Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательства и уголовно-исполнительной системы в России 1 страница




 

§ 1. Возникновение пенитенциарных систем

 

Пенитенциарные (тюремные) системы в своем развитии прошли ряд этапов, для каждого из которых была характерна соответствующая реализация политики в области исполнения наказания.

Тюремные модели включают в себя определенные атрибуты, средства и методы физического и духовного воздействия на личность преступника. Они зависят от экономического и политического строя данного государства и целей наказания.

Поиск эффективных мер воздействия на преступников привел к идее жесткой и полной физической и духовной изоляции заключенных от общества. В результате реализации этой идеи в 1786 г. в г. Филадельфия штата Пенсильвания (США) была построена тюрьма, названная ее основателями пенитенциарием (от латинского слова "пенитенция" - раскаяние).

Суть наказания заключалась в полной изоляции человека, оставлении его один на один со своей совестью и Богом, что должно было, по мнению ее создателей, привести преступника к раскаянию и исправлению. Осужденные должны были находиться в режиме молчания и тишины, усердно изучать религиозную литературу и молиться Богу.

Подобная модель получила определенное признание в США, Англии и некоторых других странах. Тем не менее она не смогла решить поставленных задач духовного возрождения преступников и социальной превенции, как и не решала проблем воспитательной роли наказания.

В 1816 г. в г. Оборне штата Нью-Йорк (США) была открыта тюрьма подобно Пенсильванской, с той лишь разницей, что осужденных изолировали в одиночные камеры только на ночь. Работали осужденные в этой тюрьме в общих мастерских, но им запрещалось разговаривать под страхом физического наказания.

Пенсильванская и Оборнская тюремные системы не смогли решить воспитательных задач наказания. Поиски решения такой задачи привели к так называемой прогрессивной системе отбывания наказания. Суть этой системы заключается в поэтапном изменении условий отбывания наказания в зависимости от поведения осужденного в сторону расширения либо ограничения правового положения.

Впервые элементы прогрессивной системы отбывания наказания были применены в Англии.

В дальнейшем прогрессивная система была использована в Ирландии и заключалась в наличии переходных тюрем с полусвободным режимом.

Прогрессивная система сразу обнаружила свои преимущества перед Пенсильванской и Оборнской системами и получила широкое распространение в европейских государствах. Элементы прогрессивной системы присутствовали и в российских каторжных тюрьмах.

Во второй половине XIX в. продолжались поиски различных вариантов исполнения наказания в виде лишения свободы с использованием прогрессивной системы отбывания наказания. В этот период в США был создан новый вид исправительного учреждения: молодежный реформаторий, который сочетал в себе атрибуты тюрьмы и воспитательного учреждения.

В реформатории отбывали наказание в виде лишения свободы лица в возрасте от 16 до 30 лет. Средствами исправительного воздействия в реформаториях выступали труд, общеобразовательное обучение, профессиональное обучение, военная подготовка.

Прогрессивная система в реформатории состояла в том, что все заключенные подразделялись на три класса, пребывание в каждом из которых связывалось с различными условиями содержания. Все вновь поступившие преступники помещались в средний класс. В зависимости от их поведения в период отбывания наказания осужденные переводились либо в высший класс с улучшенными условиями содержания, либо в низший класс, где условия содержания ухудшались.

В Англии прогрессивная система получила дальнейшее развитие и была перенесена на тюрьмы. Осужденные к тюремному заключению длительное время находились в одиночных камерах, а затем переводились в общие камеры, где режим содержания распадался на три ступени, и в конечный период отбывания наказания (по отбытии не менее 3/4 срока наказания) осужденные могли быть условно освобождены.

Определенную известность получила система исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении преступников в возрасте от 17 до 21 года в тюремном пенитенциарном учреждении в г. Бортстоль графства Кент (Великобритания). Эта тюремная система, по сути, была аналогом американских реформаториев. В тюрьме применялась марочная система. Осужденные среднего класса для перевода в высший класс должны были заслужить 600 марок. В высшем классе условия содержания улучшались, и возникала возможность условно-досрочного освобождения.

 

§ 2. Уголовно-исполнительное законодательство

и пенитенциарные учреждения России в царский период

 

Пенитенциарные учреждения в России возникают в период образования и укрепления русского централизованного государства. Основными источниками права этого периода были Судебники 1497 и 1550 гг.

Судебник 1497 г. закрепил наказуемость антигосударственных деяний. Тюремное заключение в Судебнике не упоминается, однако преступников могли помещать в монастырские подвалы и башни на срок "сколь государь укажет". Государство экономически было не в состоянии строить тюрьмы и содержать заключенных.

Наказания приобретают более суровый характер, и их целью является устрашение населения. Однако они были значительно легче, нежели в странах Западной Европы.

Смертная казнь в Судебнике 1497 г. предусматривалась примерно в 10 случаях, в том числе за убийство, разбой, кражу и ябедничество. Действовало правило, согласно которому государь мог помиловать приговоренного. Наиболее распространенными способами смертной казни были: отсечение головы, повешение, заливание горла металлом. Процедура исполнения смертной казни носила публичный характер и имела цель устрашения.

На практике смертная казнь в этот период применялась не так часто. Большое влияние оказывала национальная идеология, в соответствии с которой преступник после смерти отвечал перед Богом, а светская власть не вправе предрешать его судьбу.

В русском государстве не были распространены изуверские способы казни, свойственные Европе.

Довольно широко в Судебниках представлены телесные наказания, к которым относилась торговая казнь, заключающаяся в битье кнутом на торговой площади.

Тюрьма долгое время применялась не в качестве самостоятельного наказания, а в качестве предварительного заключения и меры взыскания для несостоятельных должников.

Тюремное заключение предусматривается впервые как самостоятельное наказание в Судебнике 1550 г. в 21 случае. Причем закон не указывает сроки тюремного заключения. Оно применялось, как правило, в сочетании с другими видами наказания.

Как свидетельствует В.Н. Никитин, "помещали "колодников" даже в клетках, снабжали их чем и как могли их родственники, безродные же, связанные по двое, ходили по очереди со сторожем по торговым дворам за милостынею и довольствовались ею" <1>.

--------------------------------

<1> Никитин В.Н. Тюрьма и ссылка. Историческое, законодательное, административное и бытовое положение заключенных, пересыльных, их детей и освобожденных из-под стражи со времени русской тюрьмы до наших дней (1568 - 1880 гг.). СПб., 1881. С. 5.

 

Новым этапом развития системы уголовных наказаний и их исполнения явилось принятие Соборного уложения 1649 г.

Преступления в Уложении представлены в определенной системе. Соборное уложение наращивает устрашающее начало наказания и процесса его исполнения.

Смертная казнь предусматривалась как простая (повешение, отсечение головы), так и квалифицированная (сожжение, залитие горла металлом). Осужденным к смертной казни предусматривалась отсрочка исполнения в целях покаяния. Достаточно широкое распространение имели различные виды телесных наказаний: увечащие, членовредительские, клеймящие наказания, устрашающие население. К такого рода наказаниям относились вырывание глаз, отсечение рук, отрезание ушей и т.п.

В этот период появляется новое уголовное наказание - ссылка преступников в окраинные города, остроги, крепости, имения. Предпосылками возникновения и широкого ее применения в дальнейшем явилось присоединение Россией Сибири. К концу XVII в. ссылка становится самой массовой, наиболее распространенной мерой наказания. Население Сибири к 1662 г. на одну десятую состояло из ссыльных <1>.

--------------------------------

<1> См.: Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. М., 1838. Т. 1. С. 151.

 

Соборное уложение предусматривало применение принципа талиона и принципа неопределенности наказания.

Лишение свободы назначалось на определенный срок (до 4 лет) либо на неопределенный (на сколько государь укажет) срок. Определялись источники получения средств на строительство тюрем и содержание тюремной администрации.

В Уложении признавалось:

1) строить тюрьмы за счет городов и уездов;

2) сторожей избирать из "сошных людей";

3) приставникам производить жалованье из "скудного приказа";

4) "колодникам черной избы" давать прокормление;

5) умерших колодников отдавать для погребения родственникам, а безродных хоронить за казенный счет;

6) за побег колодников взыскивать с приставников;

7) губным старостам наблюдать за колодниками и зданиями, в которых они помещены <1>.

--------------------------------

<1> См.: Сергиевский Н.Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб., 1887. С. 177.

 

Закон четко определял цели тюремного заключения, которые заключались в обеспечении изоляции преступников. Условия и порядок содержания заключенных законом не определялись и зависели от произвола местного начальства.

Следующим важным нормативным правовым актом был Воинский артикул 1716 г. Артикул предусматривал цель мести преступнику и устрашение населения. Наказания становятся бессистемными. На первое место выходит не желание исправить преступника, а его устрашение. Законодательство петровского периода было самым жестоким за всю историю страны. Практиковались заимствования из Европы, например ссылка на галеры.

Наряду с тюремным наказанием Артикул предусматривал новый вид наказания, связанный с лишением свободы, - поселение на каторгу. В отношении тюрем было установлено "государево жалованье" в размере двух алтын в день на человека, что не снимало проблему питания заключенных. Осужденные в основном кормились за счет подаяний, для чего у ворот тюрьмы сидел на цепи один из осужденных, просящий милостыню и продававший сделанные арестантами изделия <1>.

--------------------------------

<1> См.: Развитие русского права второй половины XVII - XVIII вв. М., 1992. С. 210.

 

Регламентом Главного Магистрата 1721 г. предполагалось устройство во всех городах смирительных домов.

Артикул расширил применение телесных, а также публичных позорящих наказаний: прибитие имени на виселице, положение тела на колесо, раздевание женщины донага и др.

История на протяжении длительного времени не дает нам точного описания правового регулирования организации исполнения наказания в виде лишения свободы. Долгое время отсутствовали специальные учреждения по управлению исполнением всех видов уголовных наказаний и специализированное законодательство.

Заметный вклад в идеологию создания уголовно-исполнительного права внесла Екатерина II, которая в первые годы своего правления составила проект об устройстве тюрем. Проект предусматривал разделение заключенных по полу, раздельное содержание подследственных и осужденных, создание особых тюрем для различных категорий осужденных, например для приговоренных к смертной казни.

Проект состоял из 100 статей, распределенных по трем разделам:

1) о строении тюрем разного наименования для заключенных разных групп;

2) о содержании заключенных;

3) о тюремной администрации.

Проект предписывал выбирать место для построения тюрем близ проточной воды и на "вольном воздухе". Говоря о режиме тюрем, проект устанавливал за неимущими заключенными право на бесплатное предоставление им одежды и пищи. Проект строго предписывал не давать приговоренному к вечной каторге ни чернил, ни пера, ни карандаша, ни бумагу без разрешения суда.

Для общего надзора за местами заключения в губернии проект создавал специальную должность тюремного смотрителя.

Отсутствие общего закона о тюремном заключении неизбежно порождало произвол в деятельности тюремных учреждений.

Таким образом, на протяжении XVII в. и большей части XVIII в. не было еще единого типа мест лишения свободы. Отсутствовала тюремная администрация, и задача тюрьмы нередко сводилась лишь к охране арестантов от побегов.

Лишь в конце XVIII в. изменился взгляд на тюремное заключение: оно уже не рассматривалось как наказание, отвечавшее целям устрашения. Лишение свободы стало применяться как самостоятельное уголовное наказание.

С другой стороны, наряду с устаревшей ролью данной репрессии стала выдвигаться задача исправления и перевоспитания.

Одним из первых законов, содержащих указание о необходимости создания воспитательных заведений и предпринявших попытку регламентировать режим содержания лиц в указанных учреждениях, является утвержденное 7 ноября 1775 г. Учреждение об управлении губерниями <1>.

--------------------------------

<1> См.: Российское законодательство X - XX вв. М., 1987. Т. 5. С. 167 - 321.

 

В соответствии со ст. 390 - 391 этого Закона приказы общественного призрения, создаваемые в каждой губернии, должны были уделять большое внимание и принудительно-воспитательным заведениям - работным и смирительным домам.

Работные дома были созданы "дабы работой доставить прокормление неимущим", в них должны были быть установлены определенные правила "добронравия", исключающие всякие злоупотребления и соблазны, для чего этим домам было необходимо определить "пристойных надзирателей, людей добросовестных и порядочных, и прочих необходимых людей для присмотра, избегая везде излишеств" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 236.

 

Со временем работные дома превратились в обычные места заключения для лиц, совершивших преступление.

Смирительные дома создавались для содержания лиц, нарушающих общественный порядок, "которые начнут без стыда и зазора иметь явное поведение добронравию и благочинию противное", по приговору судов, по направлению наместнического правления, по прошению родителей или требованию помещика с указанием причин направления в смирительный дом. Таким образом, в смирительный дом могли быть направлены лица, не совершившие никаких преступлений, но отнесенные в одну из семи групп, и "лица непотребного и невоздержанного поведения" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Российское законодательство X - XX вв. М., 1987. Т. 5. С. 271.

 

Представляет определенный интерес и тот факт, что Учреждение об управлении губерниями поручило прокурору осуществлять надзор за смирительными домами, предписывая ему посещать эти учреждения не менее одного раза в неделю.

Первой попыткой регламентировать режим можно считать принятие Инструкции Петербургской тюрьмы 1799 г. Инструкция впервые предусматривала классификацию преступников по полу, сословию и характеру совершенного преступления. Регулировался порядок свиданий <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гернет М.Н. История царской тюрьмы. М., 1960. Т. 1. С. 146 - 152.

 

В 1884 г. было принято Положение о должности смотрителя и о должности караульного офицера в тюремном замке.

Положение предполагало классифицировать заключенных по званиям, преступлениям, полу, разделению по сословиям. В числе дисциплинарных мер употреблялись также и телесные наказания.

Положение предписывало смотрителю замка удерживать заключенных от нарушений дисциплины (кроткими средствами: благородных сажать в уединенные покои, разносчиков употреблять в работу по замку и вне очереди для очищения нечистоты и пр. или давать уменьшенную пищу, т.е. сажать на хлеб да воду).

Недостаточная регламентация режима в местах лишения свободы оборачивалась, как правило, ужесточением требований к заключенным, ухудшением условий их содержания и без того строгой системы отбывания наказания в тюрьмах России.

1818 - 1819 гг. занимают особое место в истории русской тюрьмы, так как в эти годы произошел заметный сдвиг в тюремной политике.

В 1819 г. было образовано Попечительное о тюрьмах общество.

Первая статья Устава этого общества определяла его задачу как нравственное избавление преступников и как улучшение состояния заключенных за долги и по другим делам людей.

Определялись пять средств исправления:

1) ближайший постоянный надзор над заключенными;

2) размещение их по роду преступлений или обвинений;

3) наставление их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности, на оном основанной;

4) занятие их приличными упражнениями;

5) заключение провинившихся или буйствующих из них в уединенное место.

Был установлен специальный параграф о запрещении употребления в тюрьме спиртных напитков <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гернет М.Н. История царской тюрьмы. М., 1960. Т. 1. С. 98, 99.

 

В 1822 г. Александр I утвердил Устав о ссыльных <1>. Он предусматривал два вида ссылки в Сибирь: 1) на каторгу; 2) на поселение.

--------------------------------

<1> См.: Устав о ссыльных. СПб., 1822.

 

Устав в основном определял порядок этапирования, штаты, обязанности полиции, обязанности стражи, порядок выбытия, снабжение, прием ссыльных, предусматривал разграничение ссыльных на разряды.

В 1831 г. Комитет министров утвердил Тюремную инструкцию, подготовленную Министерством внутренних дел <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 108 - 109.

 

Она была первым шагом в сторону создания общетюремного кодекса. По объему своего содержания Инструкция, конечно, далеко не охватывала всех сторон тюремного дела. Это вполне сознавали и составители Свода законов 1832 г., включившие Инструкцию 1831 г. в виде ст. 28 выработанного ими Устава о содержащихся под стражею <1>.

--------------------------------

<1> См.: Устав о содержащихся под стражею // Свод законов Российской империи. СПб., 1832. Т. 14.

 

В качестве мест лишения свободы Устав предусматривал тюремные замки и остроги. Эти виды мест заключения предназначались для обвиняемых и осужденных, совершивших тяжкие преступления, но вместе с тем и для несостоятельных должников. Смирительные и работные дома предназначались для содержания нарушителей разных полицейских и административных предписаний и запретов, ослушников барской помещичьей воли и родительской власти, а также обвиняемых и осужденных за воровство.

В 1845 г. было принято Уложение о наказаниях уголовных и исправительных <1>.

--------------------------------

<1> См.: Российское законодательство X - XX веков. Т. 6. М., 1988. С. 104 - 404.

 

В Уложении была сделана попытка вернуться к исправительной роли уголовного права в виде деления наказаний на уголовные и исправительные.

К уголовным наказаниям относились:

1) смертная казнь и лишение всех прав состояния;

2) лишение всех прав состояния и ссылка в каторжные работы;

3) лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь;

4) лишение всех прав состояния и ссылка на поселение на Кавказ.

К исправительным наказаниям были отнесены:

1) потеря всех особенных прав и преимуществ и ссылка в отдаленные или менее отдаленные места Сибири;

2) ссылка в другие отдаленные губернии, кроме сибирских;

3) заключение в крепости с лишением некоторых особенных прав и преимуществ либо без оного;

4) заключение в смирительном доме с лишением некоторых особенных прав и преимуществ либо без оного;

5) заключение в тюрьму;

6) арест;

7) выговор.

В связи с принятием Уложения был поставлен вопрос о тюремной реформе. Ее инициатором был Николай I. В Москве по его повелению была построена тюрьма по проекту, который он привез из Англии.

Проект реформы был составлен в 1869 г. и в течение 10 последующих лет дорабатывался.

В 1879 г. было создано Главное тюремное управление, где сосредоточилось руководство тюрьмами <1>. В тюрьмах стал активнее применяться труд заключенных, улучшилось их медицинское обслуживание и материальное обеспечение.

--------------------------------

<1> См.: Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX - начала XXI века: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. А.И. Зубкова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. С. 211.

 

В 1882 г. местами лишения свободы являлись: тюремные замки и уголовные тюрьмы (579); временные дополнительные помещения при них (6); смирительные дома (5); Санкт-Петербургская и Московская исправительные тюрьмы (2); дома предварительного заключения в Санкт-Петербурге (5) и Варшавская следственная тюрьма (1); пересыльные тюрьмы (11); исправительные арестантские отделения, роты и полуроты (32); временные арестантские каторжные тюрьмы (11); подследственные аресты в Привисленских губерниях (75); полицейские дома в Москве (16). Всего учреждений - 767.

Общее число содержащихся в местах лишения свободы на 1 января 1882 г. составляло 94 797 <1>.

--------------------------------

<1> См.: ЦГАОР. Ф. 122. Оп. 1.4.1. Делопроизводство 1. Д. 842. С. 38 - 39.

 

Каторга в России была срочной (до 20 лет) и бессрочной. Она применялась за государственные и иные тяжкие преступления. Осужденные лишались прав состояния и титулов и направлялись на рудники в Сибирь и на Сахалин. По истечении определенного срока каторжники (примерного поведения) переводились на более легкий режим, увеличивалось время отдыха, режим содержания ослаблялся. Со временем каторжники могли строить собственные дома и обзаводиться семьями. Таким образом, налицо проявлялась прогрессивная система отбывания наказания. Отбывшие каторгу переводились в категорию ссыльных переселенцев и определялись на место жительства в отдаленные районы с соответствующей материальной помощью.

Новым этапом в развитии идеи гуманизации наказания стало Уголовное уложение 1903 г. Оно вводило новую более упрощенную систему наказаний. Количество наказаний сократилось до семи: смертная казнь, каторга, ссылка на поселение, заключение в смирительный дом, заключение в тюрьму, арест и штраф <1>.

--------------------------------

<1> См.: Уголовное уложение 1903 г. // Свод законов Российской империи. СПб., 1913. Т. 15. С. 326 - 409.

 

Одним из последних значительных нормативных актов тюремного законодательства в царской России явилась Общая тюремная инструкция, утвержденная Министерством юстиции 28 декабря 1915 г. <1>. Действие Инструкции распространялось на каторжные и другие общеуголовные тюрьмы и исправительные арестантские отделения.

--------------------------------

<1> См.: Общая тюремная инструкция. Пг.: ГТУ, 1916. С. 80.

 

Наряду с Уставом о содержащихся под стражей и Общей тюремной инструкцией в некоторых местах заключения режим отбывания наказания регулировался отдельными нормативными актами.

В 1909 г. в России был введен институт условно-досрочного освобождения, которое применялось к заключенным в тюрьме или исправительном арестантском отделении при отбытии 3/4 срока наказания, но не ранее чем через 6 месяцев. Необходимым условием применения условного освобождения являлось активное проявление исправления, выраженное в добросовестном отношении к труду и соблюдении режима содержания. Не подлежали условно-досрочному освобождению осужденные за казнокрадство и осужденные, подлежащие по окончании тюремного заключения ссылке на поселение.

Проанализировав пенитенциарное законодательство России дореволюционного периода, можно утверждать, что оно в целом соответствовало аналогичному законодательству развитых европейских стран.

 

* * *

 

Следует отметить, что в дореволюционной России произошло становление русского тюрьмоведения или пенитенциарии. Известными тюрьмоведами являлись Н.Ф. Лучинский, Н.В. Муравьев, В.Н. Никитин, А.В. Пассек, А.А. Пионтковский, Д. Тальберг, И.Я. Фойницкий, В.Н. Юферов, Н.М. Ядринцев и др.

Тюрьмоведы в своих трудах стремились соединить учение о наказании с практикой деятельности мест заключения, разработать принципы такой деятельности, направить ее в русло исправительно-воспитательного воздействия на лиц, отбывающих наказание.

Так, А.А. Пионтковский во вступительной лекции в императорском Новороссийском университете, прочитанной 30 сентября 1881 г., говорил: "Гуманизируя тюремное дело, оно (тюремное дело) чертит на воротах современной тюрьмы не дантовские слова отчаяния "оставь надежду всяк сюда входящий", а: "всяк сюда входящий верь, надейся, люби и заслужи того же" <1>.

--------------------------------

<1> Пионтковский А.А. Тюрьмоведение: его предмет, содержание, задачи и значение. Одесса, 1892. С. 24.

 

При всей утопичности подобных взглядов в условиях российской действительности дискуссия вокруг этого была, несомненно, положительным явлением.

 

§ 3. Пенитенциарная политика Временного правительства

 

Февральская буржуазная революция 1917 г. внесла дезорганизацию в пенитенциарную систему России. Многие тюрьмы были разгромлены, а их имущество разворовано.

Временное правительство осуществило ряд мер по гуманизации отбывания наказания в местах лишения свободы. Части осужденных, принимавших участие в работах, связанных с военными нуждами и зарекомендовавших себя безукоризненным поведением и усердием в работе, сокращался срок отбывания наказания. Были отменены некоторые жестокие средства воздействия на заключенных. Так, в частности, отменялись наказания розгами, наложение оков и одевание смирительной рубашки. Для каторжных женщин одиночное заключение сокращалось наполовину.

Тюремное ведомство возглавил профессор А.А. Жижиленко. Главной задачей наказания определялось перевоспитание человека, совершившего преступление.

Временное правительство стремилось сохранить основу старого государственного аппарата, в том числе армию, полицию, чиновничество. Оно старалось как можно меньше реформировать государственный механизм. В пенитенциарной сфере Временное правительство стремилось многое сохранить от царизма и понимало допустимые пределы реформирования пенитенциарной системы.

3 марта 1917 г. в программе своей деятельности оно объявило: "Полная и немедленная амнистия по всем делам: политическим и религиозным, в том числе террористическим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и т.д." <1>.

--------------------------------

<1> Известия. 3 марта 1917 г. N 4.

 

6 марта Временное правительство приняло Указ о политической амнистии <1>.

--------------------------------

<1> СУ РСФСР. 1917. N 55. Ст. 346.

 

В целом в результате амнистии было освобождено более 88 тыс. заключенных, из которых 67,8 тыс. человек - осужденные за уголовные преступления. В результате амнистии общее число заключенных с 1 марта по 1 апреля 1917 г. сократилось на 75%.

17 марта 1917 г. Временное правительство издало Постановление "Об облегчении участи лиц, совершивших уголовные преступления", т.е. об амнистии осужденных за общеуголовные деяния <1>.

--------------------------------

<1> СУ РСФСР. 1917. N 60. Ст. 386.

 

Однако амнистии подлежали только те осужденные, которые изъявляли готовность послужить своей Родине на поле брани.

Расчет Временного правительства на привлечение в армию заключенных не оправдался, и многие освобожденные при возможности бежали из частей.

Постановлением Временного правительства от 26 апреля 1917 г. Главное тюремное управление было переименовано в Главное управление мест заключения (ГУМЗ), а Совет по тюремным делам - в Совет по делам мест заключения.

Совет по делам мест заключения возглавил председатель, он же начальник ГУМЗ А.А. Жижиленко. В Совет по делам мест заключения входили также представители судебно-прокурорских работников и адвокатуры, Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, Петроградского городского общественного правления, петроградских обществ покровительства лицам, освобожденным из мест заключения, и обществ, заведующих петроградскими воспитательно-исправительными заведениями для несовершеннолетних.

Несмотря на проведенные изменения в деятельности пенитенциарной системы, особых новшеств в организацию пенитенциарного дела и его законодательную основу Временное правительство не внесло, за исключением того, что на право вмешиваться в пенитенциарные учреждения стали претендовать различные местные общественные организации, что приводило к большей неразберихе в деятельности этих учреждений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.127 сек.