КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Послесловие. Динамика развития временного детского коллектива в оргпериод
Динамика развития временного детского коллектива в оргпериод Первая стадия – «знакомство». В это время формируется чувство принадлежности к отряду, желание устанавливать отношения с другими детьми, понравиться. Формируется лидер и антилидер. Устанавливается система правил и традиций – гласных и негласных. Вторая стадия – «раздел территории», «борьба за власть», «поиск крайнего». Главная потребность – потребность во власти, контроль над ситуацией, соперничество между лидерами и группировками. Но может и так: никто не хочет брать на себя ответственность за дело, проявлять активность, стремиться к власти. Третья стадия – «привязанность, сплочённость, близость». Устанавливается тесная эмоциональная связь между детьми, партнёрство, взаимное понимание. Нужно помнить, что в группировки объединяются дети, испытывающие потребность в более близких, тёплых отношениях либо потребность в подчинении или в превосходстве. Помогают сблизить коллектив игры на сплочение, внимание. Итак еще раз, в первые дни в лагере необходимо: § познакомить детей, создать благоприятный, эмоциональный настрой; § предъявить единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине; § узнать увлечения, характеры, и склонности ребят, выявить лидеров, организаторов в детском коллективе; § познакомить детей с содержанием смены.
§ Адаптация детей к жизни лагеря. Оргпериод - это время привыкания детей к новым условиям, к новому режиму дня, к новым требованиям. Оргпериод - это переход от одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей он пройдет незаметно, легко. Но для отдельных детей этот процесс настолько мучителен и тревожен. В своей работе Вам необходимо ориентироваться больше на таких детей. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратиться в "дом родной". Из всего сказанного можно сделать вывод: ваша главная задача - помочь детям в привыкании к лагерю. § Знакомство. Чтобы процесс вхождения детей в новую (недомашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно, вам необходимо как можно скорее познакомить детей друг с другом, для чего провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному знакомству между детьми. § Знакомство с лагерем и предьяввление к детям ЕПД. Очень важно в самом начале закладывания отношений в вашем отряде установить самые элементарные правила: поддержание порядка одежды и обуви и т.п. Важно приучить детей к выполнению распорядка дня и соблюдению санитарных норм, для чего предъявить детям "единые педагогические требования". Организуйте также экскурсию - знакомство с лагерем. Вы можете рассмотреть ряд вопросов, касающихся жизни детей в лагере: правила внутреннего распорядка, обязанности дежурных; "нельзя" в нашем лагере; режим дня; правила пользования туалетами; хранение вещей в тумбочках; уборка кровати; уборка в комнате; чемодан (сумка); посещение столовой; правила поведения ночью; правила взаимного уважения; представление администрации лагеря; информация о том, к кому можно обратиться в случае отсутствия вожатого или в сложных ситуациях и т.д.. Самое главное для вас - сделать детей "управляемыми". Очень важно, чтобы дети сами "пришли" к пониманию законов лагеря. Вы можете также дополнить законы жизни лагеря законами вашего отряда. Постарайтесь соблюдать их сами и быть примером для своих детей. § Создание временного детского коллектива В самом начале развития группы наблюдается, как правило, подъем, сопровождающийся повышенной активностью, приподнятым настроением, энтузиазмом. Новизна ситуации, первые благоприятные впечатления членов группы друг о друге создают у них эмоционально положительный настрой, который отражается в показателях психологического климата. Дайте возможность детям проявить себя, самоутвердится, для чего предложить набор отрядных дел разнообразной направленности: спортивной, интеллектуальной, художественно-прикладной, трудовой, творческой. Сформировать у детей представление о том, что ждет их в ближайшем будущем, для чего познакомить их с планом смены, и по возможности, и привлечь детей к его составлению. В оргпериод желательно проводить коллективную работу и как можно реже отпускайте детей от себя. Необходимо создать в коллективе атмосферу доброжелательности, творчества, доброго участия и внимания к каждому ребенку, помочь найти свое место в группе. Решить все эти сложные задачи педагогу помогут колективно-творческие дела (КТД). Очень важно организовать "выборы": актив, имя, эмблема, девиз и т.д. Важно выбрать также название отряда, отрядный уголок. Вечера знакомства. По мнению большинства ребят, самыми незабываемыми моментами смены являются огоньки и костры. Без них жизнь в лагере, отряде была бы менее полной. Но немаловажную роль в сплочении отряда играют Вечерняя свеча или Орлятский круг.
К субъективным критериям адаптации относятся уверенность в себе в ситуациях лидирования в коллективе, в различных вариантах социального взаимодействия, сознание социальной ценности своей личности, мотивация к достижению социально значимой цели, настойчивость ее реализации, ориентация на актуальные цели и потребности, опора на себя (самостоятельность, самоконтроль). Ребенок - центр внимания и главный объект лагеря - должен быть уверен, что ему будет обеспечена защита в случае обиды, что его оградят от произвола, от непредвиденных обстоятельств, откуда бы они не исходили. Живя в коллективе, ребенок должен и иметь право принадлежать сам себе, и вместе с тем ощущать радость от своей причастности к коллективу. И чтобы гармония во взаимоотношениях ребенок - коллектив состоялась, их зависимость друг от друга предстоит сделать мягкой и ненавязчивой.
БЛОК 4 «Как запомнить имена всех детей. Диагностика интересов. Выявление лидеров»
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |