Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Только никаких законов.




БОРЬБА С ВЕТРЯНЫМИ МЕЛЬНИЦАМИ

В 1997 году 29 индустриальных государств, входящих в Организа­цию сотрудничества и развития (ОСР), объединились, объявили запрет на налоговые льготы для взяток и признали необходимость наказания за подкуп иностранных чиновников (22). В большинст­ве стран-участниц эта конвенция была включены в национальную правовую систему. В том числе и в Германии (23), но не в финансо­вых оазисах Швейцарии и Люксембурга. Тем не менее, в той же Германии не чувствуется серьезных перемен на предприятиях, в финансовых'службах, прокуратурах и судах, критикует Вернер Рюгенер. До сих пор не известно ни одного случая, чтобы герман­ское предприятие было обвинено в подкупе за границей.

Вместо этого появилась новая «этическая конъюнктура». Кон­церны подписали «Codes of Conduct», добровольные ({обязательст­ва по самоограничению», которые не контролируются никем, кро­ме самих заинтересованных фирм. Сторонником этой новой хо­зяйственной этики объявил себя, в частности, бывший президент Федерального союза немецкой промышленности (Bundesverband der Deutschen Industrie) Ганс-Олаф Хенкель. Он дал определение коррупции: «Один из усерднейших могильщиков свободы» (24), но дальше обрушился на «правящую прослойку бедных стран, ко­торая своей готовностью брать взятки держит собственные наро­ды в нищете»; эта правящая прослойка способна «причинить сво­им гражданам больше вреда, чем любой реальный или выдуман­ный крупный капиталист», утверждал он. Тот факт, что взятки напрямую поступают от этого самого «крупного капиталиста», а тот и у себя дома подкупает политиков и чиновников, Хенкель не принимает во внимание.

В вопросах соблюдения социальных и экономических стандартов представители концернов так же охотно перекладывают ответст­венность на правительства стран-производителей. В конце концов, это их задача — издавать законы. Хорошо, если так. Ведь под дав­лением крупных инвесторов и международных финансовых орга- иизаций правительствам бедных стран не остается ничего другого, как, устанавливая крайне низкие социальные и экологические стандарты, удалить все преграды на пути инвестиций. Так, концер­ны объединяются в индустриальные лобби, чтобы, к примеру, опу­стить установленный законом минимум заработной платы. Но как только потребители начинают критиковать «Nike» и прочих за крайне низкую зарплату на фабриках-поставщиках, фирмы бес­помощно разводят руками, это, мол, внутреннее дело страны — га­рантировать справедливую оплату.

Поскольку этих объяснений недостаточно, в последние годы все чаще заключаются наднациональные торговые соглашения, благодаря которым национальные правительства лишаются по­следней возможности проводить законы, направленные на защи­ту трудящихся, прав человека и окружающей среды. Эти междуна­родные торговые законы, де-факто не легитимированные никаки­ми демократическими процедурами, по большей части обсуждаемые тайно, стоят выше национальных конституций и тем самым определяют направление, в котором движутся демократии богатых стран.

Вы этому не верите? Тогда мы вам кое-что расскажем про ВТО.

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (WORLD TRADE ORGANISATION)

ВТО (WTO) была образована 1 января 1995 года после так называ­емого Уругвайского раунда переговоров в рамках «круглого стола» Генерального соглашения по тарифам и торговле (GATT) (25). В неё входят 146 стран, 30 ждут приема в организацию.

ВТО базируется на неолиберальной основе свободной торгов­ли, которая должна стимулировать рост производства и всемирное благосостояние. В отличие от сравнительно беспомощной Органи­зации Объединенных Наций, ВТО способна реализовывать свои решения по всему земному шару с помощью торговых санкций. Об этом заботится Третейский суд, работающий при закрытых дверях. Решение Третейского суда вступает в силу даже в том слу­чае, если с ним согласна хотя бы одна страна. К настоящему време­ни было подано более 300 торговых жалоб. Сейчас, например, США, используя суд ВТО, пытаются вынудить европейские стра­ны допустить на свои рынки генетически модифицированные про­дукты. Если жалоба будет удовлетворена (а это вполне вероятно), то аграрные концерны в Европе будут обязаны либерализовать торговлю продуктами питания, произведенными из таких компо­нентов, хотя большая часть населения Европы против этого.

В отличие, скажем, от Международного валютного фонда или Всемирного банка, в ВТО действует принцип, когда каждый член организации обладает одним голосом. Но это не значит/что ВТО — демократическое учреждение. Так, 29 беднейших стран не имеют постоянного представительства в штаб-квартире ВТО в Женеве. Однако на м ногочи елейных заседаниях каждый Отсутствую щи и голос автоматически считается голосом «за». Кроме того, на мно­гие важные встречи, во время которых никогда не ведется прото­кол, приглашают далеко не все страны. Но, конечно, ЕС и США представлены при любых обстоятельствах.: f

Немало развивающихся стран просто-напросто не могут поз­волить себе присутствовать на важных переговорах: Поэтому в ре­шениях ВТО; доминируют интересы промышлённо развитых стран. К тому же голоса развивающихся стран часто покупаются обещаниями кредитов, в основном связанными с далеко идущими планами усиления либерализации. <

Детали регламентирующих установок ВТО разрабатываются в ходе тайных переговоров никем не избираемыми должностными лицами в Женеве. Общественность не может наблюдать за разра­боткой соглашений и комментировать ее. Только в конце перего­воров национальные парламенты получают возможность ратифи­цировать объемистый сводный пакет документов.

ВСЕОБЩЕЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО СФЕРЕ УСЛУГ (GATS)

GATS призвано либерализовать сферу услуг, то есть подчинить ее законам конкуренции свободного рынка. Это касается не только банков, парикмахеров, женских консультаций и т.д., по и общест­венных служб, ответственных за обеспечение населения самым не­обходимым. Страны, подписавшие соглашение, можно заставить либерализовать школы, университеты, больницы, питьевую воду, общественный5 транспорт, почту, энергоснабжение и многое дру­гое. Это открывает путь к продаже всего этого частным концернам, которые могут получить огромные прибыли. Просто не подписать соглашение для бедных стран (в первую очередь, но ие только для них) означает масштабные торговые убытки и необходимость счи­таться с потерей международной финансовой помощи.

GATS вступило в силу одновременно с основанием - ВТО и единым пакетом было одобрено национальными парламентами. Но конкретные детали обговариваются только сейчас — при за­крытых дверях и без какого-либо Демократического контроля.

Тем не менее, некоторые из этих секретных бумаг все лее попали в руки критически настроенных организаций, таких как АТТАС и профсоюзы. Вопреки официальным обещаниям, НС требует от 72 стран либерализации водоснабжения. Для бедных стран это фактически означает, что все свои системы обеспечения питьевой водой они будут вынуждены отдать за бесценок таким концернам, как «Bechtel», «Suez» или «Vivendi Universal», поскольку государст­венные структуры этих стран никогда не смогут конкурировать с финансовой мощью концернов. Какие последствия ожидают при этом население, видно на примере волнений, произошедших в бо­ливийском городе Кочабамба. После либерализации и продалед американскому концерну «Bechtel»» цены на воду здесь в 2000 го­ду выросли вдвое. Дошло до всеобщей забастовки, против возму­щенного населения были брошены войска, но, в конце концов, го­родские власти снова национализировали водоснабжение. Тогда «Bechtel» во Всемирном банке предъявил Боливии иск о возмеще­нии ущерба в размере 25 миллионов долларов.

Если бы GATS к тому времени уже вступило в силу, то для та­кой страны, как Боливия, невозможно было бы отменить эту при- ватизацию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.