Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская матрёшка




НАРОДНЫЕ МАСТЕРА ПОЛХОВСКОГО МАЙДАНА

Село Полховский Майдан расположено в Нижегородской области (село Майдан на речке Полховке или по-местному Полх-Майдан). Работа по дереву традиционна для здешних мест.

Мужчины вытачивают из липы посуду и игрушки на токарном станке. Эта работа выполняется ими в свободное время и зимой. Токарные станки в селе появились в начале ХIХ века. Сначала посуда была некрашеная, потом стали выжигать рисунки аппаратом. В 20-е годы ХХ века выжигание полностью вытесняется росписью. Пробовали раскрашивать клеевыми и масляными красками, но потом обратились к ярким анилиновым краскам. Краски выбирают яркие – алую, жёлтую, синюю, фиолетовую, применяют и чёрную тушь. Мастериц, которые расписывают изделия, называют красильщицы.

Росписи предшествует грунтовка несколько раз крахмалом, чтобы краска не впитывалась в дерево. Крахмал долго втирается руками, сушат, и повторяют это несколько раз.

Анилиновые краски необычайно яркие. В народе всегда считалось, что изображение должно быть красочным, празднично ярким. Деревянные точёные грибы, матрёшки, копилки, свистульки, солонки сплошь покрывает яркая, буйная, плотная роспись из крупных цветов и листьев вперемежку с гроздьями ягод смородины и винограда. Встречаются в росписи и сельские пейзажи, птицы и животные.

Часто фоном служит жёлтый цвет, полем, как говорят мастерицы. Рисунок условный, цветы фантастические. Росписью в селе занимаются женщины и дети. Они покрывают узор тонким слоем краски несколько раз. После просушки изделия покрывают бесцветным лаком. Применяют «пестрение» - мазки, чёрные точки, рябенький рисунок из спиралей. Краски этих узоров наносятся приспособлением из плотно свёрнутой капроновой ткани.

Один из искусствоведов пишет: «Рассматривая росписи, мы впадаем в особый мир, где лист или ветка становятся сказочно-громадны, как деревья. Ягодный кустик высится над домами и закрывает полнеба. Здесь на одной ветке одновременно могут висеть яблоки и груши, а крыши – походить на цветочные лепестки. Цвет часто бывает также условен, как и изображение на шляпке грибов пейзажей с вечерними малиновыми зорями. Матрёшки похожи скорее на букеты цветов, из которых выглядывают схематично нарисованные лица со сведёнными бровями и глазами. В их росписи опускаются все детали костюма. Цветочными узорами покрыты и свистульки. Во всех этих выдумках много лукавого остроумия, призывающего к веселью».

С 60-х годов ХХ века этот промысел стали изучать наравне с другими прославленными промыслами, к нему возник интерес, работы стали коллекционировать, приобретать в музейные собрания.

В современных изделиях есть несколько разновидностей росписи. Наиболее известная и самобытная – «цветы с наводкой», когда рисунок наводится тушью, а потом внутри контуров заливают цветом.

«Цветы без наводки» - роспись, когда кистью без предварительного нанесения контура свободно пишутся листья, цветы, стебли растений.

Роспись «домики» или «заря» - кистью рисуется пейзаж с видами архитектурных сооружений. В пейзажных картинках всё бесхитростно: домик жёлтый, крыша красная, трава зелёная, река синяя.

Роспись «под масло» - по цветному фону рисуют чёрные ветки, покрывают лаком, затем рисуют масляной краской.

На первый взгляд картинка совсем простая, но чтобы создать такую работу, нужен немалый опыт. Рисунок делается с учётом токарной формы и подчёркивает его округлую поверхность. Мастерицы даже не брались делать заказ для музея в виде большого панно, так как не привыкли работать на плоской поверхности, да ещё большого размера. Расписанные изделия сушат и дважды лакируют.

Изделия промысла относятся к предметам декоративного и сувенирного характера: коробки для рукоделия, копилки, грибки для штопки, но больше всего разнообразных детских игрушек – погремушек, свистулек, расписных яиц. Свои игрушки мастера ласково называют «тарарушками», вещами для забавы.

 

РУССКАЯ МАТРЁШКА

Деревянная игрушка известна на Руси с IХ века. Матрёшка считается поистине народной игрушкой, для жителей других стран она стала символом всего русского и самой России. Матрёшки одинаково пригодны и для игры, и для украшения интерьера.

1898 год можно считать годом рождения матрёшки. В художественную мастерскую под Москвой в Сергиев Посад привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старичка – Фукуруму. Кукла раскрывалась, в ней находилось ещё несколько фигур, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась. И наши мастера решили создать свою деревянную куклу. По эскизам художника С. Малютина выточил первую матрешку московский токарь В. Звёздочкин. Одета была в сарафан, передник, платок с цветочками, в руках держала петуха. Имя у неё самое простонародное – Матрёна. Она и стала родоначальницей русской расписной матрёшки. Успех к девочке Матрёшке пришёл в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Загорская матрёшка стала непременной участницей всех последующих международных выставок и ярмарок.

В Сергиевом Посаде в 1931 году мастера объединились в артель. В 1930 году Сергиев Посад переименовали в город Загорск, теперь вернули старое название.

В начале ХХ века появились серии матрёшек, изображавших древнерусских витязей и бояр. В честь столетия Отечественной войны в 1912 году изготовили «Кутузова» и «Наполеона» со штабами. Изображали и народного героя Степана Разина с персидской княжной.

В качестве сюжетов росписи использовали сказки А.С. Пушкина, П.П. Ершова, басни И.А. Крылова. Создавались этнографические образы, достоверно отражавшие традиционную одежду разных регионов страны. Были и бытовые сюжеты: жених и невеста, цыгане, компании за самоваром.

Заготовки точат на станках, дерево (липа) должно сохнуть от 3 до 5 лет, пока не будет звенеть от удара. Кроме липы используют осину и берёзу. Вытачивать матрёшку начинают с самой маленькой. Расписывают в основном гуашью, иногда акварелью и темперой. Интенсивность цвета достигается с помощью лакировки.

В Загорске матрёшек одевают в яркую кофту, сарафан, передник, платок. Большое значение имеет контурка, то есть тонкий рисунок чёрной краской. Загорская матрёшка приземистая.

«Ванька-встанька» произошёл от матрёшки. Первая неваляшка из древесно-бумажных масс была придумана в 1958 году в Сергиевом Посаде. Игрушка умела издавать звуки, и была изготовлена путём горячего прессования. Внутрь фигурки закладывали металлический груз.

Младшая сестра загорской матрёшки – семёновская матрёшка (из города Семёнова Нижегородской области) стройнее своей предшественницы, ярче в окраске. Мастера отдают предпочтение красному, малиновому, васильковому и лиловому цвету, покрывают матрёшек цветами и фантастическими травами. Раньше расписывали анилиновыми, а теперь синтетическими красителями, это позволяет достигнуть предельной яркости цветов. Благодаря этому семёновская матрёшка затмила загорскую и стала эталоном декоративности.

В 50-х годах в массовое производство запускаются 12-и кукольные сувениры. Через время появились куклы с 25 вложениями, затем 50-и местная матрёшка. Самая последняя была величиной с пшеничное зёрнышко. Есть кукла 70-и местная, получилась она метрового роста и полметра в диаметре.

Понравились наши матрёшки за рубежом, с 1953 года стали отправлять матрёшек на экспорт из Горьковской области по 35 тысяч матрёшек в год. Самая большая 72 – местная матрёшка уехала в Америку, её подарили жене президента.

Сейчас мастера делают авторские матрёшки для церковных праздников, или в виде ангелов. На Международной выставке в 2010 году сделали 6 – метровые матрёшки, которые расписали под известные промыслы: хохлому, городец, гжель, жостово, даже вологодское кружево. Каждую такую матрёшку расписывали 15 художников.

Вслед за семёновской появились матрёшки в Калининской, Кировской, Московской области, на Урале. Калининские матрёшки поменьше размером и оформляются выжженным рисунком с последующей раскраской. Кировчане делают матрёшку двух видов – расписную и в наряде, украшенном соломкой. В Пермской области в цветовой гамме преобладают красные и синие цвета.

Полх – Майданские матрёшки яркие и фантастичные. Расписывают матрёшку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Есть одноместные матрёшки-столбики, плотные и приземистые матрёшки-кубышки, но преобладают несколько вытянутые куколки с узкой, как бы срезанной сверху головкой. У них нет привычных очертаний платка, нет чётких линий сарафана. Платок выделен контрастным цветом – жёлтым или оранжевым, а на нём впереди нарисована роза-дикуша. На овальном фартуке располагается ветка с крупным цветком в вершине, незабудками, ягодками с листочками.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.