Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовное развитие




Духовный уровень.

Освоение идеи и качество формы.

Обмен идеями.

Бесполезность творчества.

Другой пример необоснованного негативизма дает оценка своего творчества как бесполезного.

Критерий полезности произведения для других сам по себе бесспорен. В отличие от поспешных негативных оценок по нему.

Оценить значение своего творчества трудно. Здесь особенно много заменяющих знание мифов.

Чтобы перейти от сомнений в осмысленности своего творчества к пониманию их обоснованности, нужно понять роль "среднего" творчества в духовной жизни общества.

Духовная жизнь общества состоит в обмене идеями.

Идеи различаются по тонкости материи, из которой они "сотканы".

Каждый участник этого процесса выступает в двух качествах –

"приемника" и

"передатчика".

В качестве " приемника " он воспринимает (понимает, осваивает) идеи, содержащиеся в сообщениях (например, "очищает" содержание сообщений, идущих из физического мира).

В качестве " передатчика " - оформляет их и передает другим.

Каждый человек владеет разными по тонкости идеями. Одни им освоены больше: он полней их понимает, осознает и может лучше выразить, оформить; другие - меньше.

Чем больше освоена идея, тем выше качество ее оформления. Если сначала оформление несовершенно - тонкая идея выражена слабо и заслонена грубыми, то по мере освоения ее выраженность усиливается –

"кто ясно мыслит, тот ясно излагает".

Идея начинает сначала проблескивать сквозь форму, а затем - ярко сверкать.

Хотя из любого сообщения в принципе можно извлечь сколь угодно тонкое содержание, способны на это далеко не все.

Способность осваивать разные по тонкости идеи определяется духовным уровнем.

Если условно считать, что тонкость идей определяется десятью градациями, то люди с самым низким духовным уровнем освоили в той или иной мере градации 1, 2 и 3.

Идеи градации 1 они воспринимают практически безотносительно к их форме и могут отчетливо их выражать: "Жрать давай!"

Идеи градации 2 они понимают, когда те хорошо оформлены, но сами выражают их очень коряво: "Коммунисты (фашисты, демократы и т.п.) - сволочи".

Идеи градации 3 они могут только смутно чувствовать, когда те хорошо оформлены.

С точки зрения метафоры питания можно считать, что

люди с разным духовным уровнем питаются разной по тонкости пищей.

Развитие увеличивает число градаций освоенных идей (способность извлекать из "пищи" ее тонкие элементы) - люди осваивают идеи градаций 4, 5 и т.д.

К вершинам духа можно подняться только постепенно (по-ступенно).

Есть произведения, в которых совершенно оформлены идеи градации 10 - Джоконда и Сфинкс, Священные книги и Бах, Нотр-Дам и пирамиды. Но, чтобы понять эти произведения (или даже просто "прикоснуться" к ним), необходим высокий духовный уровень. Иначе Сфинкс оказывается бесформенной глыбой, а Джоконда - нарисованной бабой.

Разные по тонкости содержащихся в них идей произведения продвигают разных по духовному уровню читателей (зрителей, слушателей) к следующим ступеням духовного развития. Для человека с невысоким уровнем таким произведением вряд ли станет "Божественная комедия", к восприятию которой он не готов, а к чтению, вероятнее всего, не приступит.

Пока духовное развитие идет параллельно взрослению, "человек читающий" переходит от одних литературных форм к другим:

  • от сказок к приключениям,
  • от приключений к психологическим романам,
  • от психологических романов к философским книгам.

Сначала вершиной для него является "Винни-Пух", затем - "Три мушкетера", затем - "Ромео и Джульетта", затем - "Гамлет", затем, возможно, - и Шопенгауэр, и наконец - Библия.

Но духовное развитие часто останавливается. Тогда вершиной остается Пикуль.

Творчество - приготовление "духовной пищи".

Так как полезность произведения для других определяется тем,

насколько оно приближает их к Богу, полезное произведение должно снабжать читателя (зрителя, слушателя) доступными ему тонкими идеями. Творчество можно считать приготовлением "духовной пищи". Приготавливая пищу, из которой другие извлекают тонкую материю, автор помогает их духовному развитию.

Считать произведение бесполезным можно, если содержащиеся в нем идеи никем не могут быть использованы для духовного развития.

Ясно, что такое крайне мало вероятно, если вообще возможно.

Конечно, разные авторы работают по-разному. Те, кто больше заняты собственным духовным развитием, стремятся оформить более тонкие, но менее освоенные ими идеи, рассчитывая на адресатов, которые способны извлечь эти идеи из плохой формы. Другие, наоборот, хорошо оформляют полностью освоенные ими, но более грубые идеи, делая их доступными для менее подготовленных адресатов. Но это не означает, что первые произведения "лучше" или "хуже" вторых, как не "лучше" и не "хуже" друг друга произведения элитарного и массового искусства или учебники для института и школы.

Конечно, часто (может быть, всегда или почти всегда) новое произведение "просто" по-другому оформляет идею, уже оформленную (но иначе) в другом произведении. Но и это не делает произведение бесполезным.

Разнообразие форм необходимо для распространения идеи. Люди с одним уровнем развития в разной степени чувствительны к разным (хотя и "одинаковым по качеству") формам. Человек, который невосприимчив к идее, оформленной одним образом, может понять ту же идею, если она оформлена иначе.

Другое дело, что сплошь и рядом автор не способен оценить реальное значение своего произведения. Но такая неспособность сама по себе - не основание для самообвинения. То, что роль произведения в культурном процессе невозможно заранее предвидеть, не означает, что для кого-то воспринятое из "посредственного" произведения содержание не станет отправной точкой в его Работе. Если проанализировать круг чтения Пушкина, легко заметить, что в нем были не только шедевры.

Невозможность ответить на вопрос об эффекте произведения не является основанием для отрицания его ценности. Наоборот, она дает надежду. Например, оказывается, что творить для потомков "безопаснее", чем для современников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.