Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системное определение предмета экономической теории




Обоснование системного определения предмета экономической теории. С середины 50-х гг. XX д. началось развертывание научно-технической революции, суть которой состоит в коренном преобразовании всего технологического способа производства, в том числе каждого элемента системы производительных сил, организационно-производственных и технико-трудовых отношений. Революционные изменения в главной производительной силе состоят в том, что на передний план выходят не только умственные, организаторские способности человека, его творческие дарования, реализуемые в процессе труда, но и вся совокупность социальных его качеств. Поэтому экономическая теория должна изучать не одну из сторон человека — способность к труду, но и все другие стороны его сущности. Более того, мировая тенденция свидетельствует о том, что почти 70 % совокупной рабочей силы занято в сфере нематериального производства (то есть в сфере образования, здравоохранения, науки и т. п.). В этой ситуации человек (уровень его образования, квалификации, культуры) постепенно становится основной формой национального богатства, а отношения между субъектами производства по поводу воспроизводства такого всесторонне развитого человека выходят на передний план в сравнении с отношениями по поводу производства средств труда или других материальных благ. Поэтому растущее значение приобретают такие нетрадиционные общественные товары (блага), как профилактическая медицина, качественное образование и др.

Человек — предмет исследования целого комплекса естественных и общественных наук. Экономическая теория изучает его только в той мере, в какой каждая из подсистем общественных отношений способствует реализации сущностных сил и интересов человека (его потребностей, ценностей). В характеристике социальной сущности человека определяющим является его место в системе производственных отношений, точнее — отношений собственности, и, в первую очередь, — собственности на средства производства.

В экономическом прогрессе общества в современных условиях возрастает роль духовных, национальных, культурных и иных факторов, имеющих огромное значение для исследования движущих сил развития человечества. Так, известный американский экономист Б. Гаврилишин пришел к выводу, что политический вес США в мире определяется, бесспорно, их экономическим и военным арсеналом, но главной причиной все-таки является «высокий дух народа». Среди факторов, которые обусловили подъем Японии, Б. Гаврилишин называет необыкновенную дисциплинированность японцев, групповую корпоративную ориентацию, которая сочетается с высокой нравственностью. В своей внутренней политике Япония, по его словам, стремится любой ценой избегать конфликтов, достигать согласия и поддерживать гармонию на всех уровнях общества.

Если синтезировать оба определения, то экономическая теория изучает законы развития экономических систем, которые возникают по поводу производства и присвоения товаров и услуг во всех сферах и фазах общественного воспроизводства, а также те аспекты национального самосознания, духа народа, его культуры, права, психологии, морали и поведения, которые влияют на прогресс экономики.

Чтобы достичь этого, экономическая теория должна использовать результаты многих других наук. Вот почему настоящий экономист в определенной мере должен быть математиком, историком, государственным деятелем, философом. Он должен размышлять о частностях в понятиях общего и в равной мере обращаться к абстрактному и конкретному. Он должен изучать современность в свете минувшего — ради будущего. Ни одна черта человеческой натуры или созданных человеком институтов не должны оставаться вне его внимания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.