Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Народные художественные промыслы




 

К моменту создания Киевской Руси ремёсла в ней достигли высокого уровня развития. Самым первым производством была обработка металла. Древняя Русь знала ковку, литьё, чеканку, ювелирное искусство.

В городах работали свободные мастера: златокузнецы, чеканщики, игрушечники. На княжеских дворах трудились крепостные мастера. В монастырях работали иконописцы, резчики по дереву и кости. Они делали предметы культа. Здесь же стал развиваться и игрушечный промысел.

Киевская Русь знает гончарный круг уже с IХ- Х вв. Гончарные мастерские делали посуду, игрушки, предметы церковного обихода, изразцы – декоративные керамические плитки, которые использовались в архитектуре как отделочный материал.

В условиях натурального хозяйства домашним производством являлась обработка дерева. Своими руками крестьянин рубил избу, вырезал всю домашнюю утварь, для детей делал игрушки. Ткани и изделия из них тоже изготавливались в домашних условиях.

Между городами ведётся оживлённый обмен товарами, возникают ярмарки, например, Макарьевская в Нижнем Новгороде. В некоторых городах и сёлах изготовление на продажу бытовых предметов превращается в основное занятие населения.

В Древней Руси не ко всем видам ремёсел относились одинаково. Были профессии более «почитаемые» - иконописное, златокузнечное, и были «чёрные, грязные», как гончарство.

Основными видами женского художественного творчества были узорное ткачество, вышивка по холсту, кружевоплетение и золотое шитьё. Женщины пряли и ткали, шили и вышивали, украшая одежду и одевая свою семью. Особым видом искусства являлась вышитая церковная утварь: пелены, плащаницы, покровы, вызывавшие всеобщее восхищение и вывозившиеся в другие страны. Крупными центрами художественного женского рукоделия были женские монастыри.

Для украшения дворца царя и знати создаются специальные мастерские при Оружейной палате, куда свозят многочисленных мастеров золотых и серебряных дел, иконописцев, камнерезов, мастериц шитья. Появляется профессия «знаменщика», создающего на бумаге рисунок композиции. Этот рисунок мастера превращали в произведение искусства. В ХVIII веке появились специальные учебные заведения. Поэтому искусство этих мастеров, в отличие от искусства простого народа, где секреты мастерства передавались по традиции, стали называть «учёным» или «профессиональным».

Во многих русских городах развиваются прялочные промыслы, промыслы резьбы пряничных досок. В это же время получает развитие набойка – способ нанесения на ткань цветного рисунка с помощью специальных досок с рельефным узором, называемых «манерами». Доски с резным орнаментом изготовлялись из твёрдых пород дерева: берёзы, груши, клёна, ореха. Для получения узора манеру смачивали в краске, накладывали на ткань и равномерно по ней постукивали (отсюда «набойка»), в результате чего на ткани получался рисунок.

Набойным промыслом занимались целые уезды России. Русские набивные ткани делятся на белоземельные, фон которых оставался незакрашенным, и кубовые, окрашенные в кубах. Эту ткань делали способом «резервирования». На белый холст наносили узор с доски, покрытой смесью глины, купороса и клейкого вещества. Затем ткань опускали в чаны с синей краской, и она окрашивалась, а резервированный узор оставался белым. Самым распространённым был геометрический и растительный орнамент.

В ХVIII веке на деревянных досках все детали узора выкладывались из металлических полосок, пластинок или гвоздиков, врезанных в толщу доски. Получалась чёткость контуров, почти ювелирная прорисовка деталей. Набойкой украшали одежду, занавесы, знамёна.

С конца ХVIII века ручная набойка уходит из города, вытесняемая продукцией ситценабивных фабрик. Она переселяется в деревню и занимает большое место в крестьянском быту на протяжении всего ХIХ – начала ХХ века.

Развитие капитализма в ХIХ веке привело к вытеснению кустарных промыслов фабричными товарами. Конкуренция вынуждала мастера делать изделия очень яркими и привлекательными. Для ускорения процесса изготовления изделий стали применять свободную кистевую роспись, которая требовала от мастера виртуозного владения кистью и способности к импровизации. Народные мастера попадают в зависимость к скупщикам, которые за бесценок скупали изделия. На многих промыслах появляется разделение труда, при котором мастер уже не делает изделие от начала до конца, а осваивает только одну операцию.

Развитие фабричного производства приводит к тому, что некоторые промыслы не выдерживают конкуренции и гибнут. После революции многие ремесленники объединяются в промысловые артели.

В 1923 году открылась первая Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, на которой отдельный павильон был отведён под изделия кустарного производства. Там были матрёшки, изделия с резьбой и росписью, лаковые миниатюры, ковры, вышивки, кружева. На выставке мастера демонстрировали приёмы своего искусства.

В 1925 году на Парижской выставке искусство народных промыслов получило всемирное признание.

В первые дни войны мастера были призваны в армию, но уже в конце 1942 года промыслы восстанавливают работу, где особое место занимает историко-героическая тема. Возобновляется работа художественных училищ.

После войны в 40-50 х годах изделия промыслов страдают помпезностью и официальностью. Основное внимание направлено на изготовление уникальных, выставочных, перегруженных декором, изделий.

60-е годы считаются вторым рождением промыслов, вышло ряд постановлений о необходимости оживления народного творчества. Искусствоведы систематизировали промыслы по их происхождению: крестьянские и городские. Ручное ткачество, резьба по дереву, гончарство связаны с повседневной жизнью крестьян. Некоторые ремёсла могли возникнуть только в городе: серебряные с чернью изделия великоустюжских мастеров или холмогорская резьба по кости. Работы народных промыслов украшают многие музеи. Государственный исторический музей, Государственный Русский музей, Музей этнографии, Музей народного искусства в Москве, а также музеи на самих промыслах.

На многих промыслах трудятся профессиональные художники, многие получили звания заслуженных и народных художников. За каждым народным мастером стоит коллективный опыт многих поколений людей. Изделия народного искусства, которые выполняются вручную, ценятся именно потому, что они сохраняют творческий характер. Технические механизмы могут применяться: в керамике используется гончарный круг, при обработке дерева – токарный станок, в вышивке – швейные машины. Все эти механизмы помогают мастеру в его творчестве.

Красочный мир народного искусства особенно близок и понятен детям. Считается, что народное искусство обладает душой ребёнка, поэтому оно так близко и понятно детям, именно оно и должно играть важную роль в эстетическом воспитании детей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.