КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные принципы формирования корпоративного центра и бизнес-единиц
Преимущества и недостатки функционально-стоимостного анализа по сравнению с традиционными методами В заключение приведем итоговый перечень преимуществ и недостатков ФСА. 1. Более точное знание стоимости продукции дает возможность принимать верные стратегические решения по: а) назначению цен на продукцию;
2. Большая ясность в отношении выполняемых функций, за счет которой компаниям удается: а) уделить больше внимания управленческим функциям, таким как повышение эффективности дорогостоящих операций;
· Процесс описания функций может оказать излишне детализированным, кроме того, модель иногда слишком сложна и ее трудно поддерживать. · Часто этап сбора данных об источниках данных по функциям (activity drivers) недооценивается · Для качественной реализации требуются специальные программные средства. · Модель часто устаревает в связи с организационными изменениями. Реализация часто рассматривается как ненужная "прихоть" финансового менеджмента, не достаточно поддерживается оперативным руководством.
4.4. Организационные структуры современных предприятии Реструктуризация предприятия — это структурная перестройка в целях обеспечения эффективного распределения и использования всех ресурсов предприятия (материальных, финансовых, трудовых, земли, технологий), заключающаяся в создании комплекса бизнес-единиц на основе разделения, соединения, ликвидации (передачи) действующих и организации новых структурных подразделений, присоединения к предприятию других предприятий, приобретения определяющей доли в уставном капитале или акций сторонних организаций. Одним из современных способов реструктуризации, который характеризуется существенным преобразованием организационной структуры, является реорганизация предприятия на следующих принципах: • формирование единого корпоративного центра (материнской компании, холдинга) и комплекса бизнес-единиц различной степени подчиненности и специализации. Иерархическая структура компании должна быть ориентирована на оптимальное осуществление управленческих и координирующих воздействий и связей, должна исключить дублирование функций и излишние управленческие надстройки, позволить обеспечить одновременно самостоятельность организаций, входящих в холдинг, и их системную взаимоувязанность и защищенность в условиях антикризисного управления в холдинге; (Корпоративный центр – это высшее руководство и административный аппарат компании, в чьи обязанности входит выработка общей стратегической цели и обеспечение эффективной работы компании). • сегментация стратегических зон хозяйствования (СЗХ) в нынешней и перспективной деятельности компании и формирование комплекса соответствующих стратегических центров хозяйствования (СЦХ) в виде базовых, опорных, юридически самостоятельных дочерних компаний, отвечающих за эффективное ведение дел в своей СЗХ; (Стратегическая зона хозяйствования - это сегмент окружающей бизнес-среды, на который организация имеет (или хочет получить) выход и который является существенным для компании с точки зрения ее миссии, стратегических целей развития, обеспечения конкурентных преимуществ, эффективности деятельности). • формирование иерархической организационной структуры с единой технологией выполнения бизнес-процессов по основным комплексным видам деятельности (например, при реализации проекта), с четко проработанной системой разграничения полномочий и ответственности отдельных участников холдинга при координирующей роли материнской компании. Создание комплекса бизнес-единиц осуществляется в соответствии с предварительно выработанной стратегией, требует всестороннего анализа и перестройки действующей на предприятии системы управления, организационной, производственной и других структур. Это целенаправленная многоплановая работа по созданию не простого множества (набора) бизнес-единиц, а по формированию комплекса взаимодействующих (симбиоза) подразделений. Бизнес-единицы в экономической литературе часто называют центрами ответственности и подразделяют на следующие типы: • затрат; • доходов; • прибыли; • инвестиций. Подразделение, эффективность работы которого определяют затраты, качество и сроки выполнения работ, но не прибыль, доход и рентабельность, называется центром затрат. Подразделение, критерием эффективности работы которого служат норма прибыли и рентабельность, называется центром прибыли. Подразделение компании, первостепенным критерием эффективности которого является увеличение дохода (выручки) и доли рынка, называется центром доходов. Подразделение компании, первостепенным критерием эффективности которого является достижение намеченной рентабельности инвестиций (отношения чистой прибыли к средней сумме инвестиций за период), называется центром инвестиций. Важное, а иногда решающее значение для успешной реструктуризации имеет правильный выбор организационно-правовой формы каждой создаваемой или преобразуемой бизнес-единицы, соответствие ее (формы) целям и задачам реструктуризации. Та или иная организационно-правовая форма бизнес-единицы определяет систему управления в самой бизнес-единице и в их комплексе, меру ответственности за результаты хозяйственной деятельности, перспективность существования, развития, инвестиционную привлекательность и др. Основные этапы проведения реструктуризации в форме корпоративного центра и бизнес-единиц включают: 1. Экономическое обоснование целесообразности реструктуризации и оценку возможности осуществления. 2. Обучение работников высшего и среднего звеньев управления по программе "Реструктуризация предприятия, основные принципы и положения" и формирование команды исполнителей. 3. Разработку плана-графика проведения реструктуризации, в том числе: а) определение перечня создаваемых бизнес-единиц; б) определение очередности и сроков их создания; в) выбор организационно-правовых форм; г) определение перечня и сроков разработки документов (учредительных договоров, положений, инструкций и др.); д) проведение заседаний правления, совета директоров, общего собрания (в случае реорганизации); е) разработку документов; ж) организацию систем планирования, учета, контроля, анализа и оценки деятельности бизнес-единиц и комплекса; з) подбор кадров руководителей бизнес-единиц и др. 4. Государственную регистрацию и внесение изменений в учредительные документы при необходимости. 5. Этап сопровождения проведения реструктуризации. 6. Оценку результатов реструктуризации и корректировки. Пример организационной структуры на базе корпоративного центра и бизнес-единиц может быть таким: Каждая Бизнес-единица может содержать в себе: —| Директор —| Администрация —| Служба маркетинга —| Отдел НИОКР —| Служба снабжения —| Служба сбыта —| Производство Корпоративный центр представляет собой: Аппарат дирекции и Центральные службы и подразделения совместного использования Основные принципы организационно-управленческой структуры комплекса и бизнес-единиц следующие: • способность гибко реагировать на изменения рынка, которая заключается в адаптивных возможностях как отдельных бизнес-единиц, так и комплекса в целом (своего рода "запас прочности" бизнес-единицы, комплекса). Это и необходимое информационное обеспечение, и запас производственных мощностей, и наличие возможностей перестройки техпроцесса, и налаженная маркетинговая работа, и т.д.; • обеспечение оптимального уровня децентрализации управленческих решений; • организация и выполнение функции, реализуемой комплексом (бизнес-единицей), закреплены за конкретной службой, бизнес-единицей, дублирование не допускется; • ответственность за организацию и выполнение функции персонифицирована. Роль центра (управляющей компании) комплекса заключается прежде всего в том, что это — стратегический менеджер и в соответствии с этим определяются: состав функций, оргструктура, положения, инструкции и другие методические материалы по управлению как самого центра, так и входящих в комплекс бизнес-единиц. Организационная структура должна быть закреплена (описана) утвержденным положением, определяющим: а) состав основных направлений деятельности; б) состав основных функций управления (маркетинга, организации производства, финансов, экономики, бухучета, персонала, информационного обеспечения и др.); в) тип структуры (линейная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная, комбинированная); г) состав организационных звеньев и закрепляемые за ними функции по осуществлению направлений деятельности с определением порядка работы по их выполнению (права, обязанности, сроки, меры поощрения и наказания); д) порядок контроля соответствия организационной структуры направлениям деятельности и персонификацию ответственности за выполнение этой функции контроля.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |