Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Yagufarova S.K. A systematic approach to socialization of




Ягуфарова С.К. Системный подход к социализации

студентов

Педагогическая система позитивной социализации сту(

дентов в контексте представленного исследования – это

разновидность воспитательной системы, доминантой ко(

торой является профессиональная воспитывающая дея(

тельность педагогов. В статье содержатся концептуальные

подходы к разработке такой системы, описываются воз(

можности ее реализации в учебно(воспитательном про(

цессе.

Ключевые слова: социализация, системный подход, твор(

ческая активность, наставничество, гуманистические

ценности.

students

Pedagogical system of positive socialization of students in the

context of the given investigation – is a variety od upbring(

ing system, the core component of which is vocational and

upbringing activity of teachers. The article contains con(

ceptual approaches to working out such a system, describes

the possibilities of its realization in the educational and

upbringing process.

Keywords: positive socialization, system approach, creative

activity, mentoring, humanistic values.

84 СПО 6’2009

Редактор М.Ю. Гастева

Корректор И.Л. Ануфриева

Компьютерная верстка Г.А. Бурлаковой

Адрес редакции: 125315, Москва, 2(й Балтийский пер., 3.

Автономная некоммерческая организация «Редакция журнала "Среднее профессиональное образование"»

Тел./факс: 8(495(972(37(07, 8(499(231(00(09.

Тел.: 8(499(231(00(04, 8(499(231(00(06.

Подписано в печать 25.05.2009. Тираж 3000 экз. Заказ №

Формат 60 х 90 1/8. Объем 13,4 печ. л. Уч.(изд. л. 16,6.

Отпечатано в типографии ЗАО «Миратос»

127521, Москва, ул. Октябрьская__

Ибрагимова Г.Г. Формирование культуры профессионального самоопределения обучающихся ГАОУ СПО "Нижнекамский агропромышленный колледж".

Ибрагимова Г.Г., заместитель директора по воспитательной работе ГАОУ СПО «Нижнекамский агропромышленный колледж», г.Нижнекамск.

Современное воспитание предполагает формирование целостной личности - человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. Важный элемент содержания - культура жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределение - понятие более широкое, чем только профессиональное и даже гражданское. Оно характеризует человека как творца собственной жизни и собственного счастья. Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.

Центральным системообразующим понятием, характеризующим процесс полноценного проживания жизни, т.е. самореализации человеком своих сил и способностей, является понятие культуры самоопределения человека. Необходимо подчеркнуть, что главное в самоопределении - выработка позиции. Именно в формировании деятельной позиции творца - преобразователя себя состоит специфика воспитания. Культура личности складывается из знаний, умений, ценностных ориентаций, потребностей и проявляется в характере её общения и созидательной деятельности. Культура личности - это гармония культуры знания, творческого действия, чувств и общения.

Одним из составных элементов общей культуры человека является профессиональная культура. Культура профессионального самоопределения студентов особенно активно формируется в процессе профессионального образования. Задача профессиональных учреждений - создавать условия для самоопределения личности - её самостоятельности, позиционной определенности, программы действий для её воплощения. Самоопределение, самореализация, самоорганизация, самореабилитация, являясь важнейшими компонентами саморазвития личности, становятся и основными направлениями работы педагогического коллектива профессионального образовательного учреждения.

Студенческий возраст - это период активного формирования личности, профессионального самоопределения и развития, осознания себя гражданином страны, своего ответственности за будущее страны и общества. Вместе с тем, отсутствие у будущих специалистов полноценного жизненного и социального опыта, неумение в полной мере реализовывать свои возможности и способности, рационально использовать свои силы и свободное время диктуют необходимость вмешательства взрослых в процесс личностного и профессионального роста молодых людей, создания нравственной и культурной среды, информационных, кадровых и материальных условий образовательного процесса и досуга студентов НК АПК.

В Нижнекамском агропромышленном колледже, в целях создания условий для воспитания личности способной к саморазвитию, смаопределению и самореализации, создана воспитательная концепция «Путь к успеху». Ее фундаментом стали «три значения», где основной – подготовка высококлассных специалистов, всесторонее образование и развитие личности и воспитание социально- адаптированного гражданина.

Воспитательная концепция нашего колледжа – это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов, направленных на реализацию основной миссии: работу инженерно-педагогического коллектива, направленную на паодготовку будущего специалиста, конкурентноспособного на рынке труда, на основе требований к компетентности и высокой культуре профессиональной деятельности, прдъявляемых государством, работодателями и социальными партнерами.

Наша Концепция рассматривает как существенный фактор, повышающий мотивации к обучению и влияющий на качество подготовки, знание обучающимися основных поизводственно- технологических процессов по специальности на примере определенного предприятия. Для реализации этой задачи мы осуществляем тесную связь между колледжем и предприятиями и организациями, где основная задача – взаимопроникновение учебного процесса и производства.

Понятие «профессиональное образование» имеет специфическую направленность и обучения, и воспитания. При этом происходит взаимодействие не просто педагога, но прежде всего мастера и ученика, при котором от первого ко второму не только транслируется определенный набор норм, принятых в данной культуре, в данном социуме, в данный промежуток времени, но передаются нормы отношений, принятые в конкретном профессиональном сообществе. Так формируется не только осознание своей принадлежности к народу, но и классовое сознание как новый шаг на пути социальной адаптации.

Такая направленность положила в основу нашей концепции следующие принципы профессиональной подготовки:

· многоуровневость и многопрофильность обучения;

· мобильность в изменении структуры;

· социальное партнерство с потенциальными работодателями;

· преемственность традиций профессионального образования;

· сочетание единства требований и учета специфики профиля специальности;

· повышение требований к качеству и результатам подготовки специалиста;

· радикальное улучшение материально-технической базы;

· информатизация образования и оптимизация методов обучения;

· совершенствование методического и нормативно-правового обеспечения учебного процесса. Колледж призван сформировать в первую очередь профессионала новой формации, наделенного определенными социальными и культурными компетенциями личности. На пути к достижению результата главная трудность, которую необходимо преодолеть педагогическому коллективу, – это контингент обучающихся, на 60% состоящий из подростков группы «социального риска». Это дети из числа сирот, подопечных и причисленных к ним категорий, инвалиды и имеющие проблемы как с физическим, так и психическим здоровьем, дети из неполных и малообеспеченных семей. Такие подростки имеют трудности в общении и установлении контактов, потребительскую психологию, отсутствие мотивации к обучению и получению профессиональных знаний, низкую самооценку, неразвитый социальный интеллект и социальную активность, несформированность жизненных целей и планов, склонность к аддиктивному поведению.

Педагогический коллектив стремиться перевести процесс воспитания в плоскость самовоспитания, работая над созданием механизма развития способностей студента к самоопределению, саморазвитию, самореализации. Этому способствуют не только учебные занятия, но и участие студентов в самоуправлении, в клубных объединениях различного направления, в волонтерском движении.

Учитывается социально – психологические особенности студентов, преемственность содержании форм и методов воспитания, специфика будущей профессиональной деятельности, региональные и национальные особенности.

Воспитательная работа в колледже направлена на Формирование и развитие приоритетных общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, воспитание гражданственности и любви к Родине, милосердия, интереса к избранной профессии.

Вся система воспитательной работы строится по трем направлениям: «Я- личность», «Я – гражданин», «Я – профессионал».

В рамках Воспитательной концепции колледжа разработана программа профессионального самопределения «Труд и Призвание»в котором предусмотрено оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении. Программа поставила конкретные задачи:

- формирование и развитие личности подростка, обладающей позитивными качествами;

- формирование сознательного отношения к труду;

- формирование базовой культуры;

- включение подростка в новые социально-экономические условия жизни общества;

- воспитание профессиональных качеств при психологической поддержке;

- формирование мировоззрения и патриотических качеств личности;

- воспитание нравственно устойчивого подростка на основе психологических возрастных особенностей личности;

- активизация процесса обучения на основе создания благоприятного, здорового психологического климата;

- влияние на развитие индивидуальных возможностей обучающихся и студентов колледжа с учетом психологических и возрастных особенностей.

В связи с тем, что основная задача Воспитательной концепции колледжа – это воспитание профессионально грамотного, интегрированного в современный социум молодого специалиста, то практическая цель деятельности – это выпускник, наделенный определенными качествами, личность, развивающаяся по определенным направлениям.

Таким образом, мы представляем «Модель личности выпускника НК АПК».

Наш выпускник – это ЛИЧНОСТЬ:

- профессионально грамотная;

- способная к саморазвитию и самореализации;

- способная к самоопределению;

- личность готовая к самостоятельной жизни;

-творчески активная;

-социально адаптированная;

-занимающая твердую гражданскую позицию;

-ответственная за свое здоровье;

-развитая интеллектуально и нравственно;

-обогащенная духовно и эстетически;

-наделенная чувством собственного достоинства.

При осуществлении основных задач Воспитательной концепции «Путь к успеху» Нижнекамского агропромышленного колледжа мы воспитаем именно такого выпускника, обладающего всеми вышеперечисленными качествами, а главное, сформируем культуру самоопределения личности, воспитаем понимание самоценности человеческой жизни, ее индивидуальности и неповторимости.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.