Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия. Конфликт — трудноразрешимое противоречие, стланное с открытыми эмоциональными переживаниями




Конфликт — трудноразрешимое противоречие, стланное с открытыми эмоциональными переживаниями.

Конфликтная ситуации - ситуация открытого или скрытого противоборства двух или нескольких сторон участников, каждый из которых имеет свои цели, мотивы, способы разрешения проблемы. Неправильно разрешенная конфликтная ситуация ведет к длительному и, возможно, неразрешимому конфликту.

Разрешение конфликта - процесс нахождения взаимного решения проблемы, имеющей личную значимость для его участников.

Внешние конфликтные ситуации - противоречия, возникающие при организации игры пли совместной деятельности. Такие ситуации возникают в сфере деловых отношении детей, однако за их пределы, как правило, не выходит и не захватывают более глубоких пластов межличностных отношении.

Внутренние конфликтные ситуации возникают в условиях ведущей игровой деятельности и большей частью скрыты от наблюдения. В отличие от внешнего, внутренний конфликт вызывается противоречиями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью, с ее сформированностью у ребенка; противоречиями между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры.

Игра — это ведущая деятельность дошкольника, оказывающая влияние па развитие всех сторон личности ребенка. Она может выступать в качестве метода или приема при разрешении конфликтных ситуаций.

Метод - это система последовательных способов деятельности, направленных на достижение поставленной цели.

Прием - составная часть метода, его элемент, направленный па разрешение частных задач.

Пример анализа толкования термина "образование".

Сначала мы изучили толкование понятия "образование" среди ученых. Разночтения сводились к разному толкованию соотношений четырех терминов — "обучение", "образование", "воспитание", "развитие". Одни отождествляли "обучение" и "образование", другие считали, что "образование" включает в себя и "обучение", и "воспитание" и т.п.

Далее мы естественно обратились к словарям. Нами были изучены толкования термина "образование" в следующих изданиях: В.И. Даль. Словарь живого великорусского языка. — М., 1978; Словарь русского языка. — М., 1981; Энциклопедический словарь. — М., 1998; Британский (оксфордский) словарь (под ред. А.С. Хорнби). – М., 1984; Американский словарь Уэбстера. — США, 1986.

Чаще всего термин "образование" рассматривался как отглагольное существительное от глагола "образовывать" и имеет значение "создавать", "формировать", "выращивать", "развивать ментально", "давать вид, образ" (В.И.Даль), создавать нечто новое, целое.

Отсюда следует важный вывод: до того, как слово "образование" стало связываться с просвещением, обучением, воспитанием, оно имело более широкое звучание.

Опираясь на словарные значения, практику рассмотрения термина в интересующей нас области, рассмотрим толкование понятия "образование". В зависимости от контекста употребления термин "образование" трактуется как:

1) общественное явление, атрибут и вечный спутник человечества на всем его историческом пути;

2) значимая ценность (социальная и индивидуальная; вспомним, как родители нередко говорят детям: "Я дал тебе жизнь и образование, теперь...");

3) функция общества и государства по отношению к своим гражданам и одновременно функция граждан по отношению к своему собственному развитию (выделенное, к сожалению, недооценивается и школой, и родителями, и самими школьниками), обществу и государству (поскольку образование некоторого уровня является обязательным);

4) сложная иерархическая система, включающая дошкольное, школьное, внешкольное (дополнительное), начальное профессиональное, среднее специальное, высшее, магистратура, бакалавриат, ученая степень кандидата или доктора наук и т.д.;

5) сфера социальной жизнедеятельности, включающая в себя не только образование, но и родственные отрасли — здравоохранение, культуру, социальную защиту и др.;

6) деятельность, предполагающая взаимодействие педагогов и тех, кто получает образование;

7) процесс;

8) результаты образовательного процесса.

При всей многоликости приведенные аспекты значения термина "образование" имеют и нечто общее — все они так или иначе связаны со становлением личности человека, с передачей и освоением социального и культурного опыта, с передачей культурных ценностей. Для нас наибольшее значение имеют пп. 6, 7, 8.

По мере развития науки и практики понятие "образование" тоже претерпевает изменения, развивается, дополняется, конкретизируется с учетом новых требований и условий (оптимизируется). Уже сейчас, а тем более в XXI веке, в нем появятся новые важные акценты. Рассмотрим один из наиболее существенных.

В нынешнем обыденном сознании "образование" трактуется с позиций школы, то есть со стороны внешней по отношению к личности, деятельности и поведению самого школьника. Министерство, органы управления образованием всех уровней, сами образовательные учреждения озабочены созданием доктрин, концепций, стандартов, программ, учебников, средств обучения и воспитания. Нетрудно видеть, что управленцы и педагоги ЗА детей проектируют их будущее и всю их жизнедеятельность. В связи с этим нелишним будет задуматься над вопросами:

- Насколько комфортно детям в спроектированных взрослыми без участия детей образовательных учреждениях?

- Устраивают ли детей предлагаемые взрослыми маршрута движения в образовательном пространстве?

- Нравятся ли детям программы и учебники, по которым их учат, воспитывают, развивают?

- Подходят ли всем детям государственные образовательные стандарты?

Возражения и недоумения догматиков и консерваторов настолько очевидны, что бессмысленно их обсуждать, а потому перейдем сразу к формулированию новых акцентов в толковании образования.

С каждым годом становится очевиднее, что при господстве внешнего по отношению к ребенку понимания образования явно недооценивается необходимость (а потому и не создаются предпосылки, условия) собственной активности растущего человека, получающего образование, его субъектной позиции. В этом причина всегда (или почти всегда), увы, неоптимальных пока результатов образовательного взаимодействия педагогов, психологов и детей, взаимодействия, которое не приводит к возникновению явления так называемого "педагогического резонанса".

Поясним это ассоциацией из области физики. Известно, что колеблющееся тело (маятник, например) характеризуется частотой своих собственных колебаний. Если на маятник воздействовать (ударять по нему) с частотой большей или меньшей, чем частота его собственных колебаний, то колебания будут затухающими. Однако если частота вынуждающей силы будет совпадать с частотой собственных колебаний маятника, то возникает резкое увеличение амплитуды колебаний — явление, которое называется резонансом.

Аналогичное явление наблюдается и с ребенком: наивысшие возможные образовательные результаты возникают только тогда, когда любые воздействия учителей, воспитателей, школы начинают совпадать с собственными усилиями ребенка по своему образованию. Это явление и было названо академиком Ю.К. Бабанским "педагогическим резонансом".

Отсюда следует, что в школе XXI века возможна иная, чем сейчас, логика понимания образования: не только как внешняя по отношению к ребенку деятельность, а как процесс и результаты деятельности и самого ребенка. В этом случае вместо прежнего понятия "образование" (вообще) возникает новое понятие "образование личности", как процесс и результат личной заботы, личной ответственности и личных заслуг и неудач - деятельности самого школьника по становлению, сотворению и развитию собственной личности и индивидуальности. Результатом так понимаемого образования является сама личность, ее существенные характеристики, то, что реально определяет поведение человека. Именно это и имел в виду мудрец, сказавший: "Образование — это то, что остается у человека, когда все выученное уже забыто".

Резюмируя сказанное, можно заключить: образование по мере роста ребенка все больше должно становиться самообразованием, то есть образованием самого себя. И тогда хороший педагог — это не искусный формовщик детской личности (формовщик по своим взглядам, нормативам, стандартам и т.п.), а искусный создатель условий, при которых эта личность как можно раньше становится созидателем самой себя, творцом собственного саморазвития.

(Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие /Под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2000. с 16-20.)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.