирской слободе. Особенности строительной техники полоцкого и смоленского зодчества. Вопрос о значении Полоцкого и Смоленского искусства для искусства Новгорода и Москвы.

Искусство Владимиро-Суздальского княжества. Киевская художественная традиция во Владимиро-Суздальском зодчестве XII в. Сложение своеобразного типа храма. Церковь Покрова на Нерли. Лирический характер образа. Дмитриевский собор во Владимире. Строительство времени Андрея Боголюбского. Золотые врата. Боголюбовский замок и дворцовый комплекс. Успенский собор во Владимире.

Декоративная скульптура Владимиро-Суздальских храмов XII в. И теория о ее происхождении. Рельефы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Фрески и иконы Владимиро-Суздальского княжества. Монголо-татарское нашествие. Его пагубное влияние на развитие русской культуры.

Культура и искусство периода феодальной раздробленности и начала объединения русских земель (XIII — первая половина XV в.). Искусство Новгорода XIV–XV вв. Своеобразие социальных условий развития Новгородской художественной культуры. Развитие типа Новгородского храма. Декоративные элементы. Церкви — на Волотовом поле, Федора Стратилата, Спаса Преображения. Гражданское зодчество. Фресковая живопись XIV в. Феофан Грек (фрески Спаса Преображенья). Фрески церкви Федора Стратилата и церкви на Волотовом поле. Кризис монументального искусства в XV в. И расцвет станковизма. Бытовая струя в новгородской и псковской живописи.

Новгородская икона XIV–XV вв. Ее своеобразие. Воплощение в ней народных представлений. «Молящиеся новгородцы». «Битва Суздальцев с Новгородцами». «Чудо Георгия о Змие».

Культура и искусство Великокняжеской Москвы и Твери в XIV–XV вв. Отражение в нем идеи единения Руси и освобождения ее от монголо-татарского ига. Звенигородский собор «на городке». Архитектурные памятники Коломны. Живопись. Творчество Андрея Рублева. Идеал Рублева. Звенигородский чин. Даниил Черный. Росписи Владимирского Успенского собора. «Троица». Мастерство Рублева. Сложение общерусского стиля.

Сложение общерусского централизованного государства. Московский кремль. Итальянские зодчие в московском государстве. Аристотель Фиорованти. Алевиз, Селари и др. Грановитая палата. Успенский собор. Архангельский собор. Колокольня Ивана Великого. Проблема происхождения «шатровых» и столпообразных храмов. Шатровый храм в архитектуре XVI века. Его своеобразие. Церковь Вознесения в Коломенском. Собор Василия Блаженного.

Живопись Дионисия. Фрески церкви Ферапонтова монастыря. Строгановская школа в иконописи.Социальная борьба в России XVII в. Роль народных масс в этой борьбе. Развитие торговли. Русское искусство XVII века. Черты декоративизма в архитектуре. Дворец в Коломенском. Крутицкий терем. Церковь Рождества в Путинках. Церковь Николы в Хамовниках. Проблема «русского барокко». Деревянная архитектура XVII–XVIII веков.

Основные тенденции развития живописи. Стремление к реальности изображения и к повествовательности. Симон Ушаков и его школа. Фрески Ярославля и Костромы. Парсуна. Нарастание новых черт в искусстве XVII века. Подготовка перелома к светскому искусству. Оружейная палата и организация художественного ремесла.

Роль древнерусского искусства XI–XVII вв. в развитии отечественной и мировой художественной культуры. Его своеобразие, глубокий гуманизм, народные истоки.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Какие черты присущи архитектуре древнерусского государства в IX–XII вв.?

2. Какие черты присущи архитектуре древнерусского государства в XIII–XVI вв.?

3. Какие черты присущи архитектуре древнерусского государства в XVII в.?

4. Особенности архитектуры храма Святой Софии и храма Апостолов.

5. Каковы особенности искусства Владимиро-Суздальской Руси (вторая половина XII–XIII вв.)?

6. Каковы особенности искусства Москвы (XIV — первая половина XV в.)?

7. Каковы особенности искусства Новгорода (XIV–XV вв.)?

8. Каковы особенности искусства Новгорода (XI–XIII вв.)?

9. Каковы особенности искусства Пскова (XII–XIII вв.)?

10. Каковы особенности искусства Пскова (XIV–XV вв.)?

11. Каковы особенности искусства русского государства XVI в.?

12. Каковы особенности искусства Феофана Грека. Дайте периодизация древнерусского искусства.

13. Какова разработка строгой иерархической системы размещения религиозных изображений на стенах, столбах и сводах церквей?

14. Каковы особенности русской живописи (второй половины XV — первой половины XVI в.)?

15. Каковы особенности русской живописи XVII века?

16. Каковы особенности творчества Симона Ушакова и его школа.

17. Каковы отличительные особенности Соборов святой Софии (Киев, Полоцк, Новгород).

18. Каковы особенности творчества Андрея Рублева?

19. Каковы особенности творчество Дионисия?

Литература: основная [3, 4, 6, 8], дополнительная [3-5, 11- 16, 25, 26, 30, 35-38].

Тема 11. Русское искусство 18 - первой половины 19 века

Реформы Петра I затронули в той или иной мере все стороны экономики, государственного устройства, военного дела, просвещения, общественной мысли, науки и культуры. Эти преобразования приобщали Россию к достижениям современности, помогали преодолеть отсталость, поставить страну в один ряд с влиятельными держа­вами современности. Первая половина века – это решение градостроительных задач, примером чего может служить строительство Санкт-Петербурга. Начало XVIII века заложило особый вид застройки – по типовому образцу. Русская архитектура приобщается к европейской традиции, обращается к стилю барокко. В столицу приезжают западноевропейские архитекторы - знатоки стиля. Живопись начала века находится в поиске, развивается портрет, бытовой, исторический жанры. Такие художники, как И.Я. Вишняков, А.М. Матвеев проложили свои творчеством дорогу великим мастерам конца XVIII века. Характерной точкой отсчета является создание Академии художеств в Санкт-Петербурге. Благодаря этому учебному заведению в искусстве России появились свои русские мастера зодчества, ваяния, живописи. Академия заложила основы художественного развития общества, обозначив пер­спективы на несколько десятилетий вперед. Благодаря Академии нам известны имена В.И. Баженова, М.Ф. Казакова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского и многих других. В то время, когда Санкт-Петербург является культурным, политическим центром, Москва тоже не забыта. Здесь работает В.И. Баженов. М.Ф. Казаков строит здание Сената в Московском Кремле. Вторая половина XVIII века – это вершина русской портретной живописи. Жемчужины портретного искусства создавали Ф.С. Рокотов, А.П. Антропов, И.П. Аргунов. Несомненной верши­ной искусства портрета стали произведения художников Д.Г. Левицкого и В.Л. Боровиковского.

Историческая необходимость «европеизации» России ускоренными темпами. Переход от Средневековья к Новому времени. Расцвет русской культуры в 18 в. Просветительство. Особенности развития русского искусства (его отдельных видов и жанров) в начале, середине и в конце 18 в.

Концепция ХIХ века в русской истории. Общий взгляд и особенности русского искусства XIX века. Периодизация русского искусства XIX века. Схематическая характеристика периодов. Историография. Императорская Академия художеств и ее роль в истории русского искусства XIX века. Институт заграничного пенсионерства, его цели и характер.

Искусство первой трети ХIХ века Конкретно-исторические хронологические рамки искусства данного периода. Художественная политика эпохи Александра I и Николая I. Факты художественной жизни.

Классицизм первой трети XIX века: установка, особенности, приоритеты. Скульптура классицизма: монументальная, монументально-декоративная, станковая. Скульптура Главного Адмиралтейства, ее партитура, творцы (в том числе, А.Д. Захаров, Ф.Ф. Щедрин, И.И. Теребенев), судьба, характер синтеза скульптуры с архитектурой.

Устойчивость скульптурной художественной традиции классицизма.

Историческая живопись первой трети XIX века. Живопись А.И. Иванова, В.К. Шебуева, А.Е. Егорова и др. Репертуар живописца начала века, приоритеты живописи, терминология, элементы теории.

Живопись первой трети XIX века О.А. Кипренский и русский портрет первой трети XIX века. В.А. Тропинин и московская портретная школа.

Творчество С.Ф. Щедрина в контексте русского пейзажа первой трети XIX века.

А.Г. Венецианов — ключевая фигура русской живописи рассматриваемого периода: роль в становлении реализма, формирование национального мироощущения, развитие жанровой живописи. Школа, художественный метод, методика обучения искусству А.Г. Венецианова.

Искусство середины (второй трети) ХIХ века Конкретно-исторические рамки искусства середины XIX века. Художественное сознание периода.

Живопись середины XIX века. Академическая живопись. Что такое академизм, его сложение и хронология. Академические живописцы. Искусство К.П. Брюллова: историческая живопись, портрет. Влияние на русское искусство.

А.А. Иванов — ключевая фигура русского искусства Нового времени. Глубинное классическое художественное сознание мастера. «Явление Мессии». Библейские эскизы. А.А. Иванов и К.П. Брюллов.

Критический реализм в русском искусстве середины XIX века. П.А. Федотов, его значение для искусства периода. Акварели 1837 года. Сепии 1840-х годов. «Сватовство майора» — художественная формула эпохи. Позднее творчество П.А. Федотова.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Значение петровских преобразований для развития русской культуры в 18 в.

2. Основные идеи эпохи Просвещения.

3. Представители русского искусства первой половины 18 века.

4. Представители русского искусства второй половины 18 века.

5. Основные черты русского искусства начала 19 века.

6. Основные черты русского искусства середины 19 в.

7. Крупнейшие мастера русской живописи первой половины 19 века.

8. Значение А.Иванова для развития русской живописи.

Литература: основная [1, 2, 3, 6, 7], дополнительная [2-4, 6, 7, 10, 20-22, 27, 30-33]

Тема 12. Русское искусство второй половины 19-начала 20 в.

Жанристы 50–60-х годов XIX века. Русская художественная критика середины века о возможных путях развития русского искусства. В.Г. Перов и его значение для искусства 50–60-х годов. Л.И. Соломаткин.

Искусство последней трети ХIХ века.

Искусство последней трети XIX века конкретно-исторические пределы периода. «Бунт четырнадцати» (1863 год). История «Санкт-Петербургской артели художников», значение объединения для русского искусства. Две линии его развития в последнюю треть XIX века. Создание Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ, 1870). Творчество И.Н. Крамского. Дилемма «Рафаэль — Рембрандт» и русское искусство 1800–1860-х годов. Н.Н. Ге и проблема «живой формы». Публицистический характер батальной живописи В.В. Верещагина. Историческая живопись последней трети XIX века.

Жанр передвижников. Пейзаж передвижников. Творчество И.Е. Репина — вершина русского демократического искусства последней трети XIX века.

Искусство конца ХIХ века Эволюция передвижнической эстетики. Неоромантическое движение конца XIX века. Формирование символизма. Поиски «большого стиля». Модерн. Мастера, подготовившие художественную ситуацию конца столетия. Исаак Левитан. Виктор Васнецов. Михаил Нестеров. Формирование символизма. Символизм.

Творчество В.А. Серова. Портретные циклы. Движение от реализма передвижнического типа к внесимволистскому модерну. Искусство М.А. Врубеля — вариант символистского модерна. М.А. Врубель и П.П. Чистяков. «Мир искусства» В.Э. Борисов-Мусатов — вариант русского символизма в живописи.

Скульптура конца XIX века. Реформы Паоло Трубецкого, их роль в обновлении языка русской скульптуры конца XIX века. А.С. Голубкина. Н.А. Андреев. А.Т. Матвеев. С.Т. Коненков. Стилевые особенности их творчества.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Образование Товарищества передвижных художественных выставок.

2. Значение Санкт-Петербургской артели художников.

3. Классицизм в русском искусстве XIX века.

4. Академизм в русском искусстве XIX века.

5. Последняя треть XIX века. Общая характеристика искусства.

6. Что такое модерн?

Литература: основная [1, 3, 6, 7], дополнительная [3, 4, 6-9, 16, 30, 40-43]

Тема 13. Русское искусство XX века (включая современное состояние)

Основные проблемы искусства ХХ века. Граница между XIX и ХХ веками. Периодизация искусства ХХ века. Искусство ХХ века и проблема традиций. Многообразие методов и стилей современного искусства. Искусство и массовая культура. Понятие о модернизме. Происхождение модернизма. Критика основных направлений модернизма. Архитектура Нового времени и изобразительное искусство.

Основные особенности и периоды развития декоративно-прикладного искусства в ХХ веке. Скульптура, ее особенности как вида искусства в ХХ веке. Живопись и графика в ХХ веке. Художник в ХХ веке. Выставочная деятельность и арт-рынок.

Русский авангард. Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. В.В. Кандинский. П.Н. Филонов. М.З. Шагал. Казимир Малевич. В.Е. Татлин. Скульпторы 1900–1910-х годов.

1917 год. Проблемы художественной жизни России между Февралем и Октябрем 1917 г. Начало советского художественного строительства. Послеоктябрьский «футуризм». Искусство эпохи «военного коммунизма». Художественная политика. Художественное просвещение и борьба с «графической безграмотностью». Монументальная скульптура. Судьба традиционной живописи. Полиграфический политический плакат. «Окна РОСТА».

Реформа Императорского Фарфорового завода и агитфарфор. Реформа художественной школы. Концепции «производственного искусства». Влияние идей Октябрьской революции на русское искусство.

Русское искусство 1920-х — начала 1930-х годов и развитие художественного мироощущения. Группировки 1920-х годов. Антитеза АХР — ОСТ. Апрельское 1932 г. постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций».

Судьба искусства авангарда в Советской России.

Первый съезд советских писателей (1934 г.) и рождение формулы метода «социалистического реализма». А.А. Жданов и М. Горький.

Искусство сталинской эпохи (1930-е — 1950-е годы). Противоречия и драматизм эпохи. Искусство как зеркало состояния общества. Источник его энергии и назначение. Механизм сложения и функционирования (сырье – рецепт – технология – продукт). Структура искусства сталинской эпохи. Его отношение к явлениям старого и нового искусства. Приоритеты. «Табель о жанрах». Схема тоталитарного искусства и его реальная картина.

Искусство сталинской эпохи (продолжение).

Типовая живопись тоталитарного искусства и ее подлинные достижения. 1930-е годы: Б.В. Иогансон, С.В. Герасимов, А.А. Пластов, А.А. Дейнека, Ю.И. Пименов, П.П. Кончаловский, М.В. Нестеров, П.Д. Корин. Скульптура 1930-х годов. Монументальная скульптура. «Рабочий и колхозница» В.И. Мухиной. И.Д. Шадр. М.Г. Манизер. С.Д. Меркуров. Н.В. Томский. Скульптурный портрет. С.Д. Лебедева.

Графика 1930-х годов. В.А. Фаворский. Е.А. Кибрик. Кукрыниксы.

Искусство сталинской эпохи. Русское искусство в годы Великой Отечественной войны. Плакат. «Окна ТАСС». Станковая графика (Л.В. Сойфертис, А.Ф. Пахомов). Живописные произведения на военную тему, созданные в годы войны (А.А. Дейнека, А.А. Пластов, С.В. Герасимов, К.Ф. Юон). Скульптурный портрет. Искусство послевоенных лет. Историческая, историко-революционная живопись. А.А. Пластов и В.Н. Костецкий — предвестники «сурового стиля».

Графика. Публицистический характер графических серий Б.И. Пророкова. Скульптура. Памятники героям войны. Монумент Юрия Долгорукова (С.М. Орлов). Памятник А.С. Пушкину в Ленинграде (М.К. Аникушин). Памятник П.И. Чайковскому (В.И. Мухина). Искусство второй половины 1950-х — начала 1960-х годов.

«Оттепель» в стране и в искусстве. Новые стилеобразующие факторы. «Современное» художественное зрение. «Суровый стиль»: архетипы повседневного, как положительные начала. Художники «сурового стиля» (А.В. Васнецов, П.Ф. Никонов, Г.М. Коржев, Н.И. Андронов и др.). Традиции. Форма. Тенденции. Предтечи.

Причины, способствовавшие формированию модернистской стилистики американского и европейского типа. Выставка «30 лет МОСХа» (1962 г., декабрь). Разгром неофициального искусства и левого крыла МОСХа. Появление андеграуда.

Искусство 1970-х — 1980-х годов. Первая половина 1970-х годов. Эпоха «романтической матафоры» в официальном искусстве (братья Смолины, М.А. Савицкий, Татьяна Назаренко). В.Е. Попков, Д.Д. Жилинский. Достижения архитектуры послевоенного времени. Мемориалы. Скульптура 1960-1980-х годов.

Во второй половине века резко меняется представление о роли художника в общественной жизни. Современное искусство развивалось во взаимодействии и противопоставлении реализма и авангарда. Постмодернистская составляющая искусства России. Проблемы современного искусства России.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Судьба русского авангарда начала ХХ века в после Октябрьское время.

2. Что такое монументальная пропаганда?

3. Что такое социалистический реализм?

4. Тема войны в живописи 1941–1945 годов.

5. Художественное мироощущение 1920-х годов.

6. Периодизация русского искусства ХХ века.

7. Концептуализм в русском искусстве.

Литература: основная [1, 3, 6, 7], дополнительная [8, 17, 24, 28]

IV. Примерная тематика семинаров

Тема: Охрана культурного наследия. Понятие о стилях в пространственных и временных видах искусства

Вопросы:

1. Крупнейшие художественные музеи России.

2. Крупнейшие художественные музеи Европы.

3. Знаменитые Российские коллекционеры

4. Что такое искусство? Виды искусства и их специфика.

5. Дать краткий тематический обзор 5–6 научно-популярных книг по истории искусства.

6. Продемонстрировать умение использовать виды сносок (ссылок).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.