Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отбывающих уголовные наказания




 

§ 1. Понятие правового положения лиц,

отбывающих уголовные наказания

 

Россия, вступив в Совет Европы и присоединившись к мировому сообществу в вопросах демократического развития общества, приняла на себя обязательства по существенному реформированию отечественного законодательства, и в первую очередь в вопросах соблюдения основных прав и свобод человека. Встав на путь демократических преобразований, Россия приняла Декларацию прав и свобод человека и гражданина (22 ноября 1991 г.). В указанном документе закреплено, что права и свободы человека могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других лиц в демократическом обществе. Указанное положение всецело согласуется и вытекает из Всеобщей декларации прав человека (принятой ООН 10 декабря 1948 г.) и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (от 4 ноября 1950 г.). Эти основополагающие рекомендации мирового сообщества нашли свое выражение в Конституции РФ (гл. 2 Конституции). Статья 17 устанавливает, что: "В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, и в соответствии с Конституцией".

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Вместе с тем в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом.

Положения Конституции РФ, касающиеся основных прав и обязанностей человека и гражданина (ст. 64), составляют основы правового статуса личности в РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Указанные конституционные положения и основные предписания международных правовых институтов имеют для определения правового статуса осужденных в России важное, а порой и основополагающее значение. К фундаментальным правовым предписаниям, кроме перечисленных выше, следует отнести:

1) Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (приняты ООН в 1955 г.);

2) Европейские тюремные правила (приняты Советом Европы в 1987 г.);

3) Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила, приняты в 1990 г.);

4) Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, приняты в 1985 г.), и ряд других.

Действующий УИК выстроен законодателем с учетом указанных правил и учитывает их в основных своих институтах. Об этом свидетельствует то, что гл. 2 "Правовое положение осужденных" в значительной мере учитывает основы общепринятых мировых подходов к этой проблеме. Так, в ч. 3 ст. 3 закрепляется, что в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и Конституцией РФ уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения основывается на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия или другого жестокого обращения с осужденными. В основе этого положения лежит Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой ООН в 1975 г.

Таким образом, можно сформулировать основные положения законодательного закрепления прав и свобод осужденных:

1) права и свободы человека и гражданина (фундаментальное положение);

2) права и правовые лишения и ограничения, определяемые уголовно-исполнительным законодательством РФ;

3) права и правила обращения с заключенными, содержащиеся в международных рекомендациях;

4) разрешительные и запретительные объемы правового статуса осужденных, основанные на основополагающих рекомендациях и выводах отечественного и мирового правового применения.

Следует отметить, что в целом проблема обеспечения правового статуса личности осужденного в деятельности органов, исполняющих наказание, является приоритетным направлением реформирования уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ на длительный период и должна быть основным направлением дальнейшего развития уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного права России. От обеспечения правового статуса осужденных и неукоснительного исполнения всех предписаний приговора суда будет, в конечном счете, зависеть степень достижения целей уголовного наказания.

Правовое положение осужденных (правовой статус) следует трактовать, на наш взгляд, как установленную уголовно-исполнительным законодательством и подзаконными актами действующую совокупность дозволительных (разрешающих) и запретительных (запрещающих) правовых предписаний, регулирующих порядок и условия отбывания наказания, а также обеспечивающих достижение поставленных перед наказанием целей.

Сущность правового положения осужденных, по мнению профессора Т.Ф. Минязевой, выражается в том, что они, оставаясь гражданами своего государства, имеют ограниченный, специфический правовой статус. Ограничения правового статуса личности осужденных обусловлены мерой назначенного им наказания, определенным порядком его исполнения, целями реализации уголовной ответственности, основными направлениями уголовно-исполнительной политики. Они могут меняться в зависимости от поведения виновного в период исполнения наказания <108>.

--------------------------------

<108> См.: Минязева Т.Ф. Проблемы правового статуса личности осужденных в РФ: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 2001. С. 10.

 

С точки зрения В.М. Анисимкова и В.И. Селиверстова, правовой статус осужденных представляет собой совокупность прав, законных интересов и обязанностей осужденных, иначе говоря, юридических средств, с помощью которых закрепляется положение осужденных во время отбывания наказания. С их же позиций, правовой статус лиц, отбывающих наказания, можно определить как закрепленное нормами различных отраслей права и выраженное через совокупность прав, законных интересов и обязанностей положение осужденных во время отбывания уголовного наказания того или иного вида <109>.

--------------------------------

<109> См.: Уголовно-исполнительное право: Учебник для высших учебных заведений / Под ред. В.М. Анисимкова, В.И. Селиверстова. Краснодар, 2003. С. 72, 73.

 

Кроме того, следует подчеркнуть, что в науке уголовно-исполнительного права правовое положение осужденных рассматривается и как совокупность субъективных обязанностей, возложенных на них, и прав, которыми они обладают во время отбывания наказания (Н.А. Стручков). В ряде случаев авторы говорят о "совокупности основных гражданских и специальных обязанностей и прав" (М.И. Федоров), "совокупности прав, законных интересов и обязанностей" (В.И. Селиверстов). По мнению А.И. Зубкова, в общем виде правовое положение осужденных представляет собой совокупность возлагаемых на них уголовно-исполнительным законодательством обязанностей и представляемых им в связи с исполнением приговора прав (включая и их охраняемые законные интересы). Конкретное правовое положение будет определяться видом наказания, личностных характеристик и поведения во время отбывания наказания <110>.

--------------------------------

<110> См.: Зубков А.И. Понятие правового положения осужденных. Уголовно-исполнительное право России: Учебник и осн. норм. прав. акты / Под ред. О.В. Филимонова. М., 2004. С. 45.

 

В отличие от действовавшего ранее исправительно-трудового законодательства, УИК РФ уделил этому вопросу большое внимание тем, что посвятил этой проблеме целую главу, состоящую из шести статей. Указанное положение свидетельствует о существенном изменении уголовно-правовой и уголовно-исполнительной политики России на современном этапе.

Теперь правовой статус осужденных, их основные права и обязанности закреплены на законодательном уровне, а не на уровне ведомственных нормативных актов. Это обстоятельство имеет исключительное значение, в том числе и в отношении неукоснительного соблюдения законности в процессе исполнения уголовных наказаний.

 

§ 2. Правовой статус осужденных в уголовно-исполнительном

законодательстве, его основное содержание

 

Основополагающим моментом правового положения личности в обществе является отношение к государству, то есть ее политическая принадлежность, обусловливаемая гражданско-правовым статусом. Правовой статус личности в государстве определяется необходимостью урегулирования правоотношений личности и государства, другими словами, установлением взаимовыгодных и демократических прав и обязанностей сторон общественных отношений. Государство - социальный институт, одной из основных целей которого является регламентация и защита прав лиц, находящихся под его юрисдикцией. Государству имманентна и правозащитная функция. Вся структура государственно-властных институтов и система государственного правового регулирования предназначена для упорядочения социальных отношений таким образом, чтобы исключить возможность произвола и нарушения чьих бы то ни было прав и законных интересов.

Осужденные, отбывающие уголовное наказание, обладая особым правовым статусом, обязаны испытывать на себе определенные лишения, выраженные в форме ограничений их прав и свобод на период отбытия установленного судом наказания. При этом следует учитывать то существенное обстоятельство, что осужденные не лишаются правового статуса гражданина РФ. Следовательно, судить о полной вынужденной ликвидации дееспособности осужденных невозможно. Речь может идти лишь об ограничении правовых возможностей, степень которого индивидуализируется законодателем и применяется судом в полной зависимости от обстоятельств, влияющих на вид и размер наказания. В соответствии с требованиями уголовного законодательства (ч. 1 ст. 43) виновное в совершении преступлений лицо отбывает уголовное наказание, которое заключается в определенных лишениях и ограничениях прав и свобод осужденного.

Лишения и ограничения определенных прав и свобод осужденного означает принудительное причинение ему страданий, ущемлений, стеснений морального, физического и имущественного характера. Это полностью отвечает требованиям ст. 28 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый член общества может быть подвергнут ограничениям, установленным законом, в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общественного благосостояния в демократическом обществе. Следовательно, уголовное наказание не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Это положение находит проявление в том, что уголовное законодательство РФ не содержит в себе возможность применения к осужденным телесных и иных позорящих наказаний, что, в свою очередь, полностью соответствует требованиям ст. 5 Всеобщей декларации прав человека и ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах <111>.

--------------------------------

<111> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. А.И. Рарог. М., 2004.

 

Сохраняемое ограничительное правообладание и особый статус в своем сочетании составляют правовое положение осужденных к лишению свободы.

В содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания, входят права, законные интересы и обязанности осужденных. Они возникают и реализуются, как правило, в рамках уголовных и уголовно-исполнительных отношений. Так, осужденные к лишению свободы лишаются права избирать и быть избранными (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ).

Права, предоставляемые осужденным, носят субъективный характер, и их реализация осуществляется посредством исполнения обязанностей противоположной стороны существующих уголовно-исполнительных отношений. Так, осужденные имеют право на условия жизнедеятельности в исправительных учреждениях (питание, одежда, спальные принадлежности, медицинская помощь и т.д.). В свою очередь, наличие этих прав предопределяет комплекс обязанностей администрации исправительных учреждений по их обеспечению. Указанные права носят совершенно определенный и абсолютный характер без каких-либо предварительных условий, и они должны неукоснительно соблюдаться.

Несколько по-иному следует рассматривать права осужденных, реализация которых требует некоторых условий. Они формулируются в виде возможностей их предоставления администрацией исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания. Например, ч. 4 ст. 132 УИК РФ закрепляет то положение, в соответствии с которым при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду и учебе осужденные могут быть переведены из обычных условий отбывания в облегченные.

Важнейшим элементом правового статуса осужденных выступают их обязанности, которые они, в силу своего положения, обязаны неукоснительно выполнять. В данном случае речь идет в первую очередь об обязанностях, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством. Сущность любой обязанности в ее смысловом выражении, ее можно выразить в общих чертах как круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения <112>.

--------------------------------

<112> См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2001. С. 442.

 

Невыполнение осужденным возложенных на него обязанностей влечет за собой применение к виновному специальных мер, предусмотренных УИК РФ. Такими мерами являются меры дисциплинарного воздействия на осужденных, меры по ужесточению условий их содержания в исправительном учреждении, меры по изменению исправительного учреждения в сторону ужесточения режимных требований.

Таким образом, совокупность прав, законных интересов и обязанностей составляет содержание правового статуса осужденных.

Относительно прав и обязанностей осужденных следует подчеркнуть, что нормы гл. 2 УИК РФ закрепляют основы правового положения осужденных, систему их юридических обязанностей и субъективных прав.

Нормативное определение и закрепление правового положения лиц, отбывающих наказания, содержатся в ст. 10 УИК РФ.

Частью первой указанной статьи устанавливается, что Российская Федерация уважает и охраняет свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и исполняют обязанности, которые установлены международными договорами РФ, законодательством Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятием и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

Наиболее важное положение указанной статьи выражено в ч. 3, определяющей правовой статус иностранных граждан и лиц без российского гражданства.

Иностранные граждане - физические лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лица без гражданства - физические лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и не имеющие доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Правовое положение указанных лиц в Российской Федерации регулируется законами России и международными правовыми актами.

Указанное является свидетельством того, что иностранные граждане и лица без гражданства в период отбывания уголовного наказания уравнены в правах с гражданами России, кроме дополнительных прав на сношение с представительствами дипломатического характера.

Основные положения, характеризующие правовой статус осужденных, свое непосредственное закрепление нашли в следующих статьях УИК РФ:

- ст. 11 "Основные обязанности осужденных";

- ст. 12 "Основные права осужденных".

Кроме того, некоторые важные права осужденных закрепляются в:

- ст. 13 "Права осужденных на личную безопасность";

- ст. 14 "Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных";

- ст. 15 "Обращения осужденных и порядок их рассмотрения".

Размещение основных прав и обязанностей осужденных в Общей части УИК РФ объясняется тем фактом, что они в равной мере применимы к процессу исполнения всех видов уголовных наказаний и в силу этого обстоятельства не требуют дифференцированного закрепления.

К основным обязанностям осужденных законодатель относит следующие положения (ст. 11 УИК РФ):

1) осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены;

2) осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказания, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов;

3) осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания;

4) осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющим наказания, а также к другим осужденным;

5) осужденные обязаны являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. В случае неявки осужденные могут быть подвергнуты принудительному приводу;

6) неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

Принципиально важным является то обстоятельство, что даже в условиях отбывания уголовного наказания осужденный сохраняет правовой статус гражданина своего государства, но с ограничением его возможностей использования своих прав в полном объеме. Это обстоятельство конкретизировано в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, режимных требованиях, предъявляемых к осужденным в период отбывания наказания. Помимо обязанностей, осужденным предписано неукоснительно соблюдать требования законов, им вменяется в обязанность и необходимость соблюдения установленных в обществе нравственных норм поведения в плане построения взаимоотношений между самими осужденными, осужденными и администрацией исправительных учреждений, а также другими лицами, вовлекаемыми в процесс исполнения наказания. Представляется, что здесь должно учитываться то обстоятельство, что у человека изначально и в процессе социализации вырабатывается сознание и чувство чести - чувствительность, высокая восприимчивость к своей моральной репутации, стремление заслужить положительную оценку определенных групп людей, их уважение и избежать отрицательной оценки, неуважения, общественного осуждения. Претендуя на уважение со стороны общества, на общественное признание своих заслуг, каждый человек, естественно, должен беречь честь окружающих людей, оказывать им принятые в обществе знаки внимания, уважения и почтения. Приведенные установки поведенческого плана должны в полной мере распространяться на осужденных в период их пребывания в исправительных учреждениях. С другой стороны, и это безусловно, сами осужденные должны испытывать отношение к себе, основанное на указанных постулатах. Кроме того, осужденные обязываются к соблюдению правил санитарии и гигиены. При совместном проживании в течение длительного времени большого количества людей эти требования закона имеют особую значимость. Так, должны обеспечиваться противоэпидемиологические меры, а также устраняться различные угрозы массового поражения людей. Забота о здоровье осужденных - обязанность администрации исправительных учреждений.

Осужденные обязаны соблюдать все требования законов, определяющих порядок и условия отбывания наказания. Речь идет о неукоснительных требованиях режимного характера, которые призваны обеспечивать безопасность осужденных и администрации и, в конечном счете, способствовать достижению целей наказания. Осужденные должны ознакомиться с правилами поведения в исправительных учреждениях и выполнять основные их требования. С этим положением тесно связано и требование к осужденным о неукоснительном выполнении законных требований администрации учреждений. При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что законодатель акцентированно закрепляет обязанность осужденных выполнять только законные требования. Невыполнение требований, выходящих за пределы полномочий должностных лиц администрации, не может рассматриваться как неповиновение и нарушение порядка отбывания наказания. При этом у осужденных сохраняется право на обжалование действий руководителей исправительных учреждений.

К числу специфических обязанностей осужденных следует отнести и то положение (ч. 5 ст. 11 УИК РФ), согласно которому они обязываются к явке по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, даче объяснений по вопросам исполнения требований приговора суда. Эта обязанность в большей мере относится к осужденным, отбывающим наказание, не связанное с изоляцией от общества. Здесь такая явка является одной из форм контроля над их поведением и возможностью проведения с осужденными воспитательной работы. В случае неявки осужденные могут быть доставлены в принудительном порядке с привлечением виновных к установленной ответственности.

Законодательно закрепленные обязанности осужденных (ст. 11 УИК РФ) представлены их примерным (не исчерпывающим) перечнем, который дополняется другими, специфика которых определяется видом исправительных учреждений.

Следует отметить тесную связь основных прав осужденных с некоторыми положениями Общей и Особенной частей УИК РФ. Более детально, например, основные права осужденных раскрыты законодателем в ст. 13 "Право осужденных на личную безопасность", ст. 14 "Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных", ст. 15 "Обращения осужденных и порядок их рассмотрения". Иные основные права осужденных закрепляются в Особенной части УИК РФ. К таковым можно отнести право на охрану здоровья - в нормах ст. 72, 101, 170 УИК РФ, право на социальное страхование и пенсионное обеспечение - в нормах ст. 98 УИК РФ и т.д.

В отличие от обязанностей, основные права осужденных (ст. 12 УИК РФ) регламентируются законодателем особо тщательно. Основные права осужденных выражаются в следующих положениях:

1) осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний;

2) осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона;

3) осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам, связанным с испытанием лекарственных средств, новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, а также проведением биомедицинских исследований (в ред. Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 191-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" <113>);

--------------------------------

<113> Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 191-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации".

 

4) осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также межгосударственные органы по защите прав и свобод человека;

5) осужденные - граждане РФ дают объяснения, ведут переписку, а также обращаются с предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке РФ <114> либо по их желанию на государственном языке субъекта РФ по месту отбывания наказания. Осужденные иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика <115>. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке РФ с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания;

--------------------------------

<114> Федеральным законом от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке РФ" (п. 1 ст. 1) установлено, что в соответствии с Конституцией РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

<115> Лицам, не владеющим государственным языком Российской Федерации, при реализации и защите их прав и законных интересов на территории РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, обеспечивается право на пользование услугами переводчиков (Федеральный закон от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке РФ" (п. 2 ст. 5)).

 

6) осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения;

6.1) осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия;

7) осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий;

8) для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи;

9) осужденные к аресту, ограничению свободы или лишению свободы - иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в РФ. Граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в РФ, - с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных;

10) порядок осуществления прав осужденных устанавливается УИК, а также иными нормативными правовыми актами;

11) при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказания, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Четкая регламентация основных прав и обязанностей осужденных является существенной предпосылкой к тому, что их правовой статус носит гарантированный характер и обеспечивается законом в полной мере с учетом всех требований Конституции РФ и международных правовых рекомендаций и предписаний.

В качестве важнейшего права осужденных следует рассматривать право на их телесную неприкосновенность, выраженное в запретах на жестокое и унижающее достоинство обращение с ними. Это право гарантировано Конституцией РФ (п. 2 ст. 21), в соответствии с которой никто не должен подвергаться пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Это положение Конституции РФ, в свою очередь, не исключает возможность физического воздействия на осужденных, которое может иметь место при определенных, указанных в законе, обстоятельствах. Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания" установлены правила применения к осужденным физической силы, специальных средств и оружия. Выход за рамки указанного нормативного акта является грубым нарушением и может рассматриваться в качестве основания для привлечения виновного к дисциплинарной или уголовной ответственности. Противоречащими нормальной логике и законодательным предписаниям в вопросах обращения с заключенными являются возможные факты использования осужденных для проведения медицинских и иных опытов, которые ставят или могут поставить под угрозу их жизнь, здоровье и телесную целостность. Проведение таких экспериментов строго запрещается действующим законодательством и требованиями общепризнанных международных стандартов обращения с осужденными.

Существенным нововведением в уголовно-исполнительном законодательстве являются государственные гарантии социального обеспечения осужденных, что рассматривается в настоящее время (в отличие от ИТК РСФСР) как гарантированное право. Это право осужденных распространяется на получение ими пенсий и социальных пособий. При наступлении необходимых условий (ст. 98 УИК РФ) осужденным устанавливается пенсия, и ее выплата производится независимо от того, где находится адресат: в исправительном учреждении или на свободе после отбытия наказания. Привлеченный к труду осужденный подлежит и социальному страхованию.

В УИК РФ содержатся и другие права осужденных, которые закрепляются Кодексом и другими нормативными актами (Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, Положение о дисциплинарной воинской части, Положение об уголовно-исполнительных инспекциях и др.).

В то же время наиболее существенные права осужденных имеют самостоятельное закрепление в законе. Так, право осужденных на их личную безопасность имеет самостоятельное закрепление в ст. 13 УИК РФ. При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде ареста или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного.

Руководитель учреждения по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного. Такое решение руководитель может принять и на основании оперативных материалов, и сведений, поступивших из других источников.

Законом предусмотрены и иные меры безопасности в отношении определенной категории осужденных. Так, например, особой охране подлежат осужденные, вовлекаемые в процесс отправления правосудия. В связи с этим меры безопасности в отношении осужденного, являющегося участником уголовного судопроизводства (ч. 4 ст. 13 УИК РФ), осуществляются начальником учреждения или органа, исполняющего наказание. Поводом к охране служат мотивированные постановления (определения) суда, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя.

Статья 14 УИК РФ закрепляет гарантированные возможности осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания.

Как свидетельствует история, пастырское служение священнослужителей Русской православной церкви в среде осужденных уже около 200 лет является одним из приоритетных направлений ее деятельности в российском обществе. Эти вопросы достаточно актуальны и в настоящее время.

В 1992 г. ИТК РСФСР был дополнен ст. 8.1 "Обеспечение свободы совести осужденных". В значительной части благодаря новым научным взглядам на роль религии в вопросах исправления осужденных с 90-х годов XX в. проблемы реализации прав осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания стали предметом изучения ученых правоведов. Этот вопрос приобрел существенную актуальность и в кругах руководителей религиозных образований.

Так, на Юбилейном Архиерейском Соборе (2000 г.) были обсуждены и приняты "Основы социальной концепции Русской православной церкви", в которых вопросам принципов взаимодействия церкви и исправительных учреждений посвящена целая глава "Преступность, наказание, исправление".

Действующее уголовно-исполнительное законодательство в значительной степени, в связи с изложенным (ст. 14 УИК РФ), гарантирует осужденным полную возможность осуществления права на свободу совести и свободу вероисповедания. Осужденные вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Осуществление указанных прав является добровольным волеизъявлением, но при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

К осужденным к аресту или к лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям (по выбору осужденных).

В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация выделяет соответствующее помещение. Тяжелобольным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителя.

Допуск священнослужителей в исправительные учреждения разрешен Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ.

Среди всей совокупности гарантированных прав осужденных особое место занимает их право на обращения, заявления, ходатайства и жалобы (ст. 15 УИК РФ). Законом гарантировано рассмотрение ходатайств, заявлений, обращений и жалоб, поданных в любой форме (устная, письменная) администрацией исправительных учреждений.

Предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в органы, указанные в законе, направляются через администрацию исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.

Предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, цензуре не подлежат и не позднее одних суток направляются по принадлежности.

Предложения, заявления и жалобы осужденных по поводу решений и действий администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, не приостанавливают исполнение этих решений и эти действия.

Органы и должностные лица (ч. 6 ст. 15 УИК РФ), которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.

Гарантиями свободного осуществления осужденными своих прав и установленных обязанностей служат нормативная база уголовно-исполнительного законодательства и действенный контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления, ведомственный контроль, контроль со стороны органов прокуратуры, контроль со стороны общественных формирований.

 

§ 3. Понятие института законного интереса осужденных,

его разновидности и способы реализации

 

В качестве одного из элементов правового статуса осужденных рассматриваются их законные интересы.

В литературе по уголовно-исполнительному праву понятие "законные интересы" рассматривается как стремление осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворяемое, как правило, в результате оценки поведения осужденных во время отбывания наказания <116>. Представляется, что такое определение требует определенных дополнений. Интересы осужденных не сводятся только к улучшению их положения непосредственно в исправительных учреждениях (ослабление режимных требований), они выходят за их рамки и в какой-то мере пересекаются с интересами других лиц. Бесспорным является тот факт, что эти интересы должны быть законными, то есть основанными на законе и допустимыми к удовлетворению. Государство обязано гарантировать защиту законных интересов осужденных. Эти вопросы касаются родственников, близких, руководства предприятий, организаций, акционерных обществ, а равно и других лиц и сфер деятельности, с которыми осужденный связан теми или иными законными интересами и отношениями.

--------------------------------

<116> См.: Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. И.В. Шмарова. М., 1996. С. 96.

 

Законные интересы осужденных следует рассматривать в качестве относительно самостоятельного элемента содержания их правового положения (статуса). Законные интересы позволяют на практике реализовать принцип индивидуализации и дифференциации исполнения наказания и стимулировать поведение осужденных непосредственно в процессе исполнения наказания. Совокупность законных интересов определяется тремя основными элементами.

Первый - это стремление к получению предусмотренного законом социального блага, как материального (получение дополнительных посылок, передач, дополнительное расходование денег на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, премирование за лучшие показатели в работе и т.п.), так и духовного (предоставление дополнительного свидания, телефонного разговора). Ряд благ, выступающих объектом законных интересов осужденных, могут иметь как материальный, так и духовный характер (выезд за пределы мест лишения свободы, проведения свидания за пределами ИУ и т.п.).

Второй элемент - социальные блага, как существенно изменяющие правовое положение осужденных (перевод на облегченные или льготные условия отбывания лишения свободы, перевод в колонию-поселение), так и сопровождающиеся таковыми (оказание материальной помощи при освобождении из мест лишения свободы).

Третий элемент - возможность обращаться к компетентным органам за защитой законных интересов.

Исходя из вышеизложенного, законные интересы осужденных, с точки зрения В.М. Анисимкова и В.И. Селиверстова, можно определить как закрепленные в правовых нормах конкретные действия, стремления осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворяемые, как правило, в результате оценки администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, прокуратурой, судом поведения осужденных во время отбывания ими наказания <117>.

--------------------------------

<117> См.: Уголовно-исполнительное право: Учебник для высших учебных заведений / Под ред. В.М. Анисимкова, В.И. Селиверстова. Краснодар, 2003. С. 75 - 76.

 

Виды законных интересов осужденных, по мнению указанных авторов, весьма разнообразны. Так, по социально-политическому назначению блага законные интересы могут быть разделены на три группы.

Первую группу представляют законные интересы, направленные на получение поощрения. Вторая группа - это законные интересы, направленные на получение льгот. Третья группа выражается стремлением к получению благ <118>.

--------------------------------

<118> См.: Там же. С. 76 - 77.

 

Приведенная классификация законных интересов по критерию их социально-политической значимости для осужденных не вызывает никаких сомнений. Вместе с тем, по нашему мнению, законные интересы могут быть объединены по основанию стремления осужденных сохранить предоставленные им льготы и блага и не допустить их отмену или ликвидацию. Так, например, осужденным, пользующимся правом передвижения без конвоя или сопровождения, в случае нарушений Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений передвижение без конвоя или сопровождения отменяется постановлением начальника исправительного учреждения (ч. 6 ст. 96 УИК РФ). Кроме того, осужденные при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания (ч. 2 ст. 120 УИК РФ) и добросовестном отношении к труду по отбытии не менее 6 месяцев срока наказания в обычных условиях отбывания наказания могут быть переведены в облегченные условия. В этом положении закона отражены законные интересы осужденных. Осужденные стремятся к улучшению своего положения. При этом, получив указанные режимные послабления, осужденные должны выстраивать свое дальнейшее поведение таким образом, чтобы сохранить представленное им благо. Законодатель призывает к такому поведению осужденных и стимулирует его как путем возможного дальнейшего ослабления режима содержания, так и путем угрозы введения дополнительных запретов (кроме возможного применения мер дисциплинарного воздействия), выраженных в возможности отмены предоставленных льгот. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 120 УИК РФ осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в обычные или строгие условия отбывания наказания. В других случаях законные интересы осужденных могут находить свое выражение в возможностях реализации их субъективных прав, реализация которых значительно затруднена в силу экономического состояния государства. Права осужденных на гарантированное трудоустройство после отбытия наказания, на получение жилой площади пока носят в основной своей массе декларативный характер и материального подкрепления не находят. Эти вопросы по сути своего разрешения имеют проблемный характер и разрешаются государством постепенно, по мере совершенствования системы исполнения уголовных наказаний и становления социальных институтов ресоциализации осужденных.

 

§ 4. Гражданско-правовой статус осужденных. Понятие и общая

характеристика специальных прав и обязанностей осужденных

 

Правовое положение личности определяется в основном ее принадлежностью к тому или иному государству. Такая принадлежность носит политический характер и определяется всей совокупностью действующего в государстве законодательства. Статья 6 Конституции РФ закрепляет, что гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Несмотря на специфический правовой статус лиц, отбывающих уголовные наказания и находящихся в силу этого обстоятельства в исправительном учреждении, они остаются гражданами государства и имеют определенные права, в том числе и гражданские.

Гражданский статус, в том числе и для осужденных, предполагает наличие установленных законами прав и обязанностей. Государство, выступая в качестве одной из сторон уголовно-исполнительных отношений, вначале создает специализированные структуры, а затем делегирует этим структурам право выступать от его имени в качестве законных представителей. Используя делегированный объем полномочий, государственные структуры используют свои права на реализацию воли государства по снижению или ограничению правового статуса отдельных категорий граждан, совершивших преступления. Таким порядком образуется и действует правовой статус осужденных граждан, подвергаемых по решениям судов различным видам уголовных наказаний.

В то же время государство гарантирует конституционное право граждан на защиту своих прав и законных интересов. Одно из важнейших положений Конституции РФ (ст. 2) говорит о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Эта статья Конституции РФ обусловливает наличие особых требований к нормативным правовым актам, регулирующим и определяющим сущность правового статуса осужденных, к степени поражения их основных гражданских прав и свобод. Кроме этого, законодательное закрепление правового положения осужденных (по логике уголовно-исполнительных отношений) определяет характер и объем прав и обязанностей представителей органов уголовно-исполнительной системы и обеспечивает, в конечном счете, определенную гарантию законности и в их работе в целом, и во взаимоотношениях с осужденными.

Гарантия законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, обеспечивается требованиями ст. 10 УИК РФ. Указанным положением уголовно-исполнительного закона закрепляется, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. Права и свободы граждан могут быть ограничены лишь приговором суда, и только в той мере, в какой это предусмотрено уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Остальные права и свободы осужденных лиц подлежат охране и защите в равной мере со всеми гражданами РФ.

Гражданский правовой статус в содержательном плане определяется тем объемом прав и обязанностей личности, который гарантируется Конституцией.

В соответствии со ст. 10 УИК РФ осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом. Никакие иные ограничения прав и свобод не допускаются. Осужденные не могут, например, быть призваны на службу в армию, не избирают и не могут быть избранными, не принимают личного участия в воспитании своих детей.

Осужденные пользуются некоторыми гражданскими правами в полном объеме и в таком же полном объеме обязываются к исполнению своих гражданских обязанностей. Так, осужденные без каких-либо исключений пользуются наследственными правами, а также правами в области брачно-семейных, трудовых и иных отношений.

УИК РФ (ст. 10) предопределяет практическое осуществление принципа дифференциации процесса исполнения наказания. Применение в отдельных видах наказания мер исправительного воздействия (режимные правила, труд, воспитательная работа, обучение осужденных) обусловливает для них дополнительные права (право на оплату труда, право на образование, право на специальное обучение).

Законодательное закрепление правового положения осужденных в УИК РФ полностью согласуется как с требованиями международных правовых актов, воспринимаемых Россией, так и с положениями Конституции РФ. Так в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ закрепляется, что права человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 

Глава 7. УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.