Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология коллектива




Понятие «коллектив» является частным по отношению к более общему понятию «группа». В зарубежной психологии понятие коллектива используется редко. В наибольшей степени его содержание было разработано в рамках отечественной социологии и социальной психологии. Таким образом, родовым понятием здесь является понятие группа.

Понятие «группа» опирается на еще более широкую категорию – категорию множества, которая была введена в математику и логику Г. Кантором в конце ХIХ века. Множество – это совокупность элементов, имеющих нечто общее. Группа же – это такая совокупность, в которой элементы связаны друг с другом функционально. Группа людей, связанных между собой теми или иными общественными отношениями, называется общностью. Общность и группа людей – не тождественные понятия, второе по своему содержанию шире первого.

Итак, группа – это любая совокупность людей, понимаемая как множество, элементами которого являются люди как индивиды. Такое определение принято в социологии. Психология, точнее, социальная психология, вносит свой аспект в изучение группы. Этим аспектом является внутренняя организация группы, которая определяется целями совместной деятельности и межличностными отношениями. Таким образом, для психологии группа – это такая совокупность людей, элементами которой являются личности.

В психологии выделяют два вида групп – условные и реальные группы. Условная группа – это группа людей, объединенных относительно произвольным образом исследователем для каких-то целей. Основанием для такого объединения может быть возраст, пол, профессиональная принадлежность и т.д. Реальная группа – это реально существующая в определенном пространстве и времени группа людей, связанных друг с другом формальными и межличностными взаимоотношениями. Реальная группа – это группа, в которой люди находятся в непосредственном или опосредствованном контакте друг с другом.

Любая группа имеет свою внешнюю и внутреннюю структуру, каждая из которых определяется внешней и внутренней ее организацией. Внешняя и внутренняя организация могут обозначаться также как официальная и неофициальная, формальная и неформальная.

Внешняя организация группы привносится в группу извне и закрепляется в различных формальных положениях, определяющих статус каждого члена группы, его роль и функции, формальные отношения (например, подчинения) между членами группы. Примером такой внешней организации может быть организация любого воинского подразделения. Формальная организация или структура – это существующий в данной группе относительно постоянный образец взаимосвязей ее членов и их связи с коллективом в целом. Формальная структура обусловлена функционально-технологическим разделением труда в данном коллективе, официальными правами и обязанностями ее членов. В пределах этой структуры каждый работник, выполняя определенные функции, должен взаимодействовать с остальными членами организации предписанным ему образом.

Неформальная организация или структура возникает на основе действительных выполняемых человеком функций и представляет собой сеть фактически сложившихся отношений между членами данного коллектива. Люди вступают в неофициальные контакты друг с другом, чтобы удовлетворить некоторые свои потребности, например, в общении, в получении помощи.

Человеческая природа такова, что любое скопление людей, находящихся во взаимодействии друг с другом достаточно продолжительное время, стремится к собственной внутренней организации и структуре. Они определяются целями совместной деятельности, объективно складывающимися взаимоотношениями, а также свойствами отдельных личностей. Внутри группы происходит дифференциация ее членов по тем функциям, которые они либо сами на себя взяли, либо сложились стихийно, по ходу совместной жизнедеятельности. Внутри группы может выделиться лидер. Часть группы будет образовывать пары, тройки взаимосвязанных по какому-то признаку людей. Кто-то в силу обстоятельств и личностных особенностей может стать «козлом отпущения» и т.д. Процесс внутренней организации группы получил в психологии название групповой динамики.

Особое место в социально-психологической теории занимает понятие малой группы, частным случаем которой является коллектив. Малая группа – это относительно небольшое количество личностей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом и объединенных общими целями и задачами. Принято считать, что максимальное число членов малой группы не должно превышать примерно 15 человек. В противном случае, то есть при превышении этого числа, группа начинает стихийно дробиться на более мелкие группы. Малая группа характеризуется рядом показателей. Важнейшими из них являются такие, как социально-психологическая совместимость группы, социально-психологический климат и социально-психологическая атмосфера группы.

Социально-психологическая совместимость группы – это показатель сплоченности группы. Он отражает взаимную привлекательность членов группы, возможность их бесконфликтного общения и взаимодействия в условиях совместной деятельности. Сплоченность коллектива как группы образует несколько уровней, выстроенных в определенную иерархию. Нижний уровень совместимости характеризуется совместимостью темпераментов и характеров членов коллектива. Более высокий уровень совместимости характеризуется согласованностью представлений членов группы о том, кто, что, с кем и в какой последовательности должен делать при достижении поставленной цели. Высший уровень характерен только для коллектива и представляет собой единство в понимании и осознании целей, ценностных ориентаций, идентификацию с коллективом и способностью принять ответственность за успехи и неудачи друг друга.

Социально-психологический климат группы выражается в стойком преобладающем настроении группы, от которого зависит степень активности всей группы и успешность совместной деятельности.

Социально-психологическая атмосфера подобна климату, но отличается от него меньшей устойчивостью и меньшей осознанностью.

Нетрудно понять, что приведенные понятия, характеризующие малую группу, представляют собой не что иное, как метафоры, посредством которых, тем не менее, достигается понимание и осмысление социально-психологических процессов, происходящих в группе.

В отечественной социальной психологии получило широкое распространение и достаточно глубокую проработку понятие коллектива. Коллектив рассматривается как высшая форма организации группы. Однако не все организованные группы можно назвать коллективом. Преступная группа может иметь очень высокую степень организации, однако ее нельзя определять как коллектив. Коллектив также следует отличать от корпорации. Корпорация – это группа, организованная только в соответствии с внутренними целями, не выходящими за рамки этой группы. Это означает, что все усилия корпорации направлены на поддержание и развитие только самой себя. При этом корпорация находится в антагонистических отношениях с другими аналогичными корпорациями.

Коллектив – это группа объединенных общими целями и задачами людей, составляющая часть общества, вносящая свой вклад в достижение общих для данного общества целей и достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.

Коллектив в соответствии с целями своей совместной деятельности делится на более мелкие, вплоть до элементарных коллективов, или же объединяется в более крупные вплоть до основного коллектива. Элементарным или простейшим коллективом является наименьшая группа, у которой формальная и неформальная структура совпадают. Типичным примером элементарного коллектива является бригада. Внутри элементарного коллектива могут образовываться неформальные и неоформленные микрогруппы, которые коллективами также не являются.

Основным коллективом являются, например, коллективы школы, университета, завода, агропромышленного комплекса, воинского подразделения и т.д. Для более полного понимания сути основного коллектива необходимо рассмотреть еще одно важное понятие – понятие первичного коллектива. Первичный коллектив – это часть основного коллектива, объединяющего в себе несколько элементарных коллективов. Примером первичного коллектива может быть цех, курс студентов вуза, школьный класс. В свою очередь первичные коллективы объединяются в основной коллектив.

Первичный коллектив, как уже указывалось, имеет формальную и неформальную организацию или структуру. Если формальная структура задается извне, например, воинским уставом, то неформальная организация возникает и развивается спонтанно. Предпосылками к развитию неформальной структуры первичного коллектива являются следующие:

1) контакты между работниками, выполняющими одни и те же операции в одном и том же цехе, секции, секторе и т.д.;

2) соседство по рабочим местам;

3) сходство в образовании, квалификации, семейном положении, во внетрудовых интересах и т.д.;

4) наличие определенных недостатков формальной организации.

На организационную структуру коллектива оказывает влияние множество факторов.

1. Характер задач, стоящих перед первичным коллективом. В некоторых первичных коллективах требуется тесная интеграция усилий и согласованных действий ее членов, например, в бригаде монтажников опытного образца изделия. Иной характер взаимосвязей формируется в коллективах, где используется только сумма индивидуальных вкладов каждого из работников.

2. Особенности организации труда. Примером может быть гибкая организация в комплексной бригаде, где каждый работник владеет несколькими специальностями, их взаимозаменяемость не требует вмешательства администрации.

3. Социальные, социально-психологические и психологические особенности членов первичного коллектива (однородность по полу, возрасту, квалификации, уровню образования, интересов и т.д.).

4. Особенности взаимоотношений между руководителем и подчиненными: чем выше авторитет руководителя, тем сплоченнее коллектив.

5. Величина первичного коллектива. Если коллектив меньше 7 человек, он начинает превращаться в замкнутую группу друзей и приятелей. Если первичный коллектив больше 15 человек, он всегда стремится к разделению на два коллектива (А.С. Макаренко).

Коллектив в соответствии с целями совместной деятельности ее членов может быть разделен на неформальные и неоформленные группы, или же объединяется с другими, представляя коллектив уже другой организации. Коллективы могут оформляться и развиваться или распадаться. Выделяют три уровня развития коллектива.

1. Низший уровень: коллектив представляет собой внешне формальную целостность; цели коллектива принимаются всеми, но мотивы у многих могут не совпадать с данными целями; психология членов коллектива, в основном исполнительская, преобладают настороженность и ожидание; преобладает волевой стиль управления.

2. Средний уровень характеризуется активизацией коллектива: начинает формироваться ценностное единство, но полного единства еще нет; возможны конфликты, но они успешно преодолеваются; в образовательной или производственной деятельности коллектива (студентов или профессионалов) имеются спады и подъемы.

3. Высший уровень характеризуется: единством взглядов и воли, порядком и дисциплиной, высокой взаимной ответственностью; в отношениях между людьми преобладает уважение и доверие; эффективность деятельности такого коллектива становится максимальной.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 2299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.