Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей 70 страница




Такое регулирование не может расцениваться как не совместимое с принципом равенства, гарантируемым ст. 19 Конституции Российской Федерации. Данный конституционный принцип, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, в частности в Постановлении от 27 декабря 1999 г. по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, в том числе вводить особые правила, касающиеся условий реализации трудовых прав и прав в области пенсионного обеспечения, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям и требованиям.

Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" обеспечивает лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу и имеющим право на пенсию за выслугу лет, равные правовые условия реализации данного права. В соответствии с ч. 1 ст. 6, ст. ст. 53 и 57 всем этим лицам при прекращении службы гарантируется назначение пенсии за выслугу лет со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого выплачено денежное довольствие при увольнении, а также ее выплата в полном размере независимо от наличия у пенсионера заработка или другого дохода (за исключением надбавок к пенсии, предусмотренных для неработающих пенсионеров).

Пенсионеры, вернувшиеся на военную или правоохранительную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), также находятся в равном положении - выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются в том числе исходя из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет. В частности, согласно Федеральному закону "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячно выплачивается надбавка за выслугу к окладам денежного содержания, размер которой увеличивается по мере увеличения выслуги - она составляет 70 процентов оклада денежного содержания при выслуге 25 лет и более (п. 6 ст. 13). В случае продолжения службы соответствующий период также подлежит зачету в выслугу лет, и при последующем увольнении выплата пенсии возобновляется исходя из той выслуги, которую они приобрели на день последнего увольнения.

Действующее правовое регулирование материального обеспечения лиц, ушедших с военной службы или службы в правоохранительных органах, при достижении выслуги лет оставляет в принципе на их усмотрение решение вопроса, продолжать службу (в том числе заново поступая на нее по контракту после увольнения) или, уволившись по достижении выслуги лет и истечении срока контракта, поступить на работу, заняться иной деятельностью, не связанной с военной или правоохранительной службой.

Поскольку у граждан, имеющих необходимую для назначения пенсии выслугу на военной и (или) правоохранительной службе, сохраняется равенство возможностей в выборе (продолжить службу или оставить ее и получать полагающуюся им пенсию), связанные с таким свободным выбором различные правовые последствия, обусловленные дифференциацией в правилах выплаты пенсии за выслугу лет лицам, уволившимся с военной службы или службы в правоохранительных органах, и вновь поступившим (вернувшимся) на службу после увольнения, в части, касающейся права на получение назначенной пенсии за выслугу лет, не могут рассматриваться как нарушающие равноправие, гарантированное ст. 19 Конституции Российской Федерации, и ограничивающие право на свободу труда, закрепленное ст. 37 (ч. 1) Конституции Российской Федерации. Не являются в данном случае дискриминационными по своему характеру и обусловленные спецификой военной и правоохранительной службы и особым статусом лиц, ее несущих, различия в условиях реализации гражданами права на получение трудовой пенсии по старости и пенсии за выслугу лет.

Предоставление лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, права получать пенсию за выслугу лет, которая назначается и выплачивается им независимо от возраста при условии прекращения службы, направлено в том числе на защиту от риска утраты или снижения профессиональной трудоспособности в результате длительной службы; пенсия за выслугу лет назначается без ограничения каким-либо сроком и выплачивается в полном размере в период любой иной трудовой деятельности, как и всем другим пенсионерам. В силу этого оспариваемое положение не может рассматриваться и как ограничивающее конституционное право таких лиц на социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).

В случае призыва на военные сборы лица, уволенного с военной службы, получающего ежемесячное социальное пособие или оклад по воинскому званию, выплата указанных пособия или оклада приостанавливается на срок прохождения военных сборов.

При этом период прохождения военных сборов засчитывается в общий срок выплаты ежемесячного социального пособия и оклада по воинскому званию.

34. В выслугу лет для назначения ежемесячного социального пособия засчитываются в календарном исчислении следующие периоды военной службы:

а) военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, внутренних и железнодорожных войсках, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, войсках гражданской обороны, других созданных в соответствии с федеральным законодательством воинских формированиях Российской Федерации, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, в Советской Армии, Военно-Морском Флоте, иных воинских формированиях и органах государственной безопасности бывшего СССР;

б) время работы офицеров в органах государственной власти, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением их на военной службе либо в кадрах (действующем резерве) министерств внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего СССР;

в) военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции) других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав этого Содружества, с которыми Российской Федерацией либо бывшим СССР заключены соглашения (договоры) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции) их службы в других государствах;

г) служба в качестве военных строителей в военно-строительных отрядах и частях (в том числе в период с мая 1955 г. по март 1965 г.);

д) время нахождения на практической летной подготовке лиц, призванных на военную службу и обучавшихся на офицеров запаса летного состава в системе ДОСААФа и РОСТО, - не ранее чем с 1 января 1961 г.;

е) время прохождения военных сборов - не ранее чем с 1 марта 1993 г.;

ж) время содержания под стражей, время отбывания наказания в местах лишения свободы и нахождения в ссылке (высылке) военнослужащих (в том числе проходивших военную службу по призыву), лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, а также время, в течение которого они были задержаны после отбытия наказания для работы в исправительно-трудовых лагерях и колониях без права выезда. Данный пункт не распространяется на лиц, высланных в административном порядке из запретных, режимных местностей и пограничной полосы в порядке осуществления паспортного режима, а также на лиц, находящихся на спецпоселении;

з) время перерыва после 1 января 1993 г. в службе военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в предусмотренных законодательством случаях незаконного увольнения их со службы и последующего восстановления на службе.

35. В соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями) военнослужащим, уволенным с военной службы и признанным в установленном порядке безработными, начисляется пособие:

- в первом (12-месячном) периоде выплаты:

в первые три месяца - в размере 75 процентов их денежного довольствия, исчисленного за последние три месяца по последнему месту службы;

в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов;

в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;

- во втором (12-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации. На 2005 г. минимальный размер - 720 руб., максимальный размер - 2880 руб. установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2004 г. N 591.

Пособие по безработице военнослужащим, уволенным с военной службы без права на пенсию, назначается со дня их регистрации в службе занятости в качестве безработных. По данному вопросу также издано указание Федеральной службы занятости России "О пособии по безработице военнослужащим, уволенным с военной службы без права на пенсию" от 30 марта 1994 г. N ВГ-3-8-14.

Военнослужащим, уволенным с военной службы без права на пенсию и признанным в установленном порядке безработными, назначается пособие по безработице (стипендия) вне зависимости от получения ими ежемесячного социального пособия или оклада по воинскому званию за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.

Выплата пособия по безработице не производится в периоды:

- отпуска по беременности и родам;

- выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;

- призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

В указанных выше случаях общий период безработицы продлевается.

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях:

- неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;

- отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Согласно п. 3 ст. 23 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку имеют безработные граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы.

 

Комментарий к пункту 5 статьи 23

 

36. Данный пункт конкретизирует положение ст. 170 ТК РФ, в соответствии с которым работникам, привлекаемым к выполнению воинских обязанностей, предоставляются гарантии и льготы, предусмотренные законодательством.

Военнослужащие, проходившие военную службу по призыву, в течение трех месяцев после увольнения с военной службы имеют право поступления на службу в государственные организации, в которых они работали до поступления на военную службу по призыву.

Военнослужащие, проходившие военную службу по призыву, и офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, кроме этого, имеют право на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу, т.е. равноценную должность. Равноценной считается такая должность, которая соответствует прежней должности по квалификации, условиям труда и его оплате, а также по объему предоставляемых в связи с ее выполнением льгот и преимуществ в области рабочего времени и времени отдыха, социального страхования, социально-культурного и жилищно-бытового обслуживания.

37. Зачет времени военной службы в стаж непрерывной работы, учитываемый при выплате вознаграждения по итогам годовой работы, может быть произведен только в случае, если это оговорено в положении о порядке и условиях выплаты вознаграждения, утверждаемом руководителем предприятия по согласованию с выборным профсоюзным органом с учетом мнения трудового коллектива. Этим же положением должен быть определен порядок выплаты вознаграждения работникам, проработавшим неполный календарный год.

38. Время военной службы в непрерывный стаж работы засчитывается при условии поступления на учебу или работу в течение одного года после увольнения с военной службы (исключения из списков личного состава воинской части), а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 25 и более лет в льготном исчислении, - независимо от перерыва.

39. В соответствии со ст. 179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается категориям граждан, указанных в ч. 2 ст. 179 ТК РФ, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества.

В соответствии с комментируемым пунктом преимущественное право на оставление на работе при сокращении штата работников предоставляется гражданам, уволенным с военной службы, по работе, на которую они поступили впервые.

40. В условиях перехода многих, в том числе государственных, образовательных учреждений на платное обучение бесплатное приобретение профессионального образования является льготой граждан, уволенных с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, перед другими гражданами.

Постановлением Правительства Российской Федерации "О создании системы профессиональной ориентации, переподготовки, трудоустройства и социальной адаптации военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы" от 25 ноября 1994 г. N 1300 поручено:

- Министерству образования Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации создать необходимые условия для обучения военнослужащих, проходящих службу по контракту, без освобождения от исполнения служебных обязанностей, граждан, проходивших военную службу по контракту и уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в том числе уже имеющих образование соответствующего уровня, в государственных образовательных учреждениях профессионального образования с выделением определенного количества мест для целевого приема указанных лиц;

- Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, другим министерствам и ведомствам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, создать условия для поступления в гражданские образовательные учреждения для военнослужащих, нуждающихся в дополнительном образовании в связи с предстоящим увольнением в запас.

Министерству обороны Российской Федерации, другим министерствам и ведомствам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, разрешено военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в год увольнения с военной службы приурочивать основной и дополнительный отпуск к периоду обучения по программе приобретения гражданской специальности.

Согласно п. 5 указанного Постановления особое внимание следует уделять переподготовке бывших военнослужащих, проходивших военную службу за границей, в районах Крайнего Севера и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, вынужденных изменять место жительства по окончании военной службы, имеющих профессиональную квалификацию только военного профиля, и других лиц, испытывающих трудности при трудоустройстве после увольнения с военной службы.

41. В целях обеспечения социальной защищенности граждан, уволенных после прохождения военной службы по призыву, Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке предоставления гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством" от 25 ноября 1998 г. N 1394 (с изменениями) установлена материальная помощь на первоначальное обзаведение хозяйством гражданам, работавшим до призыва на военную службу и принятым в течение года на прежнее место работы впервые после увольнения с военной службы. Указанная материальная помощь предоставляется организациями, финансируемыми в бюджетном порядке, за счет и в пределах ассигнований, выделяемых на оплату труда, а другими организациями - за счет собственных средств.

Материальная помощь на первоначальное обзаведение хозяйством предоставляется не позднее 3 месяцев после принятия на работу гражданина по его личному заявлению в размере, устанавливаемом организацией по согласованию с соответствующими выборными профсоюзными органами, но не менее 500 руб.

В Вооруженных Силах Российской Федерации по данному вопросу действует Приказ Министра обороны Российской Федерации от 31 декабря 1998 г. N 596. В воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации, финансируемых в бюджетном порядке, выплата материальной помощи производится в размере 500 руб.; в других организациях - в размере не менее 500 руб.

В Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации и Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации материальная помощь на первоначальное обзаведение хозяйством выплачивается в соответствии с Приказом Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 9 января 2002 г. N 2.

42. Порядок зачета отдельных периодов работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих центральных органов военного управления, а также в стаж работы работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности этих органов, дающих право на установление ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу, установлен Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 982 и Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 октября 1997 г. N 54. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 1998 г. N 360 утверждена Инструкция о порядке применения в центральных органах военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации отдельных норм Указа Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 982 и Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 октября 1997 г. N 54.

В соответствии с п. 2 указанной Инструкции в стаж государственной службы и стаж работы включаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие периоды военной службы:

а) в Вооруженных Силах СССР, органах и войсках Комитета государственной безопасности СССР, Министерства внутренних дел СССР - по 31 декабря 1991 г.;

б) в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации и создаваемых на военное время специальных формированиях.

Время военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах засчитывается в стаж государственной службы и стаж работы гражданского персонала из расчета один день военной службы за один день работы, а военной службы по призыву - один день военной службы за два дня работы.

Военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, один день участия в боевых действиях или выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов, а также один день нахождения в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий или заболеваний, полученных во время участия в указанных действиях или конфликтах, засчитывается за два дня военной службы по призыву.

Продолжительность действительной военной службы военнослужащего до 1 марта 1993 г. включается в общую продолжительность его военной службы.

В стаже государственной службы федеральных государственных служащих сохраняются периоды работы (службы), которые были включены в установленном порядке в указанный стаж для выплаты надбавки за выслугу лет к должностному окладу до установления порядка оплаты труда в соответствии с вышеназванным Приказом.

Решением Министра обороны Российской Федерации в стаж государственной службы федеральных государственных служащих центральных органов военного управления, дающий право на установление ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу, кроме периодов работы (службы), установленных Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 982, в порядке исключения могут включаться иные периоды работы (службы), опыт и знания по которой необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной службы.

Ходатайства о включении указанных периодов работы (службы) в стаж государственной службы представляются Министру обороны Российской Федерации руководителями центральных органов военного управления через Управление труда и заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации с обоснованием этой необходимости и приложением соответствующих подтверждающих документов.

Стаж государственной службы и стаж работы гражданского персонала центральных органов военного управления и размер выплачиваемой им надбавки за выслугу лет к должностному окладу определяются комиссиями по установлению трудового стажа, создаваемыми в этих органах. Решения комиссий объявляются приказами руководителей этих органов.

43. Порядок установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате гражданам, проходившим военную службу (работавшим) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены районный коэффициент и процентные надбавки к оплате труда, при поступлении на работу в этих районах и местностях определен Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда" от 26 июня 1999 г. N 692 и Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации "Об утверждении разъяснения "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Тува, Республике Хакасия" от 16 мая 1994 г. N 37 (с изменениями).

Вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации установлено, что с 1 января 1998 г. срок военной службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к оплате труда, засчитывается гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы, а также по основаниям, предусмотренным подп. "а", "г" и "д" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в трудовой стаж в календарном исчислении независимо от продолжительности перерыва для получения ими процентной надбавки к оплате труда при поступлении на работу в этих районах и местностях.

В случае увольнения указанных граждан с работы и последующего их поступления на работу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями срок военной службы засчитывается в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда независимо от срока перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений.

Исчисление суммарного стажа работы для получения процентной надбавки к оплате труда с зачетом срока военной службы осуществляется на основании выданных воинскими частями по последнему месту военной службы справок об основаниях увольнения и сроке военной службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями. Приказом МВД России от 20 февраля 2002 г. N 154 утверждена единая форма справки об основаниях увольнения и прохождении военной службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями во внутренних войсках МВД России.

Ранее перерыв между увольнением с военной службы и поступлением на работу не должен был превышать шести месяцев.

44. Согласно ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора с одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 16 лет, по инициативе работодателя не допускается, за исключением увольнения по п. 1, подп. "а" п. 3, п. п. 5 - 8, 10 и 11 ст. 81 ТК РФ. Комментируемым Законом предоставлено преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников одиноким матерям военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву.

Согласно законодательству и сложившейся практике к одиноким матерям относятся:

- родившие и воспитавшие детей вне брака;

- женщины, ранее пребывавшие в браке, если они имеют детей, родившихся от другого лица до или после расторжения брака или смерти мужа, при условии, что в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце либо запись сделана в установленном порядке по указанию матери.

Не признаются одинокими, а следовательно, не имеют права на указанную льготу женщины, воспитывающие детей в неполной семье, т.е. после расторжения брака с отцом ребенка, а равно не состоящие в браке и воспитывающие ребенка, отцовство которого установлено в судебном порядке или признано добровольно.

 

Комментарий к пункту 6 статьи 23

 

45. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1997 г. N 674 одобрена представленная Министерством труда и социального развития Российской Федерации Программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов), подлежащих увольнению в запас или отставку, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей в местах их компактного проживания.

Программой предусмотрено создание на базе существующих учебных центров Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств головных региональных учебных центров, а в качестве их филиалов - учебных центров в местах компактного проживания военнослужащих (не менее чем в 43 военных городках). Их задачами являются:

- организация контактов с командованием воинских частей, соединений, военных комиссариатов, представителями местных органов власти, а также с руководством предприятий, организаций и учреждений различных форм собственности в целях получения информации для реализации вышеназванной Программы;

- заключение договоров с вузами и региональными органами службы занятости в целях реализации права на оказание военнослужащим, подлежащим увольнению в запас или в отставку, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей услуг по переподготовке и трудоустройству в соответствии с действующими законодательными и нормативными правовыми актами;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.