Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль родителей




Пока дети растут и постепенно становятся взрослыми, родители могут помочь им в этом процессе или нанести непоправимый вред их личности в каждом аспекте данной им власти.

Сила

Сила, которая нужна ребенку, чтобы позже принять на себя обязанности взрослого, берет свое начало в раннем отождествлении себя со взрослыми. Если проявление родительской силы было нежным, теплым и искренним, но в то же время и решительным, ребенок воспринимает эту силу личности как хорошее качество. Если родители проявляли силу по отношению к ребенку пассивно или, наоборот, сурово, тогда у ребенка формируется смешанное мнение об этой силе.

С одной стороны, если пример силы в жизни ребенка был пассивным, он не научается ощущать собственную силу, и это может нанести непоправимый урон уже во взрослой жизни. Иисус призывал нас, чтобы мы могли противостать злу, но если ребенок не представляет, как это "противостать", как он может научиться этому? Он чувствует себя взрослым, но может проявить только тот запас силы, который получил от своих родителей. (Ребенок принимает в свой внутренний мир такой запас силы, который он видел в личности родителей, а не силы, проявляемой в процессе родительского управления.) Он ощущает себя слабым, если общается с доминирующей личностью, и достаточно сильным, если общается со здоровой личностью с нормальным запасом внутренней силы.

С другой стороны, если сила родителя приобретает форму жестокости, в ребенке рождается ненависть к силе вообще, и он не может принять ее без личностного конфликта. В Новом Завете так говорится об этом:

"Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. "Почитай отца твоего и мать", это – первая заповедь с обетованием: "Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле". И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем" (Еф. 6:1-4).

"Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали" (Кол. 3:20,21).

Эти два отрывка четко определяют роли родителя и ребенка. Ребенок должен слушаться своих родителей, а родитель не должен вызывать гнев ребенка или разочаровывать его. Ребенок не примет личностные качества того, кого он ненавидит. Ему нужно развивать в себе силу, увеличивать знания о внешнем мире и влияние на него, чтобы применить их во взрослой жизни. Если этого не произошло в детском возрасте, тогда человеку очень трудно овладеть собственной жизнью и подчиниться Богу.

Ральфу было двадцать восемь лет, когда он пришел ко мне на прием. Его увольняли практически с каждого места работы, на которое он устраивался.

– Почему это происходит? – спросил я его.

– Ну, эти ребята всегда хотят приструнить меня, как будто я никто. Я не могу переносить, когда со мной так обращаются. Поэтому я говорю себе: "Я покажу им", и я так и делаю.

– Но обычно это стоит тебе работы. Разве не стоит задуматься? – спросил я.

– Да, конечно стоит, – сказал он с уверенностью. – Я не стану кланяться им и делать то, чего хотят они. Никто не сделает этого со мной еще раз.

– Не сделает чего? – спросил я.

Ральф начал трястись от гнева. Он рассказал, сколько лет он терпел оскорбительное обращение своего авторитарного отца. Научившись люто ненавидеть всехлюдей, обладающих властью, Ральф так и не понял, как нужно подчиняться им. Он также не знал, как иметь власть над собственной жизнью. Он остался маленьким мальчиком, борющимся с властью своего отца.

После долгой и упорной работы Ральф смог разрешить свои проблемы с людьми, обладающими властью. Вначале он понял, как избавиться от переполняющего его гнева в адрес отца, затем стал применять навыки подчинения некоторым пожилым людям. С Божьей помощью он стал взрослым и принял на себя ответственность за свою жизнь.

Майкл проявлял противоположную реакцию на своего отца. Он всегда пассивно подчинялся ему и полностью отверг свою собственную внутреннюю силу. Когда какой-либо мужчина требовал сделать что-либо, он безропотно выполнял это. Его жизнь протекала достаточно мирно, пока к тридцати годам он не стал уставать от ощущения опасности и запутанности. Он на самом деле потерялся во взрослой жизни.

В группе терапии Майкл встретил нескольких сильных и поддержавших его мужчин. Около года он избегал конфликтных ситуаций с другими, но, в конечном итоге, смог бросить им вызов. Он понял, что может ответить и не почувствовать при этом себя наказанным ребенком.

Он стал участвовать в спортивных соревнованиях и ощущать себя уверенным в этой деятельности. Он больше не боялся победить, как это было в прошлом. Он нашел людей, чье чувство собственного достоинства могло это выдержать. Приобретенное чувство уверенности в себе обнаружило себя и в мире бизнеса, и, в конечном итоге, Майкл рискнул перейти на новую работу. Пройдя долгий путь, вступая в споры и борьбу с авторитетными людьми, Майкл поборол прошлый страх властного отца.

Решение Майкла пассивно выполнять любое требование и агрессивная реакция Ральфа были одинаково неверными и разрушительными. Ни один из них не принял на себя роль взрослого, потому что их отцы пренебрегли Божьим повелением. Один раздражал своего сына; другой позволил своему сыну впасть в уныние.

Компетентность

В процессе взросления у ребенка должно быть достаточно возможностей приобретать все больше знаний о внешнем мире, родители должны поддерживать этот процесс. Кроме того, родители должны быть примером компетентности для ребенка, чтобы он перенял от них представление о том, как ценны для человека работа и деятельность. Дети отождествляют себя с положительной моделью взрослого и учатся тому, что "исполненное желание – бальзам для души". Они должны брать пример со своих родителей, в процессе этого им надо учиться достигать совершенства, развивать самооценку и хвалить кого-либо помимо самих себя.

Ребенок развивает компетентность тогда, когда его индивидуальная сила и таланты признаются и поддерживаются его родителями. Один молодой человек, пришедший ко мне на прием, рассказывал, как он часами отрабатывал приемы в бейсболе, а его отец проходил мимо и ни разу не обронил ни слова. Когда он хотел сделать что-нибудь новое, отец реагировал на его идеи таким образом, что это напоминало ледяной душ, сразу же гасящий огонь. В ранней юности, когда ему нужно было, наконец, начать самостоятельную жизнь и встретиться с внешним миром, сама мысль об этом ввергала его в депрессию. Он был переполнен противоречивыми чувствами: у него не было образа поддерживающего родителя, который подбодрил бы его и который верил бы в его силы. Отец не развил в нем ощущение компетентности.

Чтобы ребенок развивал свои способности, должна появиться возможность. Ребенку надо чувствовать, что, когда он пытается научиться чему-нибудь новому, он поступает хорошо. Родители должны по достоинству оценивать усилия ребенка и предоставлять ему все необходимое, чтобы он мог перейти на следующий уровень. Например, если мальчик учится играть в бейсбол, ему не нужна самая лучшая и самая дорога бейсбольная бита, но было бы неплохо, чтобы у него была подходящая бита для тренировок. Если ребенок знает, что он может узнавать новое, вся его жизнь пойдет как по маслу. У таких детей развивается самое основное – уверенность в своей способности выполнять задания. Это означает ощутить взрослость.

Исправление

Как мы отметили раньше, взаимоотношения между идеальным и реальным "я" должны быть построены на любви и принятии. Правильное воспитание должно следовать этим указаниям; так же и Бог поступает с нами. Ребенок, с которым обращаются сурово и наказывают за ошибки, начинает бояться пробовать что-либо новое. Страх неудачи часто берет свое начало в раннем детстве, когда строгий родитель делал выговор за любую ошибку.

Отношение Бога к нам, когда мы учимся чему-либо, иное. В Послании к Евреям сказано, что научение – это процесс ("навыком приучены" – Евр. 5:14); поэтому Бог работает с нами только тогда, когда мы постоянно приобретаем новые знания. Когда дети приобретают новые навыки, родителям нужно относиться к ним с пониманием и терпением. Если мы поступаем именно так, тогда детям будет нравиться начинать что-нибудь новое.

В Послании к Евреям так говорится о власти, которая с любовью относится к пребывающим в процессе возрастания:

"Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим; потому что и сам обложен немощью" (Евр. 4:15 – 5:2).

Наш Первосвященник (Иисус) мягко исправляет нас, потому что Он снисходит к нашим слабостям и понимает их. Если родители следуют примеру Христа, тогда научение будет радостным жизненным опытом.

Власть, присущая положению

Управлять можно только из положения, предоставляющего власть и доверие. Только потому что дети доверяют управление своим родителям, родители могут применить свою власть, когда это необходимо, и добиться повиновения. Родители являются примером для своих детей, и дети пытаются отождествлять себя с родительской властью.

В истории Адама и Евы Бог управлял ими, потому что они доверились Ему. Кроме того, Он дал им право управлять миром. Когда их поведение вышло за определенные рамки, Он показал им силу Своего управления. В результате наступили неотвратимые последствия их поведения. Это показывает, какой была всегда власть Бога во вселенной и какой она останется на грядущие века. Человечество и небесное воинство усвоили, что, если Бог сказал что-то, так оно и будет.

Дети, которые воспитываются в семье, где власть не имеет силы, не научаются ни уважать власть, ни отождествлять себя с ней. В соответствии с научными исследованиями, люди, которым чаще всего подражают, обладают следующими характеристиками: они проявляют теплоту и любовь; у них есть что-то общее с тем, кто подражает; они не совершенны, но владеют жизнью на должном уровне; и они осознали и приняли данную им силу.

Поэтому детям в процессе их развития нужны родители, которые, обладая властью, обладают и силой своего родительского управления. Приобретенное уважение позволит ребенку подчиняться родителям вследствие нормального чувства "страха" – страха, основанного на любви. Сила, обладающая любовью, является наилучшей силой, с которой ребенок может отождествиться, и большая часть этой силы берет свое начало не столько в личных качествах родителей, сколько в их умении управлять. Растущее чувство уважение к родительскому управлению закладывает в ребенке основу для уважения закона, высших и церковных властей (Рим. 13:1).

Это также даст им возможность выполнять поручения вышестоящих независимо от того, какое место они будут занимать в жизни – лидера церкви, заводского рабочего, президента компании или строителя. У них формируется представление о том, что значит подчиниться управлению или принять на себя управление.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.