Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы мегасистемного уровня




 

Среди факторов, оказывающих влияние на формирование готовности к семейной жизни, особое место отводится процессам социального характера. К ним, в первую очередь, следует отнести поддерживаемые в социуме представления о ценности брачно-семейных отношений, наличие системы эмоционального поощрения молодых людей, состоящих в браке, или соответствующих социальным критериям готовности к семейной жизни (например, установка на позитивную оценку и групповое принятие), а также функционирование социальной системы поддержки молодых семей.

В последнее время отмечаются изменения в системе ценностей, транслируемых и поддерживаемых социумом. Факторы, ранее детерминирующие совместное проживание людей в браке и отражающие важность трудовой деятельности, социальной активности, воспроизводства населения, в последнее время приобрели вторичное значение. Так, проведенное нами исследование ценностных ориентаций студентов БГПУ им. М. Танка, в котором приняли участие 1210 студентов, показало, что в структуре ценностных ориентаций студентов доминирующее значение приобрели индивидуалистические ценности. В то же время именно этот возраст является наиболее сензитивным для поиска партнера и построения отношений в паре. Таким образом, молодые люди нуждаются в специально организованной помощи, направленной на развитие позитивного отношения к ценностям семейной жизни.

Изменения, происходящие в системе ценностей молодежи, можно объяснить следующими процессами. Ценность семьи, прежде всего, как ячейки общества, а не среды для удовлетворения индивидуальных потребностей, характерная для советского периода, в настоящее время переживает кризис, выразившийся в расщеплении ценностного сознания современного человека. Этот кризис привел к существованию двух противоположных тенденций в представлении о том, какой должна быть семья и для чего она нужна женщине и мужчине.

С одной стороны, на постсоветском пространстве продолжают существовать традиционные семейные стереотипы с четкой полоролевой дифференциацией в семье (авторитарная структура власти в семье), и акцентом на ведении домашнего хозяйства и воспитании детей. При этом наряду с возрастанием социальных ожиданий от семьи в области развития и воспитания детей в настоящее время наблюдается снижение помощи государства в этом процессе, приводя к физической и психической перегрузке взрослых членов семьи. Авторитарная модель отражает патриархальный миф о том, что семья в большей мере нужна женщине, и поэтому последняя должна многим ради нее жертвовать. При этом замужняя женщина, как правило, обладает более высоким социальным статусом, чем незамужняя. Однако она зачастую перегружена домашними обязанностями в ущерб ее социальной самореализации.

С другой стороны, все более популярным становится противоположный взгляд, признающий равные права и обязанности супругов (эгалитарная структура власти в семье), что выражается в более гибкой, по сравнению с предыдущей моделью, полоролевой дифференциацией в паре, возможностях супругов дополнять друг друга в семейном функционировании. Однако члены молодой системы, выбирающие данную модель построения отношений, могут столкнуться с невозможностью обращения к опыту предыдущих поколений и его ассимиляцией.

Присутствие в коллективных представлениях подобных дивергентных моделей приводит к отсутствию ясных и непротиворечивых представлений, ориентирующих молодых людей в построении отношений в паре, и обусловливает трудности в формировании готовности к семейной жизни. Любая модель предоставляет возможность для понимания и объяснения нормативности процессов, происходящих во взаимоотношениях. Наличие в сознании молодых людей нескольких несовпадающих (иногда противоречивых) моделей отношений приводит к трудности в формировании стратегии собственного поведения в отношениях с партнером, усиливает переживание кризиса разочарования, естественного для любых отношений в паре, а также лишает внешней социальной поддержки (в виде четкой и динамичной модели брачно-семейных отношений).

Попытка конвергировать различные модели семейных отношений (чаще всего речь идет об описанных выше авторитарной и эгалитарной моделях) выражается в тенденции держать «высокую планку» в двух сферах жизнедеятельности (семейной и социальной), что зачастую приводит к усилению внутриличностного конфликта, сопровождающегося чувствами вины, тревоги, неполноценности и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.