Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели готовности к семейной жизни




  Если в партнерских отношениях мужчина и женщина хочет другого в первую очередь не как жену или мужа, а в большей степени из каких-то других соображений, например, как это замечательно говорят, чтобы видеть другого отцом или матерью своих детей, то в этих случаях фундамент возведен на песке, а в яблоке уже сидит червяк. Гунтхард Вебер

 

Анализ показателей готовности к семейной жизни предполагает обращение к ряду дефиниций из раздела общей психологии. Наиболее важной из них при анализе, прежде всего, когнитивного аспекта готовности нам представляется понятие «идентичность». Идентичность в качестве динамического свойства личности можно рассматривать как структуру и как функцию, как процесс и как результат (Г.И. Малейчук, 2001).

В структуре идентичности можно выделить следующие компоненты:

· Я-концепция или образ Я,

· концепция Другого, или образ Другого.

Я-концепция – это система представлений личности о своем Я и отношение к нему. Соответственно, концепция Другого представляет собой систему представлений личности о не-Я, Другом, и отношение к нему (Г.И. Малейчук, 2001). Как Я-концепция, так и концепция Другого могут быть в разной степени дифференцироваными и обладать разной степенью целостности и осознанности.

Сформированная идентичность является критерием готовности к семейной жизни. Ей соответствуютследующие характеристики представлений человека о себе:

1. Высокая дифференцированность и целостность. (Я разный: я могу быть таким, и таким, но все это Я, и Я принимаю себя всякого).

2. Стабильность и гибкость. (Я такой, какой Я есть, я знаю, кто Я и какой Я, но Я могу меняться, избирательно перестраивать себя).

Аналогичные представления присутствуют и в концепции Другого (обобщенном образе Другого).

Недифференцированная Я-концепция проявляется в том, что знания молодого человека о себе, в том числе и о себе как о будущем семьянине, оказываются фрагментарными, отрывочными, противоречивыми. Поведение характеризуется однообразием и стереотипностью, либо хаотичностью и непредсказуемостью. Принятие своего Я находится в прямой зависимости от мнений других людей, что является источником неустойчивой, ситуативной самооценки. При недифференцированной концепции Другого оценка людей строится по полярному типу «хороший – плохой», «умный – глупый», «свой – чужой», «красивый – некрасивый» и т.д. В силу этого, представления о будущем брачном партнере оказываются разрозненными, мозаичными и нереалистичными.

Люди с диффузией идентичности [4] испытывают наибольшие трудности при поиске партнера и построении семейных отношений. Им свойственны примитивные защитные механизмы: расщепление, примитивные идеализация и обесценивание, отрицание и др., влияющие на адекватность и соответствие реальности их представлений о себе и других. Человек, имеющий не соответствующие его реальному поведению и статусу представления о себе, будет испытывать сложности, как при поиске брачного партнера, так и при построении в будущем супружеских отношений. Эта проблема, как правило, выражается в попытке найти человека, соответствующего идеальному образу супруга, либо в тенденции идеализировать и приписывать несуществующие характеристики уже имеющемуся партнеру.

Очевидно, что на этапе поиска брачного партнера, построения отношений и начала совместной жизни человеку свойственно иметь идеализированные представления о другом и демонстрировать в некоторой степени «улучшенный» Я-образ. Однако наличие сформированной идентичности позволяет пережить разочарование, неизбежно наступающее вслед за идеализацией, и остаться в отношениях. В то время как люди с диффузной идентичностью в момент разочарования скорее склонны обесценивать, девальвировать и разрушать отношения.

Связь таких двух переменных как готовность к семейной жизни и идентичность поднимает проблему оптимального возрастного порога вступления в брак. Поскольку формирование идентичности опосредовано жизненным опытом, его недостаток у молодежи зачастую становится причиной плохого понимания себя и других. Поэтому при ответах на вопросы «Кто Я?», «Для чего мне нужна семья?», «Каким я вижу своего будущего партнера?» и др. молодые люди часто используют не собственные знания и представления, а систему социальных и семейных стереотипов, порой не соответствующую их истинному Я, собственным желаниям и потребностям.

В свете вопроса о формировании готовности к семейной жизни важным становится рассмотрение так называемых «наивных теорий» – обыденных представлений о закономерностях природной и социальной жизни. Такие наивные психологические теории играют огромную роль в формировании представлений о семейной жизни, в интерпретации поведения членов семьи и своего собственного.

Представления о различных сторонах семейной жизни по своей природе являются сложными, системными образованиями. Выступая структурными составляющими целостного образа семьи, они детерминируют различные стороны ее функционирования: уровень материального благополучие и распределения финансовых ресурсов, стиль детско-родительских отношений, взаимоотношения с членами расширенной семьи и др. (М.Г. Бурняшев, 2003). Принимая решение, члены семьи, опираясь на представления о семейной жизни, фантазируют о том как будет разворачиваться ситуация, если они совершат определенные действия, пытаясь, таким образом, предвидеть последствия. Иначе говоря, представления о семье детерминируют поведение ее членов и принятие ими решений. Содержание таких представлений, сформированное под влиянием семейного и социального контекстов, нередко выступает одним из важнейших факторов возникновения у молодого человека желания вступать в брак и создавать собственную семью.

Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис связывают представления об успешном браке с тем образом, который сформировался у членов семьи в ходе ее жизнедеятельности, причем эти представления касаются как того, какой должна быть семья, так и того, какой она является на самом деле. По мнению этих авторов, от того, как молодой человек представляет себе членов своей родительской семьи, зависит то, какие потребности он будет стремиться удовлетворить в отношениях с партнером (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, 1999).

Эмоциональный аспект готовности к семейной жизни определяется двумя составляющими:

1. Комплексом переживаний, обусловленных системой мотивов и потребностей молодого человека, связанных с браком и семьей.

2. Способностью к построению длительных эмоциональных отношений.

Формированию готовности способствует позитивная окраска переживаний, связанных у молодого человека с браком и семьей, в то время как их связь со страхом, отвращением, злостью, тревогой и другими эмоциями данного регистра нередко требует специально организованной психотерапевтической работы. Данная составляющая готовности к семейной жизни тесно связана с актуальными потребностями и мотивами молодого человека. А. Маслоу предположил, что все потребности организованы в иерархическую систему согласно следующей очередности:

· физиологические потребности;

· потребность в безопасности и защите;

· потребность в принадлежности и любви;

· потребности в самоуважении;

· потребности в самоактуализации.

Позитивное эмоциональное отношение к возможности реализации данных потребностей в семейном контексте выступает важным условием формирования готовности к семейной жизни. Как правило, оно складывается под влиянием опыта проживания в родительской семье, который отражает характер удовлетворения ее членам обозначенных выше потребностей в рамках семейных отношений. А именно:

Физиологические потребности. Семейная жизнь позволяет удовлетворять сексуальные потребности, то есть вести регулярную половую жизнь с постоянным партнером, а также потребности в пище, комфортном сне и т.п.

Потребность в безопасности и защите. Это одна из важнейших потребностей, удовлетворяемых в семье. А. Маслоу включал в эту категорию потребности в порядке и стабильности, в предсказуемости событий, в защите от страха и хаоса (Л. Хьелл, Д. Зиглер, 1997). Также сюда можно отнести потребность в психолого-физиологическом комфорте, реализация которой в семейном контексте дает ощущение «эмоционального убежища». Семейная среда как источник удовлетворения потребности в безопасности и защите наиболее значима для детей. Чувство безопасности для них обеспечивает наличие ясных границ, режима и разумной дисциплины в семье. Отсутствие таковых может вызывать повышение тревожности, беспокойства и недоверчивости ребенка. Родительские ссоры, оскорбления, физическое насилие, разлука, развод и т.п. деструктивно влияют на благополучие ребенка, воспринимающего такое окружение как непредсказуемое, нестабильное и ненадежное. Ощущение стабильности семейной среды также значимо и для ее взрослых членов, особенно болеющих и пожилых. Предпочтение партнера с востребованной профессией и стабильным заработком, отказ от вступления в брак в случае собственной финансовой и жилищной несостоятельности – все это проявления потребности в безопасности. Чем более безопасным и стабильным представляется брак, чем надежнее кажутся супружеские отношения, тем позитивнее воспринимаются брачно-семейные отношения и выше готовность к ним.

Потребность в принадлежности, эмоциональной привязанности, любви. Поиск близких взаимоотношений является одной из наиболее значимых социальных потребностей человека. Жизнь в семье избавляет от одиночества, дает ощущение принадлежности к системе. Отсутствие близких отношений, любимого человека является источником дискомфорта и негативных переживаний. Кроме потребности быть любимым, такой же сильной является потребность любить. Поэтому намерение вступить в брак зачастую вызвано стремлением молодых людей постоянно находится с объектом своей влюбленности, переживать нежность, эмоциональную близость и любовь.

Потребность в самоуважении. Данная категория включает в себя широкий круг переживаний человека, связанных с необходимостью подтверждения своей ценности и значимости, а также уникальности и неповторимости. За этой потребностью «скрывается», с одной стороны, страх потеряться, остаться незамеченным, ненужным. А с другой – желание преодолеть одиночество, принадлежать, быть ценным и любимым. Чем более востребованным, нужным и ценным ощущает себя человек, тем больше у него сил преодолеть одиночество.

Отношения с близкими людьми, членами семьи, являются важным ресурсом для подтверждения собственной значимости, полезности и ценности. Семья, как никакая другая система, может дать человеку чувство собственной уникальности, неповторимости и нужности. Получение от партнера обратной связи с «поглаживаниями» (Э. Берн, 2007) способствует укреплению самооценки через признание важности роли, которую человек играет в данных отношениях. Масса человеческих трагедий разыгрывалась на фоне ощущения человеком своей «ненужности».

Потребность в самоактуализации, т.е. в максимальной реализации своих возможностей в различных сферах жизнедеятельности человека. Семья является источником поддержки не только в реализации в рамках семейных ролей и функций (например, в роли матери и супруги), но и в профессиональном, личностном и др. развитии человека. Возможность получать в семье поддержку в самореализации в важных для человека областях его жизни является мощным средством его развития и эмоционального благополучия.

Итак, обобщая вышесказанное, семья нужна для того, чтобы:

· было на кого опереться;

· было с кем посоветоваться;

· был рядом тот, чьим мнением дорожат;

· был кто-то, кто не оставит в беде;

· был человек, с которым по-настоящему хорошо;

· был рядом кто-то, кто разделяет такие же ценности;

· был кто-то, вместе с кем можно радоваться успехам;

· рядом был тот, кому можно доверять;

· был рядом кто-то, кто в трудную минуту поддержит и защитит;

· был человек, кто смотрит на вещи сходным образом;

· рядом был кто-то, кто уравновешивал бы слабости;

· и, наконец, тот, кто каждый день подтверждает твое существование.

Все вышеперечисленное и составляет в совокупности образ семьи как надежного убежища в мире бушующих политических, экономических, технологических, климатических и прочих страстей и сложностей жизни.

Говоря о мотивации вступления в брак, следует отметить, что решение о создании собственной семьи, как правило, является полимотивированным. Однако степень осознания мотивов, образующих данный мотивационный комплекс, может быть различной. На наш взгляд, мотивы вступления в брак можно разделить на адекватные (конструктивные) и неадекватные (неконструктивные), что соответствует идее А. Маслоу о мотивах нужды и роста. Адекватная мотивация отражает желания, непосредственно связанные с созданием семьи, в отличие от неадекватной мотивации, когда создание брака является способом достижения иных целей, зачастую неосознаваемых. В последнем случае личность партнера, как правило, не представляет собой ценности. Важно либо просто его наличие, либо его функциональные характеристики, имеющие значение для удовлетворения потребностей.

Наряду с отсутствием мотивов вступления в брак и создания семьи и неадекватной мотивацией, проблемным для построения отношений является также феномен гипермотивации. Она проявляется в форме чрезмерно острого, на грани навязчивости, желания вступить в брак, иметь свою семью, дом, детей и т.д. Выявление данной ситуации требует тщательной диагностики и определения ее движущих сил с целью оказания поддержки молодому человеку в совершении выбора брачного партнера и предотвращении импульсивных и необдуманных решений.

При наличии большого количества разнообразных мотивов только их уникальное сочетание позволяет определить степень их адекватности, детерминирующую готовность/неготовность к построению семейных отношений.

Способность к построению длительных, стабильных эмоциональных отношений, как вторая важная составляющая готовности к браку, обусловлена, по мнению ряда исследователей, личностными особенностями партнеров. К таким качествам личности относят автономность, независимость, самоподдержку, чувствительность к своим желаниям и потребностям (Ф. Перлз), зрелость (К. Роджерс), уверенность в себе, гибкость в общении, выражающуюся в аутентичном взаимодействии с окружающими, ориентацию на личностное общение, самораскрытие, проявляющееся во взаимодействии на уровне истинного «Я» личности, а не на уровне «псевдо-Я» (Л.Я. Гозман). Также важны способность к эмпатии, пониманию другого, чувствительность к переживаниям, потребностям и желаниям окружающих, гибкость в общении и т.д. В целом данные характеристики соответствуют чертам гармоничной личности.

В отечественной психологии эмоциональные отношения (любовь, эмоциональная близость) рассматриваются как один из основных факторов, скрепляющих супружеские союзы и играющих важную роль в установлении приносящих удовлетворение любовных отношений. Подчеркивается процессуальность эмоциональных отношений, их сложный динамический характер, развитие во времени и наличие закономерных переходов от одного этапа к другому (Л.Я. Гозман, 1987). В.Н. Дружинин называет эмоциональную близость одним из параметров, который в интегрированном виде отражает семейные отношения (в совокупности с доминированием – подчинением и ответственностью) и служит источником сплоченности и стабильности семьи. Он считает, что в основе эмоциональной близости лежит мотивация аффиляции (присоединения). Эмоциональная близость зависит от взаимной оценки особенностей личностных свойств партнеров и их принятия, общности мировоззрений, ценностных ориентаций, убеждений, идеалов, интересов, формирующих определенное отношение партнеров друг к другу, степени психологического комфорта и взаимопонимания в семье (И.В. Гребенников, 1991).

Поведенческий аспект готовности к семейной жизни предполагает сформированность у молодого человека необходимых умений и навыков, а также реализацию определенных действий, связанных с созданием семьи. Среди них можно выделить следующие:

· Поиск брачного партнера. В настоящее время эта форма активности расширила свои границы за пределы традиционных способов (знакомство на работе, учебе, в общественных местах, через знакомых и т.п.) и включила в себя ресурсы Интернета (социальные сети, сайты знакомств).

· Выработка независимой, зрелой социальной позиции, позволяющей строить собственную семью (приобретение профессии, финансовой независимости и т.п.).

· Коммуникативная компетентность, позволяющая строить отношения с потенциальными брачными партнерами, решать конфликты и уметь поддерживать развитие отношений. Е.С. Калмыкова отмечает, что данное умение играет решающую роль, как в период ухаживания, так и в процессе взаимного приспособления молодоженов.

· Ролевая гибкость. Способность взаимодействовать в разных ролевых позициях, менять роли – одно из условий гармоничного приспособления к совместной жизни.

· Культура сексуального поведения.

· Способность к саморегуляции. Данная характеристика, близкая к понятию «дифференциация Я», включает навыки независимого от внешней среды поведения, способность принимать решения в проблемных ситуациях, не теряясь в чувствах и эмоциях и т.п.

Для лучшего понимания поведения человека, характеризующего его готовность к семейной жизни, важно ориентироваться в теориях, объясняющих особенности выбора брачного партнера. На сегодняшний день существует несколько таких теорий, каждая из которых, не претендуя на абсолютизацию, позволяет глубже понять механизм совершаемого выбора и поддержания отношений в паре. Рассмотрим их.

1. Теория З. Фрейда..

Фрейд утверждал, что выбор сексуального объекта связан со смещением энергии либидо с самого первого объекта любви, т.е. с родителей. Иначе говоря, согласно 3. Фрейду, мужчина ищет жену, похожую на мать, а женщина – мужа, похожего на отца.

2. Теория Р.Ф. Уинча.

Р.Ф. Уинч, занимаясь проблемой изучения брачного выбора, предложил свою теорию комплементарных потребностей. Основной тезис данной теории состоит в том, что люди предпочитают выбирать себе в супруги тех, чьи психологические особенности противоположны и комплементарны (дополнительны) их собственным. Например, человек робкий и склонный к зависимости, скорее всего, предпочтет партнера сильного и доминантного. Это связано со стремлением индивида всегда максимизировать степень удовлетворения своих потребностей, что, согласно Уинчу, достигается в том случае, когда потребности мужчины и женщины, вступающих в брак, комплементарны друг другу.

3. Теория Р. Сентера.

В своей нструментальной теории Р. Сентер исходил из предположения, что люди стремятся выбрать себе в качестве брачных партнеров тех, чье поведение и другие характеристики обеспечивают максимум удовлетворения и минимум затрат для их потребностей.

В отличие от Р.Ф. Уинча, Р. Сентер полагал, что одни потребности более значимы, а другие менее. Те, которые более типичны для мужчины, должны соответствовать потребностям, более типичным для женщины.

4. Теория Дж. Хоманса.

Еще одной теоретической интерпретацией процесса брачного выбора является теория обмена. Она основана на модели социального взаимодействия Дж. Хоманса, согласно которой базисом возникновения нормативного порядка в обществе является взаимная полезность людей, иначе говоря, выгоды, которые они получают в результате взаимообменов разного рода (эмоциональных, духовных, материальных и др.). Согласно Дж. Хомансу, в обществе всегда существует определенный набор ценностей, которые могут быть вовлечены в обмен. Человек «обменивает» некоторые свои качества на качества или свойства других людей: физическую привлекательность на благосостояние, богатство на громкий титул и т.п. Дж. Хоманс говорит о том, что «все без исключения социальные взаимодействия на всех уровнях подчиняются принципам обмена эквивалентами». Соответственно этому в основе брачного выбора лежит процесс оценивания того, кто из возможных партнеров может принести наибольший выигрыш при наименьших затратах. Характеристики индивида при этом рассматриваются как некое благо, подлежащее обмену и имеющее определенную цену.

В данном случае речь фактически идет о соотношении на брачном рынке численностей «подходящих» друг для друга мужчин и женщин. Среди характеристик, подлежащих оцениванию, как правило, отмечают следующие:

· возраст;

· внешний облик, включающий в себя не только физическую привлекательность, но и манеры поведения, умение себя вести и т. п.;

· социальный статус, рассматриваемый как комбинация различных социально-экономических характеристик (благосостояние, происхождение, образование и т.д.);

· социально-психологические характеристики (эмоциональность, экспрессивность, способность к пониманию, сотрудничеству и т. д.);

· жизненные взгляды и т. д.

Общие или совпадающие ценности облегчают взаимодействие с потенциальным партнером и могут служить фактором принятия решения о брачном выборе. В то время как, если ценности партнеров сильно отличаются друг от друга, это может стать непреодолимым препятствием для принятия решения о заключении брака даже в случае сильной страсти.

5. Теория Б. Мурстейна.

Попытку дать целостное описание процесса брачного выбора представляет собой теория Б. Мурстейна. Он считал, что процесс развития отношений детерминируется тремя переменными:

· стимулы,

· ценностное сравнение,

· роли.

Данная модель описывает последовательность стадий выбора брачного партнера.

Первая стадия – стимуляция. Здесь действуют факторы, отвечающие за «притяжение» людей друг к другу, их взаимную привлекательность благодаря физическим, интеллектуальным, социальным и другим характеристикам. Большое значение при этом имеет оценка достоинств потенциального партнера друзьями, родителями, другими референтными источниками.

Следующая стадия – ценностное сравнение, когда взаимному оцениванию подвергаются системы ценностей и установок, в частности, представления и установки партнеров относительно брака, половых ролей, числа детей в семье и т.д. В ходе такого познания происходит своеобразное «испытание» двух людей на степень приемлемости и сходства их взглядов, ценностей и идеалов. В случае их существенного расхождения возможность принятия партнера зависит от компенсации различий какими-либо особыми достоинствами и привилегиями.

Прохождение описанных выше двух стадий порой бывает достаточным для принятия решения о продолжении, либо не продолжении отношений в браке. Однако нередко партнеры принимают решение о создании семьи после прохождения ими стадии ролевой совместимости, то есть определения сходства взаимных представлений о семейных (и вне семейных) ролях мужчин и женщин. Добрачное общение партнеров позволяет им оценить как сходство своих потребностей и характеров, так и возможность их взаимодополнения. На данной стадии, как правило, включается в действие так называемый принцип «соизмеримости и равноценности обмена», то есть определение положительных характеристик партнера, равновесных его недостаткам. Например, недостаток внешней привлекательности мужчины может уравновешиваться в глазах девушки его внимательностью, заботливостью и порядочностью.

6. Модель Дж. Удри

Дж. Удри предложил модель «фильтров», в рамках которой выбор брачного партнера выступает как процесс последовательного «отсева» кандидатов через иерархическую систему фильтров, задающих все более и более жесткие рамки и критерии отбора. Дж. Удри выделил шесть таких фильтров:

Первым фильтром является возможность систематических и регулярных контактов с партнером. В более выгодном положении в качестве претендентов на заключение брачного союза оказываются сотрудники, коллеги по работе, одноклассники и сокурсники, знакомые и друзья, имеющие возможность регулярно общаться и вовлеченные в совместную деятельность.

Второй фильтр отвечает за отбор претендентов согласно внешней привлекательности. В определенном смысле можно говорить, что человек ищет в избраннике воплощение своего идеала красоты. Вместе с тем, соответствие внешности партнера принятому идеалу красоты имеет гораздо большее значение для мужчин, чем для женщин.

Содержанием третьего фильтра является сходство социального базиса, обеспечивающего принадлежность партнеров к одному «социально-психологическому миру», определяющему сходство ценностей, установок, образа жизни. Понятие «мезальянса» как неравного брака, при всей своей спорности в настоящее время, отражает реалии необходимости учета сходства, или как минимум, отсутствия антагонизма политико-идеологических, социальных, ценностных, морально-этических и эстетических представлений каждого из супругов.

Четвертый фильтр определяет сходство установок и ценностей в отношении семьи и брака, семейных ролей, стиля воспитания детей, понимания феминности и маскулинности и т.д. Значимость этого фильтра крайне велика, поскольку исходная несовместимость взглядов и установок супругов в отношении семьи не позволит создать эффективную семейную систему, способную реализовать функции семьи и обеспечить возможности для наиболее полной личностной самореализации обоим супругам.

Пятый фильтр отвечает за оценку комплементарности значимых потребностей партнеров, то есть способности каждого из партнеров соответствовать другому. В первую очередь это касается потребности любить и быть любимым.

Шестой фильтр – это фильтр социальной готовности к заключению брака. «Социальные часы» как система социальных ожиданий в отношении возрастного и социального статуса молодого человека, вступающего в брак, определены исторической эпохой, культурными и национальными традициями, принадлежностью к той или иной социальной группе.

Данные теории являются моделями описания сложного феномена, связанного с готовностью к семейной жизни – выбора брачного партнера. Похоже, что не одна из них не может претендовать на полный охват факторов, детерминирующих этот выбор, но, вместе с тем, в совокупности они обозначают важные единицы анализа и ориентиры для работы специалистов с молодыми людьми в аспекте их подготовки к браку.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 3253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.