Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление прогнозирования и планирования в зарубежных странах




Разработки в области экономического прогнозирования в зарубеж­ных странах возникли в XIX в. Мощным импульсом в развитии прогнози­рования и планирования за рубежом явился мировой кризис 1929—1933 гг., заставивший искать пути выхода из него. В ЗО-е гг. за рубежом впервые возникает планирование на макроуровне. Первые планы на макроуровне охватывали финансово-бюджетную и денежно-кредитную политику. Они выражались в составлении нацио­нальных бюджетов. В начале 60-х гг. во многих странах стали создавать­ся специальные плановые органы.

Особенности прогнозирования и планирования целесообразно рас­сматривать в странах-представителях сложившихся в мире трех систем планирования и регулирования: североамериканской, представителями которой являются США и Канада, азиатской — Япония и Южная Корея; европейской — Франция и Швеция. Лидером западного мира в прогнозировании является США. В Соединенных Штатах Америки на современном этапе большое вни­мание уделяется обеспечению надежного прогнозирования, позволяю­щего лучше видеть завтрашний день и принимать обоснованные реше­ния. Поэтому в США прогнозирование ассимилировало последние до­стижения экономической теории, математических методов и электрон­но-вычислительной техники.

В этой области работают десятки тысяч профессионалов. Прогноз­ные разработки выполняют государственные подразделения различного уровня, исследовательские организации, коммерческие фирмы, частные промышленные, банковские и торговые корпорации. Прогнозируются экономика на мировом уровне, развитие отдельных стран и их групп, экономика США в целом, ее отрасли и регионы, штаты, округа, город­ские районы, отдельные фирмы, товарные рынки. Исключительно ши­рок поток информации о прогнозных разработках. Организуются десят­ки научных конференций по экономическому прогнозированию. Еже­годно проводится Международный симпозиум по прогнозированию. В США появился термин "прогнозная индустрия". Прогнозные исследования становятся более глубокими, применяют­ся многообразные методы и новейшие средства электронно-вычисли­тельной техники. Большинство макроэкономических прогнозов раз­рабатывается с помощью пяти главных методов. К ним относятся: мето­ды экспертных оценок; экономических индикаторов; модели динамичес­ких рядов; эконометрическое моделирование; модель "затраты—выпуск". Прогнозирование в Соединенных Штатах Америки сформировалось и функционирует как отрасль коммерческой деятельности. Для США характерно стратегическое планирование. Суть его состо­ит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых играет государство. Разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к органи­зации, стране факторы, чтобы определить возможные угрозы для фир­мы. Особая значимость придается технологическим, экономическим, конкурентным, международным, рыночным и политическим факторам.

Особенность общегосударственного прогнозирования и планирова­ния в Японии заключается в использовании системы социально-эконо­мических прогнозов, планов и научно-технических программ как ин­струмента правительственного регулирования рыночной экономики.

В стране разрабатываются пятилетние планы-программы, которые носят индикативный характер. Планы представляют собой совокуп­ность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья экономики на достижение общенациональных целей. Планы-про­граммы, во-первых, дают представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывают проблемы, с которыми могут столкнуться правительственные и деловые круги внутри и за пределами страны, в-третьих, обосновывают рекомендации по решению этих проблем. Частные фирмы составляют детальные планы, определяющие их про­изводственную и коммерческую деятельность, а также учитывающие об­щенациональные задачи и правительственные финансово-кредитные и налоговые льготы. Государственное планирование в Южной Корее началось с так назы­ваемого плана Натана, разработанного в 1954 г. с привлечением экспер­тов ООН. Однако этот и ряд последующих планов были весьма несовер­шенными и не опирались на целостную концепцию экономического раз­вития. В начале 60-х гг. экспертами Американского агентства международ­ного развития была разработана долгосрочная (на 20 лет) программа развития экономики Южной Кореи. Она опиралась на рекомендации МВФ. В концептуальном плане программа предполагала ориентацию ин­дустриального развития на: всемерное укрепление связей с рынками ве­дущих промышленно развитых стран; включение экспортного сектора экономики в систему международного разделения труда; приоритетное инвестирование конкурентоспособных отраслей экономики; поддержа­ние внутреннего потребления на минимальном уровне; контроль госу­дарства над производством. Программой предусматривалось последо­вательное выполнение пятилетних планов. В Южной Корее широкое распространение в прогнозировании полу­чили экспертные оценки. Для количественных расчетов с помощью мето­дов моделирования Южная Корея прибегает к помощи США.С 1945 до 1960 г. для Франции было характерно директивное планирование, позаимствованное у бывшего СССР. В конце 60-х гг. XX в. был осуществлен переход к инди­кативному планированию, позволяющему координировать позиции го­сударства и частного бизнеса. В начале 90-х гг. во Франции стало разви­ваться стратегическое планирование в связи со сближением рынка Фран­ции с национальными рынками западных стран. Среди важнейших средств достижения намечаемых целей во Франции следует выделить поощрение развития конкуренции. Воздействие государства на производство осуществляется через сис­тему госзаказа не только в государственном секторе, но и в рыночном. Система госзаказа именуется во Франции системой государственных рынков. В зависимости от различных условий контракт госзаказа может заключаться через торги или переговоры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.