Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология поведения человека в жизненных ситуациях




Достижения и разработки в области психологии личности могут привести к представлению о том, что для предсказания поведения человека в любой ситуации достаточным является знание именно о его личностных особенностях. Такие предположения коренятся в опыте взаимоотношений с миром у каждого человека. Мы некоторое время наблюдаем за поведением животных и даже неодушевленных предметов именно для того, чтобы оказаться способными предсказать развитие событий в ожидаемой или предполагаемой ситуации. Глубина наших знаний о предмете тем больше, чем шире спектр ситуаций, в которых мы систематически наблюдали за интересующим нас объектом. По сути дела это не что иное, как индуктивный вывод – та основа, на которой строятся все наши знания о мире. Другого пути к познанию закономерностей Мира у нас нет. Ведь дедуктивный способ рассуждения, которым вооружен человек, в конечном итоге, также основан на индукции, поскольку большая посылка в дедуктивном выводе представляет собой результат индуктивного умозаключения. В силлогизме «Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ смертен» первая и основная посылка построена на индуктивном выводе – мы не встречали еще в природе ни одного человека, который бы жил вечно. Именно таким образом строится все знание о мире.

Все сказанное автоматически переносится и на познание закономерностей поведения человека. Для этих целей все ситуации взаимодействия человека с физической средой и другими людьми классифицируются точно так же, как классифицируются все наблюдаемые человеком явления. При этом предполагается, что человек обладает относительно устойчивыми психологическими свойствами, подобными устойчивым свойствам неодушевленных физических вещей или растений.

Однако это далеко не так. С одной стороны, именно в силу огромного числа степеней свободы человек оказывается относительно независимым от ситуации. И здесь следует сразу же оговориться – в какой именно ситуации он чувствует себя свободным? Думается, что каждый из читающих эти строки, так или иначе, оказывался в ситуациях, где он чувствовал себя недостаточно ловко и свободно. Чем, в основном, это было обусловлено? Общий ответ звучит, как это ни парадоксально, приблизительно так: субъективное чувство личной несвободы в ситуациях социального взаимодействия обусловлено утратой или незнанием принятых в данных обстоятельствах или в данном обществе социальных норм. Человек, в отличие от животных в каждой конкретной ситуации при выборе ответных форм поведения в значительной степени руководствуется не генетически унаследованными программами поведения, а нормами, выработанными в данном обществе в отношении данных ситуаций.

Какое это имеет отношение к обсуждаемому в данном разделе вопросу о влиянии личностных особенностей на выбираемые человеком формы поведения и мышления, кстати, тоже? Дело в том, что действие социальных норм распространяется на определенный диапазон допустимых форм поведения и мышления человека. Внутри этого диапазона личность относительно свободна. Здесь возможны индивидуальные вариации, но с одним условием – не навредить другому. Нормативные требования ограничиваются запретами, на которые личность и ориентируется при выборе оптимального поведения или умственного решения. Интересной является связь между нормативными запретами и такими, казалось бы, данными от Бога понятиями Зла или Добра. Дело в том, что запреты порождают правила. Ненарушение запретов порождает категорию Добра, а их нарушение – категорию Зла.

Подводя предварительный итог взаимовлиянию личностных особенностей человека и социальных норм, предписывающих определенные формы поведения, можно сказать, что результирующая от взаимодействия этих двух факторов определяется, с одной стороны, личностными особенностями, влияющими на определение ситуации личностью, а с другой – требованиями этой ситуации при условии, что социальные нормы данной общности приняты личностью.

Здесь возникает проблема, которая в последнее время стала предметом пристального внимания психологов. Проблема эта может быть сформулирована так: «Что именно в конкретной ситуации определяет поведение человека – его личностные особенности или сама по себе ситуация»?

Для того чтобы ответить на это вопрос, нужно сначала определить, что же такое ситуация? Для продуктивного ответа на этот вопрос нужно иметь в виду следующее.

В главе, посвященной личности человека, мы говорили, что поведение человека определяется его личностными особенностями, то есть той системной внутренней, психической организацией, которая складывается на протяжении жизни человека в совместной деятельности и постоянном общении с другими людьми. Это означает, что именно эта организация определяет выбор им тех или иных форм поведения в самых различных ситуациях. Однако в последние десятилетия были получены данные, которые заставили пересмотреть этот тезис. Оказалось, что в некоторых обстоятельствах поведение определяется не столько личными свойствами человека, сколько самой по себе ситуацией. При этом сами по себе эти свойства не оказывают сколь бы то ни было значительного влияния на него. С этого момента стали говорить о «власти ситуации» (Росс Л., Нисбет Р.).

В одном из экспериментальных исследований власть ситуации была продемонстрирована со всей очевидностью. Американскими психологами Дартли и Бэтсоном была обследована группа студентов духовной семинарии, готовившихся к произнесению ими своей первой проповеди. Эксперимент был организован таким образом, что по пути на проповедь они проходили мимо упавшего в дверях человека, которому явно требовалась немедленная помощь. Его изображал актер. Выяснилось, что если испытуемые спешили, боясь опоздать на проповедь, то помощь оказывали только 10% из них. Если же они не спешили, имея достаточно времени до ее начала, то число приходивших на помощь студентов увеличивалось до 63% (Росс Л., Нисбет Р.).

Из повседневного опыта это хорошо известно и без специальных исследований. Например, если в помещении внезапно возникает пожар, то подавляющее большинство людей бросается к выходу, независимо от их личностных особенностей. В связи с этим стали говорить о так называемых «сильных» и «слабых ситуациях». Опуская подробности, можно сказать, что к «сильным» ситуациям относятся такие, в которых индивидуальные различия стираются, и поведение человека подчиняется в большей степени возникшим обстоятельствам, чем его личностным особенностям. В «слабых» ситуациях личностные особенности проявляются в большей или даже в максимальной степени. В приведенных выше результатах исследования обращает на себя внимание не только очевидное различие в поведении студентов, но и то, что 10% студентов, несмотря на особенности ситуации, все-таки проявили милосердие. Так же и при пожаре – найдутся люди, которые, пренебрегая смертельной опасностью, будут помогать другим, а не только спасать себя.

Прежде чем анализировать взаимоотношения между личными качествами и ситуацией, необходимо определить само по себе понятие «ситуация».

Сразу же нужно отметить, что, несмотря на очевидное содержание этого понятия, однозначного его определения нет. В самом общем виде ситуация рассматривается как совокупность элементов среды, либо как фрагмент среды на определенном этапе жизнедеятельности индивида. В момент осуществления активных действий или деятельности данная совокупность элементов среды становится совокупностью внешних условий. То есть ситуация понимается как совокупность внешних условий жизнедеятельности человека в какой-то момент времени. Согласно такому пониманию, структура ситуации включает в себя: действующих лиц, осуществляемую ими деятельность, время и место действия. Ситуация может рассматриваться и в несколько ином ракурсе – как совокупность не только внешних, но и внутренних условий, как результат активного взаимодействия личности и ее физического и социального окружения. При таком понимании ситуации в зависимости от преобладающей роли внешних условий или личности выделяются объективные и субъективные ситуации. При этом к субъективным условиям относятся межличностные отношения, социально-психологический климат, групповые нормы, ценности, стереотипы сознания. Однако понятно, что любое поведение человека определяется тем, как он воспринимает ситуацию и интерпретирует происходящее, то есть какое значение он ей приписывает. В связи с этим анализ поведения человека в любой ситуации должен включать в себя: 1) анализ особенностей восприятия ситуаций; 2) анализ мотивационных аспектов поведения; 3) анализ реакций человека на ситуацию.

В связи со сказанным поведение человека в последних работах рассматривается не просто как проявление его личностных особенностей, а как функция от двух переменных – личностных особенностей и ситуативных условий. Это значит, что при анализе поведения человека необходимо учитывать следующее.

1. Поведение является функцией непрерывного процесса взаимодействия личности и ситуации.

2. Личность в этом интерактивном процессе выступает в качестве активного, целенаправленно действующего субъекта.

3. Существенными личностными детерминантами поведения являются познавательные и мотивационные особенности.

4. Существенными ситуационными детерминантами поведения является приписываемое ситуации значение (Д. Магнуссон).

Для лучшей ориентировки в проблеме влияния ситуации на поведение человека их можно сгруппировать по каким-либо признакам. Однако в настоящее время общепринятых классификаций ситуаций нет. В области систематизации жизненных, социальных ситуаций имеются лишь разрозненные исследования. С целью классификации чаще всего используют статистические методы. Однако способы классификации могут быть самыми разными. В литературе можно встретить, например, описание семи классов социальных ситуаций:

1) совместная работа с общей целью;

2) торговля, целью которой является достижение компромисса ее участниками;

3) борьба как средство решения конфликта без компромисса;

4) обучение, при котором происходит модификация поведения учащегося;

5) выполнение служебных обязанностей, при котором один человек удовлетворяет свои потребности

за счет другого, получающего за это определенную компенсацию;

6) раскрытие себя как изложение своего мнения другим;

7) игра как несерьезная имитация других ситуаций, выполняемая только ради собственного удовольствия(Краузе М.).

Возможны различные вариации этих ситуаций в зависимости от особенностей физической среды, социальных ролей участников, а также других переменных среды. К последним можно отнести: экологические переменные (например, особенности климата, места жительства, географические, архитектурные особенности), организационные (например, плотность населения, взаимоотношения «учитель – ученик»), набор поведенческих образцов (например, школа, аптека, церковь, футбольное поле), особенности людей (возраст, пол, способности, статус), социально-психологический климат, особенности подкрепления поведения в данной ситуации (Моос Р.).

Напомним, что поведение является функцией взаимодействия личности и ситуации. Удовлетворение потребностей, достижение целей, реализация ценностей личности происходит путем адаптации человека к конкретной ситуации. При этом характерные для данной личности стратегии поведения определяются свойственными ей адаптивными механизмами саморегуляции разного уровня жизнедеятельности (соматического, личностного, социально-психологического). Адаптация в данном случае понимается как процесс взаимодействия личности и среды с целью поддержания равновесия между ними.

В связи с этим необходимо сказать несколько слов об адаптации личности к социальной среде вообще и к конкретной социальной ситуации, в частности.

Социальную адаптацию в первом приближении можно определить как процесс и результат установления относительного взаимного соответствия между потребностями личности и требованиями социальной среды.

В разных подходах к пониманию социальной адаптации отражается многоаспектность этого процесса. Адаптация обусловлена, во-первых, активностью человека, связанная с необходимостью удовлетворения потребностей с целью сохранения внутреннего его равновесия посредством взаимодействия с внешней средой. Во-вторых, она обусловлена специфическими особенностями среды, соответствующие предъявляющими особые требования к личности. В-третьих, необходимым условием, активизирующим процессы адаптации, является конфликт между потребностями и возможностями личности, с одной стороны, и особенностями среды – с другой. В-четвертых, адаптированность выражается в структурных и функциональных изменениях в психической сфере человека, обеспечивающих его сохранение и развитие.

«Психическую адаптацию» определяют также как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в тоже время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды (Березин Ф.Б.).

Здесь нужно отметить, что адаптация к социальной среде осуществляется в конкретных повторяющихся социальных ситуациях.

Выдающийся психолог ХХ века Жан Пиаже описывал этот процесс как состоящий из двух взаимодополняющих процессов – аккомодации и ассимиляции. Коротко можно сказать, что аккомодация – это изменения, происходящие в психической сфере в процессе адаптации. Ассимиляция – это преобразование элементов среды в процессе адаптации в соответствии с собственными психическими структурами, «подгонка» их под имеющиеся у него шаблоны поведения и мышления. Эти процессы взаимно дополняют друг друга, обеспечивая весь процесс адаптации.

Понятие аккомодации, которое предполагает некоторое самоизменение, перекликается с идеей формирования психических «новообразований» в процессе социальной адаптации. В качестве таких новообразований в психологии предлагается понимать «совокупность психических качеств, которые сформировались (развились) в процессе адаптации и привели к тому или иному результату. При этом в совокупность новообразований включаются не только множество знаний, умений, навыков, полученных и сформированных у себя субъектом адаптации, но и сложная система межличностного взаимодействия с профессиональным и социальным окружением» (Реан А.А. и др.).

Таким образом, процесс социальной адаптации может осуществляться в двух основных формах: во-первых, посредством тех изменений во внешнем мире, которые человек совершает для приведения его в соответствие со своими потребностями; во-вторых, за счёт изменений личности (структуры, умений, навыков и т.д.), с помощью которых она приспосабливается к среде. Имеется и еще одна форма адаптации – поиск личностью такой среды, которая была бы благоприятна для ее функционирования.

Общими характеристиками социальной адаптации являются следующие.

1. Адаптация человека всегда социальна, так как социальность – критерий, определяющий человека.

2. Это положение поддерживается и другим положением: «Адаптация всегда социальный процесс – в психике человека нет ничего, что не содержалось бы в социуме».

3. Адаптацию определяют активные на данный момент времени потребности.

4. Адаптацию определяет наличный или перспективный уровень удовлетворения потребностей.

5. Социальная адаптация – это соответствие между уровнем потребностей и уровнем их удовлетворения. В то же время удовлетворение потребностей личности означает «соответствие социуму», т. е. социальную адаптацию.

6. Социальная адаптация – процесс установления соответствия любым из способов: взаимодействия, вживания, усвоения, включения, приспособления, формирования и т.д.

7. Адаптация – процесс, определяющий развитие личности.

8. Адаптацию невозможно осмыслить и правильно интерпретировать, ограничиваясь только уровнем личности, поскольку социальная адаптация – это надличностный процесс, представляющий собой динамичную систему (Кузнецов П.С.).

Поскольку личность является одним из элементов этой системы, в литературе указывается на некоторые «универсальные характеристики» личности, способствующие эффективной психической адаптации: 1) определяющий уровень эмоционального напряжения и устойчивость к стрессу; 2) особенности микросоциального взаимодействия и степень адекватности межличностных отношений; 3) энергетический потенциал и способность к логическому структурированию ситуации (Березин Ф.Б.). При этом автор указывает, что наиболее важным является второй комплекс характеристик.

Социальное поведение человека не всегда определяется рациональными соображениями, принятыми социальными нормами или прочно сформированными личностными особенностями. В некоторых случаях, особенно в экстремальных ситуациях, поведение может оказаться обусловленным плохо контролируемыми эмоциями, которые возникают спонтанно в ответ на какую-то значимую для данной личности ситуацию. Такого рода поведение может принимать архаичный (с эволюционной точки зрения) характер и приобретать импульсивные формы.

Импульсивное, непроизвольное поведение в ряде случаев можно наблюдать у человека так же, как и у животных, у которых оно гораздо более выражено. Импульсивное поведение представляет собой немедленную, без отсрочки, двигательную реакцию человека или животного в ответ либо на внешнее воздействие, либо на возникшее сиюминутное побуждение. И в том и в другом случае в его основе лежат, как правило, примитивные, эгоистические потребности, хотя у человека импульсивное действие может быть обусловлено и какой-либо внезапно актуализированной социальной потребностью.

Импульсивное поведение всегда сопровождается переживанием эмоций. Наличие эмоционального компонента может привести к мысли, что именно эмоция является причиной импульсивного поведения. Однако это не так. В основе любого импульсивного поведения лежит какая-то внезапно актуализированная потребность, а эмоция у социализированного человека, представляет собой форму психического отражения отношения между этой потребностью и объективными свойствами предмета или ситуации, переживаемых человеком в непосредственной форме. Эмоция в форме непосредственного их переживания указывают субъекту на жизненную значимость для него предмета или ситуации, вызвавшего соответствующую потребность. Человек бросается прочь от внезапно появившейся разъяренной собаки не потому, что он «испугался», а потому что возникла ситуация опасная для его здоровья или даже жизни. Но переживает он эту опасность в форме эмоции – испуга, который, не только дает знать человеку о возникшей опасности, но и придает энергию, мощный импульс ответным действиям.

Наиболее социально значимой формой поведения является агрессия. Что такое агрессия? Социальные психологи определяют агрессию как физическое или вербальное поведение, направленное на причинение кому-либо вреда (Майерс Д.). Здесь следует подчеркнуть, что когда мы говорим об агрессии, речь идет именно о поведении, а не о переживаемых в данный момент эмоциях.

Различают два вида агрессии: враждебная и инструментальная агрессия. Враждебная агрессия вызывается гневом, злостью. Ее единственной целью является причинение вреда. Это и есть форма импульсивного поведения человека. При инструментальной агрессии причинение вреда не является самоцелью. Причинение вреда здесь выступает в качестве средства достижения какой-либо продуктивной цели. В этом случае оно осуществляется продуманно и расчетливо. В связи с этим враждебную агрессию враждебную агрессию можно назвать «горячей», а инструментальную – «холодной». Большинство убийств с целью ограбления были холодными и расчетливыми (автор тот же). Дальнейшее изложение будет посвящено в основном враждебной агрессии.

Агрессивное поведение человека обусловлено действием множества факторов. Некоторые авторы считают агрессию формой врожденного, инстинктивного поведения (Фрейд З., Лоренц К.). Однако у человека инстинктивность агрессивного поведения не выдерживает испытания фактами. В частности в разных культурах частота насильственных действий различна. Кроме того, в одной и той же культуре воинственность и агрессивность людей может определяться конкретными историческими условиями.

В то же время на формирование агрессивного поведения могут оказывать влияние биологические факторы. Например, в головном мозге человека и животных обнаружены зоны, раздражение которых слабым электрическим током немедленно вызывает агрессивное поведение, и зоны, при раздражении которых возникшее агрессивное поведение немедленно «гасится».

На степень агрессивности оказывает влияние также наследственность. Это подтверждается, например, практикой выведения бойцовых пород собак, а также сходством темпераментов у однояйцевых близнецов.

Возникновению агрессивного поведения может способствовать действие химических веществ, попавших в кровь. Например, употребление алкоголя повышает чувствительность к эмоциогенным ситуациям, вызывающим агрессию. Аналогичное действие оказывает мужской половой гормон – тестостерон.

К социальным факторам, облегчающим или затрудняющим проявление агрессии, можно отнести научение в рамках культуры и субкультуры. Например, в Норвегии, где исповедуется ненасилие, случаи убийства редки. А вот в одном из племен Южной Америки почти половина мужчин, доживших до зрелого возраста, занимается тем, что убивает (Майерс Д.). Было обнаружено также, что в городах, населенных потомками шотландско-ирландских пастухов наблюдается втрое большее количество убийств, чем среди белого населения в том же регионе Новой Англии (в США). По мнению известного американского психолога А. Бандуры в рамках культуры или субкультуры люди научаются агрессивным формам поведения путем наблюдения за другими людьми, поведение которых служит моделью. Как и большинству социальных навыков люди учатся агрессивной манере поведения, наблюдая за поведением окружающих и связывая его с последствиями. В частности, обнаружено, что дети родителей, которые часто прибегали к наказаниям, пользуются сходными агрессивными формами поведения в отношениях с другими. С другой стороны, дети, выросшие в неполных семьях, то есть при отсутствии позитивного дисциплинирующего влияния со стороны отца, проявляют более высокий уровень насилия. Подростковая субкультура также может способствовать формированию агрессивности в том случае, если в ней поддерживается культ насилия. Еще одним социальным фактором, влияющим на формирование агрессивного поведения, могут быть средства массовой информации и, в особенности, телевидение. Наблюдение сцен насилия по телевидению ведет к повышению агрессивности у зрителей, делает их менее чувствительными к насилию, а также способствует формированию их взглядов на социальную реальность (Майерс Д.).

Помимо перечисленных факторов масштабного характера имеются и ситуативные факторы, способствующие возникновению агрессивного поведения. К ним относятся: фрустрация, боль, жара, нападение со стороны других, теснота, возбуждение.

Фрустрация. Одной из первых теорий агрессии является теория Дж. Долларда, в соответствии с которой фрустрация всегда ведет к какому-нибудь проявлению агрессии. Напомним, что фрустрация – это состояние внутреннего напряжения, возникающее при появлении какого-то препятствия, объективно или субъективно мешающего удовлетворению какой-то потребности или достижению цели. Запертая дверь туалета при соответствующей потребности, сильно пересоленная еда для голодного человека, отказ выполнить просьбу, оскорбление или унижение – все это примеры фрустрирующих ситуаций. Одной из реакций на фрустрацию и является агрессивное поведение. Теория Долларда впоследствии была отчасти пересмотрена Л. Берковицем. Он выдвинул положение о том, что фрустрация вызывает не саму по себе агрессию, а озлобление и эмоциональную готовность реагировать агрессивно, особенно в том случае, если тот, кто вызвал фрустрацию, мог и не совершать фрустрирующего действия. При этом для проявления агрессивного поведения нужен какой-то провоцирующий момент. Иногда агрессия возникает и без провокации, но при этом что-то в окружении может способствовать ее возникновению. Например, было обнаружено, что находящееся в поле зрения оружие и его доступность способствует возникновению агрессивного поведения (Берковиц Л.).

Боль также является фактором, вызывающим враждебную агрессию. Это было обнаружено сначала в экспериментах на животных, а затем и на людях (Берковиц Л.). В частности, когда в одном из его экспериментов испытуемые опускали руку в ледяную воду, у них возникало растущее раздражение, и они готовы были наброситься с проклятиями на другого участника эксперимента, издававшего неприятные звуки.

Проявлению агрессивного поведения могут способствовать факторы окружающей физической среды – жара, запахи, табачный дым, загрязнение воздуха. Если взглянуть на их действие глубже, можно сказать, что они также являются фрустрирующими условиями. Все перечисленное блокирует потребность в комфортных или просто благоприятных условиях жизни.

Наиболее изученной среди них является жара. Люди, находящиеся в жарком помещении, проявляют большую враждебность и агрессивность, чем те, кто находится в комнате с нормальной температурой воздуха. Согласно наблюдениям ученых в жаркое время года совершается больше преступлений, больше массовых беспорядков, агрессивных действий людей по отношению друг к другу.

Выпады и атаки со стороны другого человека (преднамеренное оскорбление или причинение боли) также способствуют возникновению агрессивного поведения по принципу «око за око», «зуб за зуб».

Теснота в каком-то замкнутом пространстве также относится к перечисленным факторам. Каждый по собственному опыту знает, что в переполненном автобусе или в вагоне метро проявлений агрессивного поведения больше, чем, например, среди людей, ожидающих автобуса на автобусной остановке.

Возбуждение. Эксперименты Шехтера и Сингера показали, что при введении испытуемым адреналина (при условии, что они не знали о его физиологическом действии), возникавшее возбуждение легко выливалось в агрессивное поведение, если второй (подсадной) участник эксперимента проявлял агрессию. Вообще любые виды возбуждения облегчают проявление агрессии.

 

 

Вопросы и задания к модулю «Деловое взаимодействие»

 

1. В чем заключаются психологические характеристики переговорного процесса?

2. Назовите и охарактеризуйте предварительную психологическую подготовку к переговорам.

3. Какие факторы способствуют, а какие препятствуют успешному ведению переговоров?

4. Перечислите и охарактеризуйте пункты, на которых основываются принципиальные переговоры.

5. Чем отличается понятие «коллектив» от понятия «группа»?

6. Что такое малая группа? Каковы ее максимальные раз меры? Что может произойти при увеличении числа членов малой группы?

7. Каковы предпосылки к развитию неформальной структуры первичного коллектива?

8. Охарактеризуйте уровни развития коллектива.

9. В чем заключается психологический смысл выражения «власть ситуации»?

10. Приведите примеры из собственного опыта, подтверждающие тезис о том, что в некоторых случаях на поведение человека оказывает влияние в большей степени ситуация, а не его личностные особенности.

11. С психологической точки зрения охарактеризуйте процесс социально-психической адаптации.

12. Перечислите факторы, способствующие возникновению агрессивного поведения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 2709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.