КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансовый контроль
Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах: 1) строго регламентированная деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов; 2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций. Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но есть и различия: если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором – упор делается на аналитическую сторону контроля. Исходя из этого, в экономически развитых странах финансовый контроль разделяется на две взаимодействующие, но обособленные сферы: государственный и негосударственный финансовый контроль. Государственный финансовый контроль – комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий и конкретных органов управления, базирующаяся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны. Государственный контроль распространяется на все каналы движения денежных ресурсов, так или иначе связанные с формированием и использованием государственных ресурсов. Негосударственный финансовый контроль направлен на проверку эффективности и использования денежных ресурсов (собственных, привлеченных, финансовых результатов, эффективности капвложений и т.п.), подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский). Государственный и негосударственный финансовый контроль существенно различаются своими целями. Главная цель государственного контроля – максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать издержки управления, а негосударственного – напротив, минимизировать свои отчисления государству и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. В то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов.
Система финансового контроля в развитых странах однотипна и включает следующие элементы: - ведомство главного ревизора-аудита (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Главная цель этого ведомства – общий контроль за расходованием государственных средств; - налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству или министерству финансов, контролирует поступление в казну налоговых доходов; - контролирующие структуры в составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений; - негосударственные службы контроля, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций; - службы внутреннего контроля, основная задача которых – снижение издержек, оптимизация финансовых потоков и увеличение прибыли. При проведении финансового контроля все звенья должны придерживаться основных принципов, которые изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ (международная организация высших контрольных органов, состоит 178 стран, ЕВРОСАИ – Европейская, членство Россия унаследовала от СССР): · независимость – это финансовая самостоятельность контрольного органа, более длительный по сравнению с парламентским срок полномочия руководителя; · объективность и неподкупность – неукоснительное соблюдение законодательства; · компетентность – высокий профессиональный уровень работы контролеров; · гласность – связь с общественностью и средствами массовой информации;
· презумпция невиновности проверяемых лиц и т.д. Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям: - регламент осуществления: обязательный – осуществляется на основе закона; инициативный – внутренний контроль, не вытекает из финансового законодательства; - время проведения: предварительный – до совершения финансовых операций с целью предотвратить финансовые нарушения; текущий (оперативный) - в момент совершения денежных сделок, финансовых операций т.д.; последующий – анализ финансовой и бухгалтерской отчетности для оценки результатов; - субъекты контроля: президентский, контроль законодательных и исполнительных органов власти, бюджетно-кредитных органов, внутрифирменных, аудиторский; - объекты контроля: бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой. Различают следующие методы контроля: - проверки - преследуют цель контроля качества управления финансовыми ресурсами на всех стадиях их планирования и использования, оценки эффективности и целесообразности проведения финансовых операций; - обследования – в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для его финансового состояния и возможных перспектив развития; - надзор – производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов; - анализ финансового состояния - предполагает детальное изучение периодической или годовой отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности; - наблюдение – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; - ревизия – наиболее всеобъемлющий метод финансового контроля, предполагает контроль законности и правильности проведения финансовых операций и достоверности финансовой информации. Порядок и последовательность проведения контроля определяется стандартами бухгалтерского учета.
Результативность финансового контроля зависит также от санкций, применяемых санкций в отношении финансовых нарушений. В мировой практике сложились две модели: англосаксонская – деятельность контрольного органа ограничена подготовкой отчета о контроле (ревизии); французская – контрольные органы имеют право определять степень виновности лиц в финансовых нарушениях и требовать возмещения финансового ущерба. К негосударственным видам финансового контроля относятся: - внутрифирменный – осуществляется экономическими службами самого предприятия за финансовой деятельностью предприятия; - контроль со стороны коммерческих банков – соблюдение предприятием установленного порядка расчетно-кассовых и валютных операций, платежеспособность, ликвидность клиента; - аудиторский контроль – установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, проверка платежно-расчетной документации, налоговой декларации и пр. Финансовой контроль в РФ осуществляется следующими звеньями: - Счетная палата – деятельность регламентируется федеральным законом, подотчетна Федеральному Собранию, основная задача – контроль федеральной собственности и расходования федеральных денежных средств, контролю подлежат все юридические лица. Основные методы контроля - проверки и ревизии, при обнаружении факторов грубых финансовых нарушений имеет право давать предписания, обязательные для исполнения, при их невыполнении по согласовании с Госдумой может быть принято решение о приостановке платежей по счетам юр. лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке; - Комитет Госдумы по бюджету, налогам, банкам и финансам и соответствующие подкомитеты – проводят экспертно-аналитические работы по всем финансовым вопросам; - Президент РФ – осуществляет контроль в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения министра финансов РФ, представления кандидатуры председателя ЦБ РФ;
- Главное контрольное управление Президента РФ - подчиняется Президенту, но взаимодействует с органами исполнительной власти, осуществляет контроль за деятельностью органов контроля исполнительных органов власти, вправе направлять предписания об устранении нарушений, но не имеет права применять санкций; - Правительство РФ – контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, политику в области финансов, денег и кредита. При Правительстве действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд функций; - Министерство финансов РФ – контролирует составление бюджета, поступление и расходование бюджетных средств, валютный контроль, руководит организацией бухучета в стране, аттестовывает и лицензирует аудиторскую деятельность, вправе требовать устранения нарушений и приостановления платежей. В рамках Минфина действуют Департамент государственного финансового контроля (контроль за поступлением и расходованием средств бюджета, проверки финансовой деятельности по заданию правоохранительных органов) и Федеральное казначейство (управляет процессом исполнения госбюджета, имеет права накладывать взыскания на предприятия всех видов собственности); - Министерство по налогам и сборам, налоговая инспекция, органы налоговой полиции - контроль за исполнением и соблюдением налогового законодательства; - Департамент страхового надзора Минфина РФ – контроль в сфере страхования; - ЦБ РФ и Департамент банковского надзора – контроль за деятельность коммерческих банков.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |