Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древний Египет




ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

ЛЕКЦИИ ПО МЕТОДИКЕ

Весенний семестр

 

 

Балабко Т.А.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

1. Исторический обзор 3 - 10

- Древний Египет; 3 - 4

- Древняя Греция; 5 - 6

- Древний Рим; 6

- Средневековье; 6 - 7

- Возрождение 7 - 10

2. Обучение рисованию на Руси 10 - 12

3. Академическая школа ХVIII века 12 - 14

4.Обучение рисованию в России и в советской школе 15 - 19

5.Народные художественные промыслы 19 - 22

6.Орнамент 22 -26

7.Хохломская роспись 26 - 30

8.Русская матрёшка 30 - 33

9.Городецкие узоры 33 - 36

10.Лаковые миниатюры 36 - 39

11.Мастера Жостова 39 - 41

12.Художественная керамика 41 - 44

13.Промыслы по изготовлению игрушек 44 -47

14.Изделия из дерева 47 - 49

15.Список литературы 58

 

 

ЗАРУБЕЖНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ

 

Развивать свои навыки в рисовании человек начал с глубокой древности. Первобытный человек рисовал углём и заострённым камнем, процарапывал, а затем раскрашивал охристыми красками. Все эти изображения носили магический ритуальный характер. Обучения не было, а навыки в рисовании приобретались путём наблюдения и подражания.

Настоящее обучение искусствам возникло только в эпоху цивилизации.

 

 

В Древнем Египте впервые рисование становится предметом школьного обучения. Египетский алфавит имел множество знаков, изображавших отдельные предметы, их было более 600. Система воспитания и обучения была предельно строгой и даже жестокой: за малейшее отступление от предписанных правил, за неточное выполнение канона ученика наказывали, вплоть до избиения палками. Раз и навсегда установленные каноны с одной стороны помогали начинающему художнику быстро усваивать процесс изображения предметов, а с другой – сковывали и ограничивали его творческие возможности. Они не давали возможности художнику изобразить мир таким, каким он видел его в действительности. Обучение рисованию строилось на заучивании схем изображения предметов по таблицам и образцам. Обучение в египетской школе требовало только механического навыка.

Основное внимание египетские художники обращали на изображение человеческой фигуры. Были установлены каноны изображения человека стоящего, идущего, сидящего. Единицей измерения служила длина среднего пальца руки. Фигура разделена на 19 равных частей (рис.1). Предписаны были также все подробности – размеры ширины носа, глаз, рта, толщина руки. Словом, для всех частей тела была определена точная величина. Зная эти правила, художник мог точно нарисовать фигуру, начиная с любого места. Египетские ваятели выполняли скульптуры огромных размеров по частям разными мастерами, иногда в разных местах (нижнюю и верхнюю, или правую и левую). Когда складывали обе половинки, они точно сходились. Такое прекрасное знание и умение пользоваться каноном очень удивляло и восхищало мастеров Древней Греции, они специально туда ездили, чтобы поучиться. Греческие художники считали, что основное достоинство египетских художников – это исключительная соразмерность частей человеческой фигуры.

Однако те каноны не учитывали пропорции подростков и детских фигур. Разница в размерах фигур определялась социальным положением. Фараон или знатный человек был в несколько раз крупнее остальных (рис.2). Искусство носило ярко выраженный классовый характер. Разница в пропорциях других предметов вообще не принималась в расчёт. Например, человек собирает плоды с дерева (рис.3). Дерево очень высокое, поэтому плоды обрывают обезьяны. Однако на рисунке человек изображён ростом с дерево.

В задачу художника Древнего Египта не входило реальное изображение жизни. Жизнь на земле египтяне рассматривали как временное явление, основное существование начиналось после смерти. Поэтому фараон строил себе гробницу, рассматривая её как вечное жилище, росписи и рельефы которого рассказывали о деятельности фараона (рис.4).

Все рисунки египетских художников носят линейный характер. Фигура человека изображалась следующим образом: голова в профиль, глаз в фас, руки и ноги в профиль, торс в фас. Отступления от этого правила допускались только в фигурах крестьян и рабов, которые изображались в более правильном ракурсе. Дом, храм, пирамида изображены всегда только с одной стороны. Когда нужно изобразить многоплановую сцену, то помещали ряды фигур, отделённые друг от друга прямыми линиями. Передний план находился внизу рисунка(рис.5). Все фигуры имели резко очерченный контур. Этот контур был чёрным или красным. Слово «Нил» значит «река». Поэтому чёрный цвет, цвет влажной плодородной земли, считался символом добра, а красный цвет, цвет бесплодных обрывистых скал пустыни, - символом зла.

Рисовали египтяне углём, кистью, а также процарапывали металлическими штифтами (палочками) рисунок на глиняных досках и на стене по сырой штукатурке. Ученики рисовали на глиняных досках и на папирусе. При изображении человеческой фигуры глиняную поверхность доски предварительно расчерчивали тонкими линиями на равные квадраты. Эти клетки служили ученику ориентирами для правильного изображения человеческой фигуры. В законченном виде эти клетки заминались пальцем. На папирус рисунок наносился краской кистью, позднее вошло в употребление тростниковое перо.

Обучая правилам рисования, учитель постоянно пользовался специальными таблицами, которые делал сам или с помощью старших учеников. Они являлись своеобразными учебниками. Система обучения у всех была единая. Обучение рисованию строилось на заучивании схем и канонов, на копировании образцов.

Греческие художники позаимствовали у египтян метод рисования заострённой палочкой по не очень твёрдой гладкой поверхности. Только глиняную поверхность они заменили восковой.

Овладение профессией в Древнем Египте было родовое. Сын обязан был овладеть профессией своего отца. Навыки передавались из поколения в поколение.

Чтобы понять разницу в идеологии египтян и греков, достаточно сравнить надписи на их постройках.

Рамзес III о самом себе: «Я засадил всю страну деревьями и кустами, я дал возможность населению находиться под их тенью… Я питаю всю землю и всех её жителей… Я оказал добро богам, как и людям. Я царствовал на земле, как властитель обоих земель, и вы были рабами под моими ногами…».

«Познай самого себя» - высек греческий мастер на Дельфийском храме.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.