КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Зз Месть и лесть // Российские вести, 1995. 21 июня
ной битвы «ради жизни на земле». Она более адекватна психоисторическому состоянию мирового сообщества в конце XX в. Характерно, что не возникло даже понятия «иракский синдром», тогда как «чеченский синдром», к сожалению, довольно распространенный диагноз. Обращение журналистов в ходе типично локального конфликта к символике тотальной войны и геноцида было проявлением профессиональной слепоты, если не профессиональной недобросовестности. В равной мере только профессиональной слепотой, если не профессиональной недобросовестностью, можно объяснить нередкие попытки подвести под однозначно положительный догмат принуждения к миру и этнические чистки под прикрытием международных войск, и экономическую блокаду до безоговорочной духовной капитуляции, а то и прямой геноцид. Самонадеянная манипуляция ментальной символикой только мешает установлению мифем, адекватных психоисторическому состоянию. Да и самого журналиста лишает разумного взгляда. Так, к примеру, никто из публицистов-менталитетчиков даже не предположил, что всплеск антиамериканских настроений был вызван долго сдерживаемой реакцией коллективного бессознательного на многолетнюю, неотступную и навязчивую пропаганду силы и славы чужого государства, а бомбардировка Сербии послужила только поводом. Получается, что продуктивная и ответственная работа с мифемами — это пробный камень классности профессионала. Хотя мифологический текст может быть создан и использован с откровенно манипулятивными целями, это не отменяет его значимости и необходимости в контексте массовой коммуникации и журналистского творчества. Дело в том, что некоторые содержания колллективного бессознательного не могут быть выведены на поверхность и восприняты иначе, чем в символической форме. Это относится к тем архетипическим установкам, которые необходимы для ментального здоровья общества и потому в любые времена должны находить для себя актуальное и остросовременное выражение. Жизнь социума должна быть осмыслена с точки зрения высших ценностей. Психопаталогия отсутствия цели и смысла жизни может поразить и отдельного человека («лишние люди»), и социальную группу («потерянное поколение»), и общество в целом, которое, лишаясь консолидирующих идей, становится неспособным противостоять саморазрушению (падение Римской империи). Умение видеть жизнь и ее проявления «под знаком высших ценностей» составляет одну из важнейших профессиональных способностей журналиста, которая не должна быть утрачена хотя бы ради самосохранения общины. По такому принципу строится, например, «Лирический репортаж: МОСКВА — 06.09.97»: «Улица, которая ведет к Храму, называется Волхонка. И вот она переполнена людьми... Разумеется, многих привело сюда простое любопытство. Многие пришли "за компанию". Многие — из интереса и не угадаешь какого. Но независимо от того, сколько нашлось таких, кто стремится к Храму, чтобы в силе и славе Христа Спасителя разрешить смятение души, именно их особенное состояние сердца, казалось, задало самый ритм дыхания толпы. В том и смысл общинного празднества, чтобы в общей радости, раскрывающей души, принять как свое глубинное переживание тех собратьев, чье утонченное чувство и взыскующий разум раньше других ощутили перспективу народной жизни. И этому бесконтрольному, не вполне осознаваемому даже зарождению надежды и согласия придала высокую энергию и завершенность сама белая громада, мощно держащая в ночном небе золото своих осененных крестами куполов»34. Здесь тоже можно найти приемы синкретического/пралогического мышления: аллюзии, аналогии, идиомы, предельно широкие обобщения на основе единичного события и т.п. Это тоже переживание сопричастности, но сопричастности высокому и прекрасному, вселяющему уверенность в будущее общины и личное будущее. Поэтизация действительности — характерная черта мифологического текста, ориентированного на позитивные ценности. Насколько бы ни было общество прагматично и индивидуалистично, люди зависят от Истины, Добра и Красоты в гораздо большей степени, чем им кажется, особенно в осмыслении онтологических вопросов жизни: горя, счастья, случайности, долга, жертвы, утраты, награды, наказания, судьбы и т.п. Даже если человек никогда об этом не рассуждает, его бессознательное должно иметь ответы на эти вопросы, иначе сознание не справится с грузом тех неожиданностей, разочарований, спадов и подъемов, которые случаются в жизни. В нормально функционирующем обществе действует система духовных ценностей, сакральных догм, житейских правил. Им, конечно, не следуют слепо, но устанавливается, как сказали бы биологи, «норма реакции». И мифологические тексты массовой коммуникации играют важную роль в поддержании этой нормы путем воспроизведения и обновления коллективных символов. И читатель, и журналист, соскальзывая в пралогическое мышление, испытывают облегчение и даже удовольствие. Ситуация в таком случае воспринимается красочнее, понимается проще, эмоции обостряются, а поведение словно бы переводится на автопилот. Следовать за коллективным бессознательным — самое 34 Российские вести. 1997. 9 сент. приятное из того, в чем состоит творчество-в-процессе-коммуни-цирования. И чем безогляднее погружение, тем сильнее ьакал чувств, доводящий в пределе до эйфории или исступления. Это путь в такие глубины массовой коммуникации, которые можно осветить только с помощью прецедентов первобытности. К примеру, туземцы Новой Каледонии, готовясь к походу на соседнюю деревню, разжигали себя массовым танцем под диалог племени с военачальником: — Атакуем ли мы наших врагов? -Да! — Сильны ли они? — Нет! — Мужественны ли они? — Нет! — Мы их убьем? -Да! — Мы их съедим? — Да!35 И если вдуматься и вглядеться прямым взором, сквозь лоск и электронность актуальной пропагандистской кампании может проступить та же самая кровожадно-первобытная схема. Да и сам журналист вдруг поймает себя на том, что как заведенный вскрикивает: «Да-Нет», — да еще и приплясывает. Когда это циничная манипуляция или заведомая ложь, рассуждать не о чем, тут остается место только для юридического преследования или нравственого отчуждения. Иное дело, когда «не ведают, что творят». Журналисту нельзя отрешаться от глубинных психических механизмов творчества-в-поцессе-коммуни-цирования. Но бессознательное потому так и называется, что не очевидно и может быть осознано только опосредованно, только до или после включенного наблюдения. Журналист в этом смысле всю жизнь ходит по краю. И в полном соответствии с поговоркой «знай край, да не падай», чтобы не упасть, ему мало одной честности, он должен — знать. Ему следует заранее изучить символы, ритуалы, традиции и переломные моменты духовной жизни своей аудитории и ввести их в общий контекст мифологических схем и мистических учений человеческой цивилизации. Это удерживает от соблазнов политического мистицизма и помогает сохранить трезвость взгляда на харизматических лидеров и «судьбоносные решения». Более того, журналист получает возможность обратным светом мифологии выделить в актуальных событиях бессознательно-первобытную логику и психологию политических вождей и движений. К примеру, обозрение «Царь- 35 Цит. по: Плеханов Г.В. Поли. собр. соч. М., 1928. Т. XXIV. С. 375—376. жрец или клерк» в политическом еженедельнике рассматривает первобытный прецедент: «Немийский Царь Леса, он же жрец Дианы-охотницы, которому соплеменники поклонялись как земному мужу богини... вел на самом деле жизнь бессменного часового у Священного дуба. По обычаю, любой, кто сумел бы подобраться и сломить "золотую ветвь" с дерева власти, получал ритуальное право убить обоготворявшегося властителя и занять его место... Поэтому царь-жрец... старался загодя убивать каждого подозрительного, но знал, что в конце концов все равно станет жертвой легитимного убийства... Жуткий этот образ жизни абсолютная власть способна развернуть и в XX веке. Кто не верит в "бабушкины сказки", пусть вспомнит И.В. Сталина. Песни типа: "Текут многоводные реки. Цветут плодородные степи. Весенние зори сверкают над нашим счастливым жильем. Споем же, товарищи, песню о самом большом Человеке..." Убийство Кирова (1934), казнь Бухарина (1936), процесс НА. Вознесенского (1949)... Страх покушения и затворничество в последние годы жизни. Торжествующий крик Берии: "Тиран умер! Умер!" — над неостывшим трупом "вождя, учителя и друга". И речь Хрущева на XX съезде КПСС... Дело не в том, на что похожа неусыпная забота Президента (Ельцина Б.Н.) о "сдержках и противовесах", из-за которой ни Гайдару, ни Чубайсу, ни Лебедю, ни Черномырдину в общем-то не дали стать крупными самостоятельными деятелями, а в президентском окружении не осталось ни одной масштабной фигуры... Мистика власти любую политику низводит до первобытных отношений... И не только во мгле веков. Харизма "железной леди" Маргарет Тэтчер срабатывала словно "золотая ветвь" из Немийского леса. Тот же эффект вызывал ковбойский антисоветизм Рональда Рейгана»36. Но, может быть, всего важнее то, что вместе со старательным изучением аниматизма, мифологии, мистических учений и т.п. приходит знание ментальных механизмов психики и понимание менталитета аудитории. Тому есть примеры и в науке, и в журналистике. Замечательный археолог БА. Рыбаков (1908—2001) зафиксировал сохранявшийся в духовной жизни России до XX в. феномен двоеверия, то есть слияния в мировоззрении людей двух живых религий — язычества и христианства. Он склонен объяснять, в частности, общепризнанную мощь русского искусства (вплоть до классической литературы XIX в.) прежде всего или почти исключительно художественной потенцией языческого мироощущения. Ученый предъявляет наглядные свидетельства того, что «глубина народной памяти измеряется тысячелетиями», и подчеркивает, что преодоление застарелых установок соверша- 36 Пронин Е., Пронина Е. Царь-жрец или клерк // Декада. 1998. 22 апр. ется долгим путем последовательного раскрывания их мистической первоосновы и замещения осознаваемой духовностью37. Но какое отношение эта глубоко фундированная теория имеет к творчеству-в-процессе-коммуницирования? Писатель-публицист В.К. Васильев, выступая на Международной конференции по проблемам ментального здоровья (Красноярск, 1992) высветил феномен, по его терминологии, «раскола национального сознания» и определил его как «синдром гражданской войны». «Демонстрационным материалом, — говорил он, — могут послужить телевизионные трансляции со съездов и заседаний Верховного Совета, других политических собраний. Словно в стеклянной банке или аквариуме видно, как каждый каждого ментально приговаривает к смерти, а потом выжидает, когда создадутся объективные условия, позволяющие действовать. И становится ясно, что однажды ментальные приговоры начнут фактически претворяться в жизнь. А уж тогда придется браться за оружие. Тогда эту ментальную болезнь увидят все. И не только по телевизору». Тоже некое фундированное построение. Но через полтора года после такого «телевизионного диагноза» страну потряс расстрел парламента 6 октября 1993 года. Для классного журналиста в массовой коммуникации раскрывается менталитет народа. Пропагандистские операции на открытом менталитете возможны. Но даже ближайшие их результаты всегда неоднозначны, а уж отдаленные последствия просто не-представимы. Поэтому любая самонадеянность в этом вопросе — знак психического срыва и основание для сугубой обеспокоенности профессионального сознания. Подстраховывает от ментального сбоя, как ни парадоксально, только само коллективное бессознательное, только доверие журналиста к собственной ментальное™. Психологическое наследование у всех людей и всех народов совершается через давний пример и признание исторической оправданности духовных ценностей и стиля жизни предков, и журналист не может быть исключением. Для него это, помимо всего прочего, вопрос личного психического здоровья. Отклонения, как было показано, возможны и в ту и в другую сторону. И суть не в превознесении духовных ценностей и стиля жизни предков, а в признании их исторической оправданности. Это тонкий момент включения сознания в переживание журналистом психоисторической ситуации, благодаря которому его работа с мифологическими текстами становится безопасной и для общества, и для него самого. Не открещиваться от коллективного бессознательного дблжно профессиональному журналисту, а разумно выбирать и ответственно применять тек- 37 См.: Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М, 1981. сты мифологического типа, когда от этого зависит компенсация психоисторической ситуации. Тут важно свободно ориентироваться в трех аспектах подготовки мифологического текста: во-первых, четко представлять социально-коммуникативные функции мифемы, во-вторых, ясно понимать, какие базовые психические процессы при этом приводятся в действие, в-третьих, уверенно владеть выразительными средствами стимулирования синкрети-ческого/пралогического мышления. Трехаспектный набор характеристик мифологического текста можно представить в виде своего рода реестровой таблицы:
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |