Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обоснование актуальности исследовательской работы




 

Обоснование актуальности направления Практическая актуальность исследования темы   Обоснование научной актуальности темы
Оценка результатов педагогического процесса Оценка качества педагогического процесса
Показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее решения Показать недостатки в обученности и воспитанности учащихся, которые следует устранить Показать недостатки в воспитательном процессе, которые ведут к указанным недостаткам в обученности и воспитанности учащихся   Показать степень разработанности выделенной проблемы в теории, указать на недостаточную изученность аспекта

(Схема В.В.Краевского)

 

Желательно, чтобы во введении все разделы актуальности нашли свое отражение.

Можно предложить некоторые языковые конструкции, нередко используемые при обосновании актуальности темы научной работы:

- Актуальность данной темы связана с тем, что...

- Изучение этой проблемы представляется весьма актуальным.

- Решение этих вопросов приобретает особую актуальность в настоящее время, поскольку...

- Большая актуальность темы и некоторая односторонностью освещения в научной литературе и послужили основанием для выбора темы исследования.

- Актуальность исследования определяется ведущей стратегией современного образования, направленного на……

К стратегическим операциям исследования относятся: выявление противоречия, проблемы и цели.

По своей сложности обоснование противоречия является самой сложной операцией при разработке научного аппарата исследования. Противоречие устанавливает нарушение связей между элементами какого-либо педагогического явления, обеспечивающими в своем единстве его развитие. Конечно, противоречие – это, как утверждают философы, сигнал неблагополучия теории и практики. Управляя реальной действительностью, человек не все может охватить, предвидеть, учесть, не на все у него есть силы и средства.

 

Продолжим разработку стратегии исследования. Очередная операция – проблематизация исследования. Намучившись с противоречием, поругав ученых за неясность слога, приступим к операции более простой и ясной – определению проблемы.

Проблематизация исследования есть операция, посредством которой из противоречия выявляется и формулируется проблема. Проблема, в том числе и научная, есть неизвестная часть противоречия, располагающая условием для своего раскрытия посредством исследования. Сразу скажем, что в науке проблема формулируется в виде:

- проблемной ситуации;

- проблемного вопроса;

- проблемной задачи.

Проблемная ситуация – это описание конкретной школьной ситуации, в которой обнаруживается противоречие. Собственно, это описание среды вокруг противоречия.

Проблемный вопрос – это вопрос, поставленный относительно возможности исследовать тот или иной предмет познания, еще неизвестный науке. Выражается вопросительным предложением, в котором фиксируется этот предмет исследования. Часто начинается со слов «каковы», «как», «в какой мере» и др.

Проблемная задача – это обозначение предлагаемого результата исследования. Проблемная задача формируется как обыкновенная цель – через главные формы (например, «найти способы связи компонентов системы…») и существительные (в именительном падеже) с предикативным значением (например, «определение комплекса условий…»).

Все три разновидности постановки проблем присутствуют в педагогических исследованиях. Разница состоит лишь в том, что при описании проблемной ситуации не свертывают информацию, а подводят ее к теме. При исследовании проблемного вопроса и проблемной задачи проблемная ситуация сохраняется. Но она как бы подвергается дополнительному уплотнению, свертыванию в более лаконичную форму вопроса или задачи.

Примеры формулировок проблемы исследования:

- Как отмечают исследователи……………..

- В исследованиях последнего времени рассматриваются различные подходы …..

- Анализ существующей практики……свидетельствует об…..

- В тоже время, как показывает практика и результаты научных исследований …(И.О Ф.. авторов), школьники часто имеют низкий уровень…., что не позволяет им …

Цель исследования, если кратко, - это мысленное предвидение его результата. Как операция поиска она состоит в проектировании результата, его детальной разработке и оттачивании формулировки. Эта операция называется целеполаганием и целеформированием. Чтобы научиться ставить цель, давайте разберемся в ее структуре, видах и требованиях к ее постановке. Структура цели устойчива и потому в любых случаях состоит из одних и тех же элементов: целевого объекта, целевого предмета и целевого действия.

Целевой объект (объект цели) – это та часть теории и практики, в пределах которой идет реализация цели. Под «частью» в нашем случае мы понимаем научные темы, проблемы, идеи, разделы, внутри которых как бы находится наша тема и которые являются ее научным обеспечением.

Так понимается целевой объект в постановке цели любой исследовательской работы. В экспериментальных работах целевой объект – это всегда люди (учащиеся, студенты, педагоги), которые включаются в специально созданные педагогические условия и изменяются под их влиянием. Но об этом разговор впереди.

Целевой предмет (предмет цели) – это часть объекта цели, которая подвергается непосредственному исследованию в рамках объекта. Целевой предмет переходит в цель из проблемы, куда, в свою очередь, он пришел из противоречия. Но в противоречии он был «неизвестным элементом», то есть «болевой точкой», которую предстоит преобразовать. В проблеме предмет предстает как составная связь известного и в связи с ним. А в цели – как ядро исследования, как относительно автономное образование, фиксирующее на себе внимание.

Целевое действие (действие цели) – это действие исследования, которое он будет совершать над предметом в рамках объекта исследования. Например, раскрыть, выявить, установить что-то и т.д. Целевое действие должно подбираться таким, чтобы дать возможность завершить его за промежуток времени, в котором совершается исследование. Согласитесь, что «выявить» и «разработать» - понятия разные, соответствующие разным действиям. В первом случае анализируется теория и практика и из них выделяются какие-то педагогические факты, затем обобщаются, классифицируются, описываются. Если что-то разрабатывается, значит, создается принципиально новое педагогическое образование с большой долей авторского участия.

Данные таблицы 1 примерные, каждая позиция автономна.

Целевое действие Целевой предмет Целевой объект
Разработать; обосновать; охарактеризовать; выявить; определить; экспериментально проверить; проанализировать; раскрыть; изучить; обеспечить итд. Пути и средства; требования; система критериев; содержание и методы; принципы формирования; педагогические условия; личностно-ориентированный подход; педагогические основы; система деятельности; процесс воспитания; концепция; теоретическая модель Профессиональная ориентация; усвоение знаний; нравственное воспитание учащихся; техническое творчество учащихся; система трудового воспитания; процесс познания; методы проблемного обучения и тд.  

 

Зная структуру цели, ее можно вполне самостоятельно разрабатывать или, используя уже готовые цели из других научных работ, отбирать и корректировать.

Примеры формулировок цель исследования:

- Решение данной проблемы составляет цель исследования: 1) …раскрыть педагогические условия организации …… в ……2) …выявит и обосновать комплекс необходимых педагогических условий эффективного формирования ………3)…выявить и обосновать факторную зависимость между … и ….; 4) определить комплекс условий, обеспечивающих ….

 

С выделения объекта и предмета исследования начинается собственно технологический процесс. Объект исследования ныне понимается как научное пространство, в рамках которого ведется данное исследование. Это могут быть научные данные об одном явлении или круге близких явлений из практики. Объект исследования как научное знание существует объективно. Это знание задано другими исследователями, другими научными трудами, какими бы они ни были по широте и глубине. С этой заданностью надо считаться как с исходным условием и отправной точкой преемственного развития теории и практики.

Вместе с тем в педагогике объектом может быть физическая реальность, слабо, а может быть, и совсем не разработанная в теории. При этом соблюдается непременное условие – наука должна быть готова эту педагогическую деятельность описать, помочь ее осмыслить, обобщить инновационную деятельность педагогов. Над объектом исследователь не производит никаких преобразующих действий. Он является лишь источником информации. Действие производится над предметом исследования.

Предмет исследования – это часть объекта исследования, которая подлежит особенно тщательному изучению и преобразованию. Отношения объекта и предмета исследования в педагогике ныне принято определять как отношения целого и части. Объект – это важнейшая научная категория, теория или тема, куда входит предмет, имея там самые разнообразные связи с другими составляющими.

В качестве объекта исследования могут быть педагогические системы, процессы, деятельность, условия, структуры, существующие как физические реалии, как описанные в науке, сочетающие в себе и практическое присутствие и теоретическое обеспечение.

При анализе объектов и предметов в исследованиях обнаружен любопытный феномен: при одном и том же предмете может быть определен разный объект. Предмет может входить в разные объекты, то есть рассматриваться в разных практических и научных средах. Например, такой предмет, как «принципы, содержание, формы и методы профессиональной ориентации учащихся» в исследованиях встречается довольно часто. А вот в объекты он может входить разные: «педагогические основы профессиональной ориентации учащихся», «процесс формирования профессиональной ориентации учащихся» и др.

Объект и предмет исследования в педагогике различаются еще и степенью динамичности. Объект берется в статике, таким, каким он есть на данный момент. Предмет рассматривается в динамике или таким, каким он способен под влиянием действий исследования изменяться за короткий промежуток времени, отведенный для выполнения диплома или диссертации. Таким образом, объект исследования историчен и отражает в любом случае прошлое и настоящее в науке и практике. Предмет же исследования всегда связан с настоящим и будущим их развития.

Теперь остановимся на вопросе, как и откуда появляются предмет и объект исследования. Движение мысли начинается с выбора темы. Уже там закладывается предмет исследования, затем он прослеживается как «болевая точка», как неизвестное в противоречии, есть ли он в проблеме и окончательно формируется в цели как целевой предмет.

О совпадении темы и предмета в их формулировках можно сказать следующее. Тема частично может совпадать либо с объектом, либо с предметом исследования. Это нормально. Ненормально, когда сформулирована шире объекта. Лучший вариант, наиболее удобный для исследования и неуязвимый для оппонентов, это когда выделенный предмет уже объекта и уже темы, когда он является их частью.

 

О гипотезе в педагогическом исследовании писать трудно уже потому, что о ней много сказано. Гипотезу изучали, можно сказать, со всех сторон. Она возвеличена и вознесена над всеми другими исследовательскими операциями. Ее почитают за вершину научного исследования и научного мастерства. Так ли это, давайте посмотрим.

Само слово «гипотеза» греческого происхождения. Состоит из двух исходных носителей смысла: гипотеза. Это в переводе означает «данный изначально тезис (мысль, положение)», то есть тезис, лежащий в основе чего-то большого.

Формулировка гипотезы исследования – это такая исследовательская операция, посредством которой можно предсказать пути и способы достижения цели.

Гипотеза текстуально оформляется в виде научного тезиса как суждения, утверждающего какую-то важную идею, истинность и достоверность которой еще надо доказать. Вся последующая исследовательская работа есть доказательство гипотезы.

 

  Тема   Противоречие   Проблема   Цель   Объект   Предмет   Гипотеза
Информационное обеспечение процесса ориентации учащихся на рабочие профессии Между развитием профессиональной направленности и профессиональным самосознанием учащихся как непрерывным процессом и дискретным характером профориентационных воздействий Каково информационное обеспечение процесса ориентации на рабочие профессии? Выявить условия эффективности процесса ориентации учащихся на рабочие профессии посредством информационного обеспечения этого процесса Процесс ориентации учащихся на рабочие профессии Информационное обеспечение процесса ориентации учащихся на рабочие профессии Ориентация учащихся на рабочие профессии будет протекать более успешно в условиях непрерывного информационного обеспечения, охватывающего целостный процесс ориентации учащихся на рабочие профессии, координации информационных потоков,

 

По структуре гипотезы могут быть построены дедуктивно и индуктивно. Например, автор пишет: «Коллектив может стать фактором нравственного воспитания, если при его создании соблюдать следующие условия…». Далее перечисляются эти условия. Такая гипотеза построена дедуктивным способом. Если же автор пишет: «Сравнительный анализ целей, задач, принципов, содержания, методов и форм организации обучения детей-шестилеток в разных странах позволит сделать обобщенный вывод о ценности и целесообразности этого опыта». Это явно индуктивная гипотеза. Обе гипотезы по содержанию равноценны.

Гипотезы могут быть простыми и составными. В первом случае они состоят только из одного предположения с сокращенным числом компонентов. Во втором это просто несколько гипотез.

По логической конструкции гипотезы поддаются алгоритмизации. Чаще других встречаются гипотезы, построенные по алгоритму: «…возможно, если в качестве условий будут Б,В,Г…». Здесь через союз «если» излагаются условия. Примеров тому мы привели достаточно. Возможны модификации таких гипотез. Например, переформулировка ее в индуктивном порядке по алгоритму: «если будут Б,В,Г, то возможно А». Например: «Если с помощью специальных методов структурно-системного анализа определить оптимальную последовательность изложения элементов учебного материала, то он станет более доступным для учащихся». Такую гипотезу следует отличать от простого суждения, построенного по этому же алгоритму: «если в начальной школе развивающее обучение дает эффект, то в старших классах его вводить уже поздно. Здесь нет условного смысла, а есть обыкновенное негипотетическое сопоставление. Это так называемая ложная гипотеза. Есть другие модификации исходного алгоритма: «…возможно при условии…», «возможно в случае…», «возможно при наличии…». Здесь просто опущен союз «если».

Другой алгоритм гипотезы, реже встречаемый, такой «А есть Б». Содержательно такие гипотезы утверждают либо качество предмета исследования, либо его категориальный или ролевой статус в науке. Придется привести примеры таких гипотез: «детский коллектив есть фактор воспитания гуманистических отношений между учащимися», «индивидуализация обучения есть эффективное средство реабилитации учебных возможностей учащихся».

Примеры формулировок гипотезы исследования:

a Гипотеза исследования основана на предложении о том, что…..будет эффективнее, если выполняются следующие условия: (не менее 3-4 условий)

a Результативность …может быть существенно повышены, если: (3-4 условия)

Только после разработки гипотезы мы можем приступить к задачам своего исследования.

Но прежде чем знакомиться с этим вопросом, возвратитесь к цели исследования. Цель неоднозначна. На пути к ее достижению находятся разные по характеру и силе другие процессы и действия. Это как в сказке про Ивана-царевича, отправившегося на поиски Василисы Прекрасной, которую заточил в своем замке Кощей Бессмертный. Чтобы Ивану-царевичу вызволить Василису Прекрасную, а это и есть его конечная цель, надо пройти много дорог, встретить и преодолеть множество препятствий, пересилить страх, многому научиться и многое понять. Что ни шаг, то задача, которую надо решить, чтобы продвинуться к цели. Да и задачи самые разнообразные и неожиданные. Это сказка – модель исследовательской деятельности с той лишь разницей, что исследователь может спроектировать и эти препятствия – задачи не только предвидеть, но и создавать.

 

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составные, в выделении подцелей. Делается это так.

1. Анализируя ранее разработанный научный аппарат, исследователь выделяет сходные виды деятельности и действия, и группирует их. Так рождаются задачи по изучению вопроса, проведению эксперимента и другие. прописав задачи деятельности в черновом варианте, приступайте к анализу объема сложности каждой из них и порядковой зависимости друг от друга.

2. В результате этой операции вы сможете разделить сложные задачи на две-три простые, расставить их по порядку выполнения, отшлифовать формулировки.

3. Далее проведите мысленный эксперимент по соответствию выделенных задач цели. Вам предстоит в уме провести «сложение» задач и подойти к цели. Следите при этом, чтобы в сумме задачи «укладывались» в цель, не выходили за ее пределы, не превышали ее.

4. Наконец, контрольная операция – проверка задач на соответствие ранее разработанному научному аппарату, то есть другим исследовательским операциям. Среди ваших задач должны быть те, которые «схватывают» объект исследования и направляют действия на разработку информационного поля исследования. Непременно будет задача, направляющая действие исследователя на предмет познания.

Чтобы более грамотно работать с задачей как исследовательской операцией, неплохо иметь хотя бы общее представление о классах задач, которые определяются по содержанию. В педагогических исследованиях нам удалось выделить пять основных классов задач.

К первому классу задач относятся те, что связаны с изучением теории вопроса. Например: дать психолого-педагогическое обоснование личностного подхода как ведущего принципа воспитания, изучать состояние проблемы в педагогической теории и практике, раскрыть педагогическую сущность эмоционального воздействия на воспитанников, провести феноменологический анализ понятия «педагогическое управление» и др.

Мы специально дали различные типы формулировок. Вообще же исследователи чаще всего такие задачи начинают глаголами: изучить, обобщить, проанализировать, раскрыть, описать и т.п.

Второй класс задач связан с изучением состояния практики и проявлением предмета исследования. Это: охарактеризовать содержание и методы деятельности педагогов по экономическому воспитанию учащихся, описать опыт использования теории в практике лекционной пропаганды и др. В этом классе задач часто используются такие действия, как изучить, ознакомиться, вскрыть, установить, выделить, оценить, проследить – кроме тех, что обозначены в примерах.

Третий класс задач близок к теоретическим, но связан с созиданием новых теорий, идей, учений. Приведем в качестве примеров такие: определить содержание воспитательной деятельности классного руководителя 5-го класса. Разработать систему требований к знаниям учащихся, смоделировать систему внеучебной деятельности коллектива пятого класса и др. Кроме названных в этом классе задач, популярны следующие действия: усовершенствовать. Классифицировать, систематизировать, обобщить, выявить, подготовить, создать, произвести, выработать. Сформулировать и др. Эти задачи самым прямым образом связаны с преобразованием предмета исследования.

Четвертый класс задач связан с экспериментом: экспериментально проверить и установить общие специфические условия оптимальной реализации разработанной модели учебного процесса, выполнить экспериментальную проверку предлагаемого способа дидактометрии трудности на основе анализа содержания упражнений, экспериментально изучить мотивационную сферу деятельности учащихся по решению задач, опытно-экспериментальным путем проверить эффективность характеристики качества знаний учащихся с помощью параметра осознанности и др. этот класс задач напрямую вытекает из гипотезы и ради нее становится и решается. Он довольно широко представлен в исследованиях.

Пятый класс задач – это разработка на основе всего исследования определенных методических рекомендательных материалов. Примеры: разработать программы профессиональной ориентации учащихся. Разработать комплекс заданий для самостоятельных работ с учетом межпредметных связей, составить рекомендации по использованию теории этического воспитания практической деятельности учителя и др.

Как правило, эти задачи завершают исследование. Показывая его практико-ориентировочный характер. Из видов исследовательских действий здесь используются «разработать» и «составить», а так же такие как раскрыть, описать, создать, выработать, наметить, сформулировать и др. НО эти действия всегда предполагают определенные дополнения, указывающие на составление программ, учебных планов, методических рекомендаций, указаний, инструкций, карт, схем и другой проектной документации.

Примеры формулировок задач исследования:

a Цель, предмет и гипотеза определили следующие задачи исследования:

- изучить философскую, психолого-педагогическую литературу, передовой педагогический опыт по различным аспектам …

- изучить особенности построения...посредством..

- определить педагогические условия ……в …..

- выявить возрастные особенности ……

- разработать рекомендации для по применению…, способствующего…

a Исходя из поставленной цели, концептуальной идеи, а также в соответствии с объектом и предметом исследования, были определены следующие задачи:

- уточнить место ….в структуре….

- теоретически обосновать взаимосвязь процессов формирования ….. и разработать модель …..

- определить и экспериментально проверить комплекс педагогических условий и организационных форм, способствующих …. и….

После того как вы поработали над своими задачами, самое время перейти к проектированию этапов исследования. Если задачи понимаются как ступеньки поиска, то этой совей функцией они прямо переходят в этапы, сливаясь в чем-то с ними.

Этапы – это составные части исследовательской деятельности, выполняемые в определенный промежуток времени и заканчивающиеся качественными и количественными изменениями каких-либо сторон этой деятельности. Последовательность этапов, их соразмерность есть показатель технологичности исследования. К тому же этапу исследования выполняют функцию контроля и самоконтроля успешности научного поиска.

Исходя из сказанного можно составить план разработки и описания каждого этапа: сроки его проведения; основная задача исследования на этом этапе; сроки его проведения; основная задача исследования на этом этапе; перечень основных исследовательских действий; общая характеристика сложности, место исследований; связь с последующими задачами. Остановимся на описании этапов.

Первый этап исследования – это работа с теорией. Его задача – разработать теоретическое обоснование темы исследования, создать его научное обеспечение. Этап расценивается как методологический, вооружающий автора знанием и умением создавать новую теоретическую продукцию.

Второй этап исследования – это работа с практикой. Задача – изучение, обобщение опыта решения стоящих перед исследователем проблем в школах, училищах, вузах, семье, то есть сбор эмпирического материала. На данном этапе осуществляются следующие операции: изучение опыта работы по проблеме (личного, коллег-новаторов или массового) и его описание; анализ, сравнение опыта, его оценка, выявление тенденций и особенностей.

Третий этап исследования – подготовка эксперимента или любого другого вида преобразования предмета исследования. Это и есть его задача. Это очень наукоемкий и трудоемкий этап.

Четвертый этап исследования, как правило, отводится проведению эксперимента, получению результатов, обобщению итогов, апробации выводов. Этот экспериментальный этап вполне может быть опытно-экспериментальным.

Пятый этап исследования посвящается обобщению теории и практики, получению общих выводов, разработке методических рекомендаций, формированию концептуальных моделей. На этом заключительном этапе разрабатывается окончательный план работы: доклада, статьи, научного отчета и т.д.

Исследователь вправе уложиться в любое число этапов, соединить или разделить их, внести любые коррективы. Но чтобы он не делал, последовательность многих действий сохраняется, смещаясь то вверх, то вниз.

Выбор этапов – дело непроизвольное. Их буквально «диктуют» задачи.

Примеры формулировок организации и этапов исследования. Исследование проводилось в несколько этапов :

На 1 этапе формируется теоретическая концепция исследования, разрабатывается программа опытно-практической (экспериментальной) проверки:

- осмысление теоретических основ проблемы исследования,

- изучение научной и учебно-методической литературы

- накопление практического опыта

- определялись методологические и методические подходы к проблеме

- анализ литературы по теме, выделение исходных теоретических положений,

- разработка понятийного аппарата,

- формулировка объекта, предмета, цели, задач и гипотезы исследования,

- разработка программы исследования.

На 2 этапе осуществляется практическая (экспериментальная) работа:

- проведение опытно-экспериментальной работы по реализации…

- систематизация и обработка полученных результатов

На 3 этапе анализируются и обобщаются результаты исследования:

- обобщение результатов исследования,

- анализ, внедрение в практику……..

- оформление работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 3152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.