Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические аспекты проблемы подготовки к семейной жизни




Феноменология

Фаза подготовки к семейной жизни

  Самая глубокая потребность женщины, когда она встречает мужчину, это иметь маму. Самая глубокая потребность мужчины, когда он встречает женщину, это также иметь маму. Это обязательно должно вести к разочарованию. Гунтхард Вебер

 

Подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей семейной жизни – неотъемлемая часть общей системы воспитания подрастающего поколения. В доурбанистическом обществе подготовка к семейной жизни проходила естественным образом в процессе жизнедеятельности в родительской семье посредством включения детей в выполнение семейных обязанностей и наблюдения за поведением взрослых членов семьи. Важная роль отводилась обрядам, ритуалам, следованию существующим правилам и нормам.

Произошедшие в мире социально-экономические сдвиги (развитие высоких технологий, урбанизация, глобализация и др.) внесли изменения в процесс подготовки подрастающего поколения к семейной жизни. В результате часть функций семьи перешла к государству, что, в свою очередь, потребовало разработки методов и технологий осуществления данного процесса на государственном уровне.

В советский период в рамках реализации школьной программы подготовки к браку и семье были разработаны специальные учебные курсы, которые, согласно архивным источникам, соответствовали следующим направлениям работы с подрастающим поколением:

· развитие этики отношений в семье;

· половое воспитание, осуществляемое в сотрудничестве с представителями системы здравоохранения;

· формирование личностных качеств, способствующих в будущем выполнению семейных ролей: эмпатии, уважения к общественным нормам и ценностям, следования правилам, умения заботиться о других, участвовать в совместной деятельности и др.[2];

· практическая подготовка старших школьников к ведению семейного хозяйства, воспитанию детей и самостоятельной трудовой деятельности, осуществляемая на уроках трудового обучения и в рамках учебно-производственных комбинатов.

В рамках реализации программы подготовки подрастающего поколения к семейной жизни проводилась большая внеклассная работа, к которой привлекались психологи, педагоги, юристы, врачи. В 80-е гг. XX в. по инициативе Министерства просвещения и Академии педагогических наук СССР школа была переведена на новый типовой учебный план, согласно которому дисциплина «Этика и психология семейной жизни» являлась одним из важных учебных предметов в 9-10 классах. В это время в психолого-педагогической литературе были проанализированы основные направления совместной работы школы, семьи и общественности в условиях ускорения социально-экономического развития государства; предложены конкретные методы и средства преподавания основ семейной жизни в школе, рассмотрены возможности ведения просветительской работы на уровне культурных учреждений, намечены пути и средства психосексуального воспитания молодежи.

В период перестройки и кризисов 90-х гг. XX в. подготовка подрастающего поколения к семейной жизни продолжала декларироваться как важная задача. Однако из школьной программы была исключена дисциплина «Этика и психология семейной жизни». Учитывая распад пионерской и комсомольской организаций, занятость родителей материальным обеспечением и др., проблема готовности к семейной жизни ушла в фон.

В начале XXI в. социально-экономические и культурно-нравственные изменения в обществе привели к тому, что многолетний опыт подготовки молодежи к семейной жизни оказался невостребованным в силу отсутствия общественных институтов, готовых поддержать молодых людей в вопросе их брачно-семейной реализации. Покинув школу, проблема готовности к семейной жизни, к сожалению, не стала объектом должного внимания в ходе профессиональной подготовки молодых людей в высших и среднеспециальных учебных заведениях. Более актуальными стали проблемы сексуального просвещения, безопасного и ответственного сексуального поведения. Данный факт можно объяснить действием следующих факторов: с одной стороны, снижением возраста начала половой жизни, с другой стороны – тенденцией заключать брак в более поздние годы.

Интерес к проблеме подготовки молодых людей к браку стал вновь актуальным в связи с происходящими в социуме трансформационными процессами, затронувшими институт семьи, прежде всего в вопросах семейных норм, ценностей и форм брачно-семейных отношений. Однако исследования рассматриваемой проблемы в науке и практике в значительной степени отстают от современных требований. В психолого-педагогической литературе отмечается относительная скудность теоретических и практических разработок в рамках данной темы:

1. Большинство исследований в области подготовки молодых людей к семейной жизни было проведено в советский период. Они были ориентированы на реалии того времени и не соответствуют как актуальным социально-экономическим и политическим условиям, так и личностным особенностям современной молодежи.

2. Проведенные исследования в основном посвящены подготовке к семейной жизни старшеклассников, и не отражают ситуацию с молодыми людьми, завершившими этап школьного обучения.

3. Значительную часть функций по подготовке молодых людей к семейной жизни в советский период брали на себя общественные организации и система образования (прежде всего, средняя школа). В дальнейшем в результате элиминирования системы поддержки, осуществляемой общественными организациями, и изменений в системе образования основной акцент был сделан на приобретение учащимися знаний. Проблема подготовки к семейной жизни перестала рассматриваться как общественная (школьная) задача.

4. Формирование готовности к браку и семье включалось в общий круг вопросов по подготовке молодых людей к самостоятельной взрослой жизни, например, в контексте социализации, профессионального образования, развития самосознания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.