Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение рисованию в России и в советской школе




АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА ХVIII ВЕКА

В 1758 году в Петербурге была основана Академия трёх знатнейших художеств – живописи, скульптуры и архитектуры, где впервые стали серьёзно обучать изобразительному искусству русских художников. Здесь начала формироваться новая методика преподавания рисования. Основным учебным предметом в академии был рисунок. Занятия рисунком в академии всячески поощрялись. За лучшие учебные рисунки Совет Академии выдавал авторам награды – малые и большие серебряные медали. Награждение медалями производилось торжественно в актовом зале.

Чтобы развить у учащихся хороший художественный вкус и возбудить интерес к искусствам, их окружили блестящими произведениями. Профессора пожертвовали академии свои собрания картин, рисунков, книг.

Первых учеников было 16 человек. Воспитанников академии делили на группы по возрастам.

1группа 6 – 9 лет;

2 группа 9 – 12 лет;

3 группа 12 – 15 лет;

4 группа 15 – 18 лет.

В основу метода преподавания в академии было положено рисование с натуры. Академия снабжала своих учеников материалами: бумагой, красками, карандашами, холстом, подрамниками, кистями.

Воспитанники вставали по звонку в 5 утра, в 6 – молитва, потом завтрак, состоявший из куска хлеба и воды. В 7 часов начинались классы. В 12 часов был обед, потом опять занятия. С 5 до 7 вечера был всегда натурный класс. В 8 часов ужин, а в 9 часов после вечерней молитвы ложились спать.

В течение утренних часов каждый занимался своею специальностью, а вечером все рисовали карандашом. По истечении месяца рисунки оценивали. Кроме этого каждую неделю выставлялись рисунки на построение фигур и голов.

Воспитанники в первом возрасте (с 6 до 9 лет) кроме общеобразовательных предметов изучали технику и технологию. Обучение начинали с копирования оригиналов: гравюр и рисунков выдающихся мастеров, преподавателей академии, а также рисунков особо отличившихся учеников.

Во втором возрасте (с 9 до 12 лет) – рисование с гипсов и копирование рисунков голов, частей человеческого тела и обнажённые фигуры.

В третьем возрасте (с 12 до 15 лет) с натуры рисовали гипсовые фигуры. Здесь ученик рисовал с гипсовых слепков до тех пор, пока у него не появлялись необходимые профессиональные навыки. После этого он мог перейти к рисованию живой натуры. Существовала инструкция: «В натурном классе быть всегда двум дежурным господам художникам, из коих одному ставить натуру и поправлять работы учеников, а другому в это же время самому с ними рисовать или лепить».

Большое значение придавалось личному показу, так воспитанники видят процесс построения и качество рисунка. Чтобы досконально заучить фигуру, ученику приходилось рисовать одну и ту же постановку несколько раз. Известно, что Карл Брюллов делал 40 рисунков с группы Лаокоона. Мастерство было настолько велико, что некоторые могли начать рисунок с любого места. Так, виртуоз академического рисунка Егоров мог нарисовать человеческую фигуру наизусть одной линией, не отрывая карандаша от бумаги, начиная с мизинца.

Занятия в натурном классе проходили по вечерам. Пока рисовались рисунки во всех классах, учеников не выпускали, чтобы они не помогали другим. Несмотря на неудобства натурного класса, в нём все воспитанники занимались очень усердно; разговоров, смеху и шуму здесь не было. Условия работы в таких классах были довольно тяжёлые. Президент Академии художеств Оленин в своих воспоминаниях писал: «Рисовальные классы, особливо натурный, были совершенно похожи на курень…Освещались они посредством смрадных простых лампад, расположенных рядами на нескольких железных сковородках, над которыми поставлена была широкая железная труба, проведённая сквозь крышу здания, для уменьшения копоти, но вместо того она в большие морозы служила проводником несносного холода прямо на натуру и на учеников. Профессоры и учащиеся, пробыв 2 часа в натурном и гипсовом классах, плевали и сморкали несколько часов кряду одной только копотью».

Система и методика обучения рисунку в России в ХVIII веке отличалась от многих Академий Западной Европы и современных художественных учебных заведений. Если сейчас студент обязан выполнить программу курса за год, невзирая на успехи, то в этой академии воспитанник мог переходить из одного класса в другой, только достигнув определённых успехов. Кто осваивал класс за год, кто сидел там 2 – 3 года. Такой метод преподавания заставлял педагогов более целенаправленно работать с каждым учеником, внимательно следить за его успехами.

Серьёзное внимание в тот период стали обращать и на методику преподавания рисования, на правильную организацию учебного процесса. Художники – педагоги стали понимать: для того чтобы хорошо преподавать, одного умения рисовать недостаточно. Обучение рисунку должно строиться так, Чтобы ученик, рисуя с натуры, не пассивно копировал, а сознательно изучал модель, приобретал новые знания.

В Академии занятия по анатомии проводились в анатомическом театре на специально подготовленных трупах. На глазах учеников преподаватель сам препарировал, наглядно объясняя действие каждого мускула. Знание пластической анатомии помогает художнику сознательно изображать фигуру человека, правильно и убедительно передавать в рисунке особенности движения живой человеческой фигуры.

Доскональное изучение натуры было основным условием в академическом обучении рисунку. В учебных рисунках внимательно промоделирована каждая мышца, показаны даже кровеносные сосуды.

В Академии художеств были созданы отдельный костюмный класс и костюмная кладовая. Костюмная кладовая академии в 1912 году насчитывала 4,5 тысячи образцов одежды, оружия и утвари, некоторые из них были музейными редкостями. В Академии был отдельный манекенный класс, специально созданный «для изучения драпировок и костюмов». Выполнение рисунков с манекенов признавалось обязательным для всех студентов – живописцев, графиков и скульпторов. Манекен – это кукла из дерева с металлическими шарнирами. Остов куклы облечён искусно простёганной шерстью, играющей роль мускулов; вместо кожи – трико. Манекены были различной величины, кончая натуральной.

К концу ХVIII - началу ХIХ века русская школа академического рисунка уже полностью сформировалась. Методы преподавания строились на чётких дидактических принципах. Здесь придерживались принципа научности, который предъявлял строгие требования как к учащимся, так и к преподавателям, принципа систематичности и последовательности в изучении материала. Академия художеств стала научно – методическим центром по всем вопросам художественной жизни России. В этот период из Академии выходят такие блестящие рисовальщики, как О. Кипренский, К. и А. Брюлловы, Ф Бруни, В Шебуев и другие.

К началу ХIХ века русская академическая школа рисунка становится лучшей в Европе. Развитие методов обучения в это время идёт по восходящей. Начинают самостоятельно развиваться частные школы отдельных художников – педагогов. Школа А. Венецианова организовалась в 1820-е годы по типу частных мастерских ХVIII века. Видимо, примером для Венецианова послужила частная мастерская Боровиковского, у которого он в своё время учился.

К концу ХVIII века рисование широко распространяется как общеобразовательный предмет.

 

В России рисование как общеобразовательный предмет вводится в начале ХVIII века в школах специального назначения – кадетских корпусах, училищах для благородных девиц.

Первое тридцатилетие условно именуется «пушкинской эпохой». Это была классическая пора не только в русской литературе, но и в изобразительном искусстве. В конце ХVIII - начале ХIХ века преподаванием нередко занимаются профессиональные художники. Многие дворянские семьи приглашают домашних учителей рисования. Тогда же распространяется мода на альбомы. В них писали не только стихи и цитаты, но и делали рисунки. Появляются коллекции, в которых наброски художников собирались наравне с их живописными полотнами. Знаменитым живописцам заказывали акварельные и карандашные портреты знакомых и близких. Гостиные украшались небольшими пейзажами, исполненными также на бумаге.

Во время пенсионерского пребывания в Риме (1803 – 1806г.) молодой А.Е. Егоров поразил европейцев, нарисовав на стене кафе фигуру человека целиком, не отрываясь, начав с пальца ноги. Этот рисунок несколько десятилетий сохранялся хозяином кафе в Риме. Существует легенда о том, что итальянцы начала ХIХ века платили за рисунки А.Е. Егорова столько золотых монет, сколько их помещалось на листе.

Рисунки О. Кипренского и К. Брюллова итальянские знатоки принимали за работы Рубенса и Рембрандта.

В 1804 году рисование вводится во все уездные училища и гимназии. Это потребовало большого количества учителей рисования. Учитывая запросы школы, в 1825 году по инициативе графа С.Г. Строганова в Москве основывается училище технического рисования, где было отделение, готовившее учителей рисования для общеобразовательных школ. Ощущается острая необходимость в учебниках.

В 1834 году выходит в свет «Курс рисования», составленный военным инженером, известным художником – любителем А.П. Сапожниковым. Это было первое методическое пособие по рисованию, предназначенное для общеобразовательных учебных заведений, автором которого был русский художник. До этого пособия в школах пользовались книгой Прейслера, причём царило сплошное копирование с оригиналов. Рисованию с натуры почти не уделялось внимания. По мнению Сапожникова, учитель должен не столько выправлять рисунок ученика, сколько объяснять его ошибку словесно, чтобы ученик мог исправить сам. Таблицы у Сапожникова служат не для срисовывания, а для раскрытия закономерностей строения натуры. Они находятся рядом с натурой и помогают ученику разобраться в особенностях конструкции.

Со второй половины ХIХ века развитие академической системы образования идёт по нисходящей. Снижается уровень подготовки преподавателей, нарастают противоречия между Академией художеств и прогрессивными русскими художниками.

В 1864 году рисование было исключено из числа обязательных предметов по «недостатку времени и хороших учителей».

Большинство книг и пособий того времени ориентировало учителей на копирование с образцов (настенных таблиц), либо рисование по сетке. На все просьбы пересмотреть программы, Академия заявляла, что ей это «не представляется целесообразным».

Педагогические взгляды выдающегося русского художника – педагога Павла Петровича Чистякова получили признание уже в советское время. Рисование как учебный предмет находился в то время в состоянии тяжёлого кризиса. Академия художеств погрязла в рутине. Чистяков был одинок в своей работе по созданию новых форм и методов обучения. Чистяков считал, что следует обучать, соблюдая педагогический такт и учитывать индивидуальные особенности учеников. Нельзя подходить с одной меркой ко всем. Никогда не надо ученика запугивать, а наоборот, вызывать в нём веру в себя. Направить ученика на путь изучения и вести его неуклонно по этому пути. В учителе ученики должны видеть не только требовательного учителя, но и друга. Метод Чистякова не подавлял природного дара художника. Отсюда благодарность ему от его учеников. Ученица Чистякова Баруздина написала о нём книгу. Учениками Чистякова были: Илья Репин, Василий Суриков, Виктор Васнецов, Василий Поленов, Валентин Серов, Михаил Врубель, Аполлинарий Васнецов, Дмитрий Кардовский, Борисов-Мусатов. Репин так сказал о Чистякове: «Одна есть светлая точка в Академии, это Чистяков…А вот уж учитель, так учитель! Единственный!».

Пётр Петрович Кончаловский, не имеющий отношения к Чистякову, написал натюрморт с апельсинами в бумажных обёртках и посвятил его Павлу Петровичу. «Написав «Натюрморт с апельсинами»,- говорил Кончаловский,- я хотел показать, как я могу изобразить смятую бумагу, частое задание Чистякова своим ученикам».

В начале ХХ века педагогические идеи, принципы и методы, разработанные П.П. Чистяковым не получили претворения в жизнь.

Многие молодые русские художники стали увлекаться западноевропейским искусством, которое не признавало никакой школы. Художники – педагоги не учили своих воспитанников, не раскрывали законов искусства, а лишь ограничивались фразами: «Рисуй, как видишь! Пиши, как чувствуешь!». Интуитивность творчества была самой удобной формулой ответа на все вопросы и неумения учеников.

Получает распространение импрессионизм. Их метод изображения исключал чёткий рисунок, изображения как бы плывут в красочном тумане. Крамской отмечал, что глядя на их картины, надо помнить, что всё это есть действительно в природе, только нельзя это делать основным принципом, что только в редких, исключительных случаях художнику может потребоваться этот эффект. Форма в рисунке приобретает расплывчатый, рыхлый характер.

И.Е. Репин писал: «Увлекаясь впечатлением красок и отбрасывая традицию старой школы, художники игнорировали форму. Рисунок и форма, как только перестали ими заниматься со строгостью классиков, быстро пошли к упадку; и вся эпоха этого движения совершенно справедливо была названа декаденством».

Репин занимался и педагогической деятельностью (начинал с частных занятий с юным Серовым). Для Репина это было время ожесточённой борьбы с засильем буржуазной идеологии, периодом отстаивания реалистических традиций в искусстве и академической школы рисунка. Особенно Репин был непримирим ко всяким мудрствованиям в учебной работе. Репин не был противником нового в искусстве, он сам боролся за новое, но за разумное новое. Главное внимание в учебной работе художника должно быть обращено на рисунок. Ученики Репина пользовались рисунком с натуры постоянно и владели им достаточно хорошо (Малявин, Кустодиев, Бродский, Фешин, Остроумова-Лебедева).

Многое сделал для развития методики преподавания рисования и для подготовки учителей Ян Францевич Ционглинский. Методы преподавания этого педагога в своё время оценивались очень высоко. В своей педагогической практике он был очень внимателен к каждому ученику, он умел последовательно, ясно и понятно раскрывать самые сложные положения рисунка. Его высказывания: «Рисунок – основа основ и овладеть им надо постепенно, не упуская ни малейшей детали в методике построения каждого изображения. С чего начинается рисунок, как он развивается дальше и чем заканчивается – художник должен твёрдо знать, как таблицу умножения». «Художник должен поступать по темпераменту, но работать по разуму». «До совершенства, до бесконечности не дойдёте, но идти и стремиться к этому надо». Ционглинский любил говорить: «9/10 подумать и 1/10 тронуть».

С 1907 года к педагогической деятельности приступает выдающийся художник – педагог, ученик Репина, Дмитрий Николаевич Кардовский. Имя Кардовского в истории становления и развития методики преподавания реалистического рисунка занимает одно из самых видных мест. Это ему мы обязаны появлению в нашей стране художественно – графических факультетов, которые готовят учителей рисования для средней школы с высшим образованием. Как педагог, Кардовский отстаивал позиции реалистического искусства и оберегал молодёжь от влияния формализма. Все ученики Кардовского вспоминают о нём с большой любовью и уважением. Школа должна быть прежде всего школой, а не студией самодеятельного искусства, говорил он.

Определённый вклад в методику рисунка внесли и другие художники – педагоги того времени – Серов, Савинский, Коровин, Маковский. Каждый из них в меру своих сил и возможностей старался усовершенствовать методику преподавания.

Широкое распространение среди учителей общеобразовательных школ имел «Художественно-педагогический журнал» (1901 – 1916гг.). Там обсуждались вопросы эстетического воспитания и художественного образования.

К началу ХХ века академическая система обучения рисунка была полностью разрушена. Не было единых методов преподавания. Каждый художник – педагог рассматривал учебный рисунок с субъективной точки зрения. Путаница существовала и в терминологии, и в определении целей и задач предмета. В основе этих воззрений лежало пренебрежение к отечественной культуре.

Советская художественная школа получила весьма незавидное наследство. По сути дела, надо было заново создавать школу реалистического рисунка.

 

ОБУЧЕНИЕ РИСОВАНИЮ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ

 

В 20-х годах высшие учебные заведения переживали тяжёлый период вандализма. В Академии художеств разбивались и выбрасывались гипсовые слепки с античных фигур, уничтожен музей при Академии художеств, а слово «академия «изъято из употребления. Академия, как и Московский ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) дошли до тупика. Здесь также разбивались вдребезги гипсовые слепки с античных статуй. Богатейший музей бывшего Строгановского училища был разграблен. Методический фонд уничтожен. В те годы продукты (пайки) выдавали по месту учёбы. И рисунки из фонда давали, чтобы заворачивать селёдку и другие продукты.

В художественной жизни шла напряжённая борьба сторонников реалистического искусства с формалистическими направлениями.

Дмитрий Николаевич Кардовский в истории становления методов преподавания занимает особое место. В то время было трудно не только разрабатывать систему и методику преподавания, но и вообще работать. Кардовский был противником бездушного срисовывания. Он учил внимательно изучать пластическую форму, правильно передавать объёмность изображения. Были у него и недостатки. Он недооценивал необходимость первоначального рисования с гипсов, не заботился о детальной проработке формы. Но все эти недостатки не снижают общей положительной оценки системы обучения Кардовского в целом.

Острая идеологическая борьба развернулась и на фронте искусства, и в области методики преподавания рисования. Была разработана теория «свободного воспитания», где ребёнок должен сам развиваться, а педагог пассивно наблюдал и любовался детским творчеством. В программе по рисованию в 1921 году указывалось, что «надо совершенно отказаться от рисования с натуры», она предоставляла детям полную свободу. Рисование в 20-х годах не только ничего не давало детям для умственного развития, но мешало их эстетическому воспитанию. Появляется теория «отмирания школы», утверждающая, что в коммунистическом обществе с «отмиранием «государства «отомрёт» и школа, а воспитание и образование подрастающего поколения будет осуществляться стихийно, в процессе труда. Дети должны учиться на собственном опыте, воспитывать их будет сама жизнь, школой для них будет цех завода.

Вред подобных теорий стал очевиден для всех и в 1932 году Постановлением ЦК ВКП(б) поставлена задача разработки новых программ. Основной формой организации учебной работы в школе должен быть урок. Рисование стали рассматривать как одно из важнейших средств познания мира, подготовки школьников к жизни и трудовой деятельности.

Практика показала, что школы, где хорошо было поставлено преподавание рисования, выпускали людей, способных применять изобразительные знания и навыки в любой профессии. Так, известный авиаконструктор Яковлев писал: «И ещё за одно я благодарен школе: там было хорошо поставлено рисование. Очень помогло мне в будущем умение рисовать. Ведь когда инженер-конструктор задумывает какую-нибудь машину, он мысленно во всех деталях должен представить себе своё творение и уметь изобразить его карандашом на бумаге».

Программы по рисованию были пересмотрены и улучшены после 1932 года. В основу новых программ было положено рисование с натуры. Значительное место отводилось рисованию на темы, по представлению, декоративному рисованию и беседам об искусстве.

Художники – педагоги реалистической школы искусства проделали в эти годы большую и очень важную работу по разработке методики преподавания рисунка. Был изучен опыт мастеров прошлого и использован в практике. Было восстановлено рисование с гипсов. К 40-м годам советская школа рисунка прочно становится на путь реалистического искусства.

В 1951 году выходит книга «Методика преподавания рисунка в средней школе». Книга эта не лишена недостатков, но принципиальные установки – правильные. Это – ориентация учителя на реалистическое искусство, на изучение наследия прошлого.

В 50-е годы возникает идея создания учебников по рисованию. Ранее учебников по рисованию для общеобразовательных школ не издавали ни в России, ни за границей. Сначала вышли учебники для 1 и 2 класса, в 60-е годы для 3 и 4 класса. В основу всех этих учебников была положена система Чистякова, приучающая детей к рисованию с натуры с первых шагов обучения.

В 70-е годы переработаны и утверждены новые учебные программы. Вместо предмета «рисование» возник новый учебный предмет «изобразительное искусство».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.