Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Данные для определения степени выраженности психологической характеристики с помощью тестовых норм (женщины)




Данные для определения степени выраженности психологической характеристики с помощью тестовых норм (мужчины)

Субшкалы Степень выраженности психологической характеристики
низкая «-» средняя «=» высокая «+»
интервал (баллы) показатель испытуемого (баллы) интервал (баллы) показатель испытуемого (баллы) интервал (баллы) показатель испытуемого (баллы)
Цели 0-26,98 0-26 26,98-38,82 27-38 38,82 и более 39 и более
Процесс 0-26,65 0-26 26,65-35,53 27-35 35,53 и более 36 и более
Результат 0-21,16 0-21 21,16-29,76 22-29 29,76 и более 30 и более
ЛК – Я 0-17,28 0-17 17,28-24,98 18-24 24,98 и более 25 и более
ЛК – жизнь 0-24,34 0-24 24,34-35,94 25-35 35,94 и более 36 и более
Общий показатель ОЖ 0-88,07 0-88 88,07-118,13 89-118 118,13 и более 119 и более

Субшкалы Степень выраженности психологической характеристики
низкая «-» средняя «=» высокая «+»
интервал (баллы) показатель испытуемого (баллы) интервал (баллы) показатель испытуемого (баллы) интервал (баллы) показатель испытуемого (баллы)
Цели 0-23,14 0-23 23,14-35,62 24-35 35,62 и более 36 и более
Процесс 0-22,66 0-22 22,66-34,94 23-34 34,94 и более 35 и более
Результат 0-18,35 0-18 18,35-28,25 19-28 28,25 и более 29 и более
ЛК – Я 0-14,28 0-14 14,28-22,88 15-22 22,88 и более 23 и более
ЛК – жизнь 0-22,6 0-22 22,6-34,8 23-34 34,8 и более 35 и более
Общий показатель ОЖ 0-79,22 0-79 79,22-112,3 80-112 112,3 и более 113 и более

Пример расчётов по определению степени выраженности психологической характеристики в соответствии с тестовыми нормами

Данный пример рассмотрим на шкале «Цели» мужской выборки. Для данной шкалы среднее значение равно 32,90 балла. Путём уменьшения и увеличения данного значения на величину S (стандартное отклонение), равную 5,92 балла, мы получаем средний интервал (26,98-38,82), в рамках которого любой полученный показатель испытуемых (от 27 до 38 баллов) будет свидетельствовать о средней степени выраженности психологической характеристики. Если эмпирический показатель испытуемого попал в нижний интервал от 0 баллов до 26,98 балла (от 0 до 26 баллов) и оказался за пределами нижней границы вычисленного среднего интервала, то это свидетельствует о низкой степени выраженности психологической характеристики. Если же эмпирический показатель попал в верхний интервал от 38,82 балла и выше (от 39 баллов и выше) и оказался за пределами верхней границы вычисленного среднего интервала, то это свидетельствует о высокой степени выраженности психологической характеристики. Аналогичным образом подсчитываются и остальные показатели.

Результаты диагностики осмысленности жизненных ориентаций с помощью методики СЖО (сводная таблица по результатам исследования)

Класс ____________________________________

Дата проведения исследования_______________

 

№ п/п Имя, ф. испытуемого Субшкала 1 Субшкала 2 Субшкала 3 Субшкала 4 Субшкала 5 Общий показатель СЖО
Σ Р С Σ Р С Σ Р С Σ Р С Σ Р С
  Азат Х.                                    
  Александр К.                                    
Сумма (М)                                    
Среднее (М)                                    
Степень выраженности психологической характеристики (М)                                    
  Татьяна П.                                    
  Юлия М.                                    
Сумма (Ж)                                    
Среднее (Ж)                                    
Степень выраженности психологической характеристики (Ж)                                    
Сумма                                    
Среднее                                    
Степень выраженности психологической характеристики                                    

Примечание. В столбце Σ фиксируется абсолютное число совпадений по каждой шкале, в столбце Р – разница по модулю (без учёта отрицательного знака) между показателем 1 столбца и средним значением тестовой нормы X (см. тестовые нормы), в столбце С – степень выраженности психологической характеристики в зависимости от полученной разницы («+» – высокий, «=» – средний, «–» – низкий).


Приложение 12.

Диагностика дезадаптированного поведения подростка
(карта наблюдений Д.Стотта)

 

Для выявления состояния школьной дезадаптации в настоящее время начинает успешно применяться карта наблюдений Д.Стотта (в авторском варианте Д.Стотта карта наблюдений включает 198 фрагментов поведения, объединённых в 16 симптомокомплексов; в отечественной практике применяется сокращённый вариант, апробированный В.А.Мурзенко и представленный ниже).

Данная методика позволяет диагностировать внутренние проблемы и рассогласования личности со средой через фиксацию внешних особенностей дезадаптированного поведения подростка. Карта представляет собой набор из 162 фрагментов-симптомов поведения, которые сгруппированы в 11 симптомокомплексов.

Удобство данной карты наблюдений состоит в том, что, во-первых, в ней выделены вполне доступные для наблюдения единицы поведения; во-вторых, карта позволяет формализовать результаты наблюдения, выразить их количественно в виде баллов

В регистрационном бланке наблюдатель зачёркивает цифры (или числа) – симптомы поведения, которые характерны, типичны для данного ребёнка. Вертикальный разделитель отделяет более тяжёлые нарушения (справа) от менее тяжёлых (слева). При подсчёте симптом, находящийся слева от вертикального разделителя, оценивается одним баллом, справа – двумя. Далее подсчитывается сумма баллов по каждому симптомокомплексу в отдельности и общий суммарный балл, отражающий коэффициент дезадаптированности учащегося в целом. Чем больше число зачёркнутых фрагментов, тем больше оснований говорить о выраженном состоянии дезадаптации.

Несмотря на то, что сам автор карты наблюдений Д.Стотт не считает возможным количественный подсчёт коэффициента дезадаптации (из-за неоднородности симптомокомплексов), в диагностической практике отечественные исследователи используют балльное выражение как критерий определения степени дезадаптации. По данным В.П.Мурзенко, критической точкой, свидетельствующей о серьёзном нарушении адаптации, является 25 баллов и более.

Следует подчеркнуть, что карта как инструмент диагностики состояния дезадаптации ориентирована на совместную работу работника и психолога на стадии содержательной интерпретации материала. Работник заполняет карту, так как именно он является основным экспертом-наблюдателем, и в самом общем виде делает вывод о выраженном (невыраженном) состоянии дезадаптации. Психолог-специалист углублённо изучает содержание выявленных симптомокомплексов и формулирует диагноз, отражающий индивидуальные особенности и структуру дезадаптации данного ребёнка, составляет коррекционные и развивающие программы.

Инструкция: Зачеркните цифру или число, кодирующие ту или иную единицу поведения, в том случае, если она характерна, типична, по вашему мнению, для данного испытуемого.

I. НД – недоверие к новым людям, вещам, ситуациям (это ведёт к тому, что любой успех стоит ребёнку огромных усилий; от 1 до 11 – менее явные симптомы, от 12 до 16 – симптомы явного нарушения).

1. Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине.

2. Плачет, когда ему делают замечания.

3. Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказывает её, если его об этом попросят.

4. Ребёнок «подчинённый» (соглашается на «невыигрышные» роли, например, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят).

5. Слишком тревожен, чтобы быть послушным.

6. Лжёт из боязни.

7. Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней.

8. Никогда не приносит учителю цветов или других подарков, хотя его товарищи часто это делают.

9. Никогда не приносит и не показывает учителю найденные им вещи или какие-нибудь модели, хотя его товарищи часто это делают.

10. Имеет только одного хорошего друга и, как правило, игнорирует остальных мальчиков и девочек в классе.

11. Здоровается с учителем только тогда, когда тот обращает на него внимание. Хочет быть замеченным.

12. Не подходит к учителю по собственной инициативе.

13. Слишком застенчив, чтобы попросить о чём-то (например, о помощи).

14. Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если задают вопрос.

15. Легко устраняется от активного участия в игре.

16. Говорит невыразительно, бормочет, особенно когда с ним здороваются.

II. Д – депрессия (время от времени наблюдаются разного рода перепады активности, смена настроения; симптомы 1-6 отражают лёгкие формы депрессии; наличие симптомов 7 и 8 свидетельствует о склонности к раздражению и физиологическому истощению; симптомы 9-20 отражают более острые формы депрессии).

1. Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чём не заботится.

2. В зависимости от самочувствия либо просит о помощи в выполнении школьных заданий, либо нет.

3. Ведёт себя очень по-разному. Старательность в учебной работе меняется почти ежедневно.

4. В играх иногда активен, иногда апатичен.

5. В свободное время иногда проявляет полное отсутствие интереса к чему бы то ни было.

6. Выполняя ручную работу, иногда очень старателен, иногда нет.

7. Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере её выполнения.

8. Рассерженный, «впадает в бешенство».

9. Может работать в одиночестве, но быстро устаёт.

10. Для ручной работы не хватает физических сил.

11. Вял, безынициативен в классе.

12. Апатичен, пассивен, невнимателен.

13. Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии.

14. Движения замедлены.

15. Слишком апатичен, чтобы из-за чего-нибудь расстраиваться (и, следовательно, ни к кому не обращается за помощью).

16. Взгляд «тупой» и равнодушный.

17. Всегда ленив и апатичен в играх.

18. Часто мечтает наяву.

19. Говорит невыразительно, бормочет.

20. Вызывает жалость (угнетённый, несчастный), редко смеётся.


III. У – уход в себя (избегание контактов с людьми, самоустранение, защитная установка по отношению к любым контактам с людьми, неприятие к нему чувства любви).

1. Абсолютно никогда ни с кем не здоровается.

2. Не реагирует на приветствия.

3. Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям.

4. Избегает разговоров (замкнут в себе).

5. Мечтает и занимается чем-то иным вместо школьных занятий (живёт в другом мире).

6. Совершенно не проявляет интереса к ручной работе.

7. Не проявляет интереса к коллективным играм.

8. Избегает других людей.

9. Держится вдали от взрослых даже тогда, когда чем-то задет или в чём-то подозревается.

10. Совершенно изолируется от других детей (к нему невозможно приблизиться).

11. Производит такое впечатление, как будто совершенно не замечает других людей.

12. В разговоре беспокоен, сбивается с темы разговора.

13. Ведёт себя подобно «настороженному животному».

IV. ТВ – тревожность по отношению ко взрослым (беспокойство и неуверенность в том, интересуются ли им взрослые, любят ли его; симптомы 1-6 свидетельствуют о том, что ребёнок старается убедиться «принимают» ли и любят ли его взрослые; симптомы 7-10 свидетельствуют о том, что ребёнок обращает на себя внимание и преувеличенно добивается любви взрослого; симптомы 11-16 свидетельствуют о том, что ребёнок проявляет большое беспокойство по поводу того, «принимают» ли и любят ли его взрослые).

1. Очень охотно выполняет свои обязанности.

2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.

3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовнёй).

4. Очень охотно приносит цветы и другие подарки учителю.

5. Очень часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки, модели, вещи и т.п.

6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.

7. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.

8. «Подлизывается», старается понравиться учителю.

9. Всегда находит предлог занять учителя своей особой.

10. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя.

11. Добивается симпатии учителя, приходит к нему с различными мелкими делами и жалобами на товарищей.

12. Пытается «монополизировать» учителя, занять его исключительно собственной особой.

13. Рассказывает фантастические, вымышленные истории.

14. Пытается заинтересовать взрослых своей особой, но не прилагает со своей стороны никаких стараний в этом направлении.

15. Чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии.

16. Полностью «устраняется», если его усилия не увенчиваются успехом.

V. ВВ – враждебность по отношению ко взрослым (симптомы 1-4 свидетельствуют о том, что ребёнок проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут быть началом враждебности или депрессии; симптомы 5-9 свидетельствуют о том, что ребёнок относится ко взрослым то враждебно, то старается добиться их хорошего отношения; симптомы 10-17 свидетельствуют о том, что ребёнок проявляет открытую враждебность, проявляющуюся в асоциальном поведении; симптомы 18-24 свидетельствуют о том, что ребёнок проявляет полную, неуправляемую, привычную враждебность).

1. Переменчив в настроении.

2. Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в хорошем настроении.

3. Проявляет упорство и настойчивость в ручной работе.

4. Часто бывает в плохом настроении.

5. При соответствующем настроении предлагает свою помощь или услуги.

6. Когда о чём-то просит учителя, то бывает иногда очень сердечным, иногда – равнодушным.

7. Иногда стремится, а иногда избегает здороваться с учителем.

8. В ответ на приветствие может выражать злость или подозрительность.

9. Временами дружелюбен, временами в плохом настроении.

10. Очень переменчив в поведении. Иногда кажется, что он умышленно плохо выполняет работу.

11. Портит общественную и личную собственность (в домах, детских садах, общественном транспорте).

12. Вульгарный язык, рассказы, стихи, рисунки.

13. Неприятен, в особенности когда защищается от предъявляемых ему обвинений.

14. «Бормочет под нос», если чем-то недоволен.

15. Негативно относится к замечаниям.

16. Временами лжёт без какого-либо повода и без затруднений.

17. Раз или два был замечен в воровстве денег, сладостей, ценных предметов.

18. Всегда на что-то претендует и считает, что несправедливо наказан.

19. «Дикий» взгляд. Смотрит «исподлобья».

20. Очень непослушен, не соблюдает дисциплину.

21. Агрессивен (кричит, угрожает, употребляет силу).

22. Охотнее всего дружит с так называемыми «подозрительными типами».

23. Часто ворует деньги, сладости, ценные предметы.

24. Ведёт себя непристойно.

VI. ТД – тревога по отношению к детям (тревога ребёнка за принятие себя другими детьми; временами она принимает формы открытой враждебности; все симптомы одинаково важны).

1. «Играет героя», особенно когда ему делают замечания.

2. Не может удержаться, чтобы не «играть» перед окружающими.

3. Склонен «прикидываться дурачком».

4. Слишком смел (рискует без надобности).

5. Заботиться о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. Навязывается другим, им легко управлять.

6. Любит быть в центре внимания.

7. Играет исключительно (или почти исключительно) с детьми старше себя.

8. Старается занять ответственный пост, но опасается, что не справится с ним.

9. Хвастается перед другими детьми.

10. Паясничает (строит из себя шута).

11. Шумно ведёт себя, когда учителя нет в классе.

12. Одевается вызывающе (особый фасон брюк, причёска и т.д. – у мальчиков; преувеличенность в одежде, косметика – у девочек).

13. Со страстью портит общественное имущество.

14. Дурацкие выходки в группе сверстников.

15. Подражает хулиганским проделкам других.

VII. А – недостаток социальной нормативности (асоциальность) (неуверенность в одобрении взрослых, которая выражается в различных формах негативизма; симптомы 1-5 свидетельствуют об отсутствии стараний понравиться взрослым, безразличии и отсутствии заинтересованности в хороших отношениях с ними; симптомы 6-9 у более старших детей могут указывать на определённую степень независимости; симптомы 10-15 свидетельствуют об отсутствии моральной щепетильности в мелочах; симптом 16 свидетельствует, что ребёнок считает, что взрослые недружелюбны, вмешиваются в его дела, не имея на это права.).

1. Не заинтересован в учёбе.

2. Работает в школе тогда, когда над ним «стоят» или когда его заставляют работать.

3. Работает вне школы только тогда, когда его контролируют или заставляют работать.

4. Не застенчив, но проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя.

5. Не застенчив, но никогда не просит о помощи.

6. Никогда добровольно не берётся ни за какую работу.

7. Не заинтересован в одобрении или неодобрении взрослых.

8. Сводит к минимуму контакты с учителем, но нормально общается с другими людьми.

9. Избегает учителя, но разговаривает с другими людьми.

10. Списывает домашние задания.

11. Берёт чужие книги без разрешения.

12. Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры.

13. В играх с другими детьми проявляет хитрость и непорядочность.

14. «Нечестный игрок» (играет только для личной выгоды, обманывает в играх).

15. Не может смотреть прямо в глаза другому.

16. Скрытен и недоверчив.

VIII. ВД – враждебность к детям (от ревнивого соперничества до открытой враждебности).

1. Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их путать.

2. Временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям, которые не принадлежат тесному кругу его общения.

3. Надоедает другим детям, пристаёт к ним.

4. Ссорится, обижает других детей.

5. Пытается своими замечаниями создать определённые трудности у других детей.

6. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.

7. Находится по преимуществу в плохих отношениях с другими детьми.

8. Пристаёт к более слабым детям.

9. Другие дети его не любят или даже не терпят.

10. Дерётся несоответствующим образом (кусается, царапается и т.д.).

IX. Н – неугомонность (нетерпеливость в работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления; склонность к кратковременным и лёгким усилиям; избегание долговременных усилий).

1. Очень неряшлив.

2. Отказывается от контактов с другими детьми таким образом, что это для них очень неприятно.

3. Легко примиряется с неудачами в ручном труде.

4. В играх совершенно не владеет собой.

5. Непунктуален, нестарателен. Часто забывает или теряет карандаши, книги, другие предметы.

6. Неровный, безответственный в ручном труде.

7. Нестарателен в школьных занятиях.

8. Слишком беспокоен, чтобы работать в одиночку.

9. В классе не может быть внимателен или длительно на чём-то сосредоточиться.

10. Не знает, что с собой поделать. Ни на чём не может остановиться хотя бы на относительно длительный срок.

11. Слишком беспокоен, чтобы запомнить замечания или указания взрослых.

X. ЭН – эмоциональное напряжение (симптомы 1-5 свидетельствуют об эмоциональной незрелости; симптомы 6-7 свидетельствуют о наличии серьёзных страхов; симптомы 8-10 свидетельствуют о прогулах и непунктуальности).

1. Играет игрушками, слишком детскими для его возраста.

2. Любит игры, но быстро теряет интерес к ним.

3. Слишком инфантилен в речи.

4. Слишком незрел, чтобы прислушиваться и следовать указаниям.

5. Играет исключительно или преимущественно с более младшими детьми.

6. Слишком тревожен, чтобы решиться на что-либо.

7. Другие дети пристают к нему (он является «козлом отпущения»).

8. Его часто подозревают в том, что он прогуливает уроки, хотя на самом деле он пытался сделать это раз или два.

9. Часто опаздывает.

10. Уходит с отдельных уроков.

11. Неорганизован, разболтан, несобран.

12. Ведёт себя в группе (классе) как посторонний, отверженный.

XI. НС – невротические симптомы (острота их может зависеть от возраста ребёнка; они также могут быть последствиями существовавшего прежде нарушения).

1. Заикается, запинается («трудно вытянуть из него слово»).

2. Говорит беспорядочно.

3. Часто моргает.

4. Бесцельно двигает руками, характерны разнообразные тики.

5. Грызёт ногти.

6. Ходит подпрыгивая.

7. Сосёт палец (если ему больше 10 лет).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.136 сек.