Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сделанные в дни войны




ВОЙНА

 

В итоге, к началу боевых действий в нашей армии было не более 15 тыс. мотоциклов. И когда Германская армия ринулись на просторы Отечества, её мотоциклетный парк значительно превышал наш. Оккупанты двигались на самых разных мотоциклах: тяжёлых - ZLindapp KS-750 и KS-800, BMWR-71 и R-51, DKW NZ-500, средних - BMW R-35, DKW NZ-350 и NZ-250, Aero KR-25S, ZLindapp DBK-250, лёгких - Junior S-125, DKW RT-125, NSU 125 ZDR и множестве других.

 

Немцы ехали по нашей земле не только на собственных мотоциклах, но и на приобретённых в других странах - Австрии и Голландии, враждебной им Англии и пр. Причём, самых разнообразных - более 20 фирм и 50 моделей, с рабочим объёмом движков от 60 до 800 см3. Поначалу вся эта мотоармада ошеломила наших бойцов. Летом езда на мотоциклах немцам казалась прогулкой. Но вскоре наступила дождливая осень, а затем и лютая зима. Тогда-то и сказалась не столь уж высокая подготовленность мотосоединений Вермахта к войне на нашей территории. В Московской битве участвовали в основном тяжёлые «Цюндаппы» да «БМВ». Из-за поломок лёгкие и средние мотоциклы немцы бросали на полях сражений и даже на подступах к ним.

 

Наша армия упорно сопротивлялась, и в этом помогали ей мотоциклисты. В июле ММЗ стал серийно выпускать М-72. Заводчане поставляли свою продукцию прямо в воинские части, сражавшиеся на московском направлении. В течение лета-осени ММЗ передал фронту более 3 тыс. этих грозных машин. Тогда же в столице организовали завод по ремонту мотоциклов. Он подчинялся Главному бронетанковому управлению Красной Армии и назывался «Бронетанко-воремонтный завод» - БРТЗ № 20. Его разместили в хозяйственных бараках, принадлежавших киностудии «Мосфильм» и располагавшихся на территории Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ, ныне ВВЦ). Ранее там изготавливали боевые тачанки, но в конце 1941 г. перешли исключительно на ремонт мотоциклов.

В составе БРТЗ № 20 организовали подразделение разборки, мойки и дефектовки деталей, электроцех (нач. Топорин), где выполняли сварочные работы. Механический цех (нач. Палкин) укомплектовали парком металлорежущих станков. В сборочном цехе (нач. инженер-капитан И.Л. Борисенко) сделали два конвейера: первый - для сборки мотоциклов с двухтактными моторами -Л-300, «Красный Октябрь», ИЖ-7, ИЖ-8, второй - с четырёхтактными -ТИЗ-АМ-600, позже - М-72. В отдельном помещении размещались склады (нач. В.Г. Левкиевская) готовой продукции и металлолома. В моторном цехе (нач. Карпушкин) собирали движки, производили обкатку: сначала холодную, а затем и горячую. Обкаткой собранных мотоциклов командовал Г. Курбашов. Всю документацию подготавливали в техническом отделе (нач. Смирнов). За организацию производства отвечал И.Г. Толкушкин.

 

 

Начальником ОТК были Б.А. Чернышёв, а с февраля 1943 г. - Ю.Г. Христофоров. Главным инженером работал П.С. Милованов, а начальником БРТЗ № 20 - инженер-капитан Б.А. Борский. Почти все руководящие должности занимали офицеры Красной Армии. Из-за нехватки рабочих привлекли учащихся ремесленных училищ: мальчиков и девочек 16 лет. Их называли ремесленниками.

 

 

С фронта на БТРЗ № 20 привозили разбитые трофейные и отечественные мотоциклы, выпускавшиеся до войны. Их разбирали, причём немецкие сразу отправляли в металлолом из-за невозможности восстановления в установленные сроки. Детали от наших мотоциклов тщательно мыли, а затем сортировали: непригодные - в металлолом, не слишком изношенные - на восстановление, пригодные - на склад. Отдельно восстанавливали двигатели, рамы, передние вилки. На сборку поступали восстановленные и сделанные заново детали и собранные на заводе узлы: двигатели с КПП, колёса, передние вилки и пр. Мотоциклы собирали на движущихся стапелях. Закреплённая на стапеле рама постепенно обрастала узлами и деталями, продвигалась по конвейеру, превращаясь в готовый мотоцикл, передававшийся на обкатку (до 60 мотоциклов в день). Прошедшие ОТК мотоциклы обкатчики заправляли и своим ходом перегоняли на Рижскую товарную станцию. Особенно трудно приходилось с М-72. Коляски к ним поступали из города Горького (ныне Нижний Новгород).

Обкатчикам «двадцатого» завода приходилось экономить бензин. Поэтому к одному мотоциклу они цепляли ещё пять, причём цугом, т.е. друг за другом. На каждом - сидел водитель, и головной буксировал остальные. На Рижской-товарной станции пять доставленных на буксире машин сдавали приёмщикам, а на головном вшестером своим ходом возвращались на завод. Мотоциклы грузили в 16-тонные двухосные вагоны, так называемые «теплушки». В каждую - втискивали восемь мотоциклов с коляской.

 

По воспоминаниям нач. ОТК Ю.Г. Христофорова на рамах и двигателях мотоциклов ТИЗ-АМ-600 в основном были четырёхзначные номера, что свидетельствовало о количестве этих машин, сделанных до войны. По его данным, отремонтированные на БТРЗ мотоциклы для повторного ремонта на завод не поступали. Однажды с фронта привезли прославленные мотоциклы ИЖ-1 и ИЖ-3. Оба были одиночками. ИЖ-1 оказался в хорошем состоянии. Когда его собрали, то многие заводчане приходили любоваться этим сокровищем. ИЖ-3 оказался сильно разбит, его, похоже, не

однократно ремонтировали в полевых мастерских, где и установили автомобильные колёса. Машину решили не восстанавливать. А жаль! Ведь ИЖ-1 сохранили, и в наши дни его демонстрируют в музее ОАО «Ижевские мотоциклы», а ИЖ-3 оказался утрачен. Но тогда о сохранности раритетов не задумывались, нужно было Родину защищать.

 

В конце 1943 г. двухтактные отечественные мотоциклы и ТИЗ-АМ-600 на БТРЗ № 20 перестали поступать. Вместо них привозили упакованные в ящики американские мотоциклы Harley-Davidson, получаемые по ленд-лизу. Конвейер для сборки двухтактных мотоциклов разобрали, и в сборочном цехе стало свободнее. «Харлеи» собирали во дворе под навесом. Качество упаковки восхищало. Внутренняя поверхность ящиков из высококачественной древесины оказалась покрытой толем. В каждом ящике находился полный сборочный комплект мотоцикла. Все отверстия в узлах и деталях на фирме заглушали особыми пробками. К рамам «Харлеев» приваривали шарниры для крепления мотоколясок, поступавших с автозавода ГАЗ. Скорость «Харлея»-одиночки превышала

110 км/ч, а с коляской - 90 км/ч.

БТРЗ № 20 просуществовал до конца 1945 г. За этот период завод передал в войска более 10 тыс. восстановленных отечественных и собранных американских мотоциклов. Это была существенная помощь фронту.

 

Ремонтом и сборкой мотоциклов занимались и другие заводы. Так, на Серпуховском мотозаводе в 1943 г. собрали 293 мотоцикла «Indian» марки 741-В с коляской от М-72, а в 1943-1944 гг. - 681 «одиночку» той же марки. На ММЗ «свинтили» немало «одиночек»: в 1943-1944 гг. - 1581 «Indian», в 1944-1945 гг. - 1589 «Harley-Davidson», в 1944 г. - 41 «Velocette», 109 «BSA» и даже 7 мотоциклов «Matchless». На ХВЗ в 1944 г. собрали 394 «BSA», 48 «Velocette» и 13 «Matchless». Мотоциклы-одиночки собирали и в Наркомате обороны (НКО), и в Красной Армии: на складах НКО № 511, 942 и 3708 в 1942-1943 гг. собрали 871 «Indian», в 1942-1944 гг. - 2294 «Velocette», в 1944 г. - 56 «BSA» и 11 «Matchless». А в 14-м и 15-м мотоциклетных учебных полках в 1943 г. собрали 648 «Indian».

По данным ГБТУ в Красную Армию всего передали 27690 импортных мотоциклов. Из них - 11642 с колясками и 18048 - «одиночек».

Кроме того, на ММЗ и Серпуховском мотозаводе во время войны отремонтировали и передали в войска несколько тысяч трофейных мотоциклов.

 

 

Мотозаводы Центра и Юга страны эвакуировали в Восточные районы. Так, мотопроизводство с ЛМЗ и ХМЗ доставили в Горький на территорию завода «Красная Этна» в инструментально-ремонтный корпус. Руководить вновь организованным Горьковским мотозаводом (ГМЗ) поручили бывшему директору ЛМЗ М.Г. Соловьёву. На ГМЗ передали знамя ХМЗ и присвоили его же имя - «Серп и Молот». А вот ММЗ, цех по изготовлению двигателей на ЗИС и участок по производству КПП автозавода им. КИМ, а также мотопроизводство Ижевска вместе с частично эвакуированным из Киева производством мотоциклетных двигателей и мотоцепей из Харькова, перевезли в город Ирбит Свердловской обл. на территорию пивзавода, где организовали Ирбитский мотозавод (ИрбМЗ). Первым директором ИрбМЗ стал М.Ф. Ломанов - бывший директор ММЗ. На ГМЗ и ИрбМЗ освоили выпуск мотоциклов М-72. В 1941 г. на ГМЗ сделали первые 107 мотоциклов М-72, а в Ирбите только подготавливали производство.

 

Из Таганрога оборудование по выпуску мотоциклов эвакуировали в Тюмень, причём, как и в Ирбите, - на пивзавод, где и организовали Тюменский мотозавод (ТМЗ). Его возглавил Удалов. На ТМЗ восстановили выпуск ТИЗ-АМ-600, используя «незавершёнку», - детали, привезённые из Таганрога. А недостающие -изготавливали на месте. Когда в ноябре 1943 г. запасы «незавершёнки» закончились, ТМЗ слили с ГМЗ, доставив в Горький всё мотоциклетное оборудование и специалистов. По отчётности ИрбМЗ и ГПЗ в годы войны на них изготовили, соответственно, 9799 и 6948 мотоциклов М-72.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.