Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архангельское 2 страница




Около сотни лет жизнь в Новодевичьем монастыре проходила мирно и спокойно.

Новые испытания на долю обители выпали в 1812 году, во время нашествия Наполеона. После Бородинского сражения французы направились в Москву. Новодевичий монастырь, как и во время польской интервенции начала XVII века, оказался под угрозой захвата неприятелем. Часть инокинь во главе с настоятельницей успела удалиться в Вологду, захватив с собой наиболее ценные предметы из монастырской ризницы. Тем, которые остались, казалось, грозила участь, подобная той, что постигла их предшественниц два века назад.

Однако французы, вступив на территорию иноческой обители, держались достаточно сдержанно - настали другие времена, войны велись уже более цивилизованно. Правда, к православным святыням иноземцы особого почтения не проявляли. Император Наполеон, некоторое время пребывавший в пределах Новодевичьего монастыря, распорядился устроить под защитой этой крепости хранилище продовольствия. Французы пытались усилить монастырскую крепость: они возвели дополнительную земляную насыпь за северной стеной, устроили в надвратных церквах бойницы, а один из монастырских храмов разрушили. Однако, вопреки чаяниям, неприятелем удалось обосноваться в древней русской столице лишь на непродолжительное время. Наполеону пришлось отступать из Москвы, а перед бегством знаменитый император намеревался по-варварски уничтожить некоторые священные для русских памятники старины. Под угрозой оказались и некоторые здания Новодевичьего монастыря - Смоленский собор, Успенская церковь с трапезной. Но остававшиеся в монастыре инокини воспрепятствовали осуществлению замысла врага. Они заранее заготовили ведра с водой, а когда последние французские солдаты покинули обитель, успели погасить фитили, которые вели к бочкам с порохом. Так старинные памятники

Новодевичьего монастыря были спасены от разрушения.

 

РАЗОБРАТЬ

Звенигород (Саввино-Сторожевский монастырь и Городок)

У преподобного Сергия Радонежского было много учеников. Одни из них до конца жизни подвизались в родной Троицкой обители, другие основали новые монастыри в разных краях Северо-Восточной Руси, повсюду зажигая благодатный огонек духовной жизни и разливая свет просвещения христианского.

К числу учеников преподобного Сергия принадлежал и преподобный Савва, основавший монастырь близ Звенигорода - второго по значению города Московского княжества.

В 1398 году святой Савва, уже управлявший до этого в течение шести лет Троицкой обителью, по приглашению князя Юрия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) отправился в его стольный город Звенигород. Князь просил святого старца, <...да пребудет у него, и да созиждет монастырь в отечестве его близ Звенигорода, идеже есть место, зовомо Сторожи...>

К тому времени, когда ученик Сергия Радонежского Савва основал на Сторожевской горе новую иноческую обитель, Звенигород, важная крепость у западных рубежей Московского княжества, уже имел длительную историю.

Первые поселения в районе Звенигорода относятся еще к эпохе неолита. Две

стоянки людей новокаменного века археологи обнаружили в черте города: одну - на его южной окраине, другую - на Верхнем посаде. А в первые века нашей эры в окрестностях Звенигорода, как и на других территориях Владимиро-Суздальского и Рязанского края, обитали финно-угорские племена. Неподалеку от самого Саввино-Сторожевского монастыря, на высоком берегу реки Сторожки находилось одно из укрепленных поселений,

принадлежавших этим древним жителям звенигородского края. В IX-X веках здесь появились славяне-вятичи, постепенно заселившие побережье Москвы-реки. Интересно, что район Звенигорода оказался на стыке двух потоков расселения восточнославянских племен. С севера, со стороны Новгородской земли, продвигались кривичи, обосновавшиеся в суздальских, ростовских, волоколамских краях. Вятичи же, родственные другому восточно-славянскому племени - радимичам, - пришли с запада. По словам летописца, они происходили от двух братьев - Радима и Вятки, которые в незапамятные времена вместе со всеми родичами переселились на восток <от ляхов>.

Продвинувшись на восток дальше других славянских племен, вятичи заняли побережье Москвы-реки, вошли в состав населения Москвы, Звенигорода и других русских городов.

По уровню развития вятичи стояли значительно выше своих предшественников (племен так называемой дьяковской культуры). Об этом свидетельствуют, в частности, найденные археологами в вятичских курганах ювелирные изделия и другие предметы, показывающие высокий уровень развития ремесла.

О времени возникновения самого Звенигорода точных данных письменные источники не содержат. Города с таким названием упоминаются в летописях еще со времен Киевской Руси. Однако речь в данном случае идет не о крепости в районе Москвы-реки, а совсем о других городках, которые располагались в Галицкой и Киевской землях.

О подмосковном же Звенигороде впервые упоминается только в памятнике первой половины XIV столетия - духовной грамоте (завещании) Ивана Калиты. Первые полтора века существования этого города окутаны молчанием письменных источников, хотя, как показали данные археологических исследований, он существовал уже в XII веке.

Во время раскопок на территории бывшего Звенигородского кремля были обнаружены предметы, относящиеся к домонгольскому периоду. Выяснилось также, что в XII столетии был возведен и вал, защищавший городок с северной стороны.

В источниках точных сведений о том, кто явился основателем городка-крепости на западном краю Ростово-Суздальской земли, нет. Однако большинство исследователей считает заслуживающей наибольшего доверия версию о том, что Звенигород ведет свое начало со времен Юрия Долгорукого. Ведь именно этот князь, на протяжении длительного времени участвовавший в борьбе за киевский престол, создал на территории своих владений немало городков-крепостей. Причем он любил давать населенным пунктам и даже рекам названия, напоминавшие о дорогой его сердцу Южной Руси.

Привлеченные предоставляемыми этим князем льготами, в новые города Ростово-Суздальской земли стекались выходцы с южнорусских территорий, постоянно подвергавшихся опасности со стороны кочевников-половцев.

Крепость, ставшая центром древнего Звенигорода, была устроена на высоком холме на левом берегу Москвы-реки, в окружении густых сосновых лесов. Естественными преградами здесь служили Москва-река и впадающая в нее речка Жерновка, а также глубокие овраги. Правда, некоторые авторы не исключают возможности того, что существовавший сейчас с напольной стороны овраг был некогда рвом, устроенным самими жителями древнего города.

Небольшая крепость, охранявшая владения Юрия Долгорукого, а затем и его потомков от поляков, литовцев и западнорусских князей, существовала и в пору грозного нашествия Батыевых полчищ зимой 1237-1238 годов. Пострадал ли тогда Звенигород, или монголы обошли его стороной - достоверно не известно, поскольку письменные памятники не содержат указаний на этот счет. Но в числе городов, разоренных летом 1382 года отрядами ордынского хана Тохтамыша, значится и Звенигород.

К тому времени из небольшой приграничной крепости Звенигород превратился в значительный богатый город, с достаточно развитыми ремеслом и торговлей. Он уже дважды успел побывать столицей удельного княжества, принадлежавшего младшим представителям династии Калиты. Так, согласно завещанию великого князя Ивана Даниловича, Звенигород достался во владение его второму сыну - Ивану Красному (отцу Дмитрия Донского). В Москве же после смерти отца правил старший из сыновей Калиты - Симеон Гордый. Скончался он еще молодым, и Московское княжество после его кончины досталось, согласно Установленной очередности, Ивану Красному. Последний перед смертью также завещал Звенигород в удел второму из своих сыновей, которого тоже звали Иваном. Но этот князь скончался еще в отроческом возрасте, и Звенигород с округой опять перестал являться самостоятельным владением. Указанный город находился непосредственно в составе Московского княжества вплоть до кончины Дмитрия Донского в 1389 году.

Прочно закрепившееся за Звенигородом значение второго города Московского княжества было подтверждено и на этот раз. Звенигородский удел достался в 1389 году также второму сыну великого князя - уже упоминавшемуся Юрию Дмитриевичу. Теперь существование звенигородского удельного княжества оказалось достаточно продолжительным - на протяжении конца XIV и первой половины XV века, при жизни Юрия Дмитриевича и его сыновей. В этот период город достигает наивысшего за всю свою историю значения, становится важным центром развития культуры, крупным и богатым населенным пунктом. А звенигородские князья претендуют на московский великокняжеский стол и ведут за него ожесточенную борьбу.

Время наибольшего процветания Звенигорода приходится на годы княжения Юрия Дмитриевича.

Сын донского героя и крестник святого Сергия Радонежского, звенигородский князь Юрий был весьма яркой личностью. В шестилетнем возрасте он оставался в Москве наместником своего отца, уходившего сражаться с ордынцами. В дальнейшем Юрий показал себя одаренным полководцем. Он неоднократно по поручению старшего брата, великого князя Василия I, предводительствовал московскими полками и действовал при этом успешно. В то же время Юрий Дмитриевич был человеком начитанным, покровительствовал монастырям - знаменитый Свято-Троицкий собор Сергиевой обители был сооружен главным образом на его средства. Не забывал он и свой Звенигород, который в годы его княжения был украшен величественными храмами. В этом отношении в какой-то степени проявилось соперничество Юрия с его старшим братом Василием - великим князем московским.

Большое внимание уделял князь и оборонительным сооружениям города. Существуют предположения, что именно при нем древний центр Звенигорода - Городок был обведен кругом земляными насыпями (прежде вал находился только с одной из сторон). Общая протяженность валов, остатки которых сохранились до наших дней, достигает приблизительно восьмисот метров, а высота - около восьми метров. На гребне валов размещались деревянные стены с крепкими башнями. При археологических

раскопках были обнаружены остатки двух дубовых башен. Одна из них, расположенная с северо-восточной стороны, как полагают, могла быть проездной - именно к ней ведет древняя дорога, а земляные валы в этом месте прерываются. Помимо этих башен, очевидно, в систему оборонительных укреплений входили и другие.

Под защитой крепких стен кремля находились княжеские хоромы. Здесь вершился суд, сюда стекались доходы со звенигородских владений. В кремль собирались войска накануне военных предприятий и отсюда выступали в поход. На территории Городка археологи нашли и остатки ремесленной мастерской, хотя в основном ремесленники и торговцы обитали в разросшемся по соседству с крепостью посаде.

Важным событием в истории Звенигорода стало сооружение на территории кремля придворного Успенского собора, созданного на пожертвования князя Юрия. Этот памятник дошел до нас в значительно перестроенном виде, но все же он дает ясные представления об особенностях раннего московского зодчества, хранившего традиции Владимира и в то же время приобретавшего характерные лишь для него отличительные особенности. Звенигородский Успенский собор <на Городке> знаменит и тем, что в создании его иконостаса и росписей участвовал Андрей Рублев.

Несколько позже сооружается другой известный звенигородский храм - Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, расположенный на расстоянии одного километра от Городка. Его созданию предшествовали следующие события.

Вначале, при содействии князя Юрия Дмитриевича, преподобный Савва построил на горе Стороже деревянную церковь и небольшую келью. К нему собирались иноки, и так был основан монастырь. Святой Савва, ставший в этой обители первым игуменом, ввел там устав преподобного Сергия. Он во всем подражал своему великому наставнику, трудился наравне с братией. А для молитвы уединялся в выкопанную им в лесу недалеко от Монастыря пещеру. Игумен Савва стал для всех образцом смирения и трудов

иноческих. Наличие такой обители повышало авторитет Звенигорода и местного князя.

Всего в основанной им обители преподобный Савва игуменствовал около девяти лет. Он предал душу свою в руки Божий 3 декабря 1407 года. Но прежде звенигородский князь, с большим почтением относившийся к своему духовному отцу - святому Савве Сторожевскому, приказал воздвигнуть в обители каменную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, <и добротами украси ю>, и <дав блаженному Савве села многа и имение довольно на строение монастырское>. Это было в 1404- 1407 годах.

Шли годы. Звенигород рос и богател. Однако вскоре произошли события, переменившие судьбу местной ветви княжеской династии.

В 1425 году скончался Василий Дмитриевич, великий князь московский. Престол перешел к его юному сыну Василию Васильевичу. А Юрий Звенигородский, опираясь на старинные обычаи и завещание своего отца, не захотел отказаться от своих прав на великокняжескую власть. Он отстаивал уже отживавший принцип перехода престола к старшему из родичей (то есть в том случае, если у умершего князя оставались братья - к

старшему из них). За Василия II выступали московское боярство, служилые люди, горожане. Перенесение спора в Орду также не склонило чашу весов на сторону Юрия Дмитриевича. Однако этот князь не смирился с неудачей. Опираясь на свой богатый удел (в который, помимо Звенигорода, входили Галич Мерьский и некоторые другие значительные районы), Юрий вступил в открытую борьбу с племянником. В результате одержанных побед он дважды (1433, 1434) получал возможность вступить в столицу. В 1434 году Юрий Дмитриевич умер, будучи великим князем московским.

Кончина Юрия Дмитриевича не положила предел раздору. Теперь на великое княжение стал претендовать старший сын Юрия - Василий Косой, уже не имевший на то формальных прав. Даже его младшие братья выступили против него на стороне Василия II. Вскоре Василий Юрьевич потерпел поражение, был захвачен в плен и ослеплен. Великокняжеский стол вновь перешел к его двоюродному брату, Василию Васильевичу.

Затем расстановка сил на Руси изменилась в результате событий, связанных с вмешательством внешних врагов.

Среди татар тогда происходили раздоры. Русские земли подвергались нападению представителей различных враждовавших между собой орд, что осложняло возможность предотвращения таких конфликтов дипломатическим путем. Во второй четверти XV века один из ханов, Улу-Мухаммед, обосновался в Казани и оттуда стал совершать набеги на соседние территории. Пострадали Нижний Новгород и Муром, что не могло оставить равнодушным московского князя. Василий II выступил против татар, но в битве близ Суздаля летом 1445 года потерпел поражение и был захвачен в плен. Вскоре московского князя отпустили на родину при условии выплаты большого выкупа. Когда Василий II возвращался к Москве, его сопровождали татары, которые должны были взыскать с его подданных причитавшуюся сумму. Новые поборы и притеснения вызвали на Руси недовольство. Такими настроениями воспользовался другой сын Юрия Дмитриевича, Дмитрий Шемяка, который владел великим княжением в период пребывания Василия II в плену и расставаться с властью не желал. Шемяка вместе с некоторыми другими князьями составил заговор против своего двоюродного брата. В 1446 году, когда Василий II находился на богомолье в Троице-Сергиевом монастыре, его противники заняли Москву,

а затем захватили и самого великого князя. Он был ослеплен (за что и получил впоследствии прозвание <Темный>) и отправлен в ссылку на Углич. Княжить в Москве стал Дмитрий Шемяка.

Однако и этому удельному князю недолго сопутствовала удача. Московское боярство, некоторые князья и представители духовенства вновь оказали поддержку его двоюродному брату. Благодаря победам своих сторонников Василий II в начале 1447 года смог возвратиться в Москву на великое княжение. Шемяке, пытавшемуся продолжать борьбу, приходилось сдавать одну позицию за другой. В конце концов он был вынужден бежать в Новгород, где в 1453 году его отравили подосланные московским князем люди.

Так завершилась борьба за великое княжение между Василием II и его звенигородскими родичами. Хотя феодальная война шла первоначально с переменным успехом, итоги ее были предопределены расстановкой сил, поддерживавших ту или иную из враждующих сторон. Юрий Дмитриевич и его сыновья имели опору в северных русских землях, а не в столице, власть в которой они пытались получить. Поддержка московского боярства, стекавшегося ко двору Василия II даже в период неудач, обеспечила ему в конечном счете победу. Имея сильное и преданное войско, Василий II смог утвердиться на отцовском и дедовском престоле.

За время ожесточенной борьбы за власть между потомками Калиты Звенигород оставался в стороне от главных событий.

Юрий Дмитриевич и его сыновья опирались в основном на северный Галич. Согласно некоторым данным, Юрьевичам фактически даже не пришлось княжить в Звенигороде. А после их поражения звенигородский удел опять перестал быть самостоятельным владением, возвратившись в состав Московского княжества.

После смерти Василия II, по завещанию этого князя, Звенигород достался в удел одному из его сыновей - Андрею Большому. Он стал последним самостоятельным удельным звенигородским князем. Когда в 1492 году Андрей Большой по воле своего старшего брата, великого князя Ивана Васильевича, оказался в заточении, Звенигород вновь отошел к Москве.

Впоследствии в течение непродолжительного времени звенигородским уделом владел двоюродный брат Ивана Грозного, Владимир Андреевич Старицкий. Трижды доставался Звенигород и татарским князьям, служившим московскому государю. Однако самостоятельными владетелями они уже не являлись, а находились в полной зависимости от Москвы.

Что касается стратегического значения Звенигорода, то оно находилось в зависимости от положения дел на западных границах. Когда в составе Российского государства находился Смоленск, Звенигород переставал быть важным форпостом у западных рубежей страны.

Со временем ведущая роль среди звенигородских укреплений перешла от Городка к Саввино-Сторожевскому монастырю. Уже сама местность, где он располагался, издавна имела военное значение. Предполагают, что здесь, примерно в сотне километрах от западных рубежей, издавна находился сторожевой наблюдательный пункт, от которого гора и получила наименование <Сторожи>.

Сам монастырь в XVI-XVII веках оставался важным религиозным центром. Эту святую обитель неоднократно посещали московские государи, в частности Иван Грозный, относившийся к преподобному Савве Сторожевскому с глубоким почтением. Но особым вниманием была окружена звенигородская обитель при царе Алексее Михайловиче, отстроившем монастырь после польского разорения. В 1652 году святые мощи преподобного Саввы были открыты и положены в раке в монастырском соборе. Государь особенно чтил основателя знаменитого звенигородского монастыря потому, что считал себя спасенным от смертельной опасности благодаря чудесному заступничеству этого святого. Царь Алексей Михайлович вместе со своей первой женой - Марией Милославской - нередко приезжал в Саввино-Сторожевский монастырь на богомолье. Тогда обитель, расположенная в живописной местности близ Звенигорода, была украшена новыми каменными постройками. К XVII веку относятся царский дворец, царицыны палаты и трапезная, которые, как и древний храм Рождества Пресвятой Богородицы, сохранились до наших дней.

В этот период, в 1650-1654 годах, вокруг иноческой обители были возведены крепостные стены, достигавшие толщиной около двух метров, а высотой - до восьми с половиной метров. В систему укреплений было включено семь боевых башен, из которых до нашего времени сохранилось шесть. Наиболее красиво выглядела проездная Красная башня, над которой в старину возвышалась надвратная церковь. Остальные башни имели тесовую кровлю. С внутренней стороны крепостных стен на уровне верхнего боя про-

ходила крытая галерея, служившая для защитников крепости. Охраняли Саввино-Сторожевский монастырь несколько сотен стрельцов, проживавших поблизости в Стрелецкой слободе.

Кирпичные стены на белокаменном основании и боевые башни сооружали на протяжении четырех лет строители из Суздаля, Белоозера и нескольких других русских городов. На вспомогательных работах были задействованы крестьяне из монастырских сел. Руководил строительством крепости зодчий Иван Шатурин - представитель известной в старину династии <каменных дел мастеров>.

В целом крепость звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря

значительно уступала по мощи наиболее крупным российским оборонительным сооружениям той поры. Но и она не сбрасывалась со счетов вплоть до того момента, когда (в 1667 году) Московскому государству удалось возвратить Смоленск. С этого времени стратегическое значение Звенигорода было утрачено, и стрельцам оставалось охранять только царя и членов его семьи во время посещения ими почитаемой иноческой обители.

В годы царствования Алексея Михайловича помимо крепости и царских палат были сооружены в Саввино-Сторожевском монастыре и другие, также сохранившиеся до наших дней здания - трапезная, звонница, Троицкая церковь. Именно тогда сложился в основном архитектурный ансамбль этого памятника старины. Однако некоторые здания перестраивались и в дальнейшем. А одна из церквей, Преображенская, была построена на пожертвования царевны Софьи. Обстоятельства сооружения этого храма примечательны.

Царевна Софья оказала материальную поддержку Саввино-Сторожескому монастырю в благодарность за то, что пребывала здесь в течение двух недель во время стрелецкого бунта 1682 года. Тогда за монастырскими стенами укрывались также ее братья - цари Иван и Петр, а также мать последнего - царица Наталья Кирилловна.

Несколько лет спустя, во время другого стрелецкого бунта, близ Звенигорода верные Петру I войска нанесли поражение наступавшим в сторону столицы восставшим стрелецким полкам.

Во время Отечественной войны 1812 года в Саввино-Сторожевском монастыре побывали французы, изрядно пограбившие святую обитель.

Однако за всю свою длительную историю осады монастырская крепость подвергалась лишь однажды. Было это в 1760 году. Но угрожали тогда обители не внешние враги, а восставшие крестьяне принадлежавших монастырю сел.

 

Серпухов (кремль)

Среди расположенных по берегу Оки крепостей, прикрывавших от завоевателей южную границу Московского княжества в XIV-XV веках, видное место отводилось Серпухову. Этот город расположен не у самой Оки, а на берегах ее притока, реки Нары.

Важное стратегическое значение Серпухова определялось тем, что через этот город проходила дорога к Москве с юга, со стороны Тулы.

Время основания Серпухова точно не известно. Впервые город упоминается в завещании великого князя московского Ивана Калиты - последний, уезжая в очередной раз в Орду и не будучи уверен в возможности благополучного возвращения, распорядился передать Серпухов в числе других населенных пунктов своему младшему сыну, Андрею.

Большую известность приобрел Серпухов в годы княжения сына Андрея Ивановича - Владимира Храброго - двоюродного брата московского князя Дмитрия Донского. В этот период происходило значительное укрепление города, ставшего столицей удельного княжества. В 60-70-х годах XIV века на подступах к Серпухову строятся крепости-монастыри. Первый из них - Владычный - был основан в 1360-1362 годах знаменитым митрополитом Алексием, который в годы малолетства князя Дмитрия Ивановича фактически руководил государственными делами и многое предпринял для упрочения ведущей роли Москвы. Владычный монастырь расположен на правом берегу Нары. А на высоком левом берегу упомянутой реки в 1374 году троицкий игумен Сергий Радонежский по просьбе князя Владимира Андреевича основывает другой монастырь, получивший название <Высоцкий>. Впрочем, 1374 год примечателен для Серпухова не только основанием новой святой обители. Тогда же по указанию князя Владимира в

городе создается новый деревянный кремль. <Того же лета князь Володимер Андреевичь заложи град Серпухов в своей отчине и повеле в едином дубу срубити его>, - сообщает летописец. Создание прочной крепости стоит в прямой связи с создавшейся тогда напряженной обстановкой на южных рубежах Русской земли. В том же 1374 году татары разорили Рязанское княжество и намеревались идти на Московское. Князь Дмитрий Иванович со своим войском встал на берегу Оки, у рубежей своих владений, и не пустил татар разорять земли, входившие в состав Московского княжества. В противостоянии ордынцам принимал участие и Владимир Андреевич Серпуховской, подошедший на помощь Дмитрию со стороны Нижнего Новгорода. Вообще серпуховской князь Владимир Андреевич, получивший прозвище Храбрый, известен как верный сподвижник Дмитрия Донского, сторонник противостояния Орде. В грозные годы конца XIV - начала XV веков он неоднократно совместно с московскими князьями принимал участие в отражении нападений литовцев и татар. Важную роль сыграл Владимир Храбрый и во время Куликовской битвы, когда он совместно с воеводой Дмитрием Боброком-Волынским руководил засадным полком. В Серпухове в годы княжения Владимира Андреевича, помимо уже упоминавшихся построек (деревянной крепости и двух монастырей), были возведены Троицкий собор (на территории кремля) и некоторые другие каменные храмы. Но время было тревожным - Русской земле постоянно угрожали неприятели с юго-востока и с запада. В 1382 году против Москвы двинул свои полчища ордынский хан Тохтамыш. Во время отсутствия князя Владимира, собиравшего войска в северных городах, Серпухов подвергся нападению татар и оказался предан пламени. Владимиру Андреевичу удалось разбить один из татарских отрядов, направленных Тохтамышем на север, и это ускорило уход ордынских полчищ за пределы Русской земли. Но Серпухов тогда серьезно пострадал, а в дальнейшем подобные бедствия выпадали на долю этого города в 1408 году - во время нашествия Едигея, и в 1409 году - когда напали литовцы.

После смерти Владимира Храброго (1410) Серпухов достался его старшему сыну Ивану и до середины XV века находился во владении потомков Владимира. Когда же последний удельный князь из этой ветви династии Калиты, Василий Ярославич, был схвачен и заточен по приказу великого князя Василия II, Серпухов вновь был включен в состав владений московских князей.

В начале XVI века, когда Крымское ханство заняло враждебную по отношению к России позицию, оборонительное значение Серпухова заметно возросло. Крымские татары совершали опустошительные набеги на московские владения, стремились подойти к самой русской столице. При таких обстоятельствах великий князь Василий III стал создавать по берегам Оки линию крепостей. Важная роль при этом отводилась Серпухову.

Сообщения источников о событиях первой половины XV века свидетельствуют, что в Серпухове, начиная с 1512 года, стояли воеводы с полками. Они должны были защищать окский рубеж от врагов. Сначала цепь укреплений оказалась недостаточно надежной. В 1521 году воеводы не смогли предотвратить продвижения крымских татар в центральные районы России. После этого Василий III предпринял меры к дополнительному усилению цепи приокских оборонительных сооружений. Иногда он сам руководил войсками, находившимися в Коломне и Серпухове.

Принятые меры дали ожидаемый эффект. А в 1541 году удалось отразить новое крупное наступление крымцев.

При Иване Грозном, когда борьба с Крымом стала одной из первостепенных задач, Серпухов являлся местом сбора русских полков накануне важных предприятий. Бывало, что царь производил здесь смотр войск.

В годы царствования Ивана IV, во второй половине XVI века, и был сооружен Серпуховской белокаменный кремль, от которого к настоящему времени уцелели только небольшие фрагменты стен.

Новая крепость была устроена на высоком берегу при слиянии двух рек - Серпейки и Нары. Вел в кремль единственный въезд через ров, находившийся с приступной стороны. В плане кремль имел форму неправильного треугольника, его стены следовали рельефу холма. Каменные укрепления сменяли деревянные постепенно и в результате повторяли прежнюю планировку. И все же новый Серпуховской кремль создавался в расчете на <огненный бой>. Об этом свидетельствуют принципы расстановки башен и полубашен; особенности боевой галереи, рассчитанной на размещение артиллерийских орудий. Толщина стен достигает трех с половиной метров при относительно небольшой их высоте - в среднем около семи с половиной метров.

Впрочем, некоторые черты Серпуховской крепости сближают ее с оборонительными сооружениями более ранней эпохи. Так, здесь для защиты входа в город применялись захабы, утрачивавшие смысл в пору широкого распространения артиллерии.

Необычным для XVI столетия был даже сам строительный материал, из которого сооружен Серпуховской кремль. Ведь стены и башни этой крепости полностью построены из белого камня, что в те времена являлось уже редкостью. Башни серпуховской крепости имели различную форму - были среди них и восьмигранные, и круглые. Ни одна из них не уцелела до нашего времени, но источники сохранили их название - Караульная, Воскресенская, Никольская, Высоцкая... В одной из башен хранились боеприпасы, в другой размещался тайник с колодцем. Большая проездная башня, помимо крепких ворот, была снабжена опускной металлической решеткой-герсой.

Кроме каменного кремля, в Серпухове приблизительно в те же годы был сооружен острог, ограждавший посад. Эта линия укреплений, достигавшая протяженностью более ста метров, состояла из рва, насыпи, частокола. На подступах к острогу устанавливались надолбы, затруднявшие продвижение врага. Из одиннадцати деревянных башен острога проездными были три - Егорьевская, Нарекая, Серпеечная.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.