Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инфляция: измерение, причины, виды, формы и последствия




Проявлением макроэкономической нестабильности, несоответствия между совокупным спросом и совокупным предложением является инфляция.

Инфляция (inflatio – вздутие) -это обесценение денег, переполнение каналов денежного обращения бумажными знаками, покупательная способность которых падает.

Инфляция проявляется чаще всего в форме повышения уровня цен. Возможность инфляции связана с появлением денежных суррогатов - бумажных и металлических денег. Если обращается большее, чем необходимо для реализации предлагаемых товаров и услуг количество денег, то появляется возможность роста цен. Такая ситуация может возникнуть из-за резкого сокращения производства или в связи с излишней денежной эмиссией.

Инфляцию обычно измеряют индексом потребительских цен (ИПЦ) или индексом цен ВНП (дефлятором ВНП).

Для определения тенденций инфляционного процесса в расчет берут темпы инфляции, которые рассчитываются по формуле:

 

 

В зависимости от величины индекса цен различают следующие виды инфляции:

1) ползучую (5 - 10 % в год). Обычно ползучая инфляция не оказывает отрицательного воздействия на национальное производство. Рост цен является обычным явлением (и даже фактором) при умеренном росте экономике.

2) галопирующую (двузначные цифры в год). Такая инфляция – свидетельство серьезных диспропорций в экономике;

3) гиперинфляцию (двузначная в месяц, трех -четырехзначная в год). Гиперинфляция агрессивно разрушает экономику. Резкое обесценение денег «съедает» сбережения населения, обесценивается вложенный предпринимателями капитал. Инфляционные ожидания препятствуют инвестициям и развитию производства.

В условиях административно устанавливаемых цен может иметь место подавленная (скрытая) инфляция, которая проявляется в форме товарного дефицита. При свободном формировании цен на основе спроса и предложения инфляция приобретает открытый характер и проявляется в повышении уровня цен.

Открытая инфляция может порождаться различными макроэкономическими факторами. С этих позиций различают инфляцию спроса и инфляцию предложения.

Инфляция спроса возникает при полной занятости экономических ресурсов общества, когда производственные возможности данного периода исчерпаны. Увеличение спроса приводит к росту уровня цен. Мы отмечали такую возможность, рассматривая изменение макроэкономического равновесия из-за роста совокупного спроса в модели AD - AS на классическом участке кривой совокупного предложения.

 

Рисунок 2. Инфляция спроса. Рост совокупного спроса (AD1 ® AD2) приводит к чистому росту цен (P1 ® P2) в национальной экономике.

Инфляция спроса - это проявление несоответствия денежного спроса и товарной массы. Причинами внезапного и резкого увеличения совокупного спросаявляются:

1) чрезмерные потребительские расходы, связанные с высокими инфляционными ожиданиями;

2) опережающий рост заработной платы по отношению к росту производительности труда;

3) установление государственных цен ниже равновесных;

4) избыточные инвестиции, обусловленные необоснованными оптимистическими ожиданиями;

5) непомерные государственные расходы, не обусловленные ростом государственных доходов;

6) дополнительная денежная эмиссия;

7) внешнеэкономические факторы (удешевление рубля относительно других национальных валют).

Возможно возникновение инфляции со стороны совокупного предложения. Резкий рост издержек производства рождает инфляцию предложения. Инфляцию предложения может вызвать:

1) внезапное удорожание цен сырья (мировой энергетический кризис 70-х годов, повышение цен на энергоносители в России в 90-е годы);

2) активное давление профсоюзов, требующих повышения оплаты труда;

3) введение дополнительного налогообложения, главным образом, косвенных налогов, акцизов.

Рисунок 3. Инфляция предложения. Шоковое сокращение совокупного предложения (AS1 ® AS2) приводит к росту уровня цен (P1 ® P2) в национальной экономике.

Анализ инфляционных процессов в современной России обнаруживает взаимное стимулирование двух форм инфляции.

1) Инфляция приводит к непрогнозируемому и необоснованному перераспределению национального дохода в обществе.

2) Инфляция обусловливает снижение инвестиций в производство (так как заставляет кредиторов повышать процентные ставки). Длительное сокращение инвестиций приводит к снижению реального объема производства.

3) Инфляция обусловливает высокие риски в предпринимательской деятельности. На это предпринимательский сектор отзывается резким сокращением сроков кредитования: уходом из реального сектора экономики.

4) Инфляция снижает политическую стабильность, обусловливает социальную напряженность.

5) Высокая инфляция разрушает национальную денежно-кредитную систему, обусловливает использование СКВ на внутреннем рынке. В современной экономической теории различают прогнозируемую (ожидаемую) и непрогнозируемую инфляцию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.