Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень вопросов итогового контроля по дисциплине




Тема №14. Факторные эксперименты.

Тема №13. Многоуровневые эксперименты.

Тема №12. Корреляционное исследование. Планы ex post facto.

Тема №11. Эксперименты, улучшающие реальный мир. Лабораторные эксперименты.

Тема №10. Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы.

Тема №9. Измерение в психологии.

Тема №8. Психология психологического эксперимента.

Тема №7. Принципы конструирования экспериментальной выборки.

Тема №6. Понятие валидности в психологическом эксперименте.

Безупречный эксперимент в контексте практической деятельности экспериментатора. Контроль факторов, угрожающих валидности эксперимента.

 

 

Примеры экспериментов с одним испытуемым. Соотношение понятий «генеральная совокупность» и «экспериментальная выборка». Специфика формирования выборки в реальных условиях.

 

 

Специфика общения с различными типами испытуемых. Варианты нейтрализации эффектов поведения испытуемых. Практика формулирования инструкции для испытуемых.

 

Суть психологического измерения. Измерительные шкалы и способы их конструирования. Способы координации измерительных процедур в психологическом исследовании. Вычисление мер описательной статистики на примере предложенных диагностических данных.

 

Характеристика квазиэкспериментального подхода как эксперимента с ограниченными психологическими формами контроля. Квазиэкспериментальные схемы исследования. Осуществление статистического контроля в квазиэкспериментах.

 

 

Практика планирования экспериментов, улучшающих реальный мир и контроля внешней валидности.

Расширение независимой переменной в рамках лабораторного эксперимента.

 

Специфика корреляционного исследования по сравнению с экспериментальным. Корреляция и причина. Контроль в корреляционном исследовании. Роль и место экспериментов ex post facto в практической деятельности психолога.

 

 

Сфера применения многоуровневых экспериментов. Схемы контроля. Примеры исследований, нуждающихся в реализации многоуровневой схемы.

 

 

Практика планирования факторных экспериментов. Графическое отображение результатов факторного эксперимента. Интерпретация полученных результатов.

 

 

8) Самостоятельная работа:

1. Работа над теоретическим материалом, прочитанным на лекциях.

2. Самостоятельное изучение отдельных разделов курса.

3. Подготовка к практическим занятиям.

4. Подготовка к выполнению контрольных работ.

5. Подготовка к экзамену.

6. Курсовая работа.

 


 

1. Научное знание, его отличия от других видов знания. Составляющие научного знания.

2. Методы исследования в психологии. Специфика неэкспериментальных методов.

3. Структура психологического исследования. Краткое описание каждого из этапов.

4. Понятие объекта и предмета психологического исследования. Подходы к формулированию объекта и предмета в рамках различных парадигм.

5. Понятие научной гипотезы. Виды гипотез.

6. Экспериментальные переменные. Количественная и качественная независимые переменные.

7. Роль безупречного эксперимента в эмпирической деятельности исследователя.

8. Понятие идеального и бесконечного экспериментов. Возможности их достижения.

9. Понятие эксперимента полного соответствия, его роль в экспериментальной деятельности исследователя.

10. Валидность: суть, виды. Низкая валидность эксперимента.

11. Факторы, угрожающие внутренней валидности и способы их контроля.

12. Факторы, угрожающие внешней валидности и способы их контроля.

13. Понятие экспериментальной выборки. Понятие генеральной совокупности.

14. Виды конструирования экспериментальных групп. Правила формирования выборки испытуемых.

15. Роль личности испытуемого в психологическом эксперименте.

16. Доэкспериментальные планы.

17. Эксперименты, «улучшающие» реальный мир. Случаи, когда необходимо использовать именно этот вид экспериментов. Достоинства и недостатки.

18. Корреляционное исследование: специфика проведения. Отличие этого вида эмпирического исследования от эксперимента.

19. Многоуровневые эксперименты. Схемы, используемые в данном виде экспериментов.

20. Достоинства и недостатки проведения многоуровневого эксперимента.

21. Квазиэксперимент: условия его проведения, суть этого вида эмпирического исследования.

22. Квазиэкспериментальные планы: планы экспериментов для неэквивалентных групп.

23. Квазиэкспериментальные планы: планы дискретных временных серий.

24. Факторные эксперименты: условия проведения, способы контроля.

25. Эксперимент с одним испытуемым: случаи, когда применение этого вида эксперимента оправдано.

26. Статистические гипотезы: смысл их выдвижения, способы проверки.

 

10) Учебно-методическое обеспечение программы:

Основная литература:

 

1. Берулава, Г.А. Методологические основы практической психологии: Учебное пособие [Текст]/ Г.А. Берулава – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.

2. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента [Текст]/ Р. Готтсданкер – М.: Издательство Московского университета, 1982.

3. Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование [Текст]/ Дж. Гудвин – СПб.: Питер, 2004.

4. Гусев А.Н. Измерение в психологии. Общий психологический практикум [Текст]/ А.Н. Гусев, Ч.А. Измайлов, М.Б. Михалевская – М.: Смысл, 1997.

5. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов [Текст]/ В.Н. Дружинин – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2003.

6. Корнилова, Т.В. Введение в психологический эксперимент [Текст]/ Т.В. Корнилова – М.: Изд-во МГУ; ЧеРо, 1997.

7. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов [Текст]/ Т.В. Корнилова – М.: Аспект Пресс, 2002.

8. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформление [Текст]/ И.Н. Кузнецов – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.

9. Куликов, Л.В. Введение в психологическое исследование [Текст]/ Л.В. Куликов – СПб.: Наука, 1994.

10. Кэмпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях [Текст]/ Д. Кэмпбелл – м., 1980.

11. Мартин, Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики [Текст]/ Д. Мартин – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002.

12. Маслак, А.А. Основы планирования и анализа сравнительного эксперимента в педагогике и психологии [Текст]/ А.А. Маслак – Курск: Региональный открытый социальный институт, 1998.

13. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент[Текст]/ Под ред. Т.В. Корниловой – М., 1998.

14. Никандров, В.В. Метод моделирования в психологии: Учебное пособие [Текст]/ В.В. Никандров – СПб.: Речь, 2003.

15. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст]/ Е.В. Сидоренко - СПб.: Речь, 2004.

16. Солсо, Р. Экспериментальная психология. Практический курс [Текст]/ Р. Солсо, Х. Джонсон, К. Бил – СПб.; М., 2002.

17. Солсо, Р.Л. Экспериментальная психология [Текст]/ Р.Л. Солсо, М.К. Маклин – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006.

18. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии. Учебное пособие [Текст]/ Под ред. Т.В. Корниловой – СПб.: Питер, 2004.

19. Экспериментальная психология. Практикум [Текст]/ Под ред. Т.В. Корниловой, С.Д. Смирнова – М., 2002.

 

Дополнительная литература:

 

1. Вдовенко, В.Г. Методология высшего профессионального образования. Учебное пособие. [Текст]/ В.Г. Вдовенко – Красноярск: СИБУП, 2005.

2. Дорфман, Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: учебное пособие для студентов вузов [Текст]/ Л.Я. Дорфман – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005.

3. Куприян, А.П. Методологические проблемы социального эксперимента [Текст]/ А.П. Куприян – М., 1971.

4. Никандров, В.В. Метод тестирования в психологии: Учебное пособие [Текст]/ В.В. Никандров, В.В. Новочадов – СПб.: Речь, 2003.

5. Никифоров, А.Л. Философия науки: история и методология [Текст]/ А.Л. Никифоров – М.: Дом Интеллект, 1998.

6. Попова, Т.В. Ассоциативный эксперимент в психологии: учебное пособие [Текст]/ Т.В. Попова – М.: Флинта: МПСИ, 2006.

7. Ратанова, Т.А. Психология общая: Экспериментальная психология: Учебник [Текст]/ Т.А. Ратанова, И.А. Домашенко – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004.

8. Фресс, П. Экспериментальная психология [Текст]/ П. Фресс – СПб.: Питер, 2003.

Авторские методические разработки:

 

1. Экспериментальная психология: методические указания по выполнению курсовой работы по специальности 030301 [Текст]/ Сост. Т.С. Нурисламова. Под ред. В.С. Нургалеева. – Красноярск: СИБУП, 2005. – 24с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.