Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И главные факторы ее реализации 4 страница




Если нормы поощрительного регулирования устанавливают права и обязанности позитивного свойства, то охранительные нормы призваны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) уголовного наказания, обеспечивают реализацию иных норм уголовно-исполнительного права. К числу таких норм следует отнести ст. 115 УИК РФ, устанавливающую и закрепляющую перечень мер дисциплинарного воздействия на осужденных к лишению свободы за нарушения установленного порядка отбывания наказания. К таковым можно отнести и ст. 102 УИК РФ, предусматривающую материальную ответственность лиц, лишенных свободы.

Охранительные нормы предназначаются для выполнения задач по обеспечению безопасности процесса исполнения наказания и самих осужденных в ходе этого процесса. Этими нормами обеспечивается безопасность и персонала исправительных учреждений, а также иных лиц, вовлекаемых в процесс исполнения уголовных наказаний.

Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения с возможностью урегулирования отношений по своему усмотрению, но в рамках закона.

Рекомендательные нормы устанавливают варианты желательного, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений, для обеспечения реализации которых адресаты этих рекомендаций проводят соответствующие их компетенции мероприятия с учетом местных условий, возможностей и резервов.

Нормы уголовно-исполнительного права также можно группировать в соответствии с иной классификацией. Неслучайно законодатель ставит на первый план нормы положительного регулирования. Они устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-исполнительных отношений. В зависимости от характера прав и обязанностей они, в свою очередь, делятся на обязывающие, уполномочивающие и запрещающие.

Обязывающие нормы устанавливают требования к субъектам совершать определенные действия. Примером может служить ст. 82 УИК РФ, которая устанавливает требования режима в местах лишения свободы. В частности, указанной нормой предписана обязательная изоляция осужденных и постоянный надзор за ними. Применение обязывающей нормы, выполнение субъектом определенных действий обеспечивает соблюдение прав и законных интересов других субъектов.

Уполномочивающие нормы предоставляют субъектам выбор вариантов поведения в рамках, установленных законом. Примером такой нормы может служить ст. 89 УИК РФ. В соответствии с этой нормой осужденным разрешается, по их просьбе, заменить длительное свидание краткосрочным, краткосрочное или длительное свидание телефонным разговором, а в воспитательных колониях длительное свидание с правом проживания вне исправительного учреждения краткосрочным свиданием с правом выхода за пределы воспитательной колонии. Этой же нормой установлено право осужденных на юридическую помощь. Для получения юридической помощи осужденным предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения их числа продолжительностью до 4 часов. По заявлению осужденного свидания с адвокатом предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания.

Запрещающие нормы устанавливают требования к субъектам воздержаться от определенных действий, которые оцениваются законом как неправомерные. Запрет в норме закона может устанавливаться как в общей, так и в конкретизированной форме. Примером общей формы запрета может служить ст. 103 УИК РФ, в соответствии с которой перечень работ и должностей, на которых запрещено использование труда осужденных к лишению свободы, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

В соответствии с общепринятой юридической классификацией нормы уголовно-исполнительного права подразделяются на материальные и процессуальные (процедурные).

Материальные нормы устанавливают содержание правил поведения.

Процедурные нормы регулируют порядок и условия реализации материальных норм. Наиболее четко взаимодействие материальных и процедурных норм выражено в ст. 113 - 118 УИК РФ:

1) "Меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы" (ст. 113);

2) "Порядок применения мер поощрения к осужденным к лишению свободы" (ст. 114);

3) "Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы" (ст. 115);

4) "Злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы" (ст. 116);

5) "Порядок применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы" (ст. 117);

6) "Условия содержания осужденных к лишению свободы в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа" (ст. 118).

При этом в ст. 113 и 115 УИК РФ сформулированы и закреплены материальные нормы, а в ст. 114, 117, 118 УИК РФ определена процедура их применения.

В системе уголовно-исполнительного права можно выделить организационно-технические нормы, которые схожи с процессуальными нормами, но в то же время отличаются от них в силу того, что не предусматривают дополнительных обязанностей и прав участников правоотношений. Нормы такого рода сосредоточены в основном в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Особенностью норм уголовно-исполнительного права является то обстоятельство, что некоторые из них заимствованы из других отраслей права. Это прежде всего относится к нормам, регулирующим:

1) труд осужденных к лишению свободы (гл. 14 УИК РФ);

2) пенсионное обеспечение при утрате трудоспособности во время отбывания наказания (ст. 98 УИК РФ);

3) профессиональное обучение (ст. 108 УИК РФ);

4) материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, лишенных свободы (ст. 99 - 101 УИК РФ).

Как и во многих других отраслях права, не все нормы уголовно-исполнительного законодательства содержат модель должного поведения. Существует группа норм, в которых устанавливаются цели, задачи, принципы отрасли права в целом или отдельных его институтов, формулируются определенные понятия (дефиниции). В теории права они рассматриваются как нетипичные нормативные предписания или специальные нормы.

В уголовно-исполнительном праве специальные нормы реализуются в форме нормо-задач, нормо-принципов и нормо-дефиниций.

К нормо-задачам относятся, в частности, ст. 1 УИК РФ, которая определяет цели и задачи отраслевого законодательства, ч. 5 ст. 103 УИК РФ, устанавливающая, что производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных.

К нормо-принципам можно отнести ст. 14 УИК РФ, которая гарантирует осужденным свободу совести и свободу вероисповедания.

К нормо-дефинициям, например, относятся ст. 109 - 110 УИК РФ, которые раскрывают содержание воспитательного воздействия как основного средства исправления осужденных.

Совокупность специальных норм следует рассматривать в качестве связующего звена между политикой в сфере исполнения наказаний и уголовно-исполнительным законодательством, поскольку они закрепляют цели, принципы и стратегию деятельности государства в указанной области, в них также отражается взаимосвязь отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью.

Классификация норм уголовно-исполнительного права не исчерпывается перечисленными нормами. Более подробная их дифференциация требует дополнительного теоретического анализа. Однако даже на основании изложенного можно сделать вывод о том, что разделение норм уголовно-исполнительного права на виды имеет не только общетеоретическое значение, оно помогает предметно анализировать их в процессе практического применения. При конструировании новых норм необходимо учитывать их видовую принадлежность для более точного определения характера прав и обязанностей субъектов правоотношений.

Нормы права имеют традиционное построение, правила, которые складывались исторически. Обычно нормы права включают в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. Такое структурное разделение норм применимо и в уголовно-исполнительном праве.

Гипотеза представляет собой условие или событие, при наличии которого норма должна применяться. Во многих случаях гипотеза выносится за пределы текста нормы уголовно-исполнительного права, она может быть общей для многих норм. В данном случае имеется в виду основание отбывания уголовного наказания - приговор суда, вступивший в законную силу.

В диспозиции сосредоточена сердцевина нормы - правило поведения субъектов правоотношений, определен их правовой статус.

Норма положительного регулирования содержит лишь гипотезу и диспозицию. В качестве примера можно назвать ст. 25 - 26 УИК РФ, где сформулированы условия исполнения наказания в виде обязательных работ. Здесь гипотеза назначения данного наказания и необходимость его исполнения заключены в самой формулировке названия статьи.

Санкции содержатся в охранительных нормах УИК РФ. В качестве санкции можно рассматривать предусмотренное нормой права последствие нарушения установленных ею правил поведения. Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного права, в отличие от норм уголовного права, является то, что они могут находиться в другой статье (ст. 115 УИК РФ), но применяются за нарушение правил поведения, установленных в различных статьях УИК РФ. Кроме прочего, санкции, установленные в УИК РФ, применяются только к одному субъекту - осужденным, другие субъекты и участники несут ответственность согласно нормам административного или уголовного права.

Содержание уголовно-исполнительного законодательства достаточно четко определено в ст. 2 УИК РФ, которая законодательно закрепляет следующие нормы правового регулирования:

1) устанавливающие общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных УК РФ;

2) регулирующие порядок и условия исполнения и отбывания наказания, применения средств исправления осужденных;

3) определяющие порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;

4) регулирующие порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в процессе исправления осужденных;

5) устанавливающие порядок освобождения от наказания;

6) регулирующие порядок оказания помощи освобождаемым лицам.

Таким образом, содержание уголовно-исполнительного законодательства обеспечивает охват нормативными предписаниями всего процесса исполнения и отбывания наказания, включая также период реабилитации и социальной адаптации бывших осужденных. Однако это не означает, что в процессе правового регулирования достигнуто полное совершенство. Отдельные пробелы и противоречия будут выявляться в ходе практического применения УИК РФ и в процессе теоретического осмысления его результатов.

 

§ 5. Действие уголовно-исполнительного законодательства

во времени и в пространстве

 

Действующий УИК РФ в отличие от прежнего ИТК более четко определяет общий порядок применения соответствующих норм. Это обстоятельство предполагает регламентацию действия его основных положений в пространстве и во времени. В соответствии с ч. 1 ст. 6 УИК РФ, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации применяется на всей территории Российской Федерации.

Ни для одного субъекта РФ в связи с этим не предусматриваются никаких исключений, в том числе и для субъектов РФ, на территории которых исповедуется ислам или культивируются законы Шариата. Нормативные правовые акты, принятые по вопросам исполнения уголовных наказаний субъектами РФ и противоречащие УИК РФ, не имеют юридической силы и подлежат отмене. Согласно Конституции РФ исключительное право на принятие или изменение уголовно-исполнительного законодательства принадлежит Российской Федерации <48>.

--------------------------------

<48> Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.И. Зубкова (4-е изд., перераб.). М., 2008.

 

Территорией Российской Федерации является пространство в пределах ее Государственной границы, к которому относятся суша и воды, в том числе территориальные, недра под названными сушей и водами, воздушное пространство над ними.

К территориальным водам (территориальному морю) Российской Федерации относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах, принадлежащих Российской Федерации.

Под воздушным пространством Российской Федерации понимается пространство над ее сухопутной и водной территорией, в том числе над территориальными водами Российской Федерации. Высота воздушного столба, находящегося над территорией государств, нормами международного права на настоящий момент не определена.

Вместе с тем следует отметить и некоторые особенности действия законодательных установок, относящихся к особому порядку исполнения наказаний в отношении граждан Российской Федерации, осужденных и отбывающих уголовные наказания на территориях других государств. Условия и порядок отбывания наказания в таких случаях определяется законодательством тех государств, где совершили преступления и отбывают наказания виновные. Однако в качестве особого порядка межгосударственных отношений следует рассматривать и процедуру возможной передачи преступников для отбывания определенного судом уголовного наказания государству их гражданской принадлежности. Вопросы такого процедурного порядка регулируются международными договорами и соглашениями <49>. Представляется, что такая практика взаимной передачи лиц, осужденных к лишению свободы, весьма полезна и востребована. При передаче осужденных в страну гражданства гарантируются их права и законные интересы. Так, процедура передачи предусматривает обязательное согласие осужденных, сохранение ими прав на амнистию или помилование. Суть заключаемых Россией договоров состоит в том, что ими обеспечивается возможность осужденных отбывать наказание в родственной социальной среде, что должно оказывать положительное воздействие на процесс их исправления и возвращения к нормальной жизни в обществе после отбытия наказания.

--------------------------------

<49> Так, например, Советом Федерации ФС РФ 20 февраля 2008 г. был одобрен Федеральный закон, предусматривающий ратификацию Конвенции от 7 сентября 2006 г. между Российской Федерацией и Королевством Марокко о передаче лиц, осужденных к лишению свободы. В соответствии с ней Россия и Марокко обязуются на взаимной основе передавать друг другу лиц, осужденных к лишению свободы судом одной Стороны и являющихся гражданами другой Стороны, в государство гражданства для продолжения исполнения наказания. Передача может иметь место только в случае согласия обоих государств, а также согласия осужденного и его уполномоченного представителя.

Аналогичный договор заключен между Россией и Республикой Ангола, Россией и Мексиканскими Соединенными Штатами.

Советом Федерации 19 сентября 2008 г. одобрен Закон, которым предлагается ратифицировать договор между Россией и Афганистаном о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, подписанный в Москве 23 марта 2005 г.

 

Договоры гарантируют, что транспортировка осужденных осуществляется за счет государств, их ратифицирующих.

Не менее важным является вопрос об определении действия норм уголовно-исполнительного законодательства во времени. Ранее действовавший ИТК не устанавливал никаких правил относительно этого. В нынешнем УИК РФ (ч. 2 ст. 6) закреплено, что "исполнение наказаний, а также применение средств исправления осужденных и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения". Из этого следует, что при определении условий действия нормы во времени необходимо учитывать юридически фиксируемые начало и окончание ее действия.

Для выяснения начала действия закона, регулирующего процесс исполнения наказания, необходимо руководствоваться общим положением о вступлении законов в силу, сформулированном в п. 3 ст. 15 Конституции РФ. Согласно этому положению, законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормы уголовно-исполнительного права вступают в действие с момента их опубликования, если иное не оговорено в самом тексте закона или соответствующем постановлении, определяющем порядок введения его в действие. Прекращается действие нормативного акта, регулирующего исполнение наказания, также с момента опубликования соответствующего закона, отменяющего его, или с того дня, который специально оговорен во вновь принятом законе.

УИК РФ был принят Государственной Думой РФ 18 декабря 1996 г. Введен в действие с 1 июля 1997 г. Федеральным законом от 8 января 1997 г. N 2-ФЗ "О введении в действие УИК РФ".

В ст. 10 УК РФ закреплено положение об обратной силе уголовного закона. Суть этого законодательного положения, основанного на принципе гуманизма (ст. 7 УК РФ), заключается в следующих основных положениях:

1) уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу. Он распространяется на тех лиц, которые совершили соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе и на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет;

2) если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

В отличие от уголовного законодательства, действующий УИК РФ исходит из принципа, что исполнение наказаний, применение средств исправления осужденных и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения. Следовательно, если происходит ужесточение порядка и условий отбывания наказания, то применяется последняя правовая норма, предусматривающая такое ужесточение. Такое правило относится и к оказанию освобождаемым лицам помощи, в том числе и материальной. Размер материальной помощи, оказываемой освобождаемым лицам, определяется нормативами, действующими в период времени, когда производится освобождение осужденного. Такое положение обратной силы не имеет, даже в том случае, если эта помощь значительно ниже той, которая могла быть оказана освобождаемому лицу, ранее судимому.

 

Глава 4. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.