Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренняя и внешняя информация




Внутренняя информация включает:

1 ретроспективные данные об истории компании;

2 описание и анализ маркетинговой стратегии финансового института, в том числе:

· жизненный цикл товаров,

· объемы продаж за прошлый и текущий периоды,

· себестоимость реализованной продукции,

· цены товаров и услуг, их динамика,

· прогнозируемое изменение объемов спроса,

· производственные мощности с учетом будущих капиталовложений (прогноз объемов реализуемой продукции корректируется на производственные мощности);

3 характеристики поставщиков;

4 производственные мощности;

5 рабочий и управленческий персонал и заработная плата:

· управляющий предприятием (управляющий предприятием может быть ключевой фигурой, обеспечивать эффективное управление бизнесом и его развитием, в случае же продажи предприятия планы управляющего в отношении будущей деятельности могут измениться),

· уровень заработной платы на предприятии в сравнении со среднеотраслевыми данными (может корректироваться при нормализации отчетности);

6 внутреннюю финансовую информацию (данные бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и движении денежных средств за три — пять лет);

7 прочую информацию.

 

Цели работы оценщика по сбору внутренней информации:

· анализ истории компании с целью выявления будущих тенденций;

· сбор информации для прогнозирования объемов продаж, денежных потоков, прибыли;

· учет факторов несистематического риска, характерных для оцениваемого бизнеса;

· корректировка и анализ финансовой документации.

 

Эффективным источником информации является анкетирование владельцев, администрации, аудиторов, кредиторов, конкурентов оцениваемого предприятия, представителей отраслевых ассоциаций и местных администраций. В процессе анкетирования уделяется внимание следующим вопросам:

1 ретроспективные данные об истории предприятия: состав имущественного комплекса, ассортимент продукции и услуг, квалификация рабочего и управленческого персонала; основные заказчики, поставщики и кредиторы;

2 характеристика филиалов и дочерних фирм: формы и размеры участия оцениваемого предприятия в филиалах и дочерних фирмах, ассортимент продукции (услуг) и т.п.;

3 характеристика оцениваемого предприятия:

· наличие и результаты проверок, проводимых аудиторами и налоговыми органами,

· наличие излишних, неоперационных и непроизводственных активов, связанные с ними доходы и расходы,

· сведения об инвентаризации запасов и основных фондов,

· дивидендная политика,

· обязательства или доходы и расходы, не отраженные в финансовых документах (данные об арендных договорах, незавершенных судебных делах, не отраженных в бухгалтерских документах активах и т.д.);

4 перспективы развития оцениваемого финансового института на ближайшие три-пять лет;

5 расширение ассортимента оказываемых услуг;

6 рост объемов оказываемых услуг, выручки от других операций.

Вопрос № 18. Бухгалтерская и финансовая отчетность как источник

3.3. Бухгалтерская и финансовая отчетность как источник информации

Вопрос № 19. Основные виды корректировок, используемых при оценке стоимости: нормализация, трансформация

Общие правила и принципы ведения бухгалтерского учета могут различаться, что отражается в учетной политике и финансовой отчетности. Для получения сопоставимости информации необходима корректировка — нормализация финансовых документов за предшествующие периоды (обычно три — пять лет) в целях установления показателей, характерных для нормального ведения предпринимательской деятельности.

 

Общие корректировки финансовой отчетности бизнеса позволяют приблизить к экономической реальности финансовую отчетность предприятия и, соответственно, потоки доходов.

 

Корректировки показателей финансовых отчетов проводятся для показателей, которые имеют прямое отношение к процессу оценки. Корректировки могут быть целесообразными по следующим причинам:

· привести показатели поступлений и расходов к уровню, который характерен для операционной (основной, производственной) деятельности, которую предполагается продолжать;

· представить сопоставимые финансовые данные по рассматриваемому бизнесу и аналогичным бизнесам;

· привести показатели, приведенные в отчетах, в соответствие с рыночными стоимостями;

· сделать поправки с учетом стоимости активов и обязательств, не связанных с операционной (основной, производственной) деятельностью и соответствующих поступлений и расходов;

· сделать поправки с учетом поступлений и расходов, не связанных с хозяйственной деятельностью.

 

Основные направления корректировок — исключение из финансовых отчетов следующих доходов и расходов:

· излишние или непроизводственные затраты предприятия;

· единовременные доходы и расходы, не связанные с деятельностью предприятия;

· доходы и расходы по избыточным активам (производственным, непроизводственным, нефункционирующим);

· личные доходы и расходы владельца предприятия и его родственников;

· прочие.

 

На практике корректировки могут быть и положительными.

 

Различают несколько видов бухгалтерской документации в зависимости от степени ее корректировки.

 

Приведенный ретроспективный баланс — баланс, скорректированный на последнюю дату составления бухгалтерской отчетности. Корректировка заключается в исключении из баланса всех нематериальных активов и активов, не связанных с основной деятельностью предприятия, для повышения сопоставимости данных с отчетностью предприятий-аналогов. Корректируется также стоимость основных средств (переоценка, физический износ).

 

Если скорректировать стоимость материальных активов по рыночной стоимости, а также долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, дебиторскую и кредиторскую задолженность в соответствии с их реальным состоянием на дату оценки, то мы получим рыночный баланс.

 

Аналогично корректируется ретроспективный отчет о финансовых результатах: из прибылей и убытков исключаются статьи, не связанные с основной деятельностью или искажающие результаты сравнения с предприятиями-аналогами. Корректируются выплаченные проценты по ссудам, заработная плата владельцев в целях оценки приравнивается к среднеотраслевой, увеличивается прибыль на величину избыточных расходов. Получается приведенный ретроспективный отчет о финансовых результатах.

 

На основе этих ретроспективных финансовых отчетов, данных об отрасли, регионе, рынке, стране прогнозируются финансовые показатели деятельности предприятия. Для сравнения с предприятиями-аналогами могут рассчитываться показатели в процентах. Например: остаточная стоимость машин и оборудования составляет 35% стоимости всех активов.

 

Направления работы с внутренней финансовой документацией предприятия в целях оценки:

· инфляционная корректировка;

· нормализация бухгалтерской отчетности;

· трансформация бухгалтерской отчетности;

· вычисление относительных показателей.

 

Цели инфляционной корректировки ретроспективной финансовой отчетности в процессе оценки бизнеса:

· приведение ретроспективной информации за прошедшие периоды к сопоставимому виду;

· учет инфляционного изменения цен при составлении прогнозов денежных потоков и ставок дисконтирования.

 

Простейший способ инфляционной корректировки — переоценка всех статей баланса согласно изменению курса рубля относительно более стабильной валюты, например доллара или евро. Достоинства способа — его простота и возможность работы без использования большого объема дополнительной информации. Недостатки: корректировка по курсу валюты дает неточные результаты, так как курсовые соотношения рубля и других валют не совпадают с их реальной покупательной способностью.

 

Пример 3.1. Оборудование было приобретено в 2011 г. за 2 000 000 руб. (курс рубля к доллару на дату приобретения составлял 5550 руб./дол На дату проведения оценки оборудования курс рубля к доллару составлял 31,5 руб./дол., следовательно, в долларах стоимость оборудования в 2011 г. составляла 360,4 дол. (2 000 000 руб.: 5550 руб./дол.). Стоимость приобретения оборудования на начало 2003 г. составит 11 352,6 руб. (31,5 руб./дол. х 360,4 дол.).

 

Второй способ инфляционной корректировки — переоценка статей актива и пассива баланса по колебаниям уровней товарных цен. Можно ориентироваться как на товарную массу в целом, так и на каждый конкретный товар или товарную группу. Это более точный способ инфляционной корректировки.

 

Третий способ инфляционной корректировки основан на учете изменения общего уровня цен: различные статьи финансовых отчетов рассчитываются в денежных единицах одинаковой покупательной силы (в рублях базового или текущего периода на отчетную дату), для пересчетов используется индекс динамики валового национального продукта либо индекс потребительских или оптовых цен. Метод повышает реалистичность анализа, но не учитывает разную степень изменения стоимости отдельных активов.

 

После инфляционной корректировки проводят нормализацию финансовой отчетности.

 

Нормализация бухгалтерской (финансовой) отчетности — корректировка отчетности на основе определения доходов и расходов, характерных для нормально действующего бизнеса.

 

Возможность использования разных методов учета операций, списания долгов и т.д. приводит к появлению различий в показателях прибыли и денежных потоков. Рыночная стоимость части активов (например, нематериальных) может не учитываться при составлении баланса. Нормализация проводится для того, чтобы оценочные заключения имели объективный характер и основывались на реальных показателях, характеризующих деятельность предприятия, ктому же сопоставимых с показателями аналогичных предприятий.

 

Нормализация отчетности в процессе оценки проводится всегда, объем применяемых корректировок в зависимости от целей оценки меняется. В отчете должны быть объяснены расчеты и изменения, проводимые в ходе нормализации.

 

Обратите внимание — нормализованная финансовая отчетность может использоваться только в целях оценки.

 

Нормализующие корректировки финансовой документации проводятся по следующим направлениям:

· корректировка разовых, нетипичных и неоперационных доходов и расходов;. — корректировка метода учета операций (например, учет запасов) или метода начисления амортизации;

· корректировка данных бухгалтерской отчетности с целью определения рыночной стоимости активов.

 

Корректировка разовых, нетипичных и неоперационных доходов и расходов. К числу наиболее важных факторов, определяющих величину денежных потоков, относится себестоимость продукции — выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов, используемых непосредственно в процессе изготовления и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства. Кроме расходов, относимых на себестоимость, выделяются коммерческие и управленческие расходы, прочие операционные доходы и другие расходы, также влияющие на величину прибыли.

 

Величина прибыли может быть занижена и поэтому потенциального инвестора интересует, в первую очередь, динамика выручки от реализации и структура себестоимости, а затем — нормализованная прибыль. Если речь идет об оценке предприятий сферы услуг, сервисных и страховых компаний, сделок по слиянию и присоединению, акцент делается на анализе валовых доходов. Показатели прибыли и денежных потоков становятся следующим критерием при принятии инвестиционного решения.

 

Если ожидаемая будущая прибыль играет решающую роль в процессе оценки, то важно принимать этот показатель как отражение экономического дохода, получаемого компанией. Именно с этой целью и проводится нормализация бухгалтерской (финансовой) отчетности в процессе оценки.

 

Пример 3.2. Оценщиком выявлено, что значительные финансовые ресурсы направлены на приобретение земельного массива в пригороде, что не имеет отношения к основной производственной деятельности компании (торговля компьютерами и комплектующими). Эти активы, не связанные с основной производственной деятельностью, должны быть исключены из расчетов в ходе нормализации финансовой отчетности.

 

В итоге корректировки получают нормализованный бухгалтерский баланс, скорректированный на расходы, не относящиеся к оцениваемому бизнесу. Изменения, полученные при корректировке баланса, должны найти отражение и в отчете о финансовых результатах. Оценщик рассчитывает нормализованный доход с учетом нетипичных расходов, не относящихся к основной деятельности.

 

Кроме того, корректировке могут подвергнуться расходы, превышающие средние значения по предприятиям-аналогам.

 

Корректировка метода учета операций. На величину прибыли и денежных потоков серьезное влияние могут оказывать методы учета запасов и начисления амортизации. В Российской Федерации приняты следующие методики учета запасов:

· по средней себестоимости;

· по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО) — первым получен, первым отгружен;

· по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО) — последним получен, первым отгружен.

 

Оценка запасов методом ФИФО основана на допущении того, что ресурсы, первые поступившие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени закупок, с учетом стоимости ценностей, числящихся на начало месяца. Метод ЛИФО основан на допущении того, что ресурсы, первые поступившие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности по времени закупок. При росте цен метод ЛИФО уменьшает налогооблагаемую прибыль и с этой точки зрения в условиях инфляции является более предпочтительным.

 

Пример 3.3. Определим себестоимость реализованной продукции всеми тремя методами, если за анализируемый период было израсходовано 200 кг запасов.

 

Сведения о приобретении запасов

 

Дата приобретения Характеристика запасов
  масса, кг цена приобретения, тыс. руб./кг стоимость запасов, тыс. руб.
01 марта      
10 марта      
20 марта     2 500
Итого   10 — 25 4 250

 

 

Средняя фактическая себестоимость: 4250: 250 х 200 = 3400 (тыс. руб.).

 

Себестоимость реализованной продукции по методу ФИФО: 100 х 10 + 50 х15 + 50 х 25 = 3000 тыс. руб. Себестоимость реализованной продукции по методу ЛИФО: 100 х 25 + 50 х 15 + 50 х 10 = 3750 тыс. руб. Если предприятие-аналог использует метод учета запасов по средней себестоимости, в то время как на оцениваемом предприятии применяется метод ЛИФО, то разница (3750 — 3400 = 350 тыс. руб.), скорректированная на ставку налогообложения (24%), может быть добавлена к величине прибыли после налогообложения.

 

Аналогичные расчеты проводятся и в сторону уменьшения величины прибыли. Размер прибыли также зависит от методов начисления износа как основных фондов, так и нематериальных активов.

 

Корректировка данных бухгалтерской отчетности с целью определения рыночной стоимости активов. Балансовая стоимость активов, как правило, отличается от их рыночной оценки. Итогом нормализации финансовой отчетности должен стать нормализованный баланс — это ретроспективный бухгалтерский баланс, в котором все балансовые показатели учитываются по их рыночной стоимости на дату оценки.

 

После нормализации, если это требуется в соответствии с целями оценки, осуществляется трансформация финансовой отчетности.

 

Трансформация финансовой отчетности — это корректировка счетов для приведения к единым стандартам бухгалтерского учета. Трансформация бухгалтерской отчетности не является обязательной в процессе оценки. В каких случаях она нужна?

 

Российские предприятия выступают как объекты инвестирования со стороны иностранных инвесторов и сами пытаются инвестировать временно свободные средства. Принятию решения об инвестировании предшествует детальный анализ финансового состояния компании, отчетность которой должна соответствовать международным стандартам прежде всего в целях сопоставимости информации.

 

Любая отчетная информация имеет принципиальное сходство: пользователям предоставляются данные об имущественном состоянии компании (баланс) и отчет о финансовых результатах. Вместе с тем между российской и международной системами учета существуют различия:

· по составу отчетности: западная отчетность содержит отчет об изменениях собственного капитала (в соответствии с GAAP), примечания к финансовым отчетам;

· по принципу построения основных показателей: российский баланс построен по принципу возрастания ликвидности, в то время как баланс по GAAP — по убыванию ликвидности;

· ориентация на пользователя (основным органом, регламентирующим формирование системы бухгалтерского учета в России, является Министерство финансов РФ — государственная структура, которая при выработке учетной модели руководствуется интересами государства, и отчетность направлена прежде всего на предоставление информации государственным органам с целью обеспечения ими функций контроля за налоговыми платежами в бюджет. Международные стандарты финансовой отчетности разработаны независимой организацией — Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности и в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) задачей финансовой отчетности является предоставление информации о финансовом положении, результатах деятельности предприятия, что является полезным при принятии экономических решений для широкого круга пользователей);

· в российской отчетности о финансовых результатах себестоимость реализованной продукции может включать часть общехозяйственных расходов, т.е. расходов на управление, а в соответствии с МСФО себестоимость включает только прямые и накладные производственные затраты;

· при продаже продукции ниже ее себестоимости без достаточных оснований российские предприятия платят налог на прибыль с суммы разницы между рыночной ценой и ценой реализации, что неприемлемо для МСФО;

· большую группу затрат российских предприятий представляют штрафы по актам налоговой инспекции, Пенсионного фонда и др.

 

Это только часть различий, поэтому полноценная процедура трансформации требует не только затрат времени, но и наличия высококвалифицированных специалистов.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

 

1 Назовите показатели рыночной стоимости финансовых институтов, которые формируются из внешних источников.

2 Назовите показатели рыночной стоимости финансовых институтов, которые формируются из внутренних источников.

3 Назовите основные формы бухгалтерской и финансовой формы отчетности, необходимые для оценки финансовых институтов (российская практика).

4 Сформулируйте требования, предъявляемые к информации, необходимой для оценки финансовых институтов.

5 Назовите причины и основные направления корректировок, используемых при оценке стоимости финансовых институтов.

 

Литература

 

1 Оценка бизнеса: Учебник для вузов/ А. Г. Грязнова, М. А. Федотова, С. А. Ленская и др.; Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. - 2010

2 Л.С. Бляхман. Основы функционального и антикризисного менеджмента: Учебное пособие. - 2011

3 С.П. Радионова Оценка инвестиционных ресурсов предприятий (инновационный аспект). - 2009

4 Оценка бизнеса: Учебное пособие для вузов/Л.А.Филоппов-2011

ТЕМА 4. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ

Целевая установка: раскрыть сущность классических подходов к оценке стоимости финансовых институтов; усвоить основные методы доходного подхода; усвоить основные методы затратного подхода; усвоить основные методы сравнительного подхода; уметь выбрать соответствующий подход и метод при определении рыночной стоимости конкретного института.

 

После изучения данной темы слушатели смогут:

· назвать принципы оценки финансовых институтов;

· объяснить основные подходы к оценке стоимости финансовых институтов: доходный, затратный и сравнительный;

· охарактеризовать выбор оценки подхода и метода при определении рыночной стоимости конкретного института.

 

 

В лекции рассматриваются следующие вопросы:

1 Принципы оценки финансовых институтов

2 Классические подходы к оценке стоимости финансовых институтов: доходный, затратный и сравнительный

3 Выбор оценки подхода и метода при определении рыночной стоимости конкретного института

Контрольные вопросы для самопроверки

Вопрос № 20. Принципы оценки финансовых институтов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 2148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.