КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роберт Готтсданкер: Основы Психологического Эксперимента. Кто из вас не испытывал волнения в большом универсаме?
Кто из вас не испытывал волнения в большом универсаме? Придя в магазин со списком нужных вам продуктов, вы, естественно, стараетесь купить их подешевле. Но это не так легко. Положим, один из пунктов вашего списка — маисовые лепешки. Из ценника вы узнаете, что они продаются в упаковках четырех разных размеров. Пакет в 13 унций стоит 76 центов, 10 унций— 59, 9—49, а 5—48 центов. А теперь ответьте, только быстро: Какой пакет лучше купить? Ясно только одно — 5 унций покупать не нужно. Просто не верится — они стоят всего лишь на цент дешевле 9. Если в вашем списке 15 или 20 пунктов, то для выбора хороших покупок потребуется очень много времени, а если вы еще и нетерпеливы, то наверняка наделаете ошибок. Вы скажете, что здесь должны быть какие-то правила. Правила, конечно, есть. Они сформулированы в “Акте об упаковке и обозначении товаров”. Но, как видите, эти правила не очень помогают покупателям. Двое психологов (Гейтвуд и Перлофф, 1973) решили провести эксперимент и найти способ, который действительно помогал бы при выборе покупок. По поводу упомянутого “Акта” они цитируют Кохана (1969, с. 10): “Правила расфасовки и определения стоимости продуктов... это один из ярких примеров полного отсутствия всяких правил”. В эксперименте, который мы обсудим в этой главе, Гейтвуд и Перлофф сравнивали существующий способ информирования покупателей о ценах на продукты с двумя другими, усовершенствованными. Один из них был предложен продавцами бакалейных товаров, а другой—самими покупателями. В отличие от предыдущих экспериментов, рассмотренных в нашей книге, данный эксперимент проводился не на одном или нескольких испытуемых и не с целью найти наиболее удобный способ подачи информации именно для них. В эксперименте приняли участие 75 испытуемых, а его целью было распространить полученные результаты на всех посетителей универсамов в Соединенных Штатах. Любой тип индивидуального эксперимента для этой цели явно не пригоден. И конечно, возможность получить результаты, применимые не только к одному человеку, но и к целой популяции, — большое преимущество нового эксперимента. Но 75 человек — это далеко не все покупатели. Достаточно ли успешно представляет популяцию выборка испытуемых, чтобы считать эксперимент обладающим внешней валидностью? Мы постараемся ответить на этот вопрос. Но для начала укажем, что новый тип эксперимента поднимает некоторые новые вопросы в отношении внутренней валидности. В упомянутом эксперименте каждым из трех способов получения информации о ценах на продукты пользовалась отдельная группа испытуемых. С одной стороны, при такой схеме эксперимента снимаются влияния последовательности проб, которые так досаждали нам в главе 2. Но с другой стороны, на каком основании мы будем сравнивать результаты этих трех групп испытуемых? Ведь люди разные, и группы людей—тоже. Вы увидите, что существует немало способов проведения групповых экспериментов. Кроме отказа от совершенно неудачных схем, в этой главе не будет каких-либо универсальных рекомендаций. Наше обсуждение будет строиться так, чтобы в результате вы смогли сами принимать решение в каждом конкретном случае. Таким образом, когда вы прочтете эту главу, вы научитесь выбирать наиболее подходящую схему эксперимента, зная о тех трудностях, которые можно преодолеть, и о тех, которые, все же остаются. Знакомясь с экспериментальными работами, вы сумеете оценить, насколько успешно справлялись с этими трудностями другие исследователи. Вот те примерные темы, по которым вы будете опрошены в конце главы. 1. Возможности обобщения экспериментальных результатов при привлечении большого числа испытуемых по сравнению с индивидуальным экспериментом. 2. Преимущества схем межгрупповых сравнений над схемами эксперимента с одним испытуемым. 3. Характер различий между людьми. 4. Логика различных стратегий составления групп. 5. Систематическое смешение независимых переменных с индивидуальными различиями испытуемых. 6. Надежность в схемах межгрупповых сравнений. 7. Внешняя валидность при отборе испытуемых из популяций. 8. Внешняя валидность при проведении эксперимента на испытуемых, имеющихся в наличии.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |