Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архангельское 3 страница




В середине XVII века была сооружена еще одна линия оборонительных

сооружений Серпухова, охватывающая новые районы.

Ведущую роль среди серпуховских укреплений, безусловно, играл кремль. Кроме того, он являлся административным центром города и округа. Здесь жили направляемые из Москвы воеводы и наместники, здесь находились административные здания, а также - храмы (старинный Троицкий собор и известная с конца XVI века церковь Димитрия Солунского). Кроме того, на территории кремля размещались осадные дворы крупных землевладельцев и близлежащих монастырей.

В конце XVI - начале XVII веков Серпухов еще неоднократно упоминается в источниках в связи с военными действиями.

В 1598 году вновь нависла угроза со стороны крымских татар. Чтобы отразить нападение врага, в Серпухов прибыл с войсками сам царь Борис Годунов. Такие приготовления к обороне не остались незамеченными неприятелем: хан Казы-Гирей, оценив создавшуюся ситуацию, поспешил заключить мир с Московским государством.

Серьезный урон был нанесен Серпухову во время Смуты. В 1609 году на этот город напали поляки, в 1618 году - гетман Сагайдачный. Кремль и в том, и в другом случае устоял, но пострадал посад. Воспользовавшись настроением в Московском государстве, вновь осмелели крымские татары: в 1611 и 1613 годах они опустошали окрестности города.

А после преодоления Смуты, при царе Михаиле Федоровиче Романове, для предотвращения нападения со стороны степи была создана засечная полоса. Первая цепь укреплений отодвигалась далеко к югу, и Серпухов постепенно начал терять прежнее военное значение. Серьезный урон оборонительным сооружениям этого города нанесли опустошительные пожары 1645 и 1669 годов. Хотя поврежденные огнем здания были восстановлены или отремонтированы, причиненный тогда урон оказался непоправимым.

Именно в результате этих бедствий каменные стены и стрельницы Серпуховского кремля стали рушиться, что сделало неизбежным в дальнейшем их снос.

Правда, в 1708 году, во время Северной войны, Петр I вновь приказывал укрепить Серпухов дерево-земляными сооружениями. Однако наступления Карла XII в центральные районы России не последовало, и необходимость в проведении указанных работ отпала.

В XVIII веке обветшавшие серпуховские укрепления были почти полностью разобраны. Составить представление о том, как они выглядели в старину, позволяют главным образом письменные источники, планы, изображения, да еще небольшие остатки стен Серпуховского кремля.

 

Коломна (кремль)

<Комони ръжут на Москве, звенит слава по всей земли Руской. Трубы трубят на Коломне, в бубны бьют в Серпухове, стоят стязи у Дону у великого на брези>, - такие слова содержит <Задонщина>, или <Слово Сафония Рязанца> - памятник 80-х годов XIV века, посвященный победе над полчищами Мамая.

Для крепости Коломны, которая упоминается в этом тексте, события 1380 года, возможно, были самыми яркими за всю ее многовековую историю.

Первое летописное свидетельство о Коломне, являвшейся первоначально пограничным городом Рязанского княжества, относится к 1177 году. Новятичское поселение на месте знаменитого в дальнейшем города возникло задолго до этого.

Расположена Коломна недалеко от впадения Москвы-реки в Оку, приблизительно на равном расстоянии от Москвы и Рязани.

К Московскому княжеству Коломна была присоединена только при князе Данииле Александровиче, одержавшем победу над рязанским князем и поддерживавшими последнего ордынцами. Произошло это около 1301 года.

Хотя начало истории Коломны связано с Рязанью, ввиду своего географического положения ей приходилось служить препятствием на пути полчищ степняков, продвигавшихся с юго-востока, со стороны Рязанского княжества, в центральные районы Русской земли. Уже во время нашествия Батыя зимой 1237- 1238 годов к Коломне направил свои полки великий князь владимирский Георгий Всеволодович, пытавшийся остановить врагов у границ своих владений. Возглавлял владимирское войско старший сын Георгия Всеволодовича, Всеволод. К Коломне подошли также остатки рязанских полков, которыми предводительствовал князь Роман Ингваревич. Битва у Коломны была упорной. Был момент, когда русским удалось прорвать боевые порядки противника. Тогда был убит один из царевичей-чинги-сидов - Кулькан. Но большой численный перевес монголов определил исход сражения. Владимирский воевода Еремей Глебович, князь Роман Ингваревич и большинство русских воинов погибли в бою. Князю Всеволоду

Георгиевичу с остатками войска удалось бежать в стольный Владимир, где он встретил смерть в феврале 1238 года.

Коломна была тогда захвачена и сожжена монголами. И впоследствии татары неоднократно разоряли этот город. Так было в 1382 году, во время нашествия Тохтамыша, в 1440-м, при нападении Махмета, в 1525-м, когда против Московского государства выступил крымский хан Махмет Гирей.

Но были в истории Коломны не только трагические страницы. В 1366 году именно в этом городе праздновал свадьбу юный московский князь Дмитрий, будущий победитель Мамая. В белокаменном Воскресенском храме Коломны происходило венчание Дмитрия Ивановича с княжной Евдокией, дочерью недавнего противника Москвы - нижегородского князя Дмитрия Константиновича.

А в августе 1380 года именно в Коломне происходил сбор русских полков накануне выступления на Куликовом поле. В <Сказании о Мамаевом побоище> сообщается о происшедших тогда событиях: <Князь же великий Дмитрий Иванович слышав то от брата своего князя Володимира Ондреевича и от всех князей русских, яко дерзают и побарают по христьянской вере, князь же великий Дмитрий Иванович рече ко всем князем русским и воеводам, к всему войску повеле писати: <Да будете готови вси на Успение Святыя Богородица на Коломне и переберем полки и дам комуждо полку воеводу>. К великому же князю на Москву мнози люди приспеша и вси единеми усты глаголаху: <Дай же нам, Господи, единеми усты и единем сердцем умрети и святое писание совершить, имяни его ради и веры ради христианские>. Приидоша же князи белозерские, подобии суть воином быти, велми бо доспешно и конно войско их. И прииде князь Федор Семенович белозерский, князь Семен Михайлович, князь Онд-рей кемски и андомский, князь Глеб карголомский и ярославской. И приидоша князи со всеми силами: князь Ондрей ярославской, князь Лев серпьской, князь Дмитрий ростовской, и иныя многия князи. И выехали посадники из Великого Новагорода, а с ними 7000 к великому князю на помочь. Убо, братия стук стучит, а гром гремит, вславном граде Москве. Стук стучит великая рать великого князя Дмитрия Ивановича, а гремят русския удальцы злачеными шеломы и доспехи...>

Далее, как сообщает указанный источник, Дмитрий Московский и его двоюродный брат Владимир Серпуховский, а также другие князья и воеводы отправились в Троицкий монастырь к преподобному игумену Сергию просить благословение на битву с врагами Русской земли. Тогда к выступавшим в поход воинам присоединились два троицких инока - бывшие бояре Пересвет и Ослябя.

По возвращении же князей предводимое ими войско выступило из Коломны в путь: <Князь же великий въступив в златое свое стремя и седе на любезный свой конь, и вси князи и бояре вседоша на свои кони и воеводы поехаша. А солнце им со востока сьяет, а по их кроткий ветрец веет. Уже бо тогда, яко соколи, рвахуся от златых колодиц, а то рвахуся князи белозерския ис камена града Москвы, выехали своим полком. Уряд но бо бяще полцы их видети, яко достоит им избивати полки татарския, бе бо храбро их видети войско. Князь же великий отпусти брата своего Брашевс-кою дорогою, а сам князь великий поиде на Котел дорогою. А спереди ему солнце сьяет и добре греет, а по нем кроткий ветрец веет. Но того ради не пошли одною дорогою, яко не мощно им вместитися...>

Вскоре после возвращения русских воинов с победой в Коломне на территории кремля был достроен каменный Успенский собор. Его сооружение было начато еще в 1379 году, но внезапно обрушились своды, и в тот момент, когда русские полки собирались к Коломне, храм стоял незавершенным. Но в том виде, в каком Успенский собор Коломны пребывал во времена Дмитрия Донского и его наследников, этот храм просуществовал относительно недолго. В XVI веке он был основательно перестроен.

Значение Коломны как важного стратегического пункта не было утрачено вплоть до середины XVII века. Длительное время город имел дерево-земляные укрепления. В первой половине XVI столетия, в 1525-1531 годах, в Коломне был сооружен каменный кремль с шестнадцатью боевыми башнями. Эта крепость по мощности не уступает Московскому Кремлю, причем коломенские стены и башни по высоте даже превосходят московские. С тех пор татарам уже не удавалось захватить Коломну. Только во время Смуты на непродолжительное время город оказался в руках польских интервентов.

Коломенская крепость выглядела достаточно мощной и красивой. <А город каменный, что Московский Кремль>, - писал о Коломне немецкий путешественник начала XVII века Адам Олеарий.

В плане Коломенский кремль представлял собой неправильныймногоугольник - его стены, как и в большинстве других русских крепостей того времени, следовали рельефу местности. Протяженность укреплений Коломенского кремля достигала двух километров. Стены этой крепости, устроенные из камня и облицованные кирпичом, имели высоту около двадцати метров. Из включенных в систему укреплений башен три являлись воротными.

На территории Коломенского кремля, под защитой мощных крепостных стен, находились в старину белокаменный Успенский собор, палаты государя и архиерея, монастыри, усадьбы бояр, жилища служилых людей.

В середине XVI века, при царе Иване Грозном, Коломна опять явилась центром сбора русских войск - на этот раз перед походом на Казань. Тогда пребывание русских полков в Коломне оказалось достаточно продолжительным. Пытаясь воспрепятствовать захвату Казани русским царем, крымский хан в 1552 году осуществил нападение на Рязань и Тулу. Для отражения наступления крымцев были направлены войска под руководством князя Курбского. Остальные же полки оставались тогда в Коломне. Этот город стал местом разработки плана предстоящих действий. А в его храмах возносились молитвы о даровании русскому государю и православному воинству успеха в предстоящем походе.

По поводу взятия Казани в Коломне происходили торжества. В связи с этим на территории кремля, в Брусенском монастыре была сооружена небольшая шатровая церковь, посвященная, как и главный храм города, Успению Богоматери.

В годы Смуты Коломна была захвачена войском Лисовского. <Той же Лисовской, собрався съ ратными людми, пойде подъ Москву и прииде ко граду к Коломне, и градъ Коломну взялъ взятьемъ; и Божий цекви разориша и владыку Коломенского Иосифа и боярина князя Володимера Долгорукого взяша въ полон>, - сообщает летопись. Но в руках неприятеля город оставался не долго. Затем Коломне еще неоднократно угрожали тушинцы, но их нападения были отбиты. Об одном таком эпизоде тот же источник свидетельствует: <С Коломны писалъ ко царю Василью воевода Иван Бутурлинъ да Семен Глебовъ, что съ Ко-ширы идуть Литовские люди подъ Коломну на осаду. Царь же Василий посла на Коломну воеводъ своихъ князя Семена Васильевича Прозоровского да Василья Борисовича Сукина со многими ратными людьми. Они же приидоша на Коломну и начата крепити осаду. Панъ же Хмелевской со многими Литовскими людьми и съ Рускими воры прииде съ Коширы подъ Коломну и похотеша градъ Коломну осадите. Воеводы же и ратные люди, совокупився, выидоша изъ града на выласку и съ ними бишася мужественно. И по милости Божий Литовскихъ людей и Руских воровъ побита на голову и языковъ многихъ поимаху>.

Прочные крепостные стены и башни помогали коломенцам выстоять в борьбе с врагами.

Старинный Коломенский кремль с башнями и воротами в первоначальном виде до наших дней не уцелел. К сожалению, большая часть крепости в XIX веке была разобрана ради строительного материала. Урон, нанесенный тогда этому замечательному памятнику оборонного зодчества, очень велик: достаточно напомнить, что из шестнадцати его башен сохранились только шесть. Но и то, что осталось от каменной коломенской крепости, оставляет яркое, неизгладимое впечатление. Например, расположенные в восточной части кремля Пятницкие ворота имеют необычную для древнерусских зданий ступенчатую форму. Особенно примечательна двадцатигранная Коломенская (так называемая <Маринкина>) башня. Она наиболее красива из всех кремлевских сооружений. Существует предание о том, что в этой башне пребывала в заточении бывшая царица Марина Мнишек. Отсюда - второе название башни.

 

Зарайск(кремль)

Городок Зарайск, расположенный на пересечении важных дорог на Москву, Тулу и Рязань, на протяжении нескольких веков являлся надежным стражем южных владений Московского государства. Ему приходилось выдерживать нападения татар, противостоять мятежникам в годы Смуты.

Возникновение Зарайска относится еще к XII веку. Он был расположен в пределах Рязанского княжества на высоком холме в междуречье рек Осетра и Мереи, в двадцати километрах от Оки - реки, в которую впадает Осетр. Обрывистые берега, стремительные реки и дремучие леса защищали небольшой городок от врагов.Первоначально Зарайск имел другое название - Красный (то есть <красивый>) городок. Его переименование старинные легенды связывают с драматическими событиями 1237 года. Согласно преданиям, именно в Красном городке, известном благодаря чудотворной иконе Николы Корсунского, жил вместе со своей семьей молодой князь Феодор Юрьевич - сын рязанского князя Юрия Ингваревича. Когда глубокой

осенью 1237 года вблизи русских границ появились полчища хана Батыя, князьФеодор по поручению отца отправился к грозным завоевателям, чтобы попытаться утолить их дарами и отвести беду. Однако посольство не увенчалось успехом: монгольские ханы стремились к захвату Русской земли, компромисс их не устраивал. Потому Батый во время переговоров поставил неприемлемые условия - <стал просить у князей рязанских дочерей и сестер к себе на ложе>. Он потребовал, в частности, чтобы князь Феодор прислал к нему свою жену - красавицу Евпраксию. Получив отказ, хан повелел убить молодого князя и его приближенных. А в Красный городок, где находилась

Евпраксия, направил своих людей, чтобы те захватили и привезли в ханскую ставку красавицу княгиню. Но вдова князя Феодора не захотела смириться с долей ханской наложницы. Она предпочла смерть позорному рабству. Получив известие о гибели своего супруга и о намерениях Батыя, Евпраксия, прижав к груди маленького сына, бросилась из высокого терема и разбилась насмерть. От слова <заразить> - то есть <убить>, <убиться> - городок, где погибла княгиня, стал называться Заразском, а позже - Зарайском.

Старинная повесть о разорении Рязани Батыем сообщает по этому поводу: <В год 6745 (1237). Убит был благоверный князь Феодор Юрьевич Рязанский безбожным царем Батыем на реке на Воронеже. И услышала благоверная княгиня Евпраксия-царевна про убиение господина своего блаженного князя Феодора Юрьевича, и тотчас ринулась с превысокого дворца своего и с сыном своим с князем Иваном Феодоровичем, и убилась до смерти. И принесли тело блаженного князя Федора Юрьевича в область его к великому чудотворцу Николе Корсунскому, и положили его, и его благоверную княгиню Евпраксию-царевну, и сына их Ивана Федоровича, в едином месте, и поставили над ними кресты каменные. И зовется с тех пор великий чудотворец Никола Заразекий по той причине, что благоверная княгиня Евпраксия с сыном князем Иваном сама себя <заразила> (разбилась до смерти)>. Что касается самого Зарайска, то его в 1237 году постигла участь, подобная участи многих других городов Рязанской и Владимиро-Суздальской земель: он был захвачен монголами и предан огню. Впоследствии городские укрепления были восстановлены, и Зарайск вновь стал серьезным препятствием на пути татарских войск, устремлявшихся в центральную часть русских территорий.

Со временем в числе других рязанских городов Зарайск вошел в состав

Московского государства. Великие князья московские, осознавая важное стратегическое значение этого пункта, проявляли заботу о его усилении.

К началу XVI века Зарайск имел дерево-земляные укрепления. В конце 20-х - начале 30-х годов указанного столетия здесь по указанию великого князя московского Василия III был построен каменный кремль. <Заложи князь Великий на Остре город каменный, а в нем церковь камену Николы Чудотворца Зараз-ского>; <Поставлен бысть град камен на Остре у Николы Зараз-ского>, - сообщают по этому поводу летописи.

Каменный кремль Зарайска был возведен на возвышенности при впадении Мереи в Осетр. В плане он представлял собой прямоугольник. По размерам этот кремль небольшой - общая протяженность его стен достигает шестисот с половиной метров, а площадь, занимаемая им, составляет немногим более двух гектаров. Крепость сооружена из особо прочного кирпича, а с внешней стороны стены частично облицованы белыми известковыми плитами. Стены на различных участках неодинаковой высоты - она колеблется от шести до девяти метров. У Зарайского кремля семь башен. Четыре из них расположены по углам крепости, а три, являющиеся проездными, - в середине северной, западной и южной стен. Угловые башни - двенадцатигранные, а воротные - четырехугольные. Все они имеют по три боевых яруса (верхнего, среднего и подошвенного боя), проездные башни оборудованы опускными металлическими решетками-герсами. Самой укрепленной оказалась Никольская воротная башня, расположенная в северной стене кремля. Здесь находился главный въезд в город, и потому об усилении этого участка была проявлена особая забота: к Никольской была пристроена еще одна, отводная, башня. С западной стороны проездной являлась Егорьевская башня, а с южной - Спасская. Угловые башни- Казенная, Наугольная, <Наугольная, что у тайника> и Караульная - также весьма примечательны. Так, подвалы Казенной башни служили для хранения боеприпасов, Караульная башня имела смотровую вышку. Неподалеку от одной из Наугольных башен, той, что располагалась с юго-запада, был устроен тайник - подземный ход, ведущий к воде.

Деталей, служащих исключительно целям украшения, Зарайский кремль не имеет.

Эта крепость создавалась в тяжелые годы противостояния внешним врагам, и предназначалась она только для обороны. Не случайно кремль имеет достаточно суровый и простой облик. В таком виде, без значительных дальнейших реконструкций, он сохранился и до настоящего времени.

Вскоре прочность новой крепости была испытана в боях с крымскими татарами. Последние неоднократно терпели неудачи у стен Зарайского кремля - в частности, в 1535 и 1541 годах.

Помимо кремля в Зарайске XVI-XVII веков существовал еще один пояс укреплений - острог. Протяженность этой оборонительной линии достигала в старину 1818 метров. С двух сторон подступы к острогу затрудняли естественные водные преграды. А там, где подобных препятствий недоставало, были сооружены глубокие рвы, в случае опасности заполнявшиеся водой. Укрепления острога представляли собой земляной вал и возвышавшуюся на его гребне деревянную крепость. Последняя состояла из срубов, засыпанных изнутри землей. Из двенадцати бревенчатых башен этой крепости некоторые являлись проездными, и к ним через рвы вели перекидные мосты. Источники сохранили названия некоторых башен зарайского острога: Коломенская, Переяславская, Спасская, Стрелецкая, Водяная... На пути к острогу были установлены также надолбы - заостренные сверху бревна, вкопанные в землю и хорошо замаскированные.

Деревянные укрепления Зарайска неоднократно страдали от пожаров и от нападений врагов, ремонтировались, но в целом они сохранялись без значительных изменений до конца XVII столетия. Правда, к 1681 году острог серьезно обветшал, о чем свидетельствуют такие записи в старинных книгах: <...во многих местах Острог и частик и надолбы сгнили, да три моста перед башнями сгнили, и ездить не мочно>. Впоследствии эта линия укреплений Зарайска утратила военное значение и была снесена. Но остатки острога и сейчас обнаруживаются во время строительных работ на этойтерритории города.

Помимо крымских татар зарайской крепости приходилось иметь дело и с другими неприятелями. В годы Смуты, при царе Василии Шуйском, город был захвачен польским войском пана Лисовского. <Приде подъ Зарайской городъ полковникъ Лисовской съ Литовскими людми и Рускими воры и градъ Зарайской взять>, - сообщает <Новый летописец>. Первая попытка освободить Зарайск, предпринятая весной 1608 года, успехом не увенчалась. Но в 1609 году неприятели были изгнаны из Зарайска.

Принимая во внимание важное значение крепости, прикрывавшей путь с юга к Москве, царь Василий Шуйский в феврале 1610 года направил в Зарайск воеводой Дмитрия Михайловича Пожарского, на надежность которого можно было рассчитывать.

Вскоре обстановка вокруг Зарайска стала осложняться. В стране нарастало недовольство царем Василием Шуйским, зрели планы его свержения. Воспользовавшись такой атмосферой, Лже-дмитрий II летом 1610 года направил свои войска из Калуги на Москву.

На его сторону перешли Коломна, Кашира и многие другие города. Агенты <Тушинского вора> появились и в Зарайске. Они пытались склонить жителей города принести присягу самозванцу. Зарайцы колебались, и лишь твердая позиция воеводы Д.М. Пожарского помешала мятежникам получить контроль над этой важной крепостью. Несмотря на угрозы, князь Пожарский, оставшийся лишь с горсткой верных ему людей, отказывался целовать крест <Тушинскому вору>. Воевода и часть зарай-цев затворились в кремле и приготовились к длительной осаде. Но уже через несколько дней мятежники раскаялись и обратились к Д.М. Пожарскому с предложением примириться и служить законному московскому царю. Наиболее ревностные приверженцы самозванца, опасаясь расправы, бежали из города. Исход противостояния в Зарайске оказал определенное влияние и на позиции некоторых других центров - в частности, от самозванца отпала Коломна.

В старинных письменных памятниках можно об этих событиях прочитать следующее: <И придоша жъ въ Зарайской городъ съ Коломны посланницы, чтобы такъже целовали кресть Вору. Въ Зарайскомъ же городе въ та время былъ воевода князь Дмит-рей Михайловичъ Пожарской. И приидоша жъ на него всемъ градом, чтобъ поцеловати крест Вору. Онъ же сталъ въ крепости не съ великими людьми. Они же приходяху, хотяху ево убити. Он же отнюдь ни на что не прельстился. Видя же онъ свое неизмо-жение, и заперся въ каменномъ городе съ теми, которые стояху въ правде; въ городе же у техъ мужиковъ животы и запасы все, а въ остроге у нихъ нету ничево. Те же воры, видя свое неизможение, прислаша въ город и о томъ винишася и целовати бъ кресть на томъ: <хто будетъ на Московскомъ государстве царь, тому и служить> И на томъ укрепися крестнымъ целованиемъ, и нача-ша быти въ Зараском городе безъ сколебания и утвердшихся межъ себя и на воровскихъ людей начата ходити и побивати и градъ Коломну опять обратиша>.

Источники сообщают также, что в дальнейшем Зарайск подвергался нападению казаков, но неприятели были разбиты: <Придоша жь Черкасы съ Михайлова нощию и взяша у Николы Зарасково острогь; помощию жъ и чюдесы великого чюдотвор-ца Николы воевода князь Дмитрей Михайловичъ Пожарской вы-иде изъ города не съ великими людими и Черкасъ изъ острога выбиша вонъ и ихъ побита>.

Таким образом, и в начале XVII века при воеводе князе Д.М. Пожарском старинный город на реке Осетре внес определенный вклад в преодоление охвативших страну раздоров и мятежей.

 

 

Троице-Сергиева лавра

Подмосковный Троице-Сергиев монастырь неоднократно за свою многовековую историю играл важную роль в событиях, происходивших на Русской земле. Знаменитая победа над полчищами Мамая на Куликовом поле, борьба против иностранных интервентов в начале XVII столетия, первые годы царствования Петра Великого - эти и другие яркие страницы истории оказались связаны с указанным монастырем. Российские императоры и особенно императрицы чтили святыни Троице-Сергиевой лавры и приезжали в эту обитель на богомолье. У стен Успенского собора на территории монастыря похоронены царь Борис Годунов и члены его семьи - царица Мария, царевич Феод ор и царевна Ксения (в монашестве Ольга).

Основание Троице-Сергиева монастыря, расположенного в живописной местности под Москвой, связано с именем одного из наиболее почитаемого на Руси святых - преподобного Сергия Радонежского.

Сергий Радонежский (в миру - Варфоломей) был сыном ростовского боярина Кирилла, который, по свидетельству древнерусских книжников, являлся одним из <славных и нарочитых бояр>, и к тому же отличался благочестивой жизнью. Однако в горестные времена ордынского ига и ожесточенной междоусобной борьбы русских князей ни знатное происхождение, ни высокое положение в обществе, ни личная праведность не могли уберечь от несправедливости и нищеты. Особенно тяжелые времена для Ростова наступили после того, как в этом городе принялись хозяйничать присланные из Москвы сборщики дани. Тогда боярин Кирилл вместе с семьей покинул родные края и переселился в пределы Московского княжества, в небольшой городок Радонеж.

В Радонеже прошли отроческие годы Варфоломея - в учении, труде, молитве. Будущий великий подвижник с юных лет был глубоко верующим, добрым, честным и скромным человеком. Именно он, средний сын в семье, стал опорой престарелых родителей и не покинул их до последних дней. А когда отец и мать окончили свой земной путь, Варфоломей решил оставить суетный мир и посвятить свою жизнь служению Богу.

Однако он не пошел в какой-либо из уже существовавших монастырей. Вместе со своим старшим братом Стефаном (к тому времени овдовевшим и принявшим монашество) Варфоломей отправился в лесную глушь, подальше от городов и селений.

Для пустынного жительства братья избрали поляну на небольшом холме в лесу, неподалеку от реки, в стороне от шумных дорог и мирских селений. Своими руками рубили лес, строили хижину и маленькую церковку, которую решили посвятить Святой Троице. Так было положено начало знаменитой Троице -Сергиевой обители. Несколько лет Сергей (принявший уже монашеский постриг) прожил в лесу в полном одиночестве, поскольку Стефан, не выдержав тяжелых условий, ушел в московский Богоявленский

монастырь. Потом, прослышав о духовных подвигах Сергия, к нему стали собираться другие иноки, надеявшиеся найти в его лице хорошего наставника. Каждый сам строил себе жилище, возделывал огород. Когда число иноков достигло двенадцати, монастырские постройки были обнесены деревянным тыном (ради безопасности от диких зверей).

Долгое время в лесной обители не было ни начальника, ни даже священника, и лишь всеобщее уважение к Сергию давало ему возможность руководить обителью. А когда число братии возросло, по распоряжению московских церковных властей Сергий был рукоположен в священники и назначен игуменом. Тогда в монастыре был введен устав, согласно которому монахи составили единую общину и стали вести общее хозяйство. В связи с этими переменами была произведена постройка трапезной, дополнительных хозяйственных помещений. Если прежде монастырские строения располагались бессистемно, теперь все здания оказались устроены по определенному плану: в центре находилась церковь, а по четырем сторонам от нее - кельи. Территория святой обители была окружена деревянной оградой, а над главным входом соорудили церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского.

Первое время монастырь был еще очень беден. <Житие преподобного Сергия Радонежского> сообщает по этому поводу: <Егда исперва начинашеся создавати место то, егда не множаи-шим братиям живущим в нем, егда не мнози бяху приходящей и приносящей, тогда начасте скудости бываху потребных, яко многажды на утрия и хлебу не оретеся. Да кто можеть и сказати недостаткы, бывшая преподобному отцу нашему Сергию? И сперва, егда начинашеся строитися место то, овогда убо же достало хлеба, и

муки, и пшеницы, и всякого жита; иногда же не достало масла, и соли, и всякого ястия брашенного; овагда же не достало вина, имъ же обедня служити, и фимиян, имъ же кадити; иногда же не достало воску, имъ же свещи, скати. И по-яху въ нощи заутренюю, не имуще свещь, но токмо лучиною березовою или сосновую светяху себе. И тем нужахуся канонар-хати, или по книгам чести, и сице совершаху нощныя службы своя. Преподобный же Сергии всякую нужу ону, и тесноту, и всяку скудость, и недостаткы терпяше со благодарниемъ, ожидая отъ Бога богатыя милости>.

Уже в первые десятилетия существования Троицкого монастыря сама обитель и ее игумен получили на Руси широкую известность. Грамоты и подарки Сергию Радонежскому присылал даже константинопольский патриарх. А митрополит Алексий, возглавлявший

Русскую церковь, хотел назначить Сергия своим преемником (правда, от такой чести троицкий игумен отказался; отверг он и предложение поставить его епископом, заявив, что никогда не был златоносцем). С глубоким уважением относился к Сергию Радонежскому московский князь Дмитрий Донской.

Преподобный Сергий жил в трудное для Руси время. Народ тогда был запуган постоянными татарскими набегами, люди думали только о том, как бы выжить, и мало заботились о духовном развитии. На долю Сергия Радонежского выпала задача нравственного воспитания народа. Люди, испытавшие влияние идей святого Сергия, разбили на Куликовом поле полчища Мамая. Накануне Куликовской битвы троицкий игумен благословил князя Дмитрия на бой с татарскими полчищами и направил в его

войско двух монахов-богатырей, которые стали героями сражения. Немало сил приложил троицкий игумен и для примирения враждовавших князей. А основанная Сергием обитель стала одним из важнейших на Руси очагов просвещения и культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.