КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Передача винт-гайка
Основное назначение передач типа «винт-гайка» — преобразование вращательного движения в поступательное. Эти передачи бесшумны в работе, что достигается повышенной плавностью зацепления, просты по конструкции и в изготовлении и позволяют получать большой выигрыш в силе. К недостаткам следует отнести: относительно низкий КПД, склонность к заеданию, тихоходность передачи. Передачи типа «винт-гайка» применяют в подъемных механизмах, в станках (механизмы подачи рабочих инструментов), в измерительных приборах (механизмы для точных перемещений, микрометрические и дифференциальные винты), в прокатных станах (регулировочно-установочные механизмы подшипников, нажимные винты), в винтовых процессах. Пространственная кинематическая винтовая пара «винт-гайка» (рис. 2.19) обладает следующим свойством: при неподвижном винте 2 поворот гайки 1 на один поворот вызывает ее перемещение вдоль оси винта на величину хода; если закрепить гайку и повернуть винт на один поворот, то, помимо вращения, винт переместится вдоль оси на величину хода.
Рис. 2.19. Схема передачи винт – гайка: 1 – гайка; 2 – винт Винтовые механизмы принципиально ничем не отличаются от резьбовых соединений, но так как они применяются для передачи движения, то трение в резьбе должно быть минимальным. Наименьшее трение между винтом и гайкой обеспечивает прямоугольная резьба, однако ее нетехнологичность, т.е. невозможность нарезания на резьбофрезерных станках, и небольшая прочность по сравнению с трапецеидальной резьбой делают ее применение крайне ограниченным. Поэтому для передаточных винтов применяют главным образом трапецеидальную резьбу с мелким, средним и крупным шагами и упорную резьбу. Наибольшее распространение получила трапецеидальная резьба со средним шагом. Трапецеидальную резьбу с мелким шагом используют при относительно небольших перемещениях; трапецеидальную резьбу с крупным шагом — при тяжелых условиях эксплуатации. Профиль трапецеидальной резьбы позволяет использовать ее в механизмах с реверсивным перемещением. Для передач с большими односторонними нагрузками (прессы, домкраты, нажимные устройства в прокатных станах и др.) применяют упорную резьбу. Резьба винтов и гаек передач бывает правой или левой, однозаходной или многозаходной. Материалы винтов должны обладать высокой износостойкостью и хорошей обрабатываемостью, а более нагруженные — высокой прочностью. Винты, не подвергаемые закалке, изготовляют из сталей 45, 50, А50, а винты, подвергаемые закалке, выполняют из сталей У10, У65, 40Х, 40ХГ и др. Материал гаек – бронзы оловянные БрОФЮ- 1, БрОЦС-6-6-3 и др. Интенсивное развитие технологии предъявляет особые требования к механизмам линейного перемещения промышленного оборудования. Из всего многообразия конструкций передач винт-гайка наиболее известны шарико-винтовые передачи (ШВП) (рис.2.20). Существенные недостатки передач скольжения – низкий КПД, нестабильность момента трения, быстрый износ, что ограничивают область их применения, а наличие канала возврата шариков в ШВП ограничивает предельную частоту вращения ходового винта Рис. 2.20. Шариковинтовая передача: 1 – винт, 2- гайка, 3 – шарики, 4 – канал
Канавки шарикового винта 3 (рис. 2.20) и гайки 2 в осевом сечении имеют полукруглую форму. Непрерывный замкнутый поток шариков 4 заполняет винтовое пространство между желобами по всей длине гайки. Пройдя его, шарики переходят в округленный трубчатый канал 4, по которому они возвращаются в рабочую зону винтовой пары. Канавки шарикового винта (рис.2.21) и гайки в осевом сечении имеют полукруглую форму. Рис. 2.21. Арочный профиль винта и гайки с двухточечным контактом
Непрерывный замкнутый поток шариков заполняет винтовое пространство между желобами по всей длине гайки (рис. 2.22). Пройдя его, шарики переходят в округленный трубчатый канал, по которому они возвращаются в рабочую зону винтовой пары.
Рис. 2.22. Шариковая пара винт-гайка с двумя шариковыми гайками на винте: 1 – трубчатый канал; 2 – шариковая гайка; 3 – шариковый винт; 4 – поток шариков; 5 – стальная пружина
Коэффициент полезного действия шариковой винтовой пары много выше, чем обычной, вследствие резкого снижения трения в резьбе. Для полного устранения зазоров в шариковой паре «винт-гайка» на винте устанавливают одновременно две шариковые гайки 2 (рис. 2.22), между которыми помещают стальную пружину 5. Пружина, создавая предварительный натяг между винтом 3, шариками и гайками, устраняет все зазоры в передаче. Интенсивное развитие технологии предъявляет особые требования к механизмам линейного перемещения промышленного оборудования. Существенными недостатками передач винт-гайка являются: передачи скольжения – низкий КПД, нестабильность момента трения, быстрый износ – ограничивают область их применения; ШВП - наличие канала возврата шариков ограничивает предельную частоту вращения ходового винта. Поиск новых, более совершенных передач винт-гайка привел к созданию планетарных ролико-винтовых передач (ПРВП). Ролико-винтовая передача представляет собой механизм преобразования вращательного движения в поступательное, аналогично тому, как это происходит в традиционных передачах типа ШВП или с трапецеидальной резьбой. Однако в отличие от этих устройств, ролико-винтовая пара может выдерживать большие нагрузки в течение тысяч часов эксплуатации в самых жестких условиях. В связи с этим ролико-винтовая пара идеально подходит для ответственных применений с непрерывным режимом работы. Разница заключается в том, каким образом роликовый ходовой винт передает усилия. Несколько резьбовых спиральных роликов расположено вокруг резьбового вала по планетарной схеме (рис. 2.23), что позволяет преобразовывать вращательное движение электродвигателя в линейное перемещение вала или гайки. Рис. 2.23. Ролико – винтовая передача
Для обеспечения возможности качественного уплотнения гладкого штока, в новой конструкции планетарный механизм роликов вращается внутри полого цилиндра с резьбой (рис. 2.24). Это обеспечивает возможность качественного уплотнения гладкого штока, что не возможно при использовании ШВП.
Рис. 2.24. Качественные отличия ролико-винтовой передачи и ШВП В традиционной конструкции шарико-винтовой пары вал электродвигателя жестко соединен с резьбовым валом шарико-винтовой передачи. Вследствие вращения вала, каретка, находящаяся на валу начинает двигаться поступательно. Каретка, в свою очередь, закреплена таким образом, чтобы не проворачиваться. Для уменьшения сил трения, между кареткой и резьбовым валом пускаются металлические шарики, чтобы избежать трения скольжения. Сравнение ролико-винтовых и шарико-винтовых передач. При движении каретки, момент электродвигателя передается посредством контакта шариков с резьбовым валом и кареткой. Чем меньше точек контакта, тем меньше максимальная нагрузка и долговечность. На рисунке 2.25 показыно, что в сходных габаритах, ШВП и ролико-винтовой передачи (РВП), точек контакта значительно больше у последней. А значит намного больше нагрузочная способность и ресурс.
Рис. 2.25. Пример приложения нагрузки в ШВП (а) и РВП (б)
Более низкий КПД и максимальная скорость у шарико-винтовой пары обусловленна следующими факторами: чем больше скорость, тем больше трение и износ шариков, что уменьшает КПД. При скорости вала более 1000 об/мин возникают сильные соударения и вибрации шариков, поэтому, все, даже самые точные и дорогие ШВП не рассчитаны на скорости свыше 2000 об/мин. Конструкция РВП лишена подобных недостатков. Все ролики жестко закреплены друг от друга и не могут соприкасаться. Для механической синхронизации вращения каждого ролика применены специальные зубчики на конце роликов, что позволяет избегать ненужных проскальзываний. Грузоподъемность передач винт-гайка качения практически всецело зависит от характеристик поверхностей в месте контакта элементов качения и винта: диаметра, числа точек контакта, твердости, обработки поверхности для обеспечения точности и, следовательно, равномерности распределения нагрузок между телами качения. В шарико-винтовых передачах нагрузка передается с гайки на винт через шарики, расположенные в канавках резьбы. В ШВП с однозаходной резьбой размер шарика ограничен приблизительно 70 % шага резьбы. В связи с этим, общая площадь контакта относительно мала в связи с ограниченностью числа полных витков шариков в гайке. В ролико-винтовых передачах нагрузка передается через рифленую поверхность всех цилиндрических роликов, что приводит к значительному увеличению числа точек контакта общей площади контакта относительно ШВП. Ролико-винтовые передачи характеризуются: - очень высокой грузоподъемностью (статическая нагрузка до 1000 тонн, динамическая нагрузка до 200 тонн; - очень высокой допустимой скоростью вращения (для РВП диаметром 48 мм - 3000 об/мин); - очень высокими допустимыми ускорениями (7000 рад/сек2); - долгим сроком службы даже при постоянной работе; - высочайшей надежностью; - хорошей сопротивляемостью агрессивным средам (пыль, песок, лёд); - хорошей сопротивляемостью ударным нагрузкам и вибрациям; - прекрасной точностью позиционирования (шаг 1 мм). Планетарные ролико-винтовые передачи выдерживают тяжелейшие нагрузки в агрессивных условиях тысячи часов, что делает их пригодными для использования в задачах с очень высокими требованиями к грузоподъемности и надежности. Очень прочная гайка способна выдерживать ударные нагрузки, а механизм синхронизации движения роликов сохраняет надежность даже при высоких скоростях. Большой шаг резьбы и симметричная конструкция гайки позволяют осуществлять линейные перемещения с высокими скоростями. Планетарные ролико-винтовые передачи применяются в протяжных станках, прессах, станках, сталелитейном производстве, производстве шин, для автоматизации погрузочно-разгрузочных операций, военной авиации, танках, пусковых установках. Для получения контролируемого линейного перемещения в таблице 2.1. представлены пять вариантов передач. Таблица 2.1 Характеристики передач винт-гайка
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 3571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |