Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы запоминания тонов китайского языка 1 страница




 

 

Как известно, изначально все тона в китайском языке были этимологически связанны со словами. Именно поэтому специалисты и опытные в изучении языка люди также говорят, что нужно «прочувствовать» тон. Человек высшего уровня знания (или китаец) может не помнить тон, но он его ощущает. Для таких людей просто немыслимо произносить определённое слово с другим тоном. Для них вполне естественно говорить слово 電 четвёртым тоном, потому что «молния» — это что-то неожиданное, что-то мгновенное, быстрое и жёсткое. А слово 飞 ровно летит по воздуху, и как оно может быть каким-либо другим тоном, кроме первого? Поднять руку подразумевает подъём вверх и слово 抬 не просто так произносится со вторым, восходящим тоном.

Однако, на сегодняшний момент в результате воздействия на язык изнутри (диалекты, наречия) и снаружи («грамматизация», многочисленные заимствования из иностранных языков) значительно изменили изначальную структуру языка, поэтому данный принцип становится невозможным для использования в качестве опоры для запоминания тонов китайского языка (только в качестве дополнительного).

Как при запоминании иероглифов, так и в процессе изучения и запоминания тонов важно задействовать ассоциативное и образное мышление, которое активизирует работу мозга и делает изучение гораздо более эффективным.

Одним из самых популярных методов является привязка каждого из четырех тонов к определенному цвету. Этот способ широко используется различными электронными словарями, где пиньинь пишется разными цветами в зависимости от тона конкретного слога. Это имеет смысл, однако на практике применение цветовых ассоциаций может быть несколько затруднительно. Во-первых, не завязанная ни на чем, кроме цвета, ассоциативная связь является чрезвычайно слабой и вряд ли останется в памяти изучающего надолго. Однако, этот способ прекрасно себя зарекомендовал как дополнение к способу визуально-ассоциативного (положенный в основу системы Мао) запоминания иероглифов, изложенному в предыдущей главе. В случае комбинации этих двух техник изучение является целостным процессом, не упускающим ни одного «аспекта слова»: таким образом запоминается и начертание иероглифа, и пиньинь. Как это действует? Самый распространенный способ разделения тонов на цвета выглядит так: четвертый тон «привязывается» к черному цвету; третий – к любому темному, например, коричневому или синему; второй – к любому светлому (желтый, розовый, голубой) и, наконец, первый – к белому. Цветовые ассоциации могут варьироваться в зависимости от личных соображений индивида по этому поводу. В одном электронном словаре я встречала следующую ассоциативную привязку: голубой, зеленый, желтый и красный цвета для четвертого, третьего, второго и первого тонов соответственно. Я нашла данное распределение нелогичным и трудным для запоминания, тогда как многие изучающие китайский отзывались о нем как о крайне полезном. Таким образом, в данных вопросах есть место индивидуальному подбору.

Методика комбинации цветового соотношения тонов и визуально-ассоциативного способа запоминания иероглифов состоит в органичной «вклейке» цвета, соответствующего пиньиню, в тело ассоциации, привязанной к иероглифу. Пример: иероглиф 夜, составляющие мнемоключи: человек, крышка от кастрюли, страус, пчела. Предполагаемая мнемо-сценка для улучшения запоминания: человек, худой и злой, сильно бьет крышкой от кастрюли африканского страуса, чтобы тот выпустил пчелку, которую он проглотил, бьет целый день, до НОЧИ (в картину вплетается значение иероглифа). До ЧЕРНОЙ (в виде цвета добавляется информация о 4 тоне) НОЧИ. Если он не успеет выпустить пчелу до НОЧИ, она не успеет в свой улей. Эта абсурдная и душераздирающая мини-сценка помогает запомнить не только начертание иероглифа, но и его транскрипцию, включая тон. Уже упоминалось, что именно абсурдность и необычность запускает определенные механизмы нашей памяти, позволяющие удерживать такую информацию дольше, чем тривиальную и привычную. Поэтому имеет смысл делать такие сценки-ключи максимально смешными.

Приведенный выше пример наглядно иллюстрирует, каким образом можно вплетать информацию о тоновой принадлежности иероглифа в его мысленный графический образ. Стоит заметить, что данный способ находят наиболее действенным люди с преобладанием визуального типа восприятия, но т.к. таких большинство, можно давать эти рекомендации всем.

Как логичное продолжение метода цветовых ассоциации обычно рассматривается способ ассоциативной связи тона с каким-либо материалом, т.к. он значительно расширяет возможности первого. В ряде случаев, опираться только на цветовую кодировку тонов неудобно. Это происходит в связи с устоявшимися естественными характеристиками предметов. Из-за инерции нашего мышления нам сложно осознано запомнить их. Зеленая трава, красное яблоко, синее море, черная ночь, белый снег и другие подобные ассоциации будут запоминаться с трудом, т.к. не содержат в себе никакого необычного, выделяющегося фактора. В таких случаях, чтобы закодировать тон, можно использовать не цвета, а материал из которых может быть изготовлен предмет. Лучше строить эти ассоциации самим, но можно воспользоваться и уже существующими. Авторы системы Мао предлагают следующие связи «тон-материал»: 1 тон – дерево, 2 тон – металл, 3 тон - стекло, лед, 4 тон - камень. Пример: 苹果的«苹», требуется запомнить второй тон. На первый взгляд кажется логичным связать второй тон с самой первой возникшей цветовой ассоциацией: светлым желтым или красным цветом. Однако именно из-за своей тривиальности такая связь не закрепится и не будет хорошо работать, т.к. красное яблоко – устоявшийся стереотип. В данном случае будет уместнее использовать метод запоминания по материалу и представить металлическое яблоко (согласно системе Мао, 2 тон соответствует металлу). Благодаря необычности такой связи, мозг зафиксирует ее гораздо более прочно, чем избитую цветовую.

Таким образом, использование ассоциаций по цвету и материалу стоит применять в зависимости от конкретного слова и его значения, опираясь на нестандартность как на главный принцип составления таких смысловых связей.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель – подбор и анализ наиболее эффективной методики запоминания китайских иероглифов и тонов, была нами достигнута. В первой главе мы, опираясь на исследования в области менталитета и психологии русскоговорящих студентов, подобрали и подробно рассмотрели самую оптимальную систему обучения для данной группы изучающих. Кроме того, были даны рекомендации общего характера, которые могут быть применены при изучении любого предмета и непременно значительно повысят эффективность умственного труда. Во второй главе нами были рассмотрены

 


Список использованной литературы

Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь.- М., 1999.- 343 c.

 

Иван Полонейчик «Как легко учиться и сдавать экзамены»

 

http://www.umao.ru


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

МНЕМО-КЛЮЧИ ПО СИСТЕМЕ «МАО»

 

 

Номер Радикал Картинка Мнемоключик и примеры
  ПЧЕЛКА В зависимости от создаваемой мнемосценки ее можно заменять на другие мелкие предметы. 义 仞
  БЕРЕТ 宗 寤
  САБЛЯ ТУРЕЦКАЯ
  КОЛ шест, штырь и все из этой серии. 临 蓝
  ПЕЛИКАН слева дано другое написание радикала. Кодируем как "безголовый пеликан" или рыболовный крючок. 乞 乿
  ЧЕЛОВЕК слева другие варианты написания. Крайний правый вариант можно кодировать как " худой человек " 仄 债 佘
  КРЫШКА ОТ КАСТРЮЛИ 亮 亢
  ЛОМИК-ФОМКА таким вскрывают закрытые двери
  КОПЬЕ также это китайская цифра 1 丛 但
  СКАМЕЙКА 冞 冥
  КРОКОДИЛЬЧИК СЛЕПОЙ потому что еще маленький. 压 厢
  КРОКОДИЛ 店 廓
  КРОКОДИЛ С КРЫЛЫШКАМИ 疢 瘖
  КОМАР 尋 寻
  ЛЫЖНИК это другое написание радикала "комар" 彔
  ГАНТЕЛЯ 巩 巯
  БУРАТИНО 包 匐 局
  МЕЧ 剂 前
  АВТОМАТ "ШМАЙСЕР" это другое написание радикала МЕЧ, в иероглифах встречаются оба варианта. А так как они визуально не похожи, пришлось их разделить. 切 仞 乃 последний – «поломанный автомат»
  АВТОМАТ КАЛАШНИКОВА 劳 勉
  КАЙЛО 厅
  УДОЧКА 陔
  КОСА 疗
  ЕГИПЕТСКИЙ ПОСОХ 孰 學
  ТУРНИКв сценках можно заменять столом, где удобнее. 冈
  ПОЛОМАННАЯ НОЖКА волочется сзади 允 兇
  КАСТРЮЛЯв зависимости от мнемосцены это может быть любая емкость кружка, стакан и т.д. 凼 函
  ТОПОР 屆 屠
  ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОПОРКогда к простому радикалу добавляется какой-то штрих, черточка и чтобы не придумывать в этом случае отдельный мнемоключик, мы просто "апгрейдим" старый мнемоключ. вспомните вариант с "казаком". "казак с саблей", "казак с ружьем" и т.д. 戾 戺
  ВИГВАМздесь живут индейцы, похоже на палатку 內 兩
  ТЕСАК чтобы что-нибудь отрезать 却 卻
  ЗМЕЯ это другое написание радикала ТЕСАК 危 卺
  МАТРОСИК танец такой есть, где матросик так танцует 此 化
  МАТРОСИКИ 毘 毙
  ОГРАДА можно забор, изгородь 圂 圌
  РОТ отличается от предыдущего размером. в мнемосценках можно заменять любыми квадратными предметами, коробки, кубы и т.д. 咍 呜 咒
  ГИБОН это такая обезьяна 新 斧
  КУЛЕК КОНФЕТ частый элемент иероглифов. Можно заменять на мешок или пакет, неважно с чем:) 能
  ВЕЛИКАН 夭 夼
  КНУТ, или хлыст, плетка 弭 弩
  ОТБОЙНЫЙ МОЛОТОК 幵 平
  РОСТОК ИЗ ЗЕМЛИ 坭 坐
  БОМБАРДИРОВЩИК сравните с предыдущим радикалом 壶 壯
  ТЕННИСНАЯ РАКЕТКА 冫 冶 凐
  ВОДА вариант написания, который дан справа лучше представлять как капли воды. Написание другим шрифтом 氵 沲 汆 汯 彔
  СОБАЧКА вариант справа - это другое написание, его можно представлять в виде танцующей собачки Каштанки. 狈 狫
  КОСТИ 凶
  ОТЕЦ с розгами 爸 爺
  ГИЛЬОТИНА 甙 甝
  ПАЛАНКИН в такой носили очень важных персон 度
  ГУСЕНИЦА 凯 凭 凰
  МАЛЕНЬКИЙ САМОЛЕТИК 尒 尔
  КАСТРЮЛЯ С БЛИНАМИ некуда было сложить блины, а почему бы не положить их в кастрюлю:)
  ПОДЪЕМНЫЙ КРАН С КРЮКОМ 尉 封 寺
  ФЛАГ-ШТАНДАРТ 帛 幏
  ФУТБОЛИСТ 旚 旁
  НАПОЛЕОН 殶 殽
  МОРСКОЙ КОНЕК слева еще одно написание радикала. Отличаются между собой маленьким штришком. В мнемосценках можно кодировать как морская лошадь и морской конь:) 巹 起
  ВОДОЛАЗ это другое написание радикала «морской конек» (они взаимозаменяемы) 匏
  ОЧКАРИК 爬
  СТРОИТЕЛЬ
  СТРАУС ЭМУ запомните, что страус без хвоста. 处 备
  КАЗАК в шароварах 攲 攳
  ХВОСТАТАЯ ЦАПЛЯ 攻 故 敿
  КАЗАК С РУЖЬЕМ 敁 敊
  КАЗАК С САБЛЕЙ 皯 皰
  КЕНГУРУ 多 夗
  КЕНГУРУ С КОПЬЕМ 死 殡
  КАЗАЧИЙ АТАМАН
  ПУЗО 反 取
  ДЖИНСЫ справа другое написание радикала, 爬 抓
  ХВОСТ ЧЕРТА 瓢 瓟
  ДЕВУШКА закрепите за этим радикалом конкретный образ, можете представить свою знакомую подружку Машу, Олю, Свету... За счет этого мнемосценки лучше запомнятся. 姻 媐
  ТОП-МОДЕЛЬ справа тот же радикал в другом написание, кодируйте его как "толстуха":) 祂 祠 祟 禢
  САМОКАТ 硈 磨
  СОЛНЦЕ просто нужно так запомнить, хотя визуально нисколечко не похоже:) 昝 显 晗
  ХОЛОДИЛЬНИК белый, двухкамерный 百 皓 皙
  ТАНК 呫
  МОГИЛКА 苦
  ЯЗЫК 舐 舍
  СУДЬЯ 瓵 瓮
  ВРАТАРЬ 试
  ВРАТАРЬ МУТАНТ (потому что у него две головы) 斝 料
  ДЕРЕВО 栓 果 李
  ПЕРО 毡 毞 毾
  ТЕЛЕГА справа традиционное написание радикала, кодируем как "старая телега". Этот радикал также можно кодировать как "машина" 轨 轼 輻 軍
  ПЮПИТР 彷 徥
  КОНСЕРВАТОРИЯ там где много пюпитров 衍 衖
  БЭТМАН супермен 闭
  ШТАНГИСТ часто в иероглифах встречается безрукий штангист 快 英
  СТАКАНЧИК были такие в давние времена, пластмассовые складные. 豉 豊
  ДВЕРЬ в верхнем углу – звонок 闭 间
  ДВЕРЬ В САЛУН Салун - это ковбойский бар. Ппредыдущий радикал в традиционном написании. В составе других иероглифов встречаются оба, поэтому пришлось их разделить 閟 閵
  СЕТКА ТЕННИСНАЯ справа другое написание радикала, кодируется, например, как сетка для настольного тенниса. 罗 罷
  СТАРЫЙ МОНАХ у него ножка волочется, поэтому и старый. Второй вариант – это "старый монах с копьем" 尪 无
  ЛУНАЛИКАЯ НЕФЕРТИТИ царица Египта 期 望
  БАБА С КОРОМЫСЛОМ справа другое написание 窋 空 穷 穵
  БАТАРЕЯ радиаторная, которая обогревает зимой 盔 盤 盖
  ТОРТ 衁 衈
  МОТОЦИКЛИСТ 汽 氣
  РИС 籵 粢 类
  НОЖНИЦЫ визуально мало общего, зато радикал похож на букву "Н" - ножницы:) 馵
  ЯПОНСКИЕ ВОРОТА
  ЗУБРИЛА справа другое написание радикала 牄
  КАРАТИСТ 牊 版
  АТЛЕТ сидит на шпагате 竑 竟 竖
  ХОККЕЙНЫЕ ВОРОТА справа – традиционное написание радикала. 飑 颱 飀 飙
  УХО 聐 聂 耷
  КИМОНО справа – другое написание радикала, встречаются часто оба. Можно одно кодировать как женское кимоно, другое – как мужское. 衵 裂 裞 袁 表
  МАФИОЗИ 氐 婚
  МУДРЫЙ КИТАЙСКИЙ СТАРИЧОК 影 惊
  ЛОШАДЬ справа традиционное написание радикала. Кодировать как «старая лошадь» 驭 骆 騃 駑 馵
  ПТИЦА справа традиционное написание радикала. Кодировать как «старая птица» 鸡 鸳 鳭 鴄
  КРОТ 容
  РЫБАК бывает рыбак и с поломанной удочкой 也
  ЧЕРТИК 靸 鞮 鞶
  КРЕСТОНОСЕЦ 黈 黉
  ДЕД МАЗАЙ справа другое написание радикала 趴 踐
  ЖЕНА МАЗАЯ 疏 疐
  СЕРДЦЕ слева другое написание. В мнемофразах кодировать как "маленькое сердце". 思 怕 愛 总 悝
  РУКА справа другое написание радикала, кодируем как рука без пальца 扬 挐 揫 打
  МИНА 耑 耐
  СУПЕР ДИНАМИТ 靦 靥
  КОЛИБРИ справа традиционное написание радикала, используется редко
  ШТЕПСЕЛЬ 区 區
  ВИЛЫ 叫
  СНОУБОРДИСТ
  ВОЕВОДА 躲 躽
  СЕКСУАЛЬНЫЙ МАНЬЯК 访 认
  БОСС БИЗНЕСМЕН с чубчиком и в галстуке 舢 艋 а это он же без галстука и чубчика: 丹
  СТЕКОЛЬЩИК 毐
  ТЕННИСИСТЫ это другое написание предыдущего радикала 每
  ВОЖДЬ справа традиционное написание радикала, кодируем как "старый вождь" 镺 镽 长
  ЗНАМЕНОСЕЦ 艰 银 良
  ЭЛЕКТРИЧКА 靚 靖
  ПОЛЕ 甸 畲 畾
  КУРАНТЫ 髅 骻
  ИНДУС В ЧАЛМЕ 野 量
  ЙОГ 黠 黨 黴
  ГОРЫ 岨 岩 嵇
  СТАРЫЙ БОМЖ со сломанной ножкой справа традиционное написание радикала «бомж в полосатой коробке» 览 觇 親 覛
  СИРОТА ножки целые, живет в коробке справа традиционное написание радикала «сирота в полосатой коробке» 负 责 買 貹 賏
  РИМСКИЙ ЛЕГИОНЕР справа традиционное написание радикала «легионер с полосатым щитом» 頄 颍 頇
  МАНДАРИН это важный китайский чиновник 髜
  ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СКАТ действительно может ударить электрическим током
  БРАТ БЛИЗНЕЦ
  ЗЛЫЕ БЛИЗНЕЦЫ справа другое написание радикала 羿 翜 翕
  КОЛБА 脚 法
  АИСТ в полете 前
  БРОНЕВИК Военная машина. Справа традиционное написание радикала, кодируем как "старый броневик" 龀 齙
  МУШКЕТЕР с пером на шляпе 知 矫 矣
  МУШКЕТЕР ДУРАЧОК 缸 缹 罂
  МАРКИТАНТКА девица легкого поведения:) 边 迻 迿 迈
  НЕВЕСТА 延 建
  ДОЖДИК капает за окном 雪 需
  ДАМА ПИКОВАЯ 秃 程 稷
  КОГТИ 彭 影 彦
  МЫШЬ 鼭 鼬
  КЛЕЩ 韧 韟 韎 韏
  РЕКА справа – другое написание радикала 巡 巢 州
  ЕВРЕЙ С ПЕЙСАМИ 辆
  БОКСЕРЫ
  ТИАРА корона такая
  ПИШУЩАЯ РУЧКА справа традиционное написание, кодируем как "перьевая ручка" 肂 肆
  КРЫША ДОМА 偷
  АВТОМАТЧИК, ФАШИСТ 筤 笸 蓝
  ФУРАЖКА 予
  КОСТЕР справа другое написание этого радикала, можно кодировать как просто ОГОНЬ 烛 热 炃 焱 烋
  ТЯПКА мотыга, кетмень, кому как удобнее 斿 旃
  ПУГАЛО 辞辩
  КАТАНА меч японский 有
  СВЕРЧОК очень воспитанный и культурный
  СЛОМАННАЯ ТУМБОЧКА 臿 舁 舀 臾
  КАКТУС
  КОСМОЛЕТ легкий космолетик 巨 臥 臩
  КОЛЮЧАЯ ПРОВОЛОКА можно еще терновый венок, обычно этот радикал пишется сверху иероглифа. 芀 芺 茔
  ВОЛОСЫ 髡 髻
  МОЛОДОЙ ГРУЗИН 西 要 覅 覃 и старый грузин 酉 配 醫 醅
  КОНЕК ГОРБУНОК 场
  ПОГРАНИЧНИК С СОБАКОЙ 正 此 歪 歭 пограничник без собаки 上
  БАРАН справа другие написания радикала 羔 美 羳 羖
  КОРОВА 牝 犁 牟
  СВИНЬЯ 象 豬
  ПРИДВОРНЫЙ 豻 貓
  РЫБКА справа – традиционное написание радикала, "старая рыбка" 魡 鲨
  ПРИЗРАК 魆 鬿
  БАБУШКА НЕФЕРТИТИ 甬 甮
  ЧЕМОДАН 油
  БАУЛ ЧЕЛНОКА весь клетчатый 典
  КРОКОДИЛ В КОНОПЛЕ
  НОС С ГОРБИНКОЙ справа – другое написание радикала 幽 幼
  СОПЛИВЫЙ НОС справа – традиционное написание радикала, встречаются часто оба. 红 紋 素
  ПЛУГ 耙 耠
  ЛЕСТНИЦА 盱 看 瞿
  РАСЧЕСКА 作
  ВЕДЬМА состоит из мнемоключей "дама пиковая" и "солнце" 馣 馧
  ИКАР состоит из мнемоключиков «атлет» и «солнце». 韶
  ЗУБАСТИК ПТЕРОДАКТИЛЬ 难 谁
  ТАЭКВОНДОИСТ вроде каратиста, только лупит в основном ногами 我 饿
  ЛАПКА тигра, кошки или медведя 爱 摇
  КОЛЕНКА
  АНТЕННА
  ЧУБЧИК 角 危
  ЯКУДЗА такой японский мафиози 甡 姓
  ГРАБИТЕЛЬ 牚
  ПРЫГУН БУБКА справа другое написание радикала, кодируем как "прыгун-матросик", так как снизу сидит матросик 者 耇
  ГОЛОВА 买
  МУХА 虺 蛪
  СТРЕКОЗА 钟
  КИРПИЧИ ДЛЯ КАРАТИСТА 齀 鼾
  ДИНОЗАВР 忙 忘
 



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.