Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология педагогического общения




 

Чтобы научиться общению, нужно представлять его этапы (структуры) и то, какие умения нужны для каждого из них.

I этап: МОДЕЛИРОВАНИЕ педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап).

Этот этап требует знания особенностей аудитории:

- характера ее познавательной деятельности;

- вероятных затруднений;

- динамики и особенностей внутригрупповой работы.

Готовящийся к подаче материал должен быть мысленно представлен в ситуации предстоящего взаимодействия, продуман не только от своего лица, но и от лица школьников, и по возможности в разных вариантах.

Однако, этого мало. В педобщении на первом месте должны быть воспитательные цели, сориентированные на ученика. Поэтому, важно думать не только о том, как подавать материал, но и о том, как организовать совместную деятельность, заинтересовать, создать творческую атмосферу. Для этого педагогу необходимо развивать у себя следующие умения:

1. воображение: оно позволяет предвидеть ход, результаты, варианты предстоящей деятельности в упражнении «Диалог с портретом» – «поговорите» с воображаемым портретом кого-либо (директора, родителя, знаменитости) о предстоящем взаимодействии с классом. Ведите диалог и за себя и за портрет;

2. восприятие: от него зависит адекватность реакций между сторонами. Здесь важно руководствоваться поговоркой «Принимает человека таким, каков он есть» В качестве упражнения здесь можно использовать известную игру «Пойми меня»: команды языком жестов, мимики, рисунка и пр. передают друг другу какую-либо информацию. Задача – понять ее без слов.

3. распределение времени – оно позволяет увидеть каждого, уловить настроение для этого умения важно развивать внимание и наблюдательность (подберите игры, позволяющие этого достичь; они будут полезны не только вам, но и детям);

4. самообладание, умение владеть собой;

5. артистизм, или умение проявлять себя, перевоплощаться, скрывать или проявлять эмоции и отношение и т.п.

 

 

II этап – Организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия («коммуникативная атака»).

«Атака» говорит сама за себя: нужна техника быстрого включения класса в работу, нужно владеть приемами самопрезентации и динамического воздействия. Попробуйте выполнить следующие упражнения-ситуации:

упр.1. Вы пришли знакомиться с 5 классом. Перед Вашим приходом был урок физкультуры, ребята возбуждены. Смоделируйте и «проиграйте» коммуникативную атаку.

Упр.2. Вы пришли знакомиться с 7 классом. Они уже «отсидели 5 уроков, причем, на двух последних писали контрольные. Смоделируйте и «проиграйте» коммуникативную атаку.

 

III этап – управление общением в ходе педагогического взаимодействия.

Здесь необходимо владеть следующими умениями:

- искренне проявлять интерес к собеседнику

- поддерживать инициативу, а также слабые попытки школьников наладить общение

- организовывать диалогическое общение

- воспринимать и оценивать информацию

- корректировать свои действия с поправкой на реальные условия.

 

IV этап – анализ (самокоррекция), когда педагог анализирует свое общение с детьми и моделирует (на уровне установки) новое общение. На этом этапе соотносятся цели, средства, результаты общения.

 

Большую роль в развитии коммуникативных умений учителя играет педагогическая техника. Специалисты выделяют три языка общения:

- Речь: общение с помощью речи обеспечивает успех совместной деятельности. Речевой репертуар педагога должен быть настолько богат, чтобы имелась возможность свободно общаться на любом уровне (деловом, духовном, игровом);

 

- Язык тела. Педагога должен уметь «считывать» язык мимики, жестов, чтобы правильно ориентироваться в системе взаимодействия. Слова ученика не всегда адекватны ситуации, тогда как язык жестов соответствует истинным мотивам поведения. Педагогу важно уметь «читать» всю совокупность жестов, владеть «секретами» невербального общения;

-Язык «Я» (Самоценность). – внутреннее ощущение себя, переживание своего «Я». Для успешной работы самоценность педагога должна быть высокой. Любое общение есть совокупность всех трех языков.

Часто в педагогическом общении педагог бывает вынужден прибегать к этической защите. Назначение этической защиты заключается в том, чтобы отстоять свое достоинство от посягательств на него. Для педагога такие умения важны чрезвычайно, поскольку дети, в силу своих возрастных особенностей, порой причиняют боль человеку, даже не подозревая об этом, а лишь копируя чьи-то фразы, чье-то поведение.

При нарушении этики взаимоотношений каждый раз возникает парадоксальная ситуация: тот, кто ни в чем не виноват, - страдает, а обидчик, как правило, находится в более выигрышном положении. Этическая защита исправляет эту несправедливость, открывая возможность не только защиты как таковой, но и коррекции поведения партнера, и углубления взаимоотношений с ним. С позиции функционально-операционного подхода перечисленные возможности представляют собой функции, реализуемые педагогом в ответ на недостойное слово или действие ученика. Но рассмотрим все по порядку.

Первая функция — сохранение собственного достоинства в момент грубости, звучащей в наш адрес.

С помощью этой функции педагог выставляет заслон оскорблению, не слышит, не принимает его, подчеркнуто показывает ребенку невозможность такого обращения к себе и к человеку вообще. Операционно это может иметь следующий вид:

 

Операция «вопрос на воспроизведение» ставит обидчика в положение, когда, ссылаясь на то, что недослышали или были чем-то увлечены, его любезно просят повторить еще раз фразу, с которой он обращается, и тем самым нарушают логику его действий и подталкивают к поиску иных, более культурных форм обращения и поведения. Выглядит это так: «простите, я не расслышал…» и т.п. Здесь важно, чтобы не было никакой иронии, подтекста. В случае повторной грубости парадигма сохраняется, но интонационно высказывается уже более жестко, выражая подтекстом, что подобного обращения к себе человек не услышит никогда.

«Наивное удивление» тоже помогает сохранить достоинство, не допустить грубости в свой адрес. Пострадавший как бы недоумевает относительно формы обращения, содержания фразы, ее эмоциональной окраски: «Разве так бывает?», «Это вы мне?», «Разве так можно?». Большое значение для реализации этой операции имеет пластико-мимическое выражение. Оно должно соответствовать произносимой реплике и говорить о невозможности подобного характера общения между людьми, возможно, даже о сожалении и разочаровании в человеке, который проявляет себя таким образом.

Вторая функциякорректировка поведения партнера — осуществляется как продолжение и развитие первой функции. С нее нельзя начинать, это может вызвать агрессию и еще большой поток оскорблений. Особенно важна эта функция для педагога, взаимодействующего с ребенком, которому необходимо предложить иной способ поведения и общения. В этих целях могут быть использованы следующие операции.

«Ссылка на свои слабости» позволяющая инструментировать внешнее принятие вины на себя, что заставляет партнера менять свою точку зрения и вслед за оскорблением извиняться или говорить комплимент. Парадигма такой операции строится примерно так: «Я, наверное…», «Я, наверное, выгляжу усталой, и вы беспокоитесь о моем здоровье? Спасибо, что вы столь чутки ко мне. Но, может быть, женщине не следует говорить о ее внешности?» или «Я сегодня очень спешила и видимо что-то не сделала в своем макияже и я вас разочаровала?…».

«Окультированное воспроизведение» — это произнесенные фразы, повторяющей смысл, но оформленной культурно. Эта операция дает конкретный наглядный образец обращения в контексте возникшей ситуации. В качестве парадигмы здесь используется фраза «Если я вас правильно понял…». Например. Ученик выкрикивает: «Помедленнее!». Педагог отвечает: «Если я вас правильно понял, уважаемый Сергей, то вы хотели сказать: «Уважаемая Мария Ивановна, не могли бы вы еще раз повторить это предложение, а то я никак не успеваю?!» Разве я могу отказать вам в этой просьбе?»

Реализация третьей функции – «сохранение достоинства партнера» – развивает и углубляет взаимоотношение с ним, предоставляет ему возможность проявить себя иначе, на более высоком культурном уровне, реабилитироваться. Не сохранив достоинства партнера, перейдя на нравоучение или ответное оскорбление, учитель теряет собственное достоинство и провоцирует ребенка на дальнейшую грубость. Назовем и для этой функции две операции.

«Постановка мотива», осуществляемая путем оглашения доброго, вероятно, намерения ребенка, которое внешне приобрело иную форму. Фраза строится как утверждение позитивной направленности, с которой трудно не согласиться: «Ты, (вы) наверное, хотел…». Например, мальчик увидел у учительницы большой перстень и воскликнул: «Вот это да!» на что учитель среагировала: «Ты, наверное, хотел сделать мне комплимент и обратить внимание всех ребят на мой перстень? Я тронута вниманием, спасибо»

«Оправдание поведения» выглядит как расценивание поступка ребенка в доброжелательном смысле. Для этого используется следующие речевые формулы: «Конечно, всякий..», «На твоем месте я (мы) бы, наверное…»

 

Кроме перечисленных операций, для этической защиты могут быть использованы и более жесткие формы, применение которых требует больших психических затрат и одной, и другой стороной. Не использовав возможности легких и изящных операций этической защиты, педагог не имеет морального и профессионального права переходить к ним.

«Оставить человека наедине с собственным поступком» означает демонстративно прекратить (на какое-то время) отношения с ним, предварительно озадачив его оценкой собственного поступка или слов: «Вы, наверное, и сами не осознаете…», «Если Вы когда-нибудь сумеете понять…, то вам, наверное, будет неловко (стыдно)…» Важной деталью этой операции является физическое самоустранение от дельнейшего разговора, в противном случае придется отвечать на вопрос: «А что я такого сделал?».

«Противопоставление достоинств партнера его поведению» осуществляется как сравнение «Вы такой… а…» Кажущаяся легкость этой операции порой оборачивается сложностью отыскивания достоинства, особенно в момент напряженных отношений, поэтому фраза может иметь варианты: «Я считал вас..», «Вы производили впечатление…» и т.д.

«Великодушное прощение», или «царский подарок», выглядит как позволение подобного обращения с собой, но на самом деле жестко пресекает такую практику: «Если уж тебе так хочется…» с одной стороны, фраза содержит в себе разрешение, а с другой — ее подтекст категорически накладывает табу, обозначая перспективу развития отношений.

 

Перечисленные операции не исчерпывают всего многообразия способов этической защиты. Какие-то из них носят индивидуальный характер, какие-то более общий. Внимательное отношение к жизни, литературе, кино позволит педагогу обнаружить бесконечное множество этических форм защиты своего достоинства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.