КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Начальные виды медитации
а) Медитация на розе Дхарана, концентрация — это сосредоточение разума на конкретном предмете или абстрактной мысли. Концентрация влечет медитацию — непрерывное, постоянное течение мыслей о предмете концентрации. В первое время неопытный ум должен начинать с конкретной медитации на каком-либо предмете. Примите падмасану, сиддхасану или сукхасану в комнате, отведенной исключительно для медитаций. Медитируйте на цвете и форме розы, на ее частях — лепестках, стебле, пыльце и так далее. Медитируйте на разных сортах роз: белых, желтых и красных. Медитируйте на том, что делают из роз — розовом масле, сиропе, духах, эссенции и сладостях. Медитируйте на применениях розы: розовой настойке для лечения глаз, слабительных препаратах, цветочных гирляндах, предназначенных для украшения и богослужений. Медитируйте на целебных качествах розы, например, на том, что она оказывает на организм охлаждающее воздействие, имеет ветрогонные свойства. Вспоминайте о стоимости роз и розовых гирлянд, о местах, где эти цветы растут в изобилии. Думайте обо всем, что связано с розами. Отбрасывайте мысли, не имеющие ничего общего с предметом медитации. Благодаря такой конкретной медитации разум готовится к абстрактной дхьяне. Выполняйте это упражнение в течение получаса в 5 часов утра на протяжении месяца. б) Медитация на буйволице Кришна Чайтанья, брахмачари из ашрамы 1на берегах священной Нармады, пришел к Рама Ачарье и попросил того дать ему урок медитации. Рама Ачарья сказал Кришне: «Кришна, медитируй на Господе Кришне со скрещенными ногами и флейтой в руках, восседающем в центре большого солнца в лотосе твоего сердца, Мысленно повторяй мантру Кришны: «Ом намо бхагаватэ васудэва». Кришна Чайтанья ответил: «Гуруджи, я туповат. Мне это не под силу. Это слишком трудно. Мантра такая длинная! Прошу тебя, посоветуй мне способ попроще». Рама Ачарья сказал: «Кришна Чайтанья! Не бойся, я расскажу тебе о простом способе. Слушай. Поставь перед собой красивую медную фигурку Шри Кришны. Сядь в позу лотоса. Внимательно рассматривай эту фигурку, ее руки и ноги. Не смотри ни на что другое». Кришна Чайтанья ответил: «Гуруджи, это еще труднее. От сидения со скрещенными ногами у меня заболят колени и бедра. Я начну думать о боли и уже не смогу смотреть на фигурку. Мне придется сидеть неподвижно, смотреть внимательно и перемещать взгляд по разным частям фигурки, но я не могу делать одновременно много дел и помнить сразу о нескольких вещах. Гуруджи Махарадж, прошу тебя, посоветуй мне самый простой способ». Рама Ачарья сказал: «Чайтанья, поставь перед собой фотографию своего отца, прими любую удобную позу и просто немного посиди, глядя на портрет». Кришна Чайтанья ответил: «Гуру, мой покровитель, это тоже трудно, потому что я очень боюсь отца. Он ужасный человек. Раньше он жестоко меня избивал. Я содрогаюсь от одной мысли о нем, мои ноги слабеют. Такой способ мне не подойдет. Должен сказать, он еще труднее предыдущих. Умоляю тебя, Гуруджи, посоветуй мне самый-самый простой способ. Я непременно последую твоему совету». Рама Ачарья сказал: «Кришна, скажи-ка, что ты больше всего любишь?» Кришна ответил: «Гуруджи, у меня есть буйволица. Она дает много молока, из которого я делаю творог и масло. Больше всего я люблю ее. Я постоянно думаю о ней». Рама Ачарья сказал: «Кришна, иди домой и запри дверь. Сядь на коврик в углу и постоянно думай о своей буйволице, медитируй на ней, не вспоминая ни о чем другом. Сделай это прямо сейчас». На этот раз Кришна Чайтанья был очень доволен. Он пришел домой в веселом, жизнерадостном настроении и сделал все в точности так, как велел гуру. Он усердно медитировал на буйволице и не сходил с места целых три дня. Он позабыл о еде, не сознавал тела и всего, что происходило вокруг. Он целиком погрузился в мысли о буйволице. На третий день к нему пришел Рама Ачарья, который пожелал узнать, как идут дела у Кришны. Он увидел, что тот погружен в глубокую медитацию. Гуру громко произнес: «Кришна, как ты себя чувствуешь? Выходи из комнаты и поешь». Кришна ответил: «Гуруджи, я так тебе благодарен! Я погружен в глубокую медитацию и не могу выйти. Я стал большим. У меня на голове выросли рога. Я не смогу протиснуться через дверь комнаты. Я очень люблю свою буйволицу и сам стал буйволом». Рама Ачарья понял, что разум Кришны достиг экаграты и готов к переходу в самадхи. Рама Ачарья сказал: «Кришна, ты не буйвол. Смени объект медитации. Забудь облик буйволицы (нама и рупа, название и форму), медитируй на основополагающей сущности буйвола, Сат-Чит-Ананде, собственной истинной природе». Кришна Чайтанья выполнил указания гуру и достиг кайвалья-мукти, окончательной цели существования. Эта история показывает, насколько легко дается медитация, если разуму нравится ее объект. Патанджали Махариши предлагает разные методы медитации: «...[размышление] о лучезарном, который недоступен никаким страданиям. Или [размышление] о сердце, отказавшемся от всех привязанностей к чувственным предметам. Или [размышление] о знании, которое приходит во сне» («Йога-сутры», 1:36-38). Наконец, в 39-й сутре первой части он говорит: «Ятхабхиматадхьянадва» — «[Размышление] о чем бы то ни было, что привлекает как добро». Легко сосредоточиваться на том, что больше всего нравится уму. 1 Несмотря на широкое распространение формы «ашрам», мы решили использовать в этой книге правильный санскритский вариант. в) Медитация на двенадцати добродетелях Ежедневно по десять минут медитируйте на двенадцати добродетелях: январь — скромность февраль — прямодушие (арджава) март — смелость апрель — терпение май — милосердие (карунья) июнь — великодушие июль — честность август — чистая любовь сентябрь — щедрость октябрь — умение прощать ноябрь — уравновешенность декабрь — удовлетворенность Медитируйте на Чистоте, Упорстве, Усердии, сахасе (целеустремленности) и утсахе (рвении). Представляйте себе, что действительно обладаете этими качествами. Скажите себе: «Я терпелив. Отныне я перестану испытывать раздражение и докажу это в повседневности. Я совершенствуюсь». Думайте о преимуществах терпеливости и недостатках раздражительности. Духовный путь извилист, тернист и обрывист. Он очень долог. Ноги устают и покрываются шрамами. Сердцу не хватает воздуха. Но награда очень велика — Бессмертие. Будьте настойчивы, упорно идите вперед. Будьте начеку. Оставайтесь ловким и проворным как белка. На этом пути есть места для отдыха. Слушайте тихий внутренний голос, он направляет всех чистых и искренних. г) Медитация на божественных песнях При наличии голоса и слуха отправляйтесь в уединенное место и пойте от души. Забудьте себя, забудьте прошлое, забудьте обо всем вокруг. Это очень просто. Подберите прекрасные стотры (гимны), молитвы или философские отрывки. Этим способом достиг осознания Рам Прасад, известный святой из Бенгалии. Равана1 усладил слух Бога Шивы строфами из Сама-веды, подыгрывая себе на струнах, вырванных из собственного тела. Пение хорошо отвлекает разум от объектов чувственного восприятия. Оно быстро возвышает и расширяет мышление. Такой разум легко сосредоточить на сагуна- или ниргуна-брахмане. Нужны только хороший вкус, музыкальный дар, чистосердечность и усердные занятия концентрацией. 1 В «Рамаяне» царь ракшасов (демонов), антагонист Рамы, похитивший его жену Ситу.
д) Медитация на шлоках «Гиты» Заучите наизусть важные шлоки «Бхагавад-Гиты». Приняв какую-нибудь асану, мысленно повторяйте их. 1. Во второй главе есть важные шлоки о «бессмертии Души». Концентрироваться и медитировать на этих мыслях очень полезно. 2. Медитируйте на мыслях из тех шлок второй главы, которые рассказывают о состоянии стхита-праджня, упрочившегося знания. 3. Медитируйте на идеях шлок шестой главы, описывающих результаты йоги. 4. Медитируйте на идеях тринадцатой главы, где говорится о качествах джняна-йога. 5. Медитируйте на шлоках шестнадцатой главы, рассказывающих о природе божественных добродетелей. 6. Медитируйте на идее вишварупа-даршаны (видения Вездесущности) из одиннадцатой главы. 7. Медитируйте на шлоках «Поклоняющийся дорог Мне» из двенадцатой главы. 8. Медитируйте на идеях гунатиты (вне гун) из четырнадцатой главы. Я дал восемь вариантов. Выбирайте самый подходящий. Кроме того, их можно чередовать.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |