КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Размер имеет значение
Руководители, овладевшие наукой пэтчинга, постоянно контролируют размер своего бизнеса. Они идут по лезвию бритвы, балансируя между мобильностью и эффективностью. Малый размер бизнес-единиц позволяет менеджерам фокусировать внимание на специфических требованиях ключевых потребительских сегментов и реализовывать возможности роста путем захвата соответствующих ниш. Кроме того, он облегчает работу с фрагментированными рынками, рынками с разными темпами развития и с направлениями деятельности, требующими разных операционных моделей. В то же время слишком мелкие единицымогут оказаться неэффективными из-за чересчур высоких накладных расходов, проблем координации, отсутствия экономии на масштабах и ослабления рыночного влияния. Ярким примером этого может служить молодая фирма NovaMed Еуесаге Management, которая работает на рынке здравоохранения. Это многообещающее предприятие занимается высококачественными средствами ухода за глазами на базе современных технологий и поддерживает при этом конкурентоспособные цены. Как же ей это удается? Один из ее секретов состоит в том, что она тщательно контролирует размер групп врачей, практикующих на любом из ее рынков. На каждом региональном рынке, подобном Чикаго или Сент-Луису с пригородами, трудится такое количество специалистов, которого достаточно, чтобы финансировать услуги профессионального менеджмента, использование информационных технологий, работу обслуживающего персонала и доступ к средствам распространения информации. Все это обеспечивает эффективность работы сети NovaMed. Вместе с тем число практикующих подразделений достаточно мало, чтобы они не стремились вытеснить друг друга с рынка, а доктора могли оперативно принимать решения. Если бы подразделения были больше, NovaMed не могла бы удержать высокий уровень входящих в них специалистов. Кроме того, большее количество врачей создавало бы нездоровую конкуренцию за пациентов, усложняло взаимоотношения со смежными специалистами, например оптиками, и лишало бы оказываемые услуги локального характера. Если бы подразделения были слишком маленькими, накладные расходы съедали бы всю прибыль и препятствовали бы специализации врачей. В каждом из случаев NovaMed приходит к оптимальному варианту, тщательно сегментируя рынки с учетом индивидуальных географических и операционных параметров. Топ-менеджмент компании пересматривает размеры своих подразделений по мере того, как изменения, например новые хирургические операции, открывают перед NovaMed Еуесаге Management новые рыночные возможности. Если управление размером организационных единиц столь важно для таких недавно созданных предприятий, как NovaMed, то оно может иметь критическое значение для крупных корпораций, стремящихся оперативно реагировать на изменения динамично развивающихся рынков. В компании Microsoft, несмотря на гигантские размеры корпорации, топ-менеджеры стараются поддерживать размер подразделений, занимающихся разработкой отдельных программных приложений, на уровне не более 200 человек, чтобы руководители организационных единиц могли хорошо разбираться в процессах и обеспечивать эффективную мотивацию своих работников, особенно ведущих программистов. Более крупные организационные единицы сделали бы возможной разработку более сложных комплексных компьютерных программ, однако отдаление программистов от конечного продукта понизило бы их мотивацию и в конечном счете навредило бы делу. С другой стороны, слишком мелкие организационные единицы не позволили бы Microsoft создавать серьезные программные приложения. Мелкие организационные единицы могут в действительности стать источником серьезных проблем. Именно это произошло в одной из ведущих телекоммуникационных компаний, состоявшей из множества мелких независимых подразделений. Столкнувшись с большими возможностями зарождающегося сектора беспроводной связи, компания обнаружила, что ни одно из ее подразделений не имело достаточной техническои и финансовой базы для того, чтобы самостоятельно развивать это направление. По настоянию топ-менеджмента руководители пяти подразделений попытались скоординировать свои попытки выйти на новый рынок. Однако из-за того, что подразделения были организационно разобщены, структура их затрат оказалась выше, чем у конкурентов. Вдобавок, несмотря на благие намерения, руководители подразделений погрязли в бесконечной череде совещаний и препирательств — привести к общему знаменателю пять разных точек зрения оказалось непросто. Проект сотрудничества потерпел неудачу, хотя компания располагала технологиями мирового класса и обширными финансовыми ресурсами. Объединение нескольких подразделений в более крупную хозяйственную единицу или подъем беспроводной связи на более высокую орбиту самостоятельного направления могли бы снизить эксплуатационные расходы, обеспечить критическую массу технических специалистов и маркетологов и сэкономить потраченное на политиканство время. Даже небольшие изменения размеров в ту или другую сторону могут обеспечить значительные конкурентные преимущества. Это утверждение отлично иллюстрирует пример делового журнал Economist. Свою редакцию журнал разделил на более крупные подразделения, чем его конкурент — Business Week. To есть Economist выпускает аналогичный журнал при меньшем количестве отделов и авторов. Ограничение числа последних позволяет Economist платить им более высокое жалованье и привлекать к сотрудничеству самых талантливых журналистов. Таким образом создается эффективный процесс: каждому журналисту приходится освещать множество разнообразных тем, касающихся самых разных отраслей; в результате авторы расширяют свой кругозор, а это помогает им писать глубокие, оригинальные, непохожие одна на другую статьи, что и делает Economist таким, каков он есть. Интересные, тщательно проработанные материалы привлекают к журналу все больше читателей, и принадлежащая Economist доля рынка растет. А поскольку читатели журнала в основном состоятельные деловые люди, доходы и прибыль от рекламы растут еще быстрее. Неустойчивость рынка также влияет на оптимальные размеры структурных единиц. Как показывает практика, при неспокойных рынках важны фокусировка и мобильность — отсюда небольшой размер, — в то время как более статичный рынок благоприятствует экономии от масштаба — отсюда более крупный размер. Например, в датском банке Lan & Spar организовали новое подразделение для работы на зарождающемся рынке банковских услуг на дому. Благодаря автономности этого направления бизнеса занятым в нем сотрудникам было проще не ограничивать свое мышление привычными рамками. Однако примерно через два года, когда направление банковских услуг на дому оформилось в самостоятельное подразделение с ясным рыночным предложением, его объединили с другой организационной единицей, чтобы добиться эффекта масштаба и гарантировать клиентам полный комплекс услуг3. Граница между мобильностью и эффективностью хозяйственной единицы по мере развития рынка сдвигается, и пэтчинг-менеджеры должны отслеживать самые незначительные перемены в этой сфере. Вернемся к примеру Dell. Появление Интернета и мультимедийных технологий стало причиной бурных перемен в компьютерной индустрии, сместив точку равновесия в сторону мобильности. Реагируя на это, руководители Dell стали корректировать размер подразделений компании. В последние годы здесь не только увеличилось число структурных единиц, но и уменьшился охват деятельности каждой из них (если судить по показателям доходов), несмотря на рост компании в целом. Благодаря этому Dell удается точно выверять свой товарный ассортимент, методы стимулирования сбыта и добиваться прибыльной работы клиентской службы. Все это обеспечило компании выдающиеся финансовые результаты. (Понять, нуждается ли ваша компания в пересмотре организационной структуры, поможет вопросник «Необходим ли вашей компании пэтчинг?», который приводится в конце этой статьи.)
Закладывая фундамент Пэтчинг не даст желаемого эффекта, если в компании не создана соответствующая инфраструктура. К ней относятся модульность, полная и подробная система сопоставимых показателей деятельности всех подразделений и эквивалентность размера вознаграждений во всех частях корпорации. Из этих трех элементов самый важный — модульность. Чтобы безболезненно комбинировать подразделения, нужно, чтобы они были четко сфокусированы и достаточно обособлены. Сложная организационная структура — в частности, структура с большим количеством совместно используемых служб или междивизиональных комиссий — тормозит пэтчинг. Обычно модульная структура воспроизводится внутри подразделений путем создания целевых полуавтономных команд. Например, руководители Sun Microsystems поделили свою компанию на обособленные подразделения, которые они называют «планетами», а эти подразделения, в свою очередь, — на четко сфокусированные отделы по видам продукции. Полная и подробная система сопоставимых показателей деятельности всех подразделений — к ним относятся объемы выручки, валовая прибыль, потребительские предпочтения, время разработки нового продукта и издержки — также необходима для успешного пэтчинга. Знание этих показателей и тенденций их динамики способствует глубокому пониманию происходящих в компании процессов и помогает руководителям понять, когда и как следует вмешиваться в ее организационную структуру. Хорошим примером может служить компания Honda. Внимательный анализ потребительских предпочтений натолкнул руководителей компании на мысль видоизменить ассортимент автомобилей для отдыха на японском рынке в пользу таких моделей, которые не соответствовали традиционным категориям — но лучше отвечали специфическим предпочтениям японских потребителей. Например, модель Odyssey сочетает черты «универсала» и мини-вэна. Благодаря этому шагу Honda удалось отобрать у своего конкурента, фирмы Toyota, львиную долю рынка. Тщательно разработанные системы показателей деятельности отдельных подразделений также помогают руководителям критически относиться к сводным показателям, которые порой оказываются обманчивыми. Одна европейская компания, занятая в сфере гостеприимства, была организована в виде большой вертикально интегрированной структуры, объединяющей такие разные направления, как пивоварение, ресторанный бизнес и гостиничное хозяйство. При этом менеджеры противились идее рассматривать столь отличающиеся друг от друга виды деятельности как самостоятельные направления бизнеса. С введением новой системы показателей руководители смогли осознать, насколько разными были бизнес-модели каждого из направлений, и эффективно перекроили организационную структуру компании. Они выделили гостиничное и ресторанное направления в самостоятельные, а приносившее не так много прибыли пивоваренное производство решили продать. Неполнота или неточность системы показателей деятельности снижают эффективность пэтчинга. Руководители одного сталелитейного мини-завода не имели в своем распоряжении таких базовых показателей, как темпы роста региональных продаж, влияние объема производства на его эффективность, затраты на обслуживание разных групп потребителей и рентабельность выпуска каждого из продуктов. С большим трудом они собрали эти цифры для проведения крупной реструктуризации. Однако, поскольку они были лишены доступа к подобным данным, у них не возникало мысли проводить пэтчинг регулярно. Последний обязательный компонент инфраструктуры для компаний, осуществляющих пэтчинг, — эквивалентность размера вознаграждений во всех подразделениях. Не стоит забывать о том, что пэтчинг подразумевает кадровые перестановки, а разница в уровне заработной платы может им помешать. Руководители одного из крупных американских банков заплатили за этот урок дорогую цену. Они решили создать филиал, предоставляющий нетрадиционную форму банковских услуг в продуктовых магазинах, аптеках и т. п. Идея состояла в том, чтобы обогатить старые подразделения свежими идеями и новым опытом, полученным при работе над нетрадиционным банковским направлением. Однако работа в новом филиале оплачивалась гораздо лучше, чем в старых подразделениях, что породило серьезную (хотя и вполне предсказуемую) проблему: возвращаться из нового подразделения в старые никто не хотел.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |