Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные приемы построения перспективных изображений, тождественных рисунку с натуры 3 страница




 

74. Схема построения перспективы зала с криволинейным очертанием в плане

75. Схема перспективного построения зала станции «Кропоткинская» московского метро

 

76. Схема перспективного изображения зала станции метро «Кропоткинская»

 

77. Сопоставление перспективных изображений зала станции метро «Кропоткинская» построенных предлагаемым методом (вверху) и методом центральной проекции на плоскость (внизу)

Через полученные точки K0, E'0 и L0 проводится плавная кривая. Прямые, проходящие через указанные точки, являются касательными к этой кривой. Аналогичное построение осуществляется также в нижней части чертежа, благодаря чему определяется вид криволинейных контуров пола.

Еще одним примером построения перспективы интерьера может служить изображение перронного зала станции «Кропоткинская» Московского метрополитена (рис. 75). Специфической особенностью этого объекта является его большая протяженность и продольном направлении.

Задавшись точкой и углом зрения, располагаем в плане проекционные поверхности. Так как луч OA0 пересекает ось колонны A, то для определения положения точки D0 проводим другой луч через центр колонны D. При этих условиях установленная система проекционных поверхностей может служить необходимой основой для наиболее правильной передачи вида внутренней центральной части перронного зала, ограниченной двумя рядами колонн. Характерно также и то, что точки схода для продольных сторон зала вследствие его чрезмерной вытянутости оказываются лежащими очень близко друг к другу, что дает возможность заменить их при переносе на плоскость C0B0 одной общей точкой.

Наличие одной точки схода не говорит еще, однако, о том, что перспективный вид зала должен оказаться тождественным проекционному изображению, полученному путем проекции на плоскость. Этого не произойдет по той простой причине, что сторона зала CB проектируется на плоскость C0 B0, благодаря чему ее размеры оказываются перспективно преувеличенными. Продольные же размеры сторон AB и CD принимаются по величине равными, как и в предыдущих примерах, отрезкам A0b и D0c.

Установив эти размеры, переносим их на перспективу (рис. 76), намечая положение точек A0, B0, F, C0, D0 и e. Затем, пользуясь разрезом, получаем перспективные размеры высот колонн hA, hB, hC и hD, (рис. 75), которые также переносим на перспективное изображение. Теперь для получения очертаний общих контуров зала соединяем вершины осей колонн дальнего и ближнего планов.

Далее производим разбивку продольных осей колонн на перспективном изображении. С этой целью параллельно горизонту проведем прямую CD, взятую с плана в условном масштабе. Проведя луч от точки C через вершину дальней колонны, находим точку w1. Соединив далее точки, показывающие положение осей колонн, на прямой CD, с w1, расчленяем прямую DF на соответствующее число точек, определяющих положение осей ряда колонн.

Аналогичное построение производим также для определения места колонн левой стороны зала. Таким же образом, соединив центры оснований ближних колонн пря-мой линией, расчленяем ее на части, определяющие положение рядов плит, а также нижних и верхних оснований колонн (точки 1, 2, 3 и 4 для нижних и 5, 6, 7, 8 — для верхних). Для проведения подобного расчленения используем прямую AD, взятую с плана в увеличенном масштабе.

Для построения общих контуров колонн вычерчиваем вначале квадраты, охватывающие их нижние и верхние основания. Положение продольных сторон этих квадратов определяется прямыми 10F, 20F, 50F, 60F и так далее. Поперечные стороны проходят параллельно (точнее, в ту же точку схода) прямым, соединяющим основания или вершины соответствующих пар колонн. Для точного определения их положения пользуемся вспомогательными прямыми, идущими под углом 45° к продольным сторонам плана, например прямой A'0 G0. Таким же образом находим положение и форму плит пола (прямая DI).

В полученные квадраты вписываем эллипсы, которые определяют положение оснований колонн. Для большей точности изображения контуров колонны можно построить перспективу дополнительных сечений ствола, а также нижней части сводов, опирающихся на колонны.

 

Построение остальных деталей изображения осуществляется обычными приемами. В законченном виде перспективное изображение зала представлено на рисунке 77. Для сопоставления приведена и другая перспектива, построенная обычным методом. Здесь, как и в рассмотренных ранее случаях, центральная проекция на плоскость вносит ряд искажений в перспективный вид представленного объекта — делает его более протяженным, искажает форму ближних колонн, изменяет перспективное направление линий переднего плана и т. д.

Предлагаемый метод построения архитектурных перспектив имеет ряд преимуществ по сравнению с применяемыми в настоящее время, а именно:

а) приближает перспективное изображение объекта к рисунку с натуры, наиболее точно отражающему действительность;

б) устраняет искажения, неизбежно возникающие при центральной проекции предметов на плоскость;

в) устраняет неопределенность и многообразие перспективных изображений, возникающие при построениях существующими методами;

г) увеличивает более чем вдвое углы зрения на объект при построениях перспективных изображений по сравнению с пределами, рекомендуемыми теорией линейной перспективы (с 30-40° до 70-90° в среднем).

Важно отметить и другое обстоятельство. В творческой работе художника и архитектора при рисовании с натуры всегда необходимо целенаправленное и осмысленное использование правил линейной перспективы. Механические, абстрактные построения, слепая вера в незыблемость геометрических принципов центральной проекции на плоскость не могут принести изобразительной практике ничего, кроме несомненного вреда.

С другой стороны, признание недостатков геометрической теории перспективы не должно ставить под сомнение все то положительное, что было создано в процессе ее изучения рядом поколений художников и математиков.

Линейная перспектива, как указывалось, — это наиболее общее, приближенное отражение законов восприятия в строгой геометрической трактовке. Такая оценка метода центральной проекции на плоскость позволяет не только критически отнестись к его недостаткам, но и увидеть большое положительное значение теории линейной перспективы как науки, а также отдать должное титаническому труду ее создателей.

Метод центральной проекции прост в своей основе, удобен в применении и поэтому незаменим в практической работе архитектора, художника, графика. В связи с этим было бы неправильным рассматривать критику недостатков данного метода как попытку подорвать основы проверенных практикой построений. Ведь наиболее рациональное использование тех или иных приемов и методов перспективного построения непосредственно вытекает из практических задач изобразительной практики. Поэтому каждая система, каждый метод должны найти свое место и применение там, где они более всего себя оправдывают.

Предлагаемый метод не только не исключает в своей основе, но, напротив, предусматривает использование различных практических приемов, которыми располагает в настоящее время теория линейной перспективы. Именно при правильном сочетании качественно новой основы с существующими приемами перспективных построений можно, как нам кажется, достигнуть на практике наиболее благоприятных результатов.

 

Рассмотренные в книге приемы перспективных построений далеко не исчерпывают, конечно, всех возможных примеров и случаев. Однако знание основ рекомендуемого метода в известной мере предопределяет возможности успешного применения данной системы при построениях перспектив и рисовании с натуры объектов самой различной формы. При этом неизменным критерием правильности достигнутых результатов постоянно остается практика реалистического рисунка.

Заключение

Рисунок и перспектива. Каково взаимоотношение этих двух родственных друг другу понятий? Рисунок ли должен следовать строгим правилам геометрической перспективы или же, напротив, перспектива как научная дисциплина должна существовать и развиваться на основе обобщения богатого опыта изобразительной практики?

Исторически взаимоотношение рисунка и перспективы не было постоянным. Теория перспективы была создана архитекторами и живописцами эпохи Возрождения. Поэтому не случайно именно живопись называет Леонардо да Винчи матерью перспективы.

Сейчас многое изменилось. Перспектива из науки о зрении превратилась в одну из отраслей проективной геометрии. Современного перспективиста-математика фактически уже не интересует, как человек видит предметы и как изображает их при рисовании с натуры. Правила перспективы выводятся строго математическим путем, и то, что эти правила приходят иногда в противоречие с практикой реалистического рисунка, объясняется большей частью отдельными неточностями и субъективными ошибками рисующих.

Однако не математика, а законы зрительного восприятия и, в конечном счете, практика реалистического рисунка должны служить основой и критерием достоверности и правдивости перспективных построений. В новых исследованиях уже невозможно игнорировать эту практику и новые данные психологии восприятия. Поэтому перспектива как наука о законах реалистического изображения пространственно расположенных предметов сейчас уже не может развиваться и существовать как изолированная от художественной практики отрасль проективной геометрии, как абстрактная математическая наука.

Иллюстрации

1. Неизвестный художник XVIII в. Вид Невского проспекта.

2. К. П. Брюллов. В римской часовне.

3. А. П. Брюллов. Базилика св. Петра и Павла в Риме.

4. М. Н. Воробьев. Вид на Казанский собор.

5. К. И. Беггров. Садовая улица.

6. Ф. Я. Алексеев. Вид Дворцовой набережной в Петербурге.

7. Ф. Я. Алексеев. Вид набережной Петербурга с северной стороны.

8. В. С. Садовников. Вид на Александровскую колонну через арку Зимнего дворца.

9. В. С. Садовников. Казанский собор.

10. С. К. 3арянко. Вид Белого зала Зимнего дворца.

11. В. И. Суриков. Улица в Риме.

12. И. Е. Репин. Часовня у Гостиного двора.

13. К. Е. Маковский. Возвращение святого ковра из Мекки в Каир.

14. В. Е. Маковский. Толкучка в Москве. 1879.

15. В. Д. Поленов. Церковь св. Елены. Придел храма гроба господня.

16. В. А. Серов. Терраса в Введенском.

17. В. А. Серов. Копенгаген. 1893.

18. В. А. Серов. Вид улицы.

19. Г. Косяков. Константинополь. Мечеть Баязет.

20. Г. Косяков. Во дворе мечети.

21. Г. Косяков. Верона. Улица Карло Каттанео.

22. Г. Косяков. Версаль.

23. А. А. Чумаков. Помпея.

24. Г. Косяков. Мессина. Церковь св. Духа.

25. Е. Е. Лансере. Корпус под гербом в Петергофском дворце.

26. И. Е. Репин. Невский проспект.

26а. Невский проспект. Фотография.

27. П. И. Львов. Невский проспект в районе Гостиного двора.

27а. Невский проспект в районе Гостиного двора. Фотография.

28. М. Н. Воробьев. Сфинксы на набережной Невы.

28а. Сфинксы на набережной Невы. Фотография.

29. П. П. Верещагин. Вид набережной Невы.

29а. Вид набережной Невы. Фотография.

30. Рисунок автора. Общий вид Дворцовой набережной.

30а. Общий вид Дворцовой набережной. Фотография.

31. В. А. Щук о. Собор св. Марка в Венеции (купола).

32. В. А. Щук о. Собор св. Марка в Венеции (фрагмент фасада).

33. В. А. Серов. Площадь св. Марка в Венеции.

34. В. В. Верещагин. Тадж-Махал (I).

35. В. В. Верещагин. Тадж-Махал (II).

36. А. П. Брюллов. Площадь перед собором св. Петра в Риме.

37. А. П. Брюллов. Площадь Капитолия в Риме.

38. А. П. Брюллов. Пантеон в Риме.

39. Г. Косяков. Арка Тита в Риме.

40. Г. Косяков. Константинополь. Св. София. Галерея.

41. Г. Косяков. Константинополь. Св. София. Хоры.

42. Лори. Вид Марсового поля. 1804.

43. Де-Мейер. Марсово поле.

43а. Вид Марсова поля. Фотография.

44. В. Д. Поленов. Портик кариатид.

45. В. А. Щуко. Портик кариатид

46. В. А. Щуко. Вид на Колизей через арку Константина.

47. Г. Косяков. Двор Палаццо Веккио.

48. В. А. Серов. Новодевичий монастырь.

49. К. К. Купецио. Русский музей.

49а Русский музей. Фотография.

50. П. И. Львов. Русский музеи.

50а. Русский музей. Фотография.

51. П. И. Львов. Ограда перед зданием Русского музея.

51а. Ограда перед зданием Русского музея. Фотография.

52. Рисунок автора. Казанский собор.

52а. Казанский собор. Фотографии.

53. П. И. Львов. Казанский собор.

53а. Казанский собор. Фотография.

54. Рисунок автора. Биржа.

54а. Биржа. Фотография.

55. П. И. Львов. Ростральная колонна и Биржа.

55а. Ростральная колонна и Биржа. Фотография.

56. Рисунок автора. Ростральные колонны перед Биржей.

56а. Ростральные колонны перед Биржей. Фотография.

57. К. К. Купецио. Мойка.

57а. Мойка. Фотография.

58. П. И. Львов. Театр Советской Армии.

58а. Театр Советской Армии. Фотография.

59. А. А. Ромодановская. Ворота Александровского сада в Москве.

59а. Ворота Александровского сада в Москве. Фотография.

60. П. И. Львов. Эрмитаж в Ленинграде.

60а. Эрмитаж в Ленинграде. Фотография.

61. Д. Савицкий. Жилой дом на Б. Ордынке в Москве.

61а. Жилой дом на Б. Ордынке в Москве. Фотография.

62. Рисунок автора. Академия художеств.

62а. Академия художеств. Фотография.

63. Рисунок автора. Академия художеств. Ближний портик.

63а. Академия художеств. Ближний портик. Фотография.

64. Рисунок автора. Академия художеств. Дальний портик.

64а. Академия художеств. Дальний портик. Фотография.

65. Рисунок автора. Адмиралтейская башня.

65а. Адмиралтейская башня. Фотография.

66. Рисунок автора. Адмиралтейство.

66а. Адмиралтейство. Фотография.

67. Рисунок автора. Высотное здание Московского университета.

67а. Высотное здание Московского университета. Фотография.

68. Рисунок автора. Камеронова галерея.

68а. Камеронова галерея. Фотография.

69. Рисунок автора. Дворцовая набережная.

69а. Дворцовая набережная. Фотография.

70. А. П. Остроумова-Лебедева. Вид на Васильевский остров.

71. Рисунок автора. Исаакиевский собор.

71а. Исаакиевский собор. Фотография.

72. Ф. Чагин. Реймс. Собор.

73. Ф. Чагин. Реймс, фрагмент башни Реймского собора.

74. Ф. Чагин. Фрайбург. Башня собора (главная).

75. Ф. Чагин. Фрайбург. Башня собора (боковая).

76. Ф. Чагин. Руан. Фасад собора (центральная часть и башня).

77. Г. Косяков. Вена. Собор св. Стефана.

78. Ф. Чагин. Милан. Башня собора.

79. Ф. Чагин. Интерьер Миланского собора.

80. Г. Косяков. Рим. Собор св. Петра. Интерьер.

81. Рисунок автора. Собор Смольного монастыря.

81а. Собор смольного монастыря. Фотография.

82. Г. Косяков. Завершение собора Смольного монастыря.

83. Г. Косяков. Константинополь. Св. София. Интерьер.

83а. Константинополь. Св. София. Интерьер. Фотография.

84. Рисунок автора. Завершение Исаакиевского собора.

84а. Завершение Исаакиевского собора. Фотография.

85. Рисунок автора. Башня Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.

85а. Башня Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Фотография.

86. Рисунок автора. Колокольня Никольского собора в Санкт-Петербурге.

86а. Колокольня Никольского собора в Санкт-Петербурге. Фотография.

87. Рисунок автора. Ростральная колонна.

87а. Ростральная колонна. Фотография.

88. Рисунок автора. Спасская башня Московского кремля.

88а. Спасская башня Московского кремля. Фотография.

89. Рисунок автора. Завершение высотного здания Московского университета.

89а. Завершение высотного здания Московского университета. Фотография.

90. В. Д. Поленов. Храм Гора в Эдфу.

91. В. Д. Поленов. Вход в храм Ирода.

92. В. Д. Поленов. Храм Хонсу в Карнаке.

93. А. А. Иванова. Итальянский дворик.

94. В. Д. Поленов. Храм гроба господня.

95. Рисунок автора. Зал Музея изобразительного искусства им. А. С. Пушкина.

96. Премаци. Вид улицы.

97. В. С. Садовников. Портик Исаакиевского собора.

98. В. С. Садовников. Вид Зимней канавки.

98а. Вид Зимней канавки. Фотография.

99. Рисунок автора. Станция «Краснопресненская» Московского метрополитена.

99а. Станция «Краснопресненская» Московского метрополитена. Фотография.

100. Г. Косяков. Собор св. Марка в Венеции. Поперечный неф.

101. Г. Косяков. Собор св. Марка в Венеции. Главный неф.

102. Рисунок автора. Колоннада Биржи.

102а. Колоннада Биржи. Фотография.

103. Э. Бернштейн. Улица зодчего Росси.

103а. Улица зодчего Росси. Фотография.

104. Рисунок автора. Улица зодчего Росси.

104а. Улица зодчего Росси. Фотография.

105. Рисунок автора. Вид на боковой фасад Биржи от Ростральной колонны.

105а. Вид на боковой фасад Биржи от Ростральной колонны. Фотография.

 

Приложение: иллюстрации с 1 по 35

Прошу прощения за качество иллюстраций, но ничего поделать не могу — такой исходник. Если у вас есть книга в лучшем качестве: присылайте.

1. Неизвестный художник XVIII в. Вид Невского проспекта.

2. К. П. Брюллов. В римской часовне.

3. А. П. Брюллов. Базилика св. Петра и Павла в Риме.

4. М. Н. Воробьев. Вид на Казанский собор.

5. К. И. Беггров. Садовая улица.

6. Ф. Я. Алексеев. Вид Дворцовой набережной в Петербурге.

7. Ф. Я. Алексеев. Вид набережной Петербурга с северной стороны.

8. В. С. Садовников. Вид на Александровскую колонну через арку Зимнего дворца.

9. В. С. Садовников. Казанский собор.

10. С. К. 3арянко. Вид Белого зала Зимнего дворца.

11. В. И. Суриков. Улица в Риме.

12. И. Е. Репин. Часовня у Гостиного двора.

13. К. Е. Маковский. Возвращение святого ковра из Мекки в Каир.

14. В. Е. Маковский. Толкучка в Москве. 1879.

15. В. Д. Поленов. Церковь св. Елены. Придел храма гроба господня.

16. В. А. Серов. Терраса в Введенском.

17. В. А. Серов. Копенгаген. 1893.

18. В. А. Серов. Вид улицы.

19. Г. Косяков. Константинополь. Мечеть Баязет.

20. Г. Косяков. Во дворе мечети.

21. Г. Косяков. Верона. Улица Карло Каттанео.

22. Г. Косяков. Версаль.

23. А. А. Чумаков. Помпея.

24. Г. Косяков. Мессина. Церковь св. Духа.

25. Е. Е. Лансере. Корпус под гербом в Петергофском дворце.

26. И. Е. Репин. Невский проспект.

26а. Невский проспект. Фотография.

27. П. И. Львов. Невский проспект в районе Гостиного двора.

27а. Невский проспект в районе Гостиного двора. Фотография.

К иллюстрациям 26 и 27

28. М. Н. Воробьев. Сфинксы на набережной Невы.

28а. Сфинксы на набережной Невы. Фотография.

К иллюстрации 28

29. П. П. Верещагин. Вид набережной Невы.

29а. Вид набережной Невы. Фотография.

30. Рисунок автора. Общий вид Дворцовой набережной.

30а. Общий вид Дворцовой набережной. Фотография.

К иллюстрации 29 и 30

31. В. А. Щуко. Собор св. Марка в Венеции (купола).

32. В. А. Щуко. Собор св. Марка в Венеции (фрагмент фасада).

33. В. А. Серов. Площадь св. Марка в Венеции.

К иллюстрации 31, 32 и 33

34. В. В. Верещагин. Тадж-Махал (I).

35. В. В. Верещагин. Тадж-Махал (II).

К иллюстрации 34 и 35

Приложение: иллюстрации с 36 по 71, часть 2

36. А. П. Брюллов. Площадь перед собором св. Петра в Риме.

К иллюстрации 36

37. А. П. Брюллов. Площадь Капитолия в Риме.

К иллюстрации 37

38. А. П. Брюллов. Пантеон в Риме.

К иллюстрации 38

39. Г. Косяков. Арка Тита в Риме.

К иллюстрации 39

40. Г. Косяков. Константинополь. Св. София. Галерея.

41. Г. Косяков. Константинополь. Св. София. Хоры.

К иллюстрации 40 и 41

42. Лори. Вид Марсового поля. 1804.

43. Де-Мейер. Марсово поле.

43а. Вид Марсова поля. Фотография.

К иллюстрации 42 и 43

44. В. Д. Поленов. Портик кариатид.

45. В. А. Щуко. Портик кариатид.

К иллюстрации 44 и 45

46. В. А. Щуко. Вид на Колизей через арку Константина.

К иллюстрации 46

47. Г. Косяков. Двор Палаццо Веккио.

К иллюстрации 47

48. В. А. Серов. Новодевичий монастырь.

К иллюстрации 48

49. К. К. Купецио. Русский музей.

49а Русский музей. Фотография.

50. П. И. Львов. Русский музеи.

50а. Русский музей. Фотография.

51. П. И. Львов. Ограда перед зданием Русского музея.

51а. Ограда перед зданием Русского музея. Фотография.

К иллюстрации 49, 50 и 51

52. Рисунок автора. Казанский собор.

52а. Казанский собор. Фотографии.

53. П. И. Львов. Казанский собор.

53а. Казанский собор. Фотография.

К иллюстрации 52 и 53

54. Рисунок автора. Биржа.

54а. Биржа. Фотография.

55. П. И. Львов. Ростральная колонна и Биржа.

55а. Ростральная колонна и Биржа. Фотография.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-28; Просмотров: 1185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.204 сек.