Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опыт компромиссов




Персоналистские режимы

Президентские республики на постсоветском пространстве имеют ярко выраженный персоналистский характер. Этому способствуют и такие методы, как продление полномочий без выборов (Каримов в Узбекистане и Назарбаев в Казахстане в 1995 году), снятие ограничения на число президентских сроков (Назарбаев в Казахстане, Алиев-младший в Азербайджане, Лукашенко в Белоруссии), разрешение президенту баллотироваться на четыре срока (Рахмон в Таджикистане). Сюда же следует отнести продление сроков полномочий президента (до семи лет в Узбекистане, до шести лет в России) и снятие предельного возрастного ценза для глав государств, введенного в качестве реакции на засилье геронтократии в СССР (Россия при Ельцине, Казахстан, Таджикистан). Крайним случаем выступает допущение пожизненного президентства (Туркмения при Ниязове). В 2011 году парламент Казахстана проголосовал за продление срока полномочий Назарбаева до 2020 года, однако президент избрал другой вариант: четвертые выборы с получением подавляющего большинства голосов (тогда поправки в Конституцию опротестовал Конституционный совет).

Зато в 2010 году Назарбаев был провозглашен “лидером нации”, который наделяется властными полномочиями, не зависящими от статуса президента (согласование разрабатываемых инициатив по основным направлениям внутренней и внешней политики государства), а также вместе с членами семьи освобождается от уголовной ответственности.

Украинская политика вообще отличается наличием большого количества компромиссов, многие из которых носят закулисный характер и напоминают не современную демократию, а “прокуренные комнаты”, в которых определялись кандидаты в президенты США в 1920-е годы. Драматичная судьба Юлии Тимошенко, дважды оказывавшейся в заключении, свидетельствует не только о ее политических перспективах, но и о ярко выраженном “нонконформизме”, отличающем этого политика от большинства коллег. Показательно, что именно Тимошенко и Луценко настояли на аресте в 2005 году Бориса Колесникова, одного из ближайших соратников миллиардера Рината Ахметова, спонсирующего Партию регионов. Дело тогда было закрыто, а президент Ющенко, склонный к компромиссам с “восточными” элитами страны, даже наградил Колесникова орденом. После победы Януковича Тимошенко и Луценко оказались в тюрьме, Ющенко претензии в нарушении законов не предъявлялись, а Колесников стал вице-премьером.

Еще более сложным было постсоветское развитие Таджикистана, где несколько лет продолжалась гражданская война между светскими (“кулябцы”) и исламистскими (“памирцы”) вооруженными силами. В 1997 году было достигнуто соглашение о национальном примирении, предусматривавшее выделение исламистам квоты в государственных учреждениях и силовых структурах. В последующем в стране было немало конфликтов, а исламисты постоянно обвиняли Рахмона в нарушении принципов демократии. Однако военные действия не возобновились – и, следовательно, компромисс, в рамках установленных почти полтора десятилетия назад соглашений выдержал испытание на прочность.

В Армении в президентства Кочаряна и Саргсяна ведущую роль в правительстве играет Республиканская партия Армении, однако она регулярно вступает в союз с другими политическими силами. В 2007 году участниками коалиционного правительства, вместе с республиканцами, стали партия “Процветающая Армения”, созданная харизматическим лидером и крупным бизнесменом Гагиком Царукяном, а также старейшая армянская партия “Дашнакцутюн”, которая, впрочем, через два года перешла в оппозицию из-за намечающейся нормализации отношений с Турцией. Зато к коалиции в 2008 году присоединилась партия “Оринац Еркир”. В то же время вне парламента остается самая влиятельная оппозиционная сила – Армянский национальный конгресс во главе с первым президентом республики Тер-Петросяном. Эта партия была создана уже после парламентских выборов в результате объединения ряда мелких оппозиционных политических партий. В связи с этим особый интерес представляют предстоящие в 2012 году парламентские и в 2013 году президентские выборы, на которых конкуренция может быть более острой, чем раньше. Тем более, что не исключено возвращение в политику экс-президента Кочаряна. Но и после этих выборов победителю, видимо, придется выстраивать коалиции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.