Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архангельское 1 страница




Усадебный ансамбль в стиле классицизма, в 20 км к З от Москвы. В 1703-1810 принадлежало князьям Голицыным. А 1810-1917 - князьям Юсуповым. Музей-усадьба с 1918 г. Двухэтажный дворец построен по проекту архитектора де Герна в 1780-х гг. с богатой коллекцией произведений искусства в том числе живописи (картины А.ван Дейка, К.Лоррена и др.), скульптуры (антики, работы Э.М.Фальконе, И.П.Витали и др.), графики. керамики. В библиотеке около 16 тыс. томов. Регулярный парк XVIII в. - один из лучших образцов «Зеленой архитектуры» в России. Он имеет геометрическую планировку партера, соединен с дворцом двумя террасами архитектора Дж.Тромбаро.

Украшен многочисленными (около 200) бюстами и статуями, выполненными в XVIII - нач. XIX вв. Сохранились парковые сооружения: Малый дворец каприз (1919), «Чайный домик» (!1829), храм-памятник Екатерине 2 (1819),памятник А.С.Пушкину (1899), который посещал А. в 1827 и 1830 гг., деревянный театр с декорациями П.Гонзаго и др. На территории А. - церковь Михаила Архангела 1646 г. Усадьба с регулярным парком

окружает пейзажный парк. К 1937 г. на месте оранжерей построены 2 санаторных корпуса, в 1070-х гг. возведены 3 новые санаторных корпуса. А. и его окрестности - климатическая курортная местность.

 

ВОРОБЬЕВЫ ГОРЫ.

Горнолыжный центр. Склоны расположены на крутом правом берегу Москвы-реки - в районе Лужнецкой излучины, справа от смотровой площадки на улице Косыгина, в 700 м от главного здания МГУ.С Воробьевых гор открывается великолепный вид на город. Отсюда же началась и история российского горнолыжного спорта. Проложены короткие спортивные трассы длинной около 150-200 м при перепаде высот около 40 м. Место не для новичков. В 2002 г пущена канатно-кресельная дорога,

построены трамплины. На склонах Воробьевых гор регулярно, как правило, в канун праздников, проводятся соревнования.

"ЗВЕЗДОЧКА".

Горнолыжная база на юго-востоке Москвы, на окраине Царицынского парка. Три трассы протяженностью до 200 м при перепаде высот до 40 м с приятным видом на окраину Царицынского парка.

«КАНТ», или «МОСКОВСКИЕ АЛЬПЫ».

Лыжно-спортивный клуб. На искусственно подсыпанной горе проложено 11 трасс протяженностью до 350 м при перепаде высот до 55 м. Есть специальный склон для детей и начинающих. Склоны укатываются ратраками, а при надобности насыпаются искусственным снегом, что при плюсовой температуре позволяет кататься даже когда вроде снега нет. Трассы освещены.

КОЛОМЕНСКОЕ.

Горнолыжный центр. За Нагатинским разливом, на высоком правом берегу Москвы реки. Рядом расположен историко-архитектурный музей-заповедник <Коломенское>. Неподалеку от Коломенского около двух с половиной тысяч лет назад находилось древнейшее (из открытых на территории Москвы) поселение - "Дьяково городище". Собственно же село Коломенское, известное с XIV в, долгое время служило летней загородной усадьбой великих московских князей и русских царей. Склоны протяженностью до 200 м при перепаде высот до 35-40 м. На склонах

периодически тренируются парапланеристы.

 

КРЫЛАТСКОЕ.

Горнолыжный центр. С Крылатских холмов открывается живописный вид на Москву-реку. Первый подъемник был установлен здесь еще в начале 1960-х гг. Имеется несколько освещенных трасс различной сложности длиной от 200 до 350 м при перепаде высот 40-60 м. Периодически склоны выравниваются ратраками Склоны по мере необходимости посыпают искусственным снегом.

 

ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ

Национальный парк на северо-востоке от Москвы (частично в административных границах города). Площадь 11 тыс. га. Основан в 1983 г. Преобладают хвойно-широколиственные леса из ели и липы с участием дуба, клена, на песках и супесях - сосновые леса. Особую ценность имеет Верхне-яузский водно-болотный комплекс (около 500 га) с протоками, мелководьями, зарослями тростника и рогоза, верховым болотом; является очагом воспроизводства и остановки на пролете водоплавающих и околоводных птиц (серощёкая поганка, чомга, большая и малая выпи, серая цапля, утки и др.). Во флоре отмечено более 500 видов высших растений, на Яузских болотах много орхидных. В фауне позвоночных животных зарегистрировано 45 видов млекопитающих, 185 - птиц (в том числе 125 - гнездящихся), 4 - пресмыкающихся, 8 - земноводных, 19 рыб. В парке обитают лисица, горностай, черный хорек, лось, кабан. Зайцы беляк и русак, в водоемах встречаются ондатра, речной бобр (реакклиматезирован). Из хищных птиц - кобчик, чеглок, ястреб-тетеревятник, пустельга, канюк, осоед, коршун. На лугах встречается перепел, в ельниках по берегам ручьев - рябчик. В реках водятся щука, окунь, плотва, карась, налим.

 

 

"УЗКОЕ".

Горнолыжный клуб на окраине Битцевского парка в юго-западной части Москвы. Склоны протяженностью 150-180 м при перепаде высот до 40 м. При обилии снега склоны очень скоро <обрастают> буграми.

 

Иосифо-Волоколамский монастырь

На берегу красивого Сестринского озера, среди живописных лугов, во второй

половине XV века был основан Иосифо-Волоколамский монастырь, ставший важным форпостом на подступах к Москве с запада.

Иноческая обитель выросла в двадцати четырех километрах от города Волока Ламского - старинной новгородской крепости, известной по летописям с 1135 года. Этот опорный пункт на реке Городенке, впадающей в реку Ламу, был устроен для защиты перевала, по которому в старину перетаскивали волоком ладьи из Ламы в другую реку, Волошню. В 1462-1513 годах Волок Ламский являлся центром удельного княжества.

Владели им младшие представители династии московских князей, но в церковном отношении Волок Ламский и его окрестности по-прежнему принадлежали Великому Новгороду.

Волоколамский монастырь был основан вскоре после присоединения Новгорода к Московскому государству - в 1479 году. Основателем этой обители явился видный церковный деятель конца XV - начала XVI века, ученик Пафнутия Боровского - Иосиф Волоцкий (1439-1515). В миру его звали Иван Санин. Происходил он из волоколамских дворян, причем среди ближайших родственников его было немало лиц, принявших монашество. С юных лет стремился к иноческим подвигам и Иван. В двадцатилетнем возрасте, с благословения своих родителей, он покинул родной дом и отправился искать

обитель, отличающуюся строгой жизнью иноков и соблюдением церковных правил. Его выбор остановился на Пафнутьево-Боровском монастыре. В этой обители под руководством ее основателя Иосиф провел первые годы иноческой жизни. После смерти своего учителя Иосиф стал настоятелем Пафнутьево-Боровского монастыря. И все же ему не удавалось здесь в полной мере осуществить свои замыслы относительно создания образцовой общежительной обители.

Некоторое время Иосиф провел в странствиях по Русской земле, набираясь опыта и подыскивая место для новой обители. Затем ненадолго возвратился в Боровск, чтобы покинуть его уже навсегда - Иосиф решил основать монастырь в родных волоколамских краях.

Волок Ламский принадлежал тогда брату Ивана III - Борису. Этот князь оказал Иосифу, уже известному в то время подвижнику, радушный прием. Он предоставил участок земли для основания обители, оказывал помощь пожертвованиями. В день закладки первой, деревянной церкви, посвященной Успению Пресвятой Богородицы (6 июня 1479 года), сам князь Борис Васильевич и его бояре таскали на своих плечах бревна. Благословение на основание церкви и монастыря было получено от новгородского архиепископа.

Однако, вопреки чаяниям, Иосифе-Волоколамский монастырь не стал украшением новгородской епархии и не послужил для повышения авторитета удельного княжества, в пределах которого он находился. Иосиф Волоцкий, сторонник сильной центральной власти, в 1507 году самовольно перешел вместе со своим монастырем под покровительство Москвы, не устрашившись нарушить при этом церковные каноны.

Иосиф Волоцкий, человек умный и образованный, не замыкался в кругу монастырских забот, но принимал активное участие в политической жизни того времени. Он стал лидером церковно-политического направления, получившего, по его имени, название <иосифляне>. Последователи Иосифа Волоцкого считали, что церковь должна быть сильной и богатой, они отстаивали право монастырей на земельные владения, выступали за бескомпромиссную борьбу с ересями.

К концу XV века крупные монастыри имели большое количество обрабатываемых крестьянами земель. В то же время для развития помещичьей системы и укрепления позиций дворянства требовались новые территории, и потому великокняжеская власть была заинтересована в возвращении государству монастырских вотчин.

По вопросу о секуляризации монастырских земель великокняжеская власть могла рассчитывать на поддержку <нестяжателей> - противников церковного землевладения. Лидером этой части духовенства был Нил Сорский - настоятель бедного северного монастыря, известный своей подвижнической жизнью. Нестяжатели возражали против церковной роскоши. Они считали, что монахи должны жить в бедности и кормиться от трудов своего рукоделия, а не за счет угнетения обрабатывавших монастырские земли крестьян.

Однако позиции иосифлян оказались сильнее. Они и одержали победу на церковном соборе 1503 года при обсуждении вопроса о монастырском землевладении. Следствием их успеха стали и последовавшие в 1504 году жестокие казни еретиков.

Хотя в вопросе о церковном землевладении позиции иосифлян разошлись с интересами московских государей, Иосиф Во-лоцкий и его сторонники многое сделали для укрепления великокняжеской власти. Особенно тесным стало их сотрудничество с преемником Ивана III - его сыном Василием III. Иосиф Во-лоцкий в свое время содействовал переходу великокняжеской власти именно к Василию III, минуя других кандидатов на престол. В свою очередь, став во главе государства, Василий Иванович давал на Иосифо-Волоколамский монастырь щедрые пожертвования. Именно при нем указанная обитель перешла из церковного подчинения Новгорода к Москве. Богатые вклады вступавших в число братии обители представителей княжеских и боярских семей и другие щедрые дары Иосифо-Волоколамскому монастырю позволили уже при жизни первого настоятеля развернуть значительное строительство. В 1486 году рядом с первой деревянной церковью был возведен величественный каменный храм, расписывать который был приглашен знаменитый художник Дионисий. На постройку этого собора была затрачена огромная по тем временам сумма денег - она впятеро превышала средства, которые затрачивались в те же годы на создание каменного храма в Кирилло-Белозерском монастыре. Очевидно, первый каменный собор Иосифо-Волоколамского монастыря выглядел очень красиво - настоятель обители обладал хорошим художественным вкусом и должен был пригласить искусных зодчих. К сожалению, этот храм не сохранился до наших дней - он был разобран в связи с ветхостью в 1688 году и заменен новым каменным собором, не столь красивым, но весьма прочным.

При жизни Иосифа Волоцкого были построены и другие каменные здания: в 1486 году (одновременно с собором) - каменная звонница, а в 1504 году - одноку-польная Богоявленская церковь и трапезная, впоследствии расширенная.

В середине XVII века Иосифо-Волоколамский монастырь продолжал играть видную роль в политической жизни России. Из стен этой обители вышло немало иерархов, возглавивших епископские кафедры в различных городах страны. Один из иноков Иосифо-Волоколамской обители стал крестным Ивана IV. Грозный самодержец нередко приезжал в монастырь на богомолье, давал почитаемой им обители щедрые дары. Большие пожертвования поступали также от царских приближенных, в частности, от Бориса Феодоровича Годунова и его жены Марии (дочери Малюты Скуратова), от служилого татарского <царя> Симеона Бекбулатовича, являвшегося одно время формальным соправителем Ивана Грозного. Погребения в Иосифо-Волоколамской обители удостоился лютый опричник Малюта Скуратов. В то же время в монастырской тюрьме побывали противники иосифлян - Максим Грек и Вассиан Патрикеев, а также вольнодумец Матвей Башкин.

Если со стороны великих князей и царей московских и близких к ним лиц основанная Иосифом Волоцким обитель пользовалась глубоким почтением, то противники Ивана Грозного, напротив, относились к иосифлянам с ненавистью. В 1543-1566 годах Иосифо-Волоколамский монастырь был обнесен каменной крепостной стеной с девятью боевыми башнями. Эта крепость оказалась недостаточно мощной. В начале XVII века, во время Смуты, несмотря на упорное сопротивление защитников крепости, монастырь был захвачен поляками. При этом серьезно пострадали оборонительные сооружения, в частности, одну из башен <литовские люди из пушки разбили>, разрушенными оказались и некоторые участки стен.

После преодоления Смуты встал вопрос о восстановлении и дополнительном усилении монастырской ограды, что было особенно важно ввиду сложных взаимоотношений с западным соседом России - Речью Посполитой. В середине XVII века <каменных дел подмастерьем> Иваном Неверовым был составлен проект реконструкции крепости, правительство выделило необходимую сумму денег. Появилась возможность приступить к строительным работам. Однако сначала дело продвигалось медленно - с 1645 (когда был представлен план работ) по 1676 год оказались сооружены только две башни и часть стены. Затем строительство пошло быстрее, и к 1688 году были завершены остальные башни - Никольская (1677), Воскресенская (1678), Петровская (1680), Старицкая (1681), Германовская (1685), Кузнечная (1688). Башни имеют различную форму - некоторые из них круглые, другие - квадратные, есть и восьмиугольные. Башни увенчаны изящными высокими шатрами.

Наиболее красивой является расположенная у пруда Кузнечная башня, построенная позже других. Она состоит из трех поставленных один на другой многогранников, а завершается стройным шатром с дозорной площадкой. Кузнечная превосходит остальные башни не только красотой, но также высотой и мощью. В 1679 году были построены главные ворота с надворной пятиглавой церковью, дивно украшенной изразцами.

Новые крепостные стены и башни Иосифо-Волоколамского монастыря, построенные во второй половине XVII века зодчим Т. Игнатьевым и его помощником 3.Никифоровым, соответствовали требованиям русской оборонной архитектуры того времени. Они имели несколько боевых ярусов, обладали достаточной мощью. В то же время крепость Иосифо-Волоколамского монастыря очень нарядна - в соответствии с художественными вкусами XVII века, она имеет много декоративных деталей.

Помимо оборонительных сооружений на территории монастыря перестраивались в 80-90-х годах XVII века и некоторые другие здания, в частности, главный собор, а также трапезная церковь.

Основанная преподобным Иосифом Волоцким обитель была в XVI-XVII веках очень богата, имела обширные земельные владения. Последние были утрачены монастырем в результате указа Екатерины II (1764) о секуляризации церковных земель.

Постепенно знаменитая в прошлом иноческая обитель теряет прежнее экономическое и политическое значение.

 

Новодевичий монастырь

Один из самых знаменитых московских монастырей, Новодевичий, известен в первую очередь как место заточения многих знатнейших российских женщин и девушек, в том числе нескольких цариц и царевен. За стенами этой обители пребывали, в частности, невестка Ивана Грозного - Елена Шереметева (вдова царевича Ивана), сестра Бориса Годунова - Ирина и дочь его - царевна Ксения, сестры Петра I - Софья, Екатерина, Евдокия, Мария и первая жена царя-реформатора - Евдокия Лопухина. Но судьба монастыря примечательна и тем, что его укрепления длительное время использовались для охраны подступов к российской столице.

Основан Новодевичий монастырь в 1524 году, при великом князе московском Василии III. Создание мирной иноческой обители явилось отзвуком ожесточенных сражений, происходивших на западных рубежах, где российские государи пытались вернуть под власть династии Романовых принадлежавшие их предкам территории, захваченные Литвой. При этом были вспомянуты события уже далекого 1389 года. Тогда в Смоленске литовский князь Витовт подарил своей дочери Софье (супруге московского

князя Василия I) икону Богоматери, называвшуюся <Одигитрия> (то есть <Путеводительница>). Несмотря на родственные связи правителей двух государств, взаимоотношения Москвы и Литвы вскоре стали весьма напряженными. Что же касается чудотворного образа Богоматери (который в Москве стали называть <Смоленской иконой>), то он длительное время хранился в одном из кремлевских соборов, а затем, по просьбе смоленского епископа, был возвращен в Смоленск.С тех пор прошло еще ни одно десятилетие. Летом 1514 года, во время очередной войны с Литвой, русским войскам, благодаря поддержке местного населения, удалось занять Смоленск. Как повествуют некоторые старинные памятники, накануне решающего сражения великий князь московский Василий Иванович дал обет в случае взятия Смоленска <поставить на Москве на посаде девичий монастырь, а в нем храмы во имя Пречистыя да Происхождения Честного креста и иные храмы>. Однако, несмотря на успех, князь не спешил с выполнением обещания. Очевидно, сказалось дальнейшее осложнение ситуации (в частности, поражение под Оршей), сделавшее на долгие годы неопределенной судьбу Смоленска. Только в 1522 году было заключено перемирие, согласно условиям которого Смоленск оставался за Россией. А в 1524 году Василий III основал на окраине Москвы, на том месте, где много лет назад жители столицы расставались со Смоленской..иконой, новый монастырь, главным храмом которого стал Смоленский собор, посвященный Царице Небесной.

Великий князь Василий Иванович выделил большую сумму денег для

строительства собора и других монастырских сооружений, а кроме того, пожаловал вновь основанной обители земельные угодья. Традиционно оказывать материальную поддержку Новодевичьему монастырю продолжали и другие правители Московского государства. Так, Иван Грозный в 1583 году освободил обитель от уплаты налогов, выдав об этом соответствующую грамоту. Но особенно отличились щедрыми дарами в пользу Новодевичьего монастыря царь Борис Федорович Годунов и царевна Софья Алексеевна.

Первым каменным зданием создаваемой обители стал Смоленский собор, посвященный Богоматери. Строился этот храм с 1524 года на протяжении четырнадцати лет. В то же время из дерева сооружались другие постройки - жилые и хозяйственные помещения, а также крепостные стены с башнями и проездными воротами - непременная принадлежность старинных русских монастырей. К моменту создания Новодевичьего монастыря на подступах к Москве с юга и юга-востока уже существовали монастыри-крепости: Данилов, Симонов, Новоспасский. Однако и новая обитель, расположенная на месте пересечения важных сухопутных и водных путей, приобрела большое стратегическое значение.

Созданию более мощных, каменных укреплений, предшествовали, однако, некоторые весьма примечательные события.

Еще со времен Ивана Грозного в Новодевичьем монастыре принимали постриг жены и дочери опальных князей и бояр и даже некоторые царские родственницы. А в январе 1598 года, после кончины царя Федора Ивановича, вдова последнего, Ирина Годунова, также изъявила желание провести остаток жизни в посте и молитве вдали от суетного мира. Она отказалась от предложенного ей царства и удалилась в Новодевичий монастырь, где постриглась с именем Александры. Покинул Москву и фактический правитель государства - Борис Годунов. Он приехал в Новодевичий монастырь и остановился у своей сестры.

Тем временем патриарх Иов и другие сторонники Годунова не бездействовали, а сумели склонить народ просить на царство Бориса Феодоровича. В феврале 1598 года в Москве состоялся Земский собор, на котором царем был избран уже показавший себя разумным правителем Борис Феодорович Годунов.

Трижды толпы москвичей ходили к Новодевичьему монастырю приглашать Годунова на престол. Дважды Борис отказывался. Наконец, 31 февраля состоялся последний крестный ход, возглавленный патриархом Иовом. После совершения литургии в монастырском соборе патриарх и бояре пришли в келью Ирины, где находился тогда Борис, и только на этот раз он согласился вступить на престол. В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря Борис Годунов был наречен на царство, а торжественное венчание на царство состоялось уже в кремлевском Успенском храме.

С тех пор Борис Годунов оказывал Новодевичьему монастырю особое покровительство. Именно на его щедрые пожертвования в начале XVII века были сооружены здесь первые каменные крепостные стены и башни.

Линия укреплений достигла девятисот метров, охватывая площадь, равнявшуюся приблизительно пяти гектарам. Стены первоначально не имели столь характерных для них зубцов в форме ласточкина хвоста - по крайней мере, так они представлены на старинных изображениях. Высота стен достаточно внушительная - до одиннадцати-тринадцати метров, ширина - около трех метров. Как и в других русских крепостях данного периода, здесь были представлены три боевых яруса - галереи для верхнего боя, бойницы для среднего и подошвенного боя. В систему укреплений входили двенадцать боевых башен. Четыре из них были угловыми и имели круглую форму; сейчас эти башни известны под названиями Напрудная, Никольская, Чеботарская и Сетуньская. Между каждой парой указанных угловых башен размещались по две квадратные: Лопухинская, Царицынская, Иосафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная и Саввинская. Башни завершались высокой скатной кровлей. Главные ворота, ведущие в монастырь, располагались с северной стороны.

Для охраны крепости был определен гарнизон стрельцов, достаточно

многочисленный. Однако находиться воинам в пределах женского монастыря не полагалось, и потому они имели доступ только к крепостным стенам и башням, а от остальной монастырской территории были ограждены. По некоторым данным, к концу XVII века около всех четырех угловых башен находились каменные караульни, отделенные высоким деревянным забором от остальной площади. Там размещались стрельцы (по триста пятьдесят человек в каждой караульне), а на первых этажах некоторых башен были устроены арсеналы.

Если в годы царствования Бориса Годунова Новодевичий монастырь достиг определенного процветания благодаря щедрым государевым пожертвованиям, то во время Смуты в начале XVII столетия на долю обители выпало множество скорбей и невзгод. В 1610 году, когда на московское царство Боярская дума избрала королевича Владислава, к столице были допущены польские отряды. При этом несколько рот из пехотных полков и часть кавалеристов из войска гетмана Жолкевского оказались размещены в Новодевичьем монастыре. А весной 1611 года, когда к Москве подошли воины первого земского ополчения, в Новодевичий монастырь ворвались отряды поляков и немецких наемников, и остававшиеся еще в обители инокини были уведены в войсковой стан, а сам монастырь разграблен и сожжен.

В августе 1612 года близ монастырских стен происходили сражения второго земского ополчения с войском гетмана Ходкевича. Именно со стороны Новодевичьего монастыря неприятели пытались прорваться на помощь к находившемуся в Китай-городе и Кремле польскому гарнизону, но у Чертольских ворот встретили упорное сопротивление воинов К. Минина и Д. Пожарского. Гетман Ходкевич был вынужден отступить. Поляки прошли через Новодевичий монастырь на Воробьевы горы, а оттуда - к Донскому монастырю.

Борьба за освобождение русской столицы продолжалась еще некоторое время. Но, лишенный продовольствия и подкреплений, польский гарнизон был обречен. 22 октября 1612 года русские штурмом взяли Китай-город, а затем был сдан и Кремль. Москва избавилась от интервентов. Постепенно стал восстанавливаться государственный порядок на территории России. Сказалось это и на судьбе Новодевичьего монастыря - в разоренную обитель возвратились успевшие скрыться в безопасном месте монахини. Привезли уцелевшие иконы, книги, церковную утварь.

Несмотря на пережитые монастырем в годы Смуты бедствия, он по-прежнему оставался местом пострижения многих знатных лиц. Даже в трудные и опасные времена здесь находились, хотя и не постоянно, Ксения Годунова (в период правления Лжедмитрия I), а затем жена свергнутого царя Василия Шуйского и мать Михаила Федоровича Романова.

В середине XVII века, при царе Алексее Михайловиче, произошло воссоединение Украины с Россией. Это важное в истории государства, но, казалось бы, далекое от тихой иноческой жизни событие, все же не прошло бесследно и для Новодевичьего монастыря.

С этого времени монастырь на долгие годы стал местом пребывания православных инокинь с Украины и из Белоруссии.

Наибольшего же расцвета Новодевичий монастырь достиг в годы правления дочери царя Алексея Михайловича, царевны Софьи.

После смерти царя Федора Алексеевича обострилось противоборство за власть между двумя придворными группировками, одна из которых хотела видеть на престоле Ивана Алексеевича (сына Марии Милославской), а другая - Петра Алексеевича (сына Натальи Нарышкиной). В мае 1682 года стрельцы, подстрекаемые Милославскими, подняли в Москве бунт и расправились с некоторыми видными представителями противоположной партии. В результате этих событий власть фактически перешла к царевне Софье Алексеевне, назначенной регентшей при неспособных самостоятельно править царях - болезненном Иване и малолетнем Петре. Софья, именовавшаяся государыней, распоряжалась делами в столице, а ее младший брат Петр вместе с его матерью были удалены из царского дворца и жили в подмосковных селах. Однако положение правительницы оставалось непрочным, срок ее властвования был ограничен временем совершеннолетия Петра.

В 1682-1689 годах, когда царевна Софья стояла у власти, она давала щедрые пожертвования на Новодевичий монастырь, словно предчувствуя, что в этой обители ей суждено окончить свои дни. В этот период возводятся некоторые новые величественные здания, ремонтируются и украшаются те, что существовали и прежде. Если до конца XVII века в Новодевичьем монастыре было только два каменных храма - Смоленский собор и Амвросиевская церковь, то в 80-х годах указанного столетия в пределах обители сооружаются одно за другим несколько строений. Так, в 1685-1687 годах была возведена трапезная с двухэтажной Успенской церковью. Большое внимание уделяется южным и северным монастырским воротам. В 1683-1689 годах они перестраиваются, причем южный въезд в монастырь украшается надвратной Покровской церковью, а над северными воротами возводится шестиярусный пятикупольный Преображенский храм.

Создаются и каменные жилые палаты, известные сейчас под наименованием Лопухинских и Мариинских. Сама царевна Софья во время посещения святой обители любила останавливаться в особых деревянных хоромах, просуществовавших до 1795 года.

Помимо указанных зданий несколько позже, в 1689-1690 годах, была построена пятиярусная семидесятидвухметровая колокольня, после создания которой каменный ансамбль монастыря выглядел вполне завершенным.

При царевне Софье не были оставлены без внимания и крепостные стены и башни обители, выглядевшие слишком суровыми рядом с новыми нарядными сооружениями. Именно тогда старые башни получили украшение в виде ажурной каменной резьбы и многоцветную окраску, а стены были увенчаны двурогими зубцами в виде ласточкина хвоста. Крепостные сооружения Новодевичьего монастыря стали подобны другим наиболее значительным московским укреплениям - Кремлю, ограде Донского монастыря.

Конец правления царевны Софьи и, в связи с этим, дальнейшие перемены в судьбе монастыря, которому она оказывала покровительство, относятся к 1689 году. Царь Петр, уже достигший семнадцатилетнего возраста и женившийся, согласно понятиям современников, мог уже править самостоятельно и не нуждался в опеке со стороны старшей сестры. Пытаясь удержаться у власти, Софья вновь пыталась поднять стрельцов.

Но на этот раз расстановка сил переменилась и такой поворот событий лишь ускорил устранение Софьи от государственных дел. К Петру I, перебравшемуся в Троице-Сергиев монастырь, подошли верные ему полки. На его сторону встали патриарх, большинство бояр. А Софья со своими сторонниками оказалась в изоляции и вскоре была устранена от управления страной. Власть полностью перешла в руки Петра I, а недавней правительнице Софье пришлось отправиться на жительство в облагодетельствованную ей Новодевичью обитель.

Но потерпевшая поражение царевна не желала мириться со своей участью. В 1698 году, когда царь Петр Алексеевич находился за границей, вновь вспыхнул стрелецкий мятеж. Это выступление вскоре было подавлено правительственными войсками, а во время следствия выяснилось, что организацией бунта занималась царевна Софья. В результате условия пребывания старшей сестры Петра I в Новодевичьем монастыре стали более строгими. Софья была пострижена в монашество с именем Сусанны. Как полагают, опальная царевна проживала в этот период в покоях, расположенных в районе Напрудной башни - окна отсюда выходили в сторону пруда. В источниках имеются указания на то, что, когда осенью 1698 года в Москве начались казни стрельцов, некоторых участников бунта повесили прямо напротив кельи инокини Сусанны.

В связи с пребыванием в Новодевичьем монастыре царевны Софьи и некоторых других лиц, настроенных враждебно по отношению к государю, охрану обители непрестанно несли солдаты Преображенского полка. Условия жизни монахинь стали более суровыми. Теперь выходить за пределы обители им не дозволялось совершенно. Единственной радостью общения с внешним миром оставались лишь прогулки по крепостным стенам, разрешавшиеся только по праздникам. Встречи инокинь с родственниками стали происходить редко, да и то под наблюдением пользовавшихся доверием у начальства лиц.

Тем не менее и тогда монастырь был одним из самых крупных и богатых женских монастырей России. За стенами святой обители подвизалось около трехсот инокинь. В конце XVII - начале XVIII века Новодевичий монастырь имел обширные земельные владения в различных районах страны, утраченные только в конце XVIII века в связи с указом Екатерины II о секуляризации церковных земель. В XVIII-XIX веках монастырские строения неоднократно ремонтировались и были даже сооружены новые здания, которые, однако, не внесли существенных изменений в сложившийся к тому времени архитектурный ансамбль.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.