КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью
Понятие и содержание борьбы с преступностью. Задачи и основополагающие начала предупреждения преступности
Борьба с преступностью - сложная системная деятельность, представляющая собой единство трех следующих подсистем: общей организации борьбы; предупреждения преступности и правоохранительной деятельности. Это одна из сфер социального управления, обеспечивающая воздействие: а) на причины и условия, порождающие преступления и преступность, влияющие на их развитие; б) на саму преступность в целях предупреждения и пресечения ее самодетерминации, недопущения рецидива преступлений. Вообще же применительно к противостоянию преступности употребляется множество терминов. В криминологической и иной специальной литературе, а также в официальных документах и публицистических материалах встречаются понятия: «уголовная политика», «борьба с преступностью», «война», «контроль», «противодействие преступности», «предупреждение», «профилактика», «управленческое воздействие на преступность»[66] и другие. При этом до сих пор каждое из указанных понятий вызывает научные споры и не может оцениваться как достаточно определенное или по крайней мере однозначное. Это создает значительные сложности как в уяснении смысла того, о чем идет речь в конкретном случае, так и в практической деятельности. Во-вторых, реагирование на преступления стало в этот период увязываться не только с мерами, которые называли «карательными», но и с такими, которые способны предупреждать преступления. При этом «политика» понималась не в том значении, которое она имела в Греции (термин пришел оттуда), то есть искусство управления государством, а в другом, фиксируемом в словарях русского языка. Это образ действий, направленных на достижение чего-либо, направление этих действий. В литературе отмечалось, что трудно установить, кто впервые употребил термин «уголовная политика», но в 1804 г. Фейербах говорил о ней как об уже существующем понятии и разграничивал его с «уголовным правом». Об уголовной политике писали Хенке, Вентам, Бемер, Капплер, Лист, а в дореволюционной России -Чубинский, Фойницкий, Пионтковский, Таганцев, другие авторы. В 60-90-х гг. XX в. уголовной политике в России значительное внимание уделяли многие авторы: А. А. Герцензон, В. Н. Кудрявцев, П. С. Дагель, М. М. Бабаев, Г. М. Миньковский, М. П. Клейменов, А. Я. Сухарев, А. И. Алексеев, С. С. Восходов и целый ряд других. При этом трактовка понятия «уголовная политика» была весьма разнообразной, и многие авторы начинали оперировать иными терминами: «уголовно-правовая политика», «государственная политика борьбы с преступностью», «государственно-правовая политика»[67]. А. А. Герцензон писал: «Уголовная политика - это часть общей политики социалистического государства наряду с политикой экономической, социально-культурной и т. д. Она направляет деятельность органов государственной власти и общественности в борьбе с преступлениями и иными общественно опасными поступками, основываясь на точном исполнении законов»[68]. Анализ работ показывает, что всегда существовали два принципиально разных подхода к пониманию уголовной политики. Одни авторы исходили из того, что в рамках уголовной политики решаются вопросы воздействия на преступления (преступность) уголовно-правовыми средствами, и, соответственно, данный подход разрабатывался в рамках социологии уголовного права (Фейербах, Лист и другие авторы). Во второй половине XX в. в России этот подход также существовал[69]. Но в 80-90-х гг. XX в. преобладал второй подход. Его суть сводится к тому, что уголовная политика касается всех мер воздействия на преступность. Даже высказывалось утверждение, что понятие борьбы с преступностью не должно выводиться за пределы уголовной политики3. Как отмечалось в научных дискуссиях, данный подход фактически отождествляет понятия «уголовная политика» и «борьба с преступностью». Однако точнее было бы сказать, что происходило отождествление «уголовной политики» и «политики борьбы с преступностью». Последнее понятие отличается от понятия «борьба с преступностью». Как писали А. И. Коробеев, А. В. Усе, Ю. В. Голик, «советская уголовная политика в традиционном ее понимании есть генеральная линия, определяющая основные направления, цели и средства воздействия на преступность путем формирования уголовного, уголовно-процессуального, исправительно-трудового законодательства, практики его применения, а также путем выработки и реализации мер, направленных на предупреждение преступлений»[70] Борьба с преступностью - это особый вид взаимодействия двух противоположных сторон. Хотя преступность и производна от общества, но она - относительно самостоятельный социальный феномен, обладающий способностью к самоорганизации и самодетерминации, активного сопротивления официальному обществу. В большом обществе, как отмечалось ранее, функционирует - при наличии преступности как массового явления с признаками организованности - криминальное общество, структурируемое организованной преступностью. Для последней характерно целенаправленное, продуманное и упреждающее изменение социальных условий, ориентированное на создание наиболее благоприятных условий для преступной деятельности и ее субъектов. То есть сопротивление организованной преступности закону и официальному обществу происходит не только путем совершения преступлений, но и посредством специфической «криминальной предупредительной деятельности». В последнем случае не допускается эффективного противодействия преступности со стороны общества и государства, а также путем опережающего создания наиболее благоприятных обстоятельств для нарушений и нарушителей уголовного запрета[71]. Другими словами, борьба с преступностью - это активное столкновение общества и преступности в целях обеспечения господства закона и охраняемых им интересов, ценностей, норм поведения, это целенаправленная наступательная деятельность общества на саму преступность, ее причины и условия[72]. Как отмечает Г. А. Аванесов, «в систему борьбы с преступностью входят: раскрытие преступлений и розыск преступников, расследование преступлений, назначение и исполнение наказания, прокурорский надзор за всей этой деятельностью, а также обеспечение законности в данной сфере»[73]. Сюда, таким образом, вливаются профилактика, предотвращение и пресечение преступлений[74]. Любое цивилизованное общество противостоит преступности, и иначе оно просто не сохранит себя как таковое. Но одновременно, разумеется, это противостояние должно осуществляться в рамках закона, носить цивилизованные формы, причем не только по отношению к лицам, совершившим преступления, но и к потерпевшим. Борьба с преступностью позволяет сдерживать это общественно опасное явление: не допускать его расширения и ухудшения качественных характеристик, наиболее общественно опасных способов удовлетворения потребностей и интересов, а также обеспечивать необходимый баланс чисто эгоистического расчета человека и интересов других субъектов, общества и государства.[75] «На протяжении достаточно длительного периода истории нашего государства главная цель борьбы с преступностью определялась как ее искоренение. При этом искажение понятия самой этой идеи, в силу объективных причин изначально недостижимой в практическом плане, привело сначала к се деформации, а впоследствии к полной се дискредитации в обществе. Тем более что даже тотальный контроль и жесткая карательная политика оказались способными удержать криминальную ситуацию в идеологических рамках лишь временно. Последовавшее освобождение от этих рамок показало, что накопление криминального потенциала продолжалось и в жесткой общественной системе»[76] Наиболее важными основополагающими началами борьбы с преступностью можно считать следующие: 1. Примат предупредительной деятельности над правоохранительной, а в предупредительной деятельности - примат мер по оказанию социальной помощи нуждающимся в ней над предусмотренными законом ограничениями, приоритет мер убеждения над принуждением. Именно это создает стабильную основу для решения человеком своих проблем в рамках закона. В литературе концепция «борьбы с преступностью», в частности, критикуется на том основании, что «в правовом государстве уголовная юстиция прибегает к насилию только в ответ на насилие и никогда «не нападает первой». Нетрудно увидеть, что здесь происходит сведение борьбы с преступностью только к насилию, «нападению» в ответ на криминальный вызов. Однако, как уже отмечалось, понятие «борьба с преступностью» включает и предупреждение, ее функция состоит не только в реагировании на совершенное, но, прежде всего - в недопущении криминального поведения. 2. Выявление, раскрытие преступлений и принятие в отношении виновных лиц предусмотренных законом мер. Речь идет именно о предусмотренных законом мерах, а не только о наказании. Закон допускает в предусмотренных им случаях и освобождение от уголовной ответственности, и освобождение от наказания, и амнистию, и помилование. Но они применяются по закону в строго определенных случаях, в отношении лиц с определенными характеристиками преступного и посткриминального поведения, характеристиками субъектов преступлений. Как уже отмечалось, лица, совершающие преступления, а тем более неоднократно, придают гораздо большее значение сдерживающей силе ответственности за преступления, чем граждане, ведущие себя правомерно по убеждению. Если личные убеждения человека не соответствуют содержанию правовых и лежащих в их основе нравственных требований, то на человека, пока такие его убеждения не изменены, способен оказать сдерживающее воздействие именно факт реального привлечения его к ответственности, и ответственности серьезной. Важно и то, чтобы ответственность была реальной, и то, чтобы ее «себестоимость» для виновного была выше «себестоимости» преступного поведения. Баланс приобретений и потерь при преступном поведении должен быть не в пользу приобретений. 3. Применение мер, ограничивающих права и свободы человека и гражданина, только по фактам нарушения закона и в предусмотренных законом случаях. Не допускается превентивное воздействие при обнаружении только намерений, повышенной вероятности преступного поведения. Как уже отмечалось, констатация криминогенности личностных характеристик человека должна служить основанием или проведения с ним разъяснительной работы, изменения к лучшему условий его жизнедеятельности, его среды, принятию в рамках закона мер к совершенствованию социального контроля за ним (например, за поведением несовершеннолетнего - родителями, воспитателями в школе). Но все это не повод для объявления «общественно опасного состояния» такого лица с принятием к нему правовых санкций, ограничения его свободы и т. п. 4.Личный характер ответственности виновных за преступления. К уголовной ответственности не могут привлекаться родственники и близкие лиц, совершающих преступления. 5.Социальная и криминологическая обусловленность уголовной политики - борьба с преступностью уголовно-правовыми средствами. Законодатель обязан считаться с экономическими, политическими, социальными, духовными реалиями, а также учитывать закономерности преступности, ее порождения и изменения. Должны быть социально и криминологически обоснованы также уголовно-правовые санкции. Например, не случайно большинством населения допускается применение наказания в виде лишения свободы, а тем более исключительной меры наказания - смертной казни в тех случаях, когда иное решение чревато опасностью появления новых жертв преступлений. Конечно же, человека, совершившего преступление, нельзя «вырывать» из системы нормальных социальных связей, отношений и лишать свободы, если это не является действенной мерой пресечения его преступной деятельности и предупреждения появления новых жертв, нового серьезного вреда. Разумеется, нельзя наказывать конкретное лицо - и наказывать сурово - только во имя того, чтобы было неповадно другим. 6. Развернутая правовая регламентация деятельности по борьбе с преступностью и осуществление такой борьбы в режиме законности, только в рамках Конституции, не противоречащих ему других законов и подзаконных актов, с соблюдением международно-правовых норм. 7. Подконтрольность народу органов, участвующих в борьбе с преступностью. В соответствии со ст. 3 Конституции ПМР, «носителем суверенитета и единственным источником власти в Приднестровской Молдавской Республике является ее многонациональный народ». Одной из актуальных задач является разработка эффективных механизмов контроля народа за соответствием закону деятельности органон судебной власти, как и других правоохранительных органов. 8. Комплексное осуществление борьбы с преступностью: во-первых, недопустимо увлечение в одни периоды мерами предупреждения преступности, в другие - только правоохранительными, преимущественно карательными мерами; во-вторых, важно синхронизировать усилия разных субъектов, разумеется, в рамках закона и их компетенции. Предупреждение преступности и правоохранительная деятельность - не антиподы, они должны всегда применяться вместе, но криминологический профессионализм состоит в том, чтобы их соотношение в конкретных случаях, применительно к разным видам преступности (организованной, иной) сделать оптимальным. При этом всегда должно сохранять свою силу положение о предупреждении как главном направлении в борьбе с преступностью. Иначе на место одних, нейтрализованных, преступников придут новые и в еще большем количестве. 9. Обеспечение равенства всех физических и юридических лиц перед законом.Реализация данного принципа на практике является непростым делом - она требует оптимального теоретического и правового решения. Прежде всего, речь идет о системе иммунитетов. С одной стороны, они нарушают указанный принцип, с другой, их отсутствие может быть использовано для нейтрализации наиболее позитивно-активных лиц, находящихся на пике политической, судебной и иной государственной деятельности. 10. Использование новейших научных и научно-технических достижений, опережение преступников. Это значимо всегда, но приобретает особое значение в условиях интеллектуализации криминальной деятельности, использования преступниками высоких технологий, их высокой организованности и профессионализм. Нарушение этого принципа не восполнит наращивание «мускулов» правоохранительной системы и применение того «юстициального» насилия, о котором уже говорилось. 11. Международное сотрудничество и двустороннее сотрудничество государств в борьбе с преступностью. Только в рамках Организации Объединенных Наций функционируют: Межрегиональный институт ООН по вопросам исследований в области юстиции и преступности; Хельсинкский институт по вопросам предупреждения преступности; Институт ООН стран Азии и Дальнего Востока по предупреждению преступности и борьбе с правонарушителями; Институт ООН стран Латинской Америки по предупреждению преступности. Регулярно проводятся международные конгрессы по проблемам борьбы с преступностью и обращению с правонарушителями, семинары, симпозиумы. Однако не всегда оперативно решаются проблемы присоединения к важным международно-правовым документам, заключения и ратификации необходимых международных договоров и др. Оптимизация международного сотрудничества особенно необходима в условиях, когда существуют транснациональная преступность и преступность иностранцев[77]. Эффективность борьбы с преступностью во многом зависит от того, насколько надлежащие государственные органы будут правильно и полно учитывать в поведении граждан все отклонения от норм, установленных уголовным законом. Только информация о том, сколько преступлений совершено, какие из них наиболее распространены, какой географический район более всего подвержен преступным проявлениям, дает возможность выявлять причины преступности и вести против нее планомерное, целенаправленное наступление. В свою очередь для этого необходимо, во-первых, единообразное понимание преступности и, во-вторых, наличие объективных критериев ее измерения. В криминологии предупреждение преступности рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, преступлений отдельных видов и конкретных преступлений, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, чьи условия жизни или поведение указывают на такую возможность. Предупреждение преступности рассматривается, во-первых, как важное средство социального регулирования общественных отношений; во-вторых, как взаимодействие мер социально-экономического, организационно-правового и воспитательного порядка; в-третьих, как сочетание различных уровней предупреждения преступности, воплощенных в деятельности неоднородных субъектов[78]. Предупреждение преступности представляет собой наиболее действенный путь борьбы с преступностью, поскольку обеспечивает выявление и устранение (нейтрализацию, блокирование) ее корней, истоков. В значительной мере — это упреждение самой возможности совершения преступления. В процессе предупреждения криминогенные факторы могут подвергаться направленному и ненаправленному воздействию уже тогда, когда они еще не набрали силы, находятся в зачаточном состоянии и поэтому легче поддаются устранению. Наряду с этим арсенал средств предупреждения преступности позволяет прервать замышляемую или уже начатую преступную деятельность, не допустить наступления вредных последствий посягательств на общественные отношения. Предупреждение преступности позволяет решать задачи борьбы с ней наиболее гуманными способами, с наименьшими издержками для общества. Криминологи, исследующие проблемы предупреждения преступности, описывают широкий круг явлений, относящихся к объекту предупреждения преступности. При этом подчеркивается главное свойство всех явлений — их криминогенность, под которой понимается способность явлений находиться в прямой или опосредованной причинно-следственной связи с преступностью. Исходя из свойств криминогенности, под объектом предупреждения преступности понимают, во-первых, негативные социальные явления и процессы в материальной и духовной жизни общества, которые стали причинами, условиями или факторами преступности. Во-вторых, объектами предупреждения преступности являются негативные, с точки зрения общественной безопасности, места концентрации лиц с преступным или социально-отклоняющимся поведением. Такими местами могут быть отдельные участки местности (скверы, парки, кладбища и т. д.) или помещения (квартиры, гаражи, заброшенные постройки и т. д.), которые способствуют воспроизводству и формированию социально-негативных связей между людьми. В-третьих, в качестве объекта предупреждения преступности выступают преступные, криминогенные, антиобщественные и другие социальные группы, которые в процессе своей жизнедеятельности воспроизводят детерминанты преступности. В-четвертых, объектом предупреждения являются лица, совершившие преступления, и лица с допреступными формами социально-отклоняющегося поведения, поскольку такое поведение при определенных условиях может перерасти в преступное[79]. Субъектами предупредительной деятельности являются государственные и негосударственные организации, социальные группы и отдельные граждане, которые реализуют меры предупреждения преступности. Особенностью деятельности субъектов является их способность воздействовать на объект предупреждения преступности - детерминанты преступности, места концентрации лице преступным и социально-отклоняющимся поведением, социальные группы и личности, воспроизводящие преступность. Исходя из задач, компетенции и содержания деятельности предупреждения преступности, субъекты можно классифицировать на органы власти общей компетенции (их учреждения, организации, предприятия), неспециализированные, частично специализированные и специализированные органы. В соответствии с Конституцией обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, а следовательно, и предупреждение преступности находятся в совместном ведении Приднестровской Молдавской Республики. Президент ПМР, органы законодательной и исполнительной власти формируют законодательную и иную нормативно-правовую основу специального предупреждения, устанавливают компетенцию, права и обязанности других субъектов в этой деятельности. А также обеспечивают ее финансирование, материально-техническое, кадровое и иное ресурсное оснащение, планирование, контроль и другие функции властного (государственно-правового) управления в данной области. Кроме того, непосредственно проводят на различных уровнях целенаправленные мероприятия по предупреждению преступности. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают нормативные акты, связанные с профилактикой преступлений, решают вопросы местного значения применительно к охране общественного порядка. Неспециализированные субъекты профилактики преступности - это хозяйствующие структуры, учреждения культуры и спорта, средства массовой информации; органы, регулирующие природопользование, миграцию, осуществляющие трудоустройство, пенсионное обеспечение, жилищно-коммунальные органы; учреждения, предоставляющие услуги по проведению досуга, и другие, участвующие в различных областях жизнедеятельности общества[80]. К числу неспециализированных субъектов относятся также различные общественные формирования: политические партии, движения, фонды, религиозные организации. Например, представители религиозных конфессий занимаются воспитательно-профилактической работой с осужденными, проводят благотворительные акции в пользу нищих, лиц без определенного места жительства, других социально неустроенных групп населения. Некоторые задачи по предупреждению преступности решают также уличные, домовые комитеты, попечительские, благотворительные организации, не только государственные, но и действующие на общественных началах частные медико-психологические, социальные центры, семейные детдома и т. д. К числу частично специализированных органов предупреждения преступности относятся учреждения социального обслуживания, образования, здравоохранения, а также природоохранные, контрольно-ревизионные и аудиторские организации. Эти субъекты в рамках своих основных задач имеют системно выделенную функцию профилактики. В соответствии со своими полномочиями по наблюдению за исполнением законов в различных сферах (торговля, финансы, налоги, природопользование и т. д.) они используют разнообразные средства и методы выявления правонарушений и реагирования, в частности, применяют такие юридические средства воздействия, как отзыв лицензии, административные штрафы и др. Специализированные субъекты предупреждения преступности - это правоохранительные органы, для которых задачи и функции" профилактики являются приоритетными. Это органы суда, прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции, государственной безопасности, юстиции, таможенная и пограничная службы, внутренние войска, научные и образовательные юридические учреждения. К системе правоохранительных органов примыкают некоторые специализированные общественные объединения (общественные пункты охраны порядка, товарищеские суды, народные дружины), а также адвокатура, частные детективные и охранные службы[81]. Специальное предупреждение преступности, в отличие от общего, имеет целенаправленный характер на недопущение преступлений. Его профилирующий, конституирующий признак и главная особенность заключаются в выявлении и устранении (блокирование, нейтрализация) причин, условий, иных детерминант преступности. Наряду с этим специально-криминологическое предупреждение включает: предотвращение замышляемых и подготавливаемых, пресечение начатых преступлений. Специально-криминологические мероприятия должны разрабатываться и применяться к разным видам преступлений и типам преступного поведения, к различным сферам общественной жизни, социальным группам, отраслям хозяйства. Тем самым предотвращение означает деятельность, направленную на недопущение замышляемых или подготавливаемых преступлений. Это качественно иная ситуация в генезисе преступного поведения: опасность совершения преступления возникает не вследствие того, что, например, конкретный человек не работает, испытывает материальные затруднения и в то же время систематически пьянствует, а потому, что он уже выбрал объект для совершения кражи, провел «разведку на местности», начал готовить необходимые технические приспособления и т. д[82]. Наконец, пресечение — это действия, обеспечивающие прекращение уже начатых преступлений на стадии покушения либо последующих эпизодов при длящихся или так называемых серийных преступлениях. Поскольку здесь ситуация уже близка к достижению преступного результата, то и содержание мер по предотвращению вреда или опасности будет уже иным (например, устройство засады, задержание преступника с поличным).
Еще на ранних этапах своего существования человечество осознало, что сдерживать преступность только с помощью наказания нельзя. Возникло понимание, что рациональнее предупредить преступление, чтобы не быть вынужденным наказывать за него. Однако поиск путей реализации этой идеи оказался чрезвычайно трудным и длительным. Древнегреческий философ Платон считал, что в обществе должно действовать совершеннейшее законодательство, отвращающее людей от преступлений. Выдающийся мыслитель древности Аристотель полагал, что общество следует так устроить, чтобы оно боролось с испорченными нравами, привычками и обычаями, противоречащими разуму. Просветители XVIII в. вновь вернулись к мысли о связи права и профилактики преступлений. Право, по их мнению, могло бы стать мощным средством разрешения возникающих в обществе конфликтов. Была выдвинута идея создания правового государства, одна из важнейших задач которого – предупреждать преступления[83]. В известном трактате “О духе законов” Монтескье обосновал положение о разделении властей в обществе, где правит право, и сформулировал требование, что “хороший законодатель заботится не столько о наказании за преступление, сколько о предупреждении преступлений. Он постарается не столь карать, сколько улучшать нравы”. Идея Монтескье получила развернутую правовую аргументацию в работе Ч. Боккария “О преступлениях и наказаниях”. Комментируя этот труд, Вольтер сформулировал принципиально важное положение о том, что предупреждение преступлений есть истинная юриспруденция в цивилизованном обществе. В русской литературе XIX в. идеи о предпочтительности предупреждения преступлений наказанию за их совершение, о том, что главное в борьбе с преступностью не наказание, а ее предупреждение, основывающееся на прогрессивных преобразованиях общества, развивали А. Радищев, А. Герцен, Н. Чернышевский и др. В их произведениях заложены социологические и нравственные основы предупреждения преступлений. В XIX и XX вв. идет интенсивное развитие наук об обществе и человеке. В каждой из них исследуется в своем аспекте глобальная проблема предупреждения преступности[84]. Указанное направление исследований мы обозначимкакобщесоциальное предупреждение преступности. Оно нашло отражение в ряде положений исторического материализма. Прежде всего: о развитии общества через единство и борьбу противоположностей; о причинах конфликтов, приводящих к массовым нарушениям правил человеческого общежития; о том, что предупреждать преступление важнее, чем быть вынужденным наказывать за него и др. К сожалению, идеи общесоциологического предупреждения преступности и криминологической профилактики преступлений, начавшиеся развиваться в нашей стране в начале 20-х годов, были прерваны. Начиная с 30-х годов восторжествовала установка, что неотвратимость наказания есть одно из главных, если не главное в предупреждении преступности. Предупреждение преступности становилось, таким образом, частью карательной политики и практики государства. В 60-х годах предупреждение преступности вновьсталорассматриваться как главное направление в борьбе с ней. Масштабность проблем борьбы с преступностью, многообразие процессов и явлений, связанных с воспроизводством преступности и ее проявлениями в социальной жизни, предопределяют необходимость опережающего анализа развития ситуации[85]. Без этого невозможно точно и своевременно определить цели и задачи борьбы с преступностью, их соотношение и приоритеты, а также установить необходимые объемы и интенсивность мер профилактики и уголовно-правового воздействия. Внедрение прогнозирования позволяет системно увидеть развитие преступности и борьбы с ней во всей полноте (т. е. с учетом комплекса криминогенных и антикриминогенных процессов и явлений в экономике, политической, социальной и других сферах). Особенностью социальной жизни является динамический характер протекающих в ней процессов, что обусловливает возникновение естественного вопроса, в каком направлении они претерпят изменения, какие силы этому будут способствовать либо противодействовать. В равной мере это положение относится и к преступности. Она подвержена таким же изменениям, как и все явления социальной жизни, в связи, с чем возникает необходимость криминологического прогнозирования, предвидения криминогенных последствий этих изменений. Развитие теории предупреждения преступности существенно обогащается, составной ее частью становится криминологическое прогнозирование и планирование. Предупредительная деятельность рассматривается как одно из средств социального регулирования общественных отношений в целях устранения причин преступности; как взаимодействие мер экономико-социального, воспитательно-педагогического, организационного и правового характера; как сочетание различных уровней предупреждения преступлений. Криминологическое прогнозирование - это процесс выработки вероятного суждения о будущем состоянии (уровне, структуре, динамике) преступности, ее детерминанте и возможностей профилактики, иных средств воздействия на преступность в определенный период времени. Прогноз включает качественную и количественную оценку предполагаемых изменений и примерное определение их сроков. При этом фиксируются не только предполагаемая ситуация на конец периода, но и ее тенденции во время этого периода. Криминологический прогноз - это разновидность социального предвидения. Криминологическое прогнозирование определяет условия, которые максимально стимулировали бы благоприятные для общества тенденции преступности (снижение темпов прироста, стабилизация, снижение уровня, смягчение структуры и т. д.). Криминологический прогноз, как результат прогнозирования, представляет собой научно обоснованное, вероятностное суждение о будущем состоянии, тенденциях развития преступности, ее детерминантах и последствиях, личности преступника, а также о мерах предупреждения преступлений, включающее качественную и количественную оценки предполагаемых изменений. Однако такое определение в некоторой степени является односторонним, поскольку не учитывает силы, противодействующие преступности, и возможности наступления иных последствий. В криминологическом прогнозе важно учитывать не только характеристики преступности как основного объекта такого прогнозирования, но и изменения субъектов, оказывающих предупредительное воздействие на преступность. Научное криминологическое прогнозирование исходит из современного состояния изучаемых явлений, характеристики которых претерпят изменения в будущем. Оно основывается не на том, что желательно субъекту прогнозирования, а на том, что объективно вытекает из развития изучаемого явления, его прошлого и настоящего. Криминологическое прогнозирование носит научный характер лишь тогда, когда базируется на знании тенденций и закономерностей преступности, а также разнообразных и взаимосвязанных процессов, влияющих на нее, на использовании научно обоснованных методов исследования[86]. Неотъемлемыми составными частями криминологического прогноза являются описания прошлого и настоящего состояния объекта, в качестве которого выступает преступность. Анализ изменения преступности в этих временных параметрах позволяет установить ее общие закономерности и возможные тенденции, которые служат связующим звеном между описанием настоящей и прошлой ситуаций и установлением вероятностных характеристик преступности в будущем. Как и любая сознательная деятельность, криминологическое прогнозирование имеет следующие специфические цели и задачи: 1. Установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие (изменение) преступности в перспективе, выявление на этой основе нежелательных тенденций и закономерностей, отыскание способов их изменения в нужном направлении; 2. Выяснение всех обстоятельств, имеющих существенное значение для разработки перспективных планов; 3. Выработка общей концепции борьбы с преступностью, включающей в качестве составной части выбор оптимального развития (совершенствования) правоохранительных органов; 4. Установление возможных изменений в состоянии, уровне, структуре и динамике преступности в будущем; 5. Выявление обстоятельств, способствующих этим изменениям. Чтобы названные цели и задачи могли быть выполнены, криминологический прогноз должен, во-первых, базироваться на достоверных знаниях; во-вторых, исключать предвзятость и предубежденность; в-третьих - правильно использовать конкретные методы (методики) прогнозирования. При этом следует учитывать, что любой прогноз, в том числе и криминологический, носит вероятностный характер. Научное предвидение будущего преступности всегда связано с проблемой неопределенности, ибо даже при самом тщательном изучении процессов, влияющих на преступность, невозможно предусмотреть все возможные варианты ее предстоящих изменений. Основная задача данного вида прогнозирования состоит в том, чтобы найти необходимое решение проблемы борьбы с преступностью в условиях неопределенности, свести до минимума ее степень, дать прогноз, в максимальной мере приближенный к предстоящей объективной реальности. Чтобы успешно бороться с преступностью, нужно принимать обоснованные решения. Поэтому целесообразнее заранее изучить все, что может повлечь нежелательные последствия в результате принимаемых решений, нежели исправлять не предвиденные заранее отклонения и их отрицательные последствия. Прогнозирование преступности состоит из прогнозирования конкретных видов преступности. А именно: первичной и рецидивной, преступности мужчин и женщин, отдельных видов и групп преступлений, сельской и городской преступности, преступности в отдельных регионах, на отдельных объектах и отраслях народного хозяйства[87]. Кроме того, криминологические прогнозы в зависимости от охватываемых временных этапов делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Цель краткосрочного прогнозирования (1-3 года) - научное предсказание тенденций, закономерностей, конкретных вариантов изменения преступности в ближайшем будущем по детализированным показателям. На этой основе разрабатываются краткосрочные прогнозы, определяющие направленность предупреждения преступности. В практической деятельности находят применение сверхкраткосрочные прогнозы - оперативные, -охватывающие весьма небольшие отрезки времени (сутки, неделя, месяц и квартал). Среднесрочное прогнозирование включает период от 4 до 10 лет. В отличие от краткосрочных прогнозов - направлено на более отдаленную перспективу и определяет стратегию борьбы с преступностью. Долгосрочное прогнозирование рассчитано на срок выше 10 лет. Оно базируется на анализе общих закономерностей развития общества в целом, связи уровня и структуры преступности с уровнем социально-экономического и культурного развития общества[88]. Наибольшее распространение при криминологическом прогнозировании получили такие методы, как экстраполирование, экспертная оценка и моделирование. Сущность метода экстраполяции состоит в изучении истории прогнозируемого объекта и переносе закономерностей его развития в прошлом и настоящем на будущее. Для этого формируются динамические ряды по годам за определенный период (непосредственно предшествующий прогнозируемому). Ряды выражают направленность, характер и темп этих изменений. Динамические ряды формируются на основе абсолютных данных и коэффициентов. Точность экстраполированных прогнозов тем выше, чем меньше время упреждения. Также значима степень стабильности параметров определенного вида преступлений. Обязателен учет различий статистической и реальной картины с поправкой на латентность. Недостаток метода состоит в том, что он дает удовлетворительный результат только в отношении ближайшего будущего (один - три года). По мере увеличения прогнозируемого периода ошибки в оценках возрастают. Моделирование - это разработка системы математических формул, описывающих динамику преступности исходя из взаимодействия комплекса факторов, существенно влияющих на нее. Моделирование как метод прогнозирования преступности включает модельно-кибернетический эксперимент, состоящий в выявлении закономерностей функционирования объекта, прослеживаемых во времени. Достоинство этого метода в том, что он позволяет абстрагироваться от мелких и несущественных свойств прогнозируемого явления и сосредоточить внимание на самых важных сторонах изучаемого объекта. В исследованиях социальных процессов модель выражается чаще всего в логической либо знаковой форме. Наиболее распространены математические модели[89]. Экспертная оценка представляет собой обобщении мнений научных и практических работников, специально отобранных по признакам стажа, квалификации, круга интересов и знаний о будущих параметрах преступности или некоторых ее видов, а также о процессах и явлениях, интенсивно влияющих на ее тенденции. Ценность данного метода заключается, прежде всего, в том, что высококвалифицированный специалист, высказывая свое суждение о прогнозируемом явлении или событии, использует не только официальные данные, но и свой опыт и интуицию. Основные этапы организации криминологического прогнозирования: - предпрогнозная ориентация: определение целей, задач, гипотез, времени упреждения и т. п.; - сбор данных о процессах и явлениях, определяющих развитие преступности и борьбы с ней; исходное описание преступности и борьбы с ней по уровню и динамике в ретроспективе; - поисковый прогноз, т. е. отбор возможных вариантов будущего развития с учетом влияющих процессов и факторов для определения перспективных проблем, подлежащих решению; - нормативный прогноз, т. е. выбор оптимальных способов решения проблем, исходя из нормативов, определяющих характер, объем, структуру мер, сил, ресурсов; -оценка обоснованности; -выработка рекомендаций по оптимизации управления борьбой с преступностью и условий этой борьбы. Прогнозирование преступности тесно связано с планированием борьбы с преступностью, хотя они и отличаются по целям и задачам. Цель прогнозирования - выявить возможные варианты изменения преступности в будущем, и обстоятельства, которые могут способствовать сокращению (либо увеличению) преступности. План устанавливает, что в связи с этим надо сделать, в какой срок, какие нужны ресурсы, средства и т. д. Прогнозирование преступности предшествует формированию плана во времени, определяет его сущность и содержание. Прогнозирование является научной основой для составления планов борьбы с преступностью, планов предупреждения преступности. Причем имеется прямая связь между надежностью прогноза и обоснованностью плана; чем точнее прогноз, тем больше оснований для обеспечения оптимальности плана[90]. Криминологическое программирование представляет собой разработку целей и задач борьбы с преступностью, направлений, средств и способов их решения, нормативного, информационного, организационного, методического, ресурсного обеспечения на определенный период. Программы разрабатываются на стратегическом уровне управления борьбой с преступностью. Они предусматривают цели (программируемые результаты) и основные задачи на относительно длительный период, их приоритеты и увязку с другими целями специального управления, систему субъектов и средств борьбы с преступностью, ресурсы, которые может выделить общество, и т. п. Разработка государственных программ борьбы с преступностью является важной мерой, от которой во многом зависит нравственно-политический климат в обществе. Такая программа может охватывать проблему борьбы с преступностью в целом и отдельные направления этой борьбы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В реальной жизни преступность проявляется в форме отдельного преступления, совершенного конкретным индивидуумом, и вида (группы) преступлений, совершенных определенным контингентом лиц. Для того чтобы предупреждать преступления и их виды (группы), необходимо иметь достаточную для указанных целей информацию. Криминологическая характеристика и есть совокупность данных (достаточная информация) об определенном виде (группе) преступлений либо конкретном особо опасном деянии, используемая для их предупреждения. Криминологическая характеристика - исходный этап для оптимизации процесса разработки и реализации мер профилактики преступлений. Если рассматривать предупреждение преступлений как целостную систему, то криминологическая характеристика является одной ее составной частью, а другой - разработка и реализация профилактических мероприятий. Преступность – социально-правовое исторически обусловленное явление. Но преступность и собирательное понятие, ибо включает в себя совокупность (сумму) конкретных преступлений, совершенных в определенный период времени в данном обществе (государстве). Поэтому преступности, как всякому социальному явлению, можно дать количественную и качественную характеристику. Количественная характеристика представляет собой число совершенных преступлений (состояние преступности), а также число лиц, совершивших преступления. Качественные показатели преступности – это ее структура и характер. Структура преступности – это удельный вес и соотношение различных видов преступлений, в общем, их числе за определенный период времени на определенной территории. От того, какова структура преступности, должно зависеть и определение главных направлений борьбы с ней. Таким образом, характер преступности выявляется через ее структуру. При этом структура и характер преступности не неизменны и зависят, прежде всего, от исторических, политических, общественно-экономических условий жизни общества (например, от состояния экономики и экономических характеристик конкретных территорий – промышленная, сельскохозяйственная и пр., от состояния межнациональных отношений, а также национальных особенностей, традиций, обычаев, нравов, от уровня миграции, возрастного состава населения, его культуры и т. п.), а также от изменений в уголовном законодательстве, состояния правоприменительной практики и т. д. Среди статистико-демографических характеристик преступности существенное значение имеет деление ее на мужскую и женскую. Структура преступности не может быть полностью охарактеризована без выделения преступности несовершеннолетних. Последняя, в свою очередь, может быть подразделена на преступность малолетних и подростковую. Если подростковая (от жизни, опыта) всеми принята как преступность не выше возраста несовершеннолетия, то о молодежной преступности (молодежном возрасте) единства мнений нет. Здесь мы скажем лишь о том, что такое разделение существует, не вдаваясь в спорные вопросы. Преступность лиц до 18 лет, имея много общего с преступностью вообще, характерна своими особенностями, что и выделяет ее в особый феномен. В нынешних условиях необходимо проводить различие между организованной и групповой преступностью, которая всегда, во все времена представляла собой повышенную общественную опасность (в том числе групповая преступность несовершеннолетних). Необходимо учитывать ее удельный вес, распространенность, а также собственные количественные и качественные характеристики. Выявление этих ее свойств позволит более глубоко понять, как и почему появляются различные формы соучастия в преступлениях, какая социально-психологическая атмосфера существует в преступных группах (что означает возможность поиска путей к их разложению и ликвидации). Структура и характер преступности не одинаковы в разных регионах и даже внутри регионов, вроде бы относящихся к одной и той же административно-территориальной единице (отсюда начинается проникновение в так называемые территориальные различия преступности). Эти различия определяются экономическими, социальными, демографическими, национальными особенностями. Неоднозначны структура и характер преступности в городах и сельской местности. Достаточно сказать, что транспортных преступлений в городах значительно больше, чем в сельской местности. Карманные кражи, по преимуществу, тоже городское преступление и т. д. В то же время города различны: это промышленные центры, портовые города, курортные, забытые (провинциальные) и т. д. И везде структура и характер преступности различны. В сельских районах, примыкающих к крупным городам, преступность иная, чем в отдаленных от городов поселениях. Все это имеет важнейшее практическое значение, ибо определяет направления борьбы с преступностью. Предупреждение преступности - это, прежде всего воздействие на ее причины, выявление преступников и предупредительные меры, направленные на их исправление. Мы должны исходить из того, что ликвидировать преступность невозможно, но можно и нужно удерживать ее на некоем цивилизованном уровне, при котором отсутствует постоянная и явная угроза жизни, здоровью, достоинству и собственности основной массы населения; люди не боится выходить на улицу. Вот это и есть реальная задача борьбы с преступностью. Тысячелетия человеческой истории показали, что покончить с преступностью невозможно, что она естественна, как болезни и смерть. Ее следует лишь удерживать в определенных рамках, не давая ей захлестнуть общество. Такая постановка проблемы предупреждения преступности обусловлена и реальным положением вещей в наиболее цивилизованных, развитых странах. В сфере борьбы с преступностью задействованы несколько терминов. Это и предупреждение преступности, и борьба с преступностью, и профилактика преступности. Необходимо отметить, что эти термины нередко используются как синонимы, выражающие одну и ту же мысль. Наиболее синонимичны такие понятия, как предупреждение преступности и борьба с преступностью. Вместе с тем и предупредительной деятельности можно выделить некоторые направления активности государства и общества. Думается, что можно говорить о трех основных видах предупредительной деятельности, хотя среди криминологов нет единства мнении об их содержании. В первую очередь, сюда относится профилактика - воздействие на причины преступности и условия, способствующие ей. Это нам более важный вид борьбы с преступностью, поскольку он подразумевает воздействие непосредственно на криминогенные факторы, порождающие совершение преступлений. Вместе с тем это и наиболее гуманный способ борьбы с преступностью, поскольку в большинстве случаев не предусматривает уголовно-правового воздействия на лиц, способных встать на преступный путь. Это, так сказать генеральное направление в борьбе с преступностью, и именно его государство и общество должны всемерно поддерживать и развивать. Следующий вид предупредительной активности - предотвращение преступлений, т.е. недопущение совершения преступлений на стадии их планирования и подготовки. В подобных случаях уже значительно чаще применяются уголовно-правовые меры в отношении лиц, планирующих преступление. Впрочем, деятельностью по предотвращению преступлений следует считать меры, предпринятые против лиц, обдумывающих совершение преступлений в отсутствие реальных шагов по его подготовке. Еще одно направление деятельности по предупреждению преступности - пресечение совершаемых преступлений, т.е. недопущение дальнейшего преступного поведения. Как правило, при применении мер пресечения преступлений лица, их совершающие, привлекаются к уголовной ответственности, но возможны особые случаи, специально предусмотренные законом, в которых они могут быть от нее освобождены. Предотвращение и пресечение преступлений, а также исправление преступников в некоторой степени зависит от эффективности профилактики: чем ниже эффективность профилактики, тем чаще правоохранительные органы, общественные организации и просто граждане вынуждены прибегать к предотвращению и пресечению преступлений. Профилактика подразумевает и действия, адресованные людям, которые пока не совершили ничего уголовно-наказуемого, а только оказались в условиях, которые могут привести человека на путь совершения преступления.
БИБЛИОГРАФИЯ
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 3095; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |