Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подходы к изучению редакции и журналиста




Направления социологического изучения редакций и журналистов

 

Приведем в более строгий вид направления изучения редакционной деятельности, о которых частично говорилось в обзоре тенденций развития и результатов социологических исследований. Редакция и журналист являются элементами (участниками) сложной системы информационных отношений в обществе. В нее, наряду со СМИ, входят общество, управляющие структуры, средства распространения информации. Как и каждый другой элемент, СМИ могут выступать то субъектом, то средством, то объектом информационного взаимодействия – в зависимости от того, какой момент (фазу) взаимодействия мы рассматриваем в настоящий момент[38][38].

Интересующий нас участник отношений – СМИ и входящие в эту структуру редакция и журналист – изучаются с различных сторон, а также различными социологическими методами. Структурно-функциональные подходы к анализу представлены в матрице (табл. 1).

 

Таблица 1.

 

Структура и деятельность СМИ Система СМИ Средство информации, вид прессы, ТВ, РВ Редакция Журналист
Субъект деятельности: – структура, строение – характеристики        
Деятельность: –функции, цели, задачи – принципы, характеристики – направления, содержание, в том числе взаимоотношения с участниками информационных процессов – средства, методы, формы – продукт, результат, текст        
Условия деятельности: – социально-политические – экономические – профессионально-творческие – материально-технические – психологические – рекреационные        

 

Таким образом, социологическими методами изучаются следующие объекты.

 

Субъект деятельности:

 

ü ü система и структура СМИ, типология определенных средств информации и конкретных видов печати, телевидения, радиовещания, сетевых медиа, информационных служб;

ü ü структура и система взаимоотношений в конкретном редакционном коллективе, творческий и психологический климат, стиль руководства редакцией, штатная структура и т.п.;

ü ü личность журналиста в совокупности социально-демографических, профессионально-творческих и личностно-психологических характеристик, профессионально-социальных ориентации.

 

Деятельность:

 

ü ü системы СМИ в целом (общественные потребности в информации – функции, цели – закономерности и принципы – направления и методы – совокупность текстов);

ü ü отдельных средств информации, отделов и служб (цели, задачи – содержание и формы – продукт); виды (литературно-информационная, редакторская, программирующая, организаторская, связи с общественностью, выпуск издания или передачи, работа с письмами и авторами, рекламно-коммерческая, управленческая);

ü ü журналиста (мотивация, цели, задачи, роли, статус, тематическая и жанровая специализация); виды и этапы (планирование, сбор информации, создание текстов, работа с письмами и авторами, участие в производственной и коммерческой деятельности редакции).

 

Взаимоотношения:

 

ü ü с другими участниками информационного процесса (властями, социальными институтами, партиями и общественными движениями; с владельцами, учредителями, издателями, распространителями, рекламодателями и спонсорами, а также с аудиторией и общественным мнением).

 

Условия деятельности:

 

ü ü в широком аспекте – совокупность социально-политических, экономических, духовных процессов и условий жизни общества;

ü ü в узком спектре – материально-техническая база редакций (помещение, техника, оборудование и др.); финансовое положение, система оплаты труда; укомплектованность кадрами, их профессиональная квалификация (включая подготовку и переподготовку кадров); организация рабочего времени и распорядок дня в редакции и дома.

 

Создание нормальной психологической, творческой обстановки в редакции, условий для отдыха и восстановления работоспособности, забота о безопасности журналиста, психологическая помощь – эти аспекты деятельности СМИ сегодня нуждаются в особом внимании социологов и психологов в связи с тем, что журналистика стала одной из самых стрессогенных и опасных профессий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.