Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкурирующие резонаторы




Пресыщение.

Четыре причины опустошенности.

Причина отсутствия вкуса к жизни (интереса, стремления к новому) - в пресыщении. Здесь полная аналогия с пресыщенным гурманом. Пресыщение ("Все надоело!") - результат неспособности находить новые блюда и, что более важно, в знакомых - новые оттенки вкуса.

При пресыщении модель мира находится в устойчивом состоянии. Внутренних импульсов к ее развитию (например, актуальных вопросов) нет. Внешние отторгаются, так как каналы восприятия закупорены.

Причина пресыщения в "непереваренности" имеющихся впечатлений, которые в ожидании обработки забивают "буферную зону" ("желудок"). В этом хандра ("английский сплин") Онегина похожа на состояние завзятого двоечника, которого учителя засыпают ненужной ему информацией.

Содержание, извлекаемое из впечатлений при "переваривании ", выводит модель мира из равновесия (например,

  • обнаруживает неполноту знания,
  • ставит новые вопросы и т.д.) и,

таким образом, обеспечивает энергию для ее развития, которая субъективно переживается как жажда впечатлений, интерес и т.п.

Когда обработка уже имеющихся впечатлений "пробуксовывает" и не приводит к извлечению содержания, она все равно отвлекает интеллектуальный ресурс.

В результате его не хватает для приема новых впечатлений.

2.Духовная глухота. Настройка и истощение.

И в эстетических, и в религиозных чувствах проявляетсявосприятие духовной энергии, которое требует настройки себя на частоту ее колебаний ("вибраций").

Разные резонаторы в человеке воспринимают разные частоты вибраций:

низкие частоты грубой материи физического мира и

высокие частоты тонкой материи духовного мира.

Но одновременно может работать только одна группа - резонаторы конкурируют между собой.

Настройка состоит в активизации тех резонаторов (обнажении тех пластов индивидуальности), которые созвучны духовному содержанию, и в подавлении активности резонаторов, созвучных более грубому содержанию (например, реагирующих на прагматическую полезность).

Для настройки, естественно, необходим

отказ от конкурирующих форм активности.

Во-первых, от активности, не связанной с восприятием.

Во-вторых, от восприятия грубых энергий.

Если сделать этого не удается,

отсутствие духовной энергии ведет к истощению.

Результат восприятия определяется двумя факторами:

  • привычным состоянием разных резонаторов (т.е. тем, какие из них обычно задействованы, а какие нет) и
  • качеством сигнала.

Если вся жизнь состоит из борьбы за существование и глотания культурного ширпотреба, в которых духовные резонаторы не задействованы, то включить их вместо обычно работающих "грубых" очень трудно. Сделать это тем проще, чем больше опыт Высших переживаний в прошлом и их удельный вес в настоящем.

К "обычно работающим", например, относятся резонаторы, воспринимающие физиологическое состояние организма.

Голос организма может заглушать духовные голоса и при несовместимых с "физиологической" радостью

  • организмических нарушениях (утомлении, боли, болезни), и
  • при радостной бодрости и утренней свежести.

Точно так же для человека, погруженного в рефлексию, духовные голоса заглушает голос рефлексии. Сама рефлексия чаще всего безрадостна. Но и когда она радостна, эта радость не духовна.

Рефлексия [лат. reflexio - обращение назад] - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие Р. возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. Декарт отождествлял Р. со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного. Дж. Локк разделил ощущение и Р., трактуя последнюю как особый источник знания (внутренний опыт в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств). Эта трактовка Р. стала главной аксиомой интроспективной психологии. В этих представлениях неадекватно преломилась реальная способность человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализу собственных психических состояний. Р. в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом - лицом или общностью - того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Р. - это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают "рефлектирующего", его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма Р. - предметно-рефлексивные отношения. В сложном процессе Р. даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другому, и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта. Р., т. о., - это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга. Традиция исследований Р. в западной социальной психологии восходит к работам Д. Холмса, Т. Ньюкома и Ч. Кули и связана с экспериментальным изучением диад - пар субъектов, включенных в процесс взаимодействия в искусственных, лабораторных ситуациях. Отечественные исследователи (Г.М. Андреева и др.) отмечают, что для более глубокого понимания Р. ее необходимо рассматривать не на диаде, а на более сложных организованных реальных социальных группах, объединенных значимой совместной деятельностью. М.Г. Ярошевский




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.