Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новый советский армейский мотоцикл




К 60-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ

 

Многие военные специалисты предполагали, что Вторая мировая война окажется войной моторов, и мотоциклы в ней сыграют важную роль. Чтобы добиться превосходства над противником, требовалось создавать специальные мотоциклы, предназначенные для непосредственного участия в боевых действиях.

 

 

В начале 1940 г. Главное бронетанковое управление (ГБТУ) провело обсуждение проблемы мотоциклов в Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). На расширенное заседание пригласили представителей мотоциклетных заводов. В зале для совещания выставили мотоциклы: ИЖ-8, Л-8, ТИЗ-АМ-600 и ПМЗ-А-750, а также иностранные машины фирм Harley-Davidson, BSA, ZLindapp, BMW и др. Директора заводов хвалили свои мотоциклы и утверждали, что их предприятия смогут обеспечить массовый выпуск демонстрируемых моделей. Но военные недоверчиво выслушивали эти речи. Краткие характеристики каждой машине давал известный в стране мотоспециалист И.П. Дюмулен. Вдруг его спросили: «На каких мотоциклах наступает фашистская армия?». И он указал на BMW R71. «В таком случае, - заявил военный с ромбами в петлицах и золотыми шевронами на рукавах, - нужно воспроизвести именно этот мотоцикл».

 

Руководство страны решило срочно организовать серийное производство точной копии мотоцикла BMW R71. Для отработки новой модели в Москве на производственных площадях Московского велозавода создали Московский мотоциклетный завод (ММЗ) - «Искра». При нём организовали Центральное конструкторское бюро по тяжёлым мотоциклам (ЦКБМ) во главе с Н.П. Сердюковым, проработавшим на авиамоторном производстве фирмы BMW в течение 1935-1940 гг. Этому коллективу предстояло разработать чертежи нового мотоцикла с коляской, обозначенного М-72.

 

В нашу страну доставили пять мотоциклов BMWR71 и комплект чертежей этой модели. Три машины передали на автозавод им. Сталина (ЗИС), две - на ММЗ, где одну - разобрали до последней детали, а другую - сохранили как эталон. Проектировщики встретились с немалыми трудностями. Так, конструкторская документация BMW R71 оказалась выполненной по второму классу точности. Значит, допуски на изготовление всех деталей были одинаковыми, например, на шестерни коробки перемены передач (КПП) и крылья колёс. Однако здравого конструкторского смысла в этом не было, поскольку изготовление по таким чертежам содержало бы излишние трудозатраты. К тому же, как показывал опыт отечественных предприятий, в иностранных машинах не все размеры деталей на бумаге и в действительности совпадали. Требовалось тщательно измерить каждую деталь мотоцикла, сопоставить её размеры с указанными на чертежах и, при необходимости, внести в них уточнения, чтобы выполнить приказ: «Сделать точно такой мотоцикл». По мнению же конструкторов представлялось целесообразным по возможности ослабить требования к точности изготовления. Словом, предстояло произвести корректировку конструкторской документации.

 

Ответственность за серийный выпуск М-72 распределили следующим образом. Головным предприятием определили ММЗ. На нём предстояло собирать мотоциклы, обкатывать, подготавливать к эксплуатации, комплектовать всем необходимым и передавать воинским подразделениям. На ЗИС предстояло создать специализированный цех по изготовлению двигателей и там разработать всю конструкторскую документацию на мотор М-72. Автозаводу им. КИМ поручили отработать документацию на КПП, освоить серийное производство этого агрегата и в дальнейшем поставлять его на ЗИС для сопряжения КПП с двигателем. ЗИС собранный силовой агрегат передавал ММЗ. Главную передачу, карданный вал, колёса и коляску поручили выпускать Горьковскому автомобильному заводу (ГАЗ), чтобы поставлять всё это на ММЗ. Светотехнику-Заводу осветительной аппаратуры (г. Киржач Владимирской обл.), электрооборудование - Московскому заводу AT-1, трубы для рамы - Харьковскому велозаводу (ХВЗ), карбюраторы Московскому арматурному заводу АТ-2, входившему в структуру ЗИС.

 

 

Опытные образцы М-72 изготовили в начале 1941 г. на заводе «Искра». Их обкатали и решили, по установившейся традиции, показать руководству страны. В марте 1941 г. подготовили три мотоцикла: два - М-72 и один - немецкий BMW R71. Водитель-испытатель Б.В. Зефиров готовил М-72 к показательной поездке. Главное, что требовалось от него, - обеспечить уверенный запуск мотора. Холодным утром три мотоцикла, в сопровождении автомобиля НКВД, прибыли в Кремль через Боровицкие ворота и остановились около Царь-колокола. Из Кремлёвского дворца вышла группа генералов с золотыми галунами на рукавах шинелей. Они внимательно осматривали мотоциклы и что-то негромко обсуждали. Затем приказали завести один М-72 и несколько раз объехать Царь-колокол. Б.В. Зефиров выполнил приказ и точно остановил машину возле осколка колокола. «Ну что, - сказал один из генералов, - будем принимать?». Остальные согласились и стали положительно высказываться о новинке, а затем приказали перегнать мотоциклы на завод. Так буднично обнародовали решение о запуске нового армейского мотоцикла М-72 в серийное производство. Освоение выпуска шло энергично, но к началу войны так и не поспело.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1118; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.