КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перечень вопросов итогового контроля по дисциплине
Тема №14. Факторные эксперименты. Тема №13. Многоуровневые эксперименты. Тема №12. Корреляционное исследование. Планы ex post facto. Тема №11. Эксперименты, улучшающие реальный мир. Лабораторные эксперименты. Тема №10. Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы. Тема №9. Измерение в психологии. Тема №8. Психология психологического эксперимента. Тема №7. Принципы конструирования экспериментальной выборки. Тема №6. Понятие валидности в психологическом эксперименте. Безупречный эксперимент в контексте практической деятельности экспериментатора. Контроль факторов, угрожающих валидности эксперимента.
Примеры экспериментов с одним испытуемым. Соотношение понятий «генеральная совокупность» и «экспериментальная выборка». Специфика формирования выборки в реальных условиях.
Специфика общения с различными типами испытуемых. Варианты нейтрализации эффектов поведения испытуемых. Практика формулирования инструкции для испытуемых.
Суть психологического измерения. Измерительные шкалы и способы их конструирования. Способы координации измерительных процедур в психологическом исследовании. Вычисление мер описательной статистики на примере предложенных диагностических данных.
Характеристика квазиэкспериментального подхода как эксперимента с ограниченными психологическими формами контроля. Квазиэкспериментальные схемы исследования. Осуществление статистического контроля в квазиэкспериментах.
Практика планирования экспериментов, улучшающих реальный мир и контроля внешней валидности. Расширение независимой переменной в рамках лабораторного эксперимента.
Специфика корреляционного исследования по сравнению с экспериментальным. Корреляция и причина. Контроль в корреляционном исследовании. Роль и место экспериментов ex post facto в практической деятельности психолога.
Сфера применения многоуровневых экспериментов. Схемы контроля. Примеры исследований, нуждающихся в реализации многоуровневой схемы.
Практика планирования факторных экспериментов. Графическое отображение результатов факторного эксперимента. Интерпретация полученных результатов.
8) Самостоятельная работа: 1. Работа над теоретическим материалом, прочитанным на лекциях. 2. Самостоятельное изучение отдельных разделов курса. 3. Подготовка к практическим занятиям. 4. Подготовка к выполнению контрольных работ. 5. Подготовка к экзамену. 6. Курсовая работа.
1. Научное знание, его отличия от других видов знания. Составляющие научного знания. 2. Методы исследования в психологии. Специфика неэкспериментальных методов. 3. Структура психологического исследования. Краткое описание каждого из этапов. 4. Понятие объекта и предмета психологического исследования. Подходы к формулированию объекта и предмета в рамках различных парадигм. 5. Понятие научной гипотезы. Виды гипотез. 6. Экспериментальные переменные. Количественная и качественная независимые переменные. 7. Роль безупречного эксперимента в эмпирической деятельности исследователя. 8. Понятие идеального и бесконечного экспериментов. Возможности их достижения. 9. Понятие эксперимента полного соответствия, его роль в экспериментальной деятельности исследователя. 10. Валидность: суть, виды. Низкая валидность эксперимента. 11. Факторы, угрожающие внутренней валидности и способы их контроля. 12. Факторы, угрожающие внешней валидности и способы их контроля. 13. Понятие экспериментальной выборки. Понятие генеральной совокупности. 14. Виды конструирования экспериментальных групп. Правила формирования выборки испытуемых. 15. Роль личности испытуемого в психологическом эксперименте. 16. Доэкспериментальные планы. 17. Эксперименты, «улучшающие» реальный мир. Случаи, когда необходимо использовать именно этот вид экспериментов. Достоинства и недостатки. 18. Корреляционное исследование: специфика проведения. Отличие этого вида эмпирического исследования от эксперимента. 19. Многоуровневые эксперименты. Схемы, используемые в данном виде экспериментов. 20. Достоинства и недостатки проведения многоуровневого эксперимента. 21. Квазиэксперимент: условия его проведения, суть этого вида эмпирического исследования. 22. Квазиэкспериментальные планы: планы экспериментов для неэквивалентных групп. 23. Квазиэкспериментальные планы: планы дискретных временных серий. 24. Факторные эксперименты: условия проведения, способы контроля. 25. Эксперимент с одним испытуемым: случаи, когда применение этого вида эксперимента оправдано. 26. Статистические гипотезы: смысл их выдвижения, способы проверки.
10) Учебно-методическое обеспечение программы: Основная литература:
1. Берулава, Г.А. Методологические основы практической психологии: Учебное пособие [Текст]/ Г.А. Берулава – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. 2. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента [Текст]/ Р. Готтсданкер – М.: Издательство Московского университета, 1982. 3. Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование [Текст]/ Дж. Гудвин – СПб.: Питер, 2004. 4. Гусев А.Н. Измерение в психологии. Общий психологический практикум [Текст]/ А.Н. Гусев, Ч.А. Измайлов, М.Б. Михалевская – М.: Смысл, 1997. 5. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов [Текст]/ В.Н. Дружинин – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2003. 6. Корнилова, Т.В. Введение в психологический эксперимент [Текст]/ Т.В. Корнилова – М.: Изд-во МГУ; ЧеРо, 1997. 7. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов [Текст]/ Т.В. Корнилова – М.: Аспект Пресс, 2002. 8. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформление [Текст]/ И.Н. Кузнецов – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. 9. Куликов, Л.В. Введение в психологическое исследование [Текст]/ Л.В. Куликов – СПб.: Наука, 1994. 10. Кэмпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях [Текст]/ Д. Кэмпбелл – м., 1980. 11. Мартин, Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики [Текст]/ Д. Мартин – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. 12. Маслак, А.А. Основы планирования и анализа сравнительного эксперимента в педагогике и психологии [Текст]/ А.А. Маслак – Курск: Региональный открытый социальный институт, 1998. 13. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент[Текст]/ Под ред. Т.В. Корниловой – М., 1998. 14. Никандров, В.В. Метод моделирования в психологии: Учебное пособие [Текст]/ В.В. Никандров – СПб.: Речь, 2003. 15. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст]/ Е.В. Сидоренко - СПб.: Речь, 2004. 16. Солсо, Р. Экспериментальная психология. Практический курс [Текст]/ Р. Солсо, Х. Джонсон, К. Бил – СПб.; М., 2002. 17. Солсо, Р.Л. Экспериментальная психология [Текст]/ Р.Л. Солсо, М.К. Маклин – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. 18. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии. Учебное пособие [Текст]/ Под ред. Т.В. Корниловой – СПб.: Питер, 2004. 19. Экспериментальная психология. Практикум [Текст]/ Под ред. Т.В. Корниловой, С.Д. Смирнова – М., 2002.
Дополнительная литература:
1. Вдовенко, В.Г. Методология высшего профессионального образования. Учебное пособие. [Текст]/ В.Г. Вдовенко – Красноярск: СИБУП, 2005. 2. Дорфман, Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: учебное пособие для студентов вузов [Текст]/ Л.Я. Дорфман – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. 3. Куприян, А.П. Методологические проблемы социального эксперимента [Текст]/ А.П. Куприян – М., 1971. 4. Никандров, В.В. Метод тестирования в психологии: Учебное пособие [Текст]/ В.В. Никандров, В.В. Новочадов – СПб.: Речь, 2003. 5. Никифоров, А.Л. Философия науки: история и методология [Текст]/ А.Л. Никифоров – М.: Дом Интеллект, 1998. 6. Попова, Т.В. Ассоциативный эксперимент в психологии: учебное пособие [Текст]/ Т.В. Попова – М.: Флинта: МПСИ, 2006. 7. Ратанова, Т.А. Психология общая: Экспериментальная психология: Учебник [Текст]/ Т.А. Ратанова, И.А. Домашенко – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. 8. Фресс, П. Экспериментальная психология [Текст]/ П. Фресс – СПб.: Питер, 2003. Авторские методические разработки:
1. Экспериментальная психология: методические указания по выполнению курсовой работы по специальности 030301 [Текст]/ Сост. Т.С. Нурисламова. Под ред. В.С. Нургалеева. – Красноярск: СИБУП, 2005. – 24с.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |