КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Викшепа
Триша и васана Три преграды Когда ученик уходит в уединение и безмолвие, ему предстоит отважно встретить три преграды: подавленность, бесплодные мечты (манораджья) и ненависть к домохозяевам. В уединении ученики нередко становятся мизантропами. Им следует сохранять жизнерадостность, постоянно следить за своими мыслями и излучать чистую любовь ко всему живому. Если некая форма занятий не обеспечивает полной поддержки брахмачарьи, следует прибегнуть к сочетанию разных приемов садханы, таких, как молитва, медитации, пранаяма, сатсанга, саттвическое питание, уединение, вичара (размышление о Брахмане), ширшасана и сарвангасана (позы йоги), уддияна-бандха и наули (упражнения хатха-йоги), ашвини-мудра, йога-мудра и так далее. Только так можно добиться успеха.
Триша (тяга к предметам) — враг покоя. Тот, кто стремится к ощущаемым предметам, не может быть счастлив. Покой приходит лишь после того, как гибнет эта тяга. Только тогда можно медитировать и найти убежище в Истинном Я. Васаны тоже очень сильны. Из-за них чувства и разум беспокойны, порывисты. Ученику вновь и вновь приходится вступать с ними в бой и одерживать победу. Именно поэтому в «Катха-упанишаде» духовный путь называют «лезвием бритвы». Однако человек непоколебимой решимости и железной воли не испытывает трудностей даже на таком узком пути. С каждым шагом растет его внутренняя сила. Чтобы осознать Господа, требуются неустанные усилия, постоянная целеустремленность. Препятствиями на пути становятся васаны, желания, триши и давние санскары. Из-за них ученику снова и снова приходится вступать во внутреннюю борьбу.
Викшепа — это колебание, рассеяние ума. Это застарелая привычка разума отвлекаться. На это жалуются все садхаки. Их разум не в состоянии долго задерживаться на чем-то одном. Он скачет, как обезьяна, и не может угомониться. Это вызвано влиянием раджаса. Являясь ко мне за советом, Шри Джайядайял Гоэнка постоянно задавал два вопроса: «Свамиджи, как научиться управлять сном? Как избавиться от викшепы? Посоветуй мне простой и действенный способ». И я отвечал ему: «Не ешь много на ночь. Выполняй ширшасану и пранаяму». Сон можно покорить. Тратака, упасана и пранаяма избавляют от викшепы. Если совместить оба способа, бороться со сном и викшепой станет еще легче. По словам Патанджали Махариши, главными препятствиями, вызывающими рассеянность мыслей, являются болезни, умственная бездеятельность, сомнения, равнодушие, леность, тяга к чувственным удовольствиям, оцепенение, ложные представления, неумение концентрироваться и утрата достигнутого из-за непостоянства. Для достижения однонаправленности мышления он советует заниматься пранаямой, так как она уничтожает причину викшепы — раджас. Устранив колебания разума, ученик достигает однонаправленности мыслей, экаграты. Многие совершенно не представляют, что такое экаграта. Макс Мюллер пишет: «Нам [европейцам] экаграта недоступна, так как газеты, телеграммы, почтовая корреспонденция заставляют наши мысли метаться во всех направлениях». Экаграта — неотъемлемое условие нидидхьясаны и всех религиозных и философских изысканий. В «Гите» Господь Кришна предписывает для устранения викшепы такую садхану. «Покинув происходящие от воображения все вожделения, все без остатка, со всех сторон укротив манасом толпу чувств, тихо-тихо да успокоится он стойко обузданным разумом [буддхи]; установив сердце в Атмане, ни о чем да не помышляет. Куда бы ни ускользал шаткий, нестойкий манас, обуздав, его надо приводить к воле Атмана отовсюду» (6:24—26). Действенным средством уничтожения викшепы является тратака. Выполняйте ее в течение получаса, глядя на изображение Бога Кришны или черную точку на стене. Начинайте с двух минут и постепенно увеличивайте продолжительность немигающего взгляда. Закрывайте глаза, когда выступают слезы. Не прилагайте излишних усилий, смотрите расслабленно. Некоторые ученики способны на двух-трехчасо-вую тратаку. Слабый ученик может поддаться лени, даже если добился успехов в концентрации. С другой стороны, сильный ученик, не овладевший концентрацией, поддается воздействию викшепы, рассеянности ума. Таким образом, концентрация и энергия должны быть уравновешены.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |